Первый (заочный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2012/2013 учебный год, 8 класс
Дата _________ Занятие № _______ Работа _______________________________________
Комплексная работа по русскому языку и литературе
Прочитайте внимательно задания. В каждом задании может быть более одного правильного ответа.
Полностью правильный ответ – 5 баллов. Полностью неправильный ответ – 0 баллов. Частично правильно выполненное задание оценивается по количеству только полностью правильных ответов.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Итого |
Кол-во баллов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Сколько в русском языке непарных по твердости-мягкости согласных звуков?
А. 3 Б. 4 В. 5 Г. 6
В каких словах следует произносить сочетание звуков [шн]?
А. Помощник Б. Солнечный В. Конечный Г. Пустячный Д. Экологичный
В каком слове только твердые согласные звуки?
А. Водит Б. Пашешь В. Верит Г. Велит Д. Смех.
Какие словосочетания являются фразеологическими оборотами?
А. Согреть руки
Б. Плыть в руки
В. Сон в руку
Г. Прикоснуться рукой
Д. Руки коротки
Определение какого слова приведено ниже?
Служащий для увековечения памяти какого-либо лица или события
А. мемориал Б. монумент
В каких словах пишется а?
А. об…яние Б. кат..лог В. об…няние Г. обл…ко Д. г…ризонт
В каких словах допущена ошибка
А. ровестник Б. сверстник В. вестник Г. извесняк
Написание одного из перечисленных ниже слов изменилось в процессе развития языка под влиянием произношения. Что это за слово?
А. ходьба Б. косьба В. судьба Г. просьба Д. свадьба
Найдите слово, в котором суффиксы выделены неправильно.
А. Вспомог-а-тель-н-ый
Б. Подберез-ов-ик
В. Безыинтерес-н-ый
Г. Вес-ушч-ат-ый
Отметьте группы, в которой представлены слова не одной части речи.
А. наш, никто, себе, чей
Б. два, сорок восьмой, пятый, миллиард
В. книга, полтора, Европа, гектар
Укажите имя существительное, которое не имеет формы множественного числа:
А. пузырь Б. родня В. степь Г. инженер Д. дочь.
В каких словосочетаниях прилагательные являются относительными?
А. клюквенный кисель
Б. звонкий согласный
В. золотая осень
Г. железная воля
Д. твердые цены
В каких словосочетаниях возможна замена полных форм прилагательных краткими?
А. деловой человек Б. яркий свет В. тупой угол Г. резкое движение Д. глубокий тыл
Какой вариант употребления числительного будет правильным?
В их семье было … А. четверо дочерей Б. четыре дочери
Определите, о каких словарях идет речь? А_Б_В_Г_Д_
А. словарь, указывающий нормы произношения и ударения;
Б. словарь, который фиксирует слова, отличающиеся друг от друга оттенками значения и употребления в речи;
В. словарь, который описывает происхождение слов;
Г. словарь, предназначенный для фиксации норм правильного написания слов;
Д. словарь, предназначенный для фиксации лексических и грамматических норм правильного употребления устойчивых сочетаний слов.
фразеологический
орфографический
синонимов
орфоэпический
этимологический
16. Назовите жанры, которые относятся к эпическому литературному роду:
А. Басня Б. Былина В. Очерк Г. Стихотворение Д. Драма
17. Какая из нижеперечисленных басен не принадлежит перу И.А.Крылова:
А. «Волк и ягненок»
Б. «Квартет»
В. «Демьянова уха»
Г. «Свинья и баран»
Д. «Осел и соловей»
18. Какие из нижеперечисленных произведений не являются рассказами:
А. «Бежин луг» И.С. Тургенев
Б. «Два великана» М.Ю.Лермонтов
В. «Обыкновенная земля» К.Г.Паустовский
Г. «Тапер» А.И.Куприн
Д. «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой
19. Определите стихотворный размер, которым написаны следующие строки:
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить… (А.С.Пушкин)
А. Дактиль Б. Хорей В. Анапест Г. Ямб Д. Амфибрахий
20. Какое из определений соответствует жанру эссе:
А. Эпический жанр, художественное повествование о реальных людях или событиях.
