Мастер класс «Жить без конфликтов»
Здравствуйте! Меня зовут Дарья.
Все вы знаете, что общение сопровождает нас повсюду и всегда, и невозможно представить, как может человек обойтись без этого уникального дара. Необходимо заметить, только то, что общение не всегда бывает приятным: конфликты, ссоры – нередко портят нам настроение, а проблема возникновения их - неумение и незнание
правил эффективного общения.
Тему мастер-класса вы определите, посмотрев видео
https://www.youtube.com/watch?v=P1900TBJ7q8
Итак, какова тема данного мастер-класса ?
Правильно, «Жить без конфликтов»,
Какая цель?
Цель: узнать о конфликтах и способах их позитивного разрешения
А что такое КОНФЛИКТ?
НА СЛАЙДЕ
Конфликт - это нарушение процесса общения, возникающее как следствие противоположных интересов, взглядов, мнений и вызывающее серьезное разногласие.
Спор - Словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение, свою правоту.
А вы сталкивались с конфликтами в своей жизни? Или это были споры?
Что вам помогало решить конфликт?
На самом деле решить конфликт помогают знания основных стилей поведения в конфликте:
Существуют пять основных стилей поведения при конфликте:
приспособление;
компромисс;
сотрудничество;
избегание;
конкуренция.
НА СЛАЙДЕ:
Избегание - ты делаешь вид, что никаких разногласий нет
Конкуренция - ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чем не уступаешь сопернику.
Приспособление - этот вариант предполагает, что одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и приносит их в жертву.
Сотрудничество - ты смотришь на соперника как на помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься разобраться в его точке зрения, понять, как и почему он не согласен с тобой, найти решение, устраивающее и тебя, и соперника.
Компромисс предполагает, что обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию.
Вы знаете, какие стратегии вы предпочитаете в конфликтных ситуациях?
Я предлагаю провести Упражнение «Праздничный пирог»
Данное упражнение позволит, определить вашу стратегию поведения в конфликтной ситуации.
- Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Вы именинник и как поэтому себя поведете?
Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения (НА СЛАЙДЕ)
Прочитайте варианты и выберите свой
Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.)
Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок - не важно, себе - лучший. (Конкуренция.)
Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.)
Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)
Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.)
Скажите, как правило, когда возникают конфликтные ситуации?
Когда мы работаем группой над совместной работой
Предлагаю вам разбиться на 2 группы
У каждой группы будет задание построить дом из бумаги и постараться не конфликтовать.
СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА
Ребята, скажите какие стратегии вы применяли, чтобы не конфликтовать?
Сейчас я предлагаю вам упражнение «Сорри, конфликта не будет»
Многих конфликтов можно избежать, если вовремя остановиться. Так, например, в нашей культуре, для того, чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виноватого и просит прощения, а второй отвечает ему: «Ничего страшного».
Англичане поступают еще проще, они не выясняют, кто был виноват, - извиняются обе стороны. Например кто-то нечаянно задел кого-то и попросил извинения: «I am sorry», он услышит в ответ «I am sorry». Первое«I am sorry», означает «Простите, что я вас задел», второе «I am sorry», означает «Простите, что я встал на дороге в тот момент, когда вы проходили». Если же кто-то умышленно задевает другого, потому что у него плохое настроение, он снова услышит в ответ «Sorry»? что означает: «Извините, но конфликта не будет» или «Я очень сожалею, что у вас плохое настроение, но мне совсем не хочется ругаться с вами».Предлагаю на практике попробовать применить эти приемы:
Ситуации (называю персонально кому)
- вас нечаянно толкнули в коридоре школы
- одноклассник, будучи в плохом настроении указывает на ваши недостатки
- вы, будучи в плохом настроении нагрубили другу, а потом пожалели о случившемся
- вы опоздали в школу и вас ругает учитель
- вы нечаянно толкнули случайного прохожего на улице
- родители ругают вас из-за снижения успеваемости.
В конце мастер-класса я хочу, чтобы мы с вами создали памятку «Как избегать конфликта»
Выберите из предложенных выражений, которые бы мы могли включить в Памятку
НА СЛАЙДЕ ПАМЯТКА «КАК ИЗБЕГАТЬ КОНФЛИКТА»
В конфликте признавайте только свои интересы
В конфликте можно обзывать .
В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
В конфликте можно хитрить и обманывать
Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.