Сценарий занятия 3–4 класс
1
Сценарий занятия | 3–4 классы
13 января 2025 г.
Сценарий занятия 3–4 класс
СЦЕНАРИЙ
занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся 3 – 4 классов
Занятие 17
ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ ПЕЧАТИ
Цель занятия: развитие у обучающихся представлений о периодических печатных и электронных изданиях для массового читателя, в том числе для детей, о Дне российской печати как профессиональном празднике работников СМИ, об их труде.
Формирующиеся ценности:
труд, гражданственность,
историческая память.
Основные смыслы:
- Пресса – средство хранения и передачи от поколения к поколению памяти, достижений науки и культуры.
- Печатное издание (газета, журнал и др.) – надежный источник информации, один из основных способов ее распространения.
- Над созданием печатного издания трудятся много людей, это важная и ответственная работа.
- Чтение журналов расширяет кругозор, делает досуг разнообразнее и интереснее.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических интерактивных заданий.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеоматериалы;
- интерактивные задания;
- презентация.
Этапы занятия Мотивационно- целевой
анонса занятия, беседа.
этап:
просмотр
видеоролика-
Сценарий занятия 3–4 класс
Основной этап: просмотр и обсуждение видеоролика и видеоролика- интервью, чтение и обсуждение литературного произведения, беседа.
Заключительный этап: беседа, выполнение интерактивных практических заданий.
Сценарий занятия 3–4 класс
Мотивационно- целевой этап
Учитель