Б. Небольшое эпическое произведение об одном или нескольких событиях в жизни человека.
В. Небольшое прозаическое произведение, выражающее индивидуальные впечатления, наблюдения, размышления.
Первый (заочный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2012/2013 учебный год, 8 класс
Дата _________ Занятие № _______ Работа _______________________________________
Комплексная работа по русскому языку и литературе
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Итого |
Кол-во баллов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Укажите слова, в которых все согласные звуки мягкие:
А. шелестеть Б. целитель В. поедешь Г. чистить Д. перечить
2. Укажите слова, в которых неправильно расставлено ударение:
А. сре’дства Б. углу’бить В. шарфы’ Г. до’чиста Д. наме’рение
3. Укажите ряды, в которых все слова производные:
А. оплата, чернота, странность Б. разбить, перестройка, высь В. армия, уважать, поиск Г. упаковка, таинство, оборвать Д. читать, мечтатель, вчера
4. Укажите ряды, в которых записаны формы одного и того же слова:
А. отпускай, отпускавший, отпущенный
Б. выбрасывать, выброшенный, выбрасывал
В. весёлый, весел, весело (смеяться);
Г. выпускаю, выпускающийся, выпускай
Д. радуясь, радоваться, радующийся
5. Укажите, в каких случаях словообразовательный анализ выполнен неправильно:
А. преддверие дверь (приставочный) Б. вчерашний вчера (суфф.) В. подкормка подкормить (суфф.) Г. кашлянуть кашель (суффиксальный) Д. Предуралье Урал (приставочно-суффиксальный)
6. Укажите, в каких случаях лексическое значение слова определено неправильно:
А. рейтинг – уровень популярности
Б. менталитет – склад ума, характер чувств и мышлений
В. наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье
Г. форс-мажор – провал, неуспех
Д. тактильный – обладающий чувством меры
7. Установите соответствие между устаревшими словами и их лексическим значением: А_Б_В_Г_Д_
А. чертог | 1) собрание, множество |
Б. шуйца | 2) сегодня, ныне |
В. днесь | 3) мудрец, чародей, колдун |
Г. волхв | 4) левая рука |
Д. сонм | 5) пышное, великолепное помещение, дворец |
8. Определите, многозначными словами или омонимами являются выделенные в словосочетаниях слова, и установите соответствие между столбцами таблицы: А_Б_В_Г_Д_
А. заседание бюро – старинное бюро (стол) | многозначные слова омонимы |
Б. выйти в свет – зажечь свет |
В. строительный кран — водопроводный кран |
Г. нести чемодан – нести наказание |
Д. отделение в концерте – отделение в пехоте |
9. Соотнесите фразеологизмы с их лексическим значением в правой колонке: А_Б_В_Г_Д_
А. Небо в овчинку показалось | 1) «кто-то испытывает сильное желание приобрести что-либо заманчивое, завладеть чем-либо» |
Б. Отрезанный ломоть | 2) «стало невыносимо страшно, тяжело, опасно» |
В. Вилять хвостом | 3) «растить, воспитывать, доводить до самостоятельности» |
Г. Слюнки текут | 4) «заискивать, подобострастно относиться к кому-либо» |
Д. Поставить на ноги | 5) «человек, порвавший связь с привычной средой, порвавший с привычным образом жизни, с привычной деятельностью» |
10. Укажите, в каких предложениях выделенное слово является именем существительным:
А. Летом дни значительно длиннее ночей.
Б. Ранним утром мы отправились в поход.
В. По вине ученика урок был сорван.
Г. Обращайтесь к орфографическому словарю по мере надобности.
Д. Через некоторое время начнётся концерт.
11. Укажите, в каком ряду все имена существительные относятся к мужскому роду:
А. ваниль, тюль, озимь Б. тополь, сапожище, подспорье В. сулугуни, шампунь, бездарь
Г. невежа, недотрога, домишко Д. кенгуру, мсье, Токио
12. Укажите ряды, в которых представлены все имена прилагательные одного лексико-грамматического разряда:
А. радостное настроение, крепкий мужчина, ответственное отношение
Б. древняя легенда, лекарственное растение, пенсионное удостоверение
В. афинский царь, пятилетний срок, шерстяное одеяло
Г. древесный уголь, бабушкины очки, пшённая каша
Д. заячьи следы, обеденный перерыв, сладкий чай
13. Укажите ряды, в которых допущены ошибки в употреблении имён числительных:
А. четверо друзей, двое студентов Б. трое служащих, их двое В. двое солдат, четверо крольчат
Г. семеро козлят, двое быков Д. двое стульев, трое раненых
14. Укажите ряды, в которых есть третье «лишнее» местоимение:
А. ни о чём, нечего, никого Б. мой, их (нет дома), его (решение) В. тот, столько, ваш
Г. некий, некоторый, кое-что Д. самый, любой, каждый
15. Инфинитив для всех глагольных форм указан правильно в рядах:
А. решённый – решить, освещённый – освещать
Б. кричащий – кричать, утомлённый – утомить
В. насыщенный – насытить, продаваемый – продать
Г. приведший – приводить, обеспокоенный – обеспокоить
Д. заросший – зарасти, бегавший – бегать
16. Укажите, в каких предложениях выделенные слова являются именем прилагательным:
А. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы.
Б. Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи.
В. Небо было безоблачно и неподвижно.
Г. В лагере всё благополучно.
Д. На бесчисленных жёлтых кочках бессильно поникла трава.
17. Какие из поэтических приемов характерны для народной лирической песни:
А. параллелизм Б. ритм В. рифма Г. строфа Д. эпитеты
18. Кому из героев «Песни про купца Калашникова» (М.Ю.Лермонтов) В.Г. Белинский дал следующую характеристику «… это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут…»
А. Кирибеевич Б. Калашников В. Иван Грозный Г. Алена Дмитриевна Д. боярин Матвей Ромодановский
19. Какие из приведенных ниже цитат А.С. Пушкин использовал в качестве эпиграфов к главам повести «Капитанская дочка»:
А. «Старинные люди, мой батюшка» («Недоросль»);
Б. «Ин изволь и стань же в позитуру. Посмотришь, проколю как я твою фигуру!» (Княжнин);
В. «Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати» (песня);
Г. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (народная пословица);
Д. «Незваный гость хуже татарина» (пословица).
20. Какое из определений соответствует понятию гротеск:
А. Тонкая, скрытая насмешка, когда истинный смысл высказывания завуалирован и чаще говорится противоположное тому, что подразумевается.
Б. Беспощадное осмеяние несовершенства мира и человеческих пороков.
В. Веселая и добродушная насмешка над кем-либо или чем-либо.
Г. Предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального, ужасного и смешного.
Д. Едкая, язвительная насмешка.
Первый (заочный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2012/2013 учебный год, 7 класс
Ответы
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Итого |
Кол-во баллов | Г | А Г | Б | Б В Д | А | А Б Г | А Г | Д | А | В | Б | А Б Д | Б Г | Б | А4 Б3 В5 Г2 Д1 | А Б В | Г | Б В | Г | В | |
Первый (заочный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2012/2013 учебный год, 8 класс
Ответы
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Итого |
Кол-во баллов | Г Д | Б В | А Б Г | Д | А Г | В Г Д | А5 Б4 В2 Г3 Д1 | А2 Б2 В2 Г1 Д1 | А2 Б5 В4 Г1 Д3 | БВ Д | Д | А В | Г Д | Б В | Б Д | В Г | А Б Д | Б | А Б В Д | Г | |