СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

111111111111111111111

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие психолога с родителями , воспитателями и учителями в процессе консультирования

Просмотр содержимого документа
«111111111111111111111»

Взаимодействие психолога с родителями, воспитателями и учителями в процессе консультирования

Какие бы значительные позитивные психологические измене­ния ни происходили на коррекционных занятиях, они приобре­тают значение для развития личности ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитив­ная динамика в ходе коррекционного процесса не сможет приве­сти к достижению планируемого в программе эффекта, если из­менения в поведении, установках, эмоциональных состояниях ребенка не находят понимания и отклика у родителей и ближай­шего социального окружения ребенка, если значимые для ребен­ка близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений. Психолог моделирует и строит на коррекционных занятиях ту модель взаимоотношений и совместной деятельности ребенка с окружающими людьми, модель поведения, которая создает оп­тимальные условия для гармонического развития ребенка. Эта модель должна быть принята и усвоена обеими сторонами — как самим ребенком, так и взрослыми, составляющими его социаль­ное окружение.

Задачи и содержание работы психолога с родителями, педаго­гами и воспитателями, форма участия родителей в коррекцион­ных мероприятиях различаются в соответствии с задачами коррекционного этапа. Задачей предварительного этапа, предшествую­щего началу реализации коррекционной программы, является обо-снование целесообразности и необходимости проведения коррекционных занятий с ребенком, обеспечивающее принятие родите­лями соответствующего решения. Напомним, что на предварительном этапе психолог информирует родителей об особенностях раз­вития ребенка, выделяет трудности развития и его «сильные» сто­роны, останавливается на обсуждении источников и причин воз­никновения трудностей в развитии. Важным моментом, позволя­ющим обосновать необходимость проведения коррекционной ра­боты, является формулирование психологом условно-вариантного прогноза на ближайшую перспективу развития ребенка, прогно­за, причинно связывающего условия развития ребенка с вероят­ностью осуществления конкретного — благоприятного или не­благоприятного — сценария развития.

Итогом совместного с родителями обсуждения должна стать выработка конкретных рекомендаций по преодолению трудно­стей в развитии и принятие решения об участии ребенка в кор­рекционной программе. Родители должны быть ознакомлены с целями и задачами программы, методами ее реализации, ожида­емыми результатами, информированы о динамике особенностей поведения ребенка, которые будут сопутствовать коррекционной работе, должны получить ясное представление о характере и мере своего участия, о продолжительности коррекционных занятий. Очень важно уже на этом этапе работы разрушить столь часто встречающуюся иллюзию о возможности магического «волшеб­ного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка в результате посещения ребенком нескольких коррекционных за­нятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родите­лей в отношении результатов коррекционной программы, разъяс­нить, что окончательный эффект коррекционной программы бу­дет очевиден лишь спустя несколько месяцев после ее окончания. Здесь же уместно подчеркнуть решающую роль самих родителей для переноса, обобщения и закрепления позитивных результатов занятий. Важным моментом является обоснование целесообраз­ности участия родителей в коррекционных занятиях на заключи­тельном этапе работы, сформировать у них установку на необхо­димость собственного саморазвития, повышения психолого-пе­дагогической компетентности.

В том случае, когда коррекция осуществляется в детском саду или в школе в соответствии с запросом педагогического персона­ла или администрации образовательного учреждения, задача фор­мирования адекватных социальных ожиданий в отношении резуль­татов коррекционной работы остается не менее актуальной и зна­чимой, чем при работе с родителями. Психолог нуждается в орга­низационной помощи, понимании и поддержке со стороны педа­гогов и администрации. Необходимо четко оговорить с админист­рацией и педагогом место и время проведения занятий с детьми. Крайне желательно иметь специально оборудованный кабинет пси­холога, используемый только для консультаций или коррекцион­ных занятий. Недопустимо использовать кабинет психолога для

каких-либо форм учебной и внеклассной работы (проведения уро­ков, кружковой работы). Время проведения коррекционных заня­тий не должно совпадать со временем уроков или других значимых для детей мероприятий (например, для дошкольников — с про­гулкой), должно быть постоянным и подвергаться пересмотру лишь в исключительных случаях. Дети и педагоги должны быть заблаго­временно информированы о времени проведения коррекционных занятий. Время коррекционных занятий должно быть внесено и зафиксировано в расписание (в школе и в детском саду) детского учреждения. На предварительной беседе родителей нужно предуп­редить о том, что для достижения позитивного эффекта ребенку необходимо пройти полный курс коррекционных занятий, пре­дупредить о возможных негативных последствиях досрочного пре­рывания курса. Родителям следует разъяснить, что изменение вре­мени занятий по желанию родителей (опоздание, досрочный уход) недопустимо. И опоздание, и досрочный уход ребенка с занятия нарушает логику развертывания психокоррекционного процесса и приводит к снижению его эффективности.

Родители должны заранее подготовить детей к участию в кор­рекционных занятиях, объяснить им цели посещения занятий на простом понятном ребенку языке, избегая негативных оценок ребенка, угроз, предупреждений. Дошкольникам следует также объяснить, что во время занятия родители будут находиться в «комнате ожидания», предупредить, что на занятии будут при­сутствовать и другие дети. Ни в коем случае нельзя запугивать детей, угрожать («будешь плохо себя вести — плакать, капризни­чать и пр. — больше никуда не пойдешь, дома накажу и пр.»), настаивать на образцовом «примерном» поведении ребенка на занятии («будь хорошим мальчиком»), внушать представление о том, что на занятиях ребенка «наконец-то научат, как себя вес­ти», «воспитают» и т.д., индуцируя ребенку тревожность и страх в отношении потери своего Я и возможных негативных оценок ими санкций. С другой стороны, вредно чрезмерно успокаивать ребен­ка, уговаривать и убеждать его в том, что на занятиях нет ничего страшного, неприятного, опасного. Такая настойчивость родителя Может вызвать у ребенка прямо противоположную реакцию тре­вожного ожидания и страха как в отношении самих занятий, так и в отношении личности психолога.

На начальных этапах реализации коррекционной программы, направленной на коррекцию эмоционально-личностного "разви­тия, родители должны терпеливо и с пониманием отнестись к Возможному, хотя и не обязательному, обострению трудностей в общении и взаимодействии с детьми, к повышению эмоциональ­ной лабильности и чувствительности детей, резкой смене их на­строения. Психолог должен разъяснить родителям временный ха­рактер этих явлений, указать на их значение, скрытое за внешними признаками возрастания неустойчивости настроения, двигательной активности, резкости и «неуправляемости» детей. На протяжении всего хода коррекционных занятий с родителями не­обходимо поддерживать систематический контакт. Оптимальной формой такого контакта является специально организованная работа родительской группы, что, к сожалению, не всегда ока­зывается возможным. В любом случае психолог должен обеспе­чить решение, по крайней мере, трех задач: 1) задачи информи­рования родителей о динамике коррекционной работы, особен­ностях поведения ребенка на занятиях, достижениях и успехах ребенка; 2) задачи получения от родителей информации об осо­бенностях поведения ребенка дома, отношении к коррекционным занятиям, эмоциональном состоянии, об особенностях об­щения и взаимодействия с родителями; 3) задачи выработки оп­тимальной тактики взаимодействия и общения родителей с ре­бенком в семье.

Очевидно, что контакты психолога с педагогами не могут но­сить столь интенсивного и систематического характера, как с ро­дителями, хотя и направлены на решение тех же задач. Если пси­холог работает в детском учреждении, желательно в качестве кон­троля за динамикой коррекционной работы систематически осу­ществлять наблюдение за особенностями поведения ребенка в классе или в группе детского сада. На заключительных этапах кор­рекционной работы желательно участие родителей в совместных коррекционных занятиях, где им предоставляется практическая возможность овладеть новыми, более эффективными способами общения и взаимодействия с детьми, улучшить взаимопонима­ние. К моменту завершения коррекционной работы необходимо провести специальную беседу-консультацию с родителями и пе­дагогами, подводящую итоги коррекционной программы, разъяс­нить сущность достигнутых результатов, сформулировать инди­видуальные рекомендации по оптимизации общения и взаимо­действия с ребенком так, чтобы обеспечить перенос достигнуто­го ребенком в практику реальных жизненных отношений. Кор­рекции подлежит не только развитие личности самого ребенка, но и социальная ситуация развития в целом, вся система взаимо­отношений между ребенком и его социальным окружением, по­строение которой есть результат совместных усилий как самого ребенка, так и родителей, педагогов и воспитателей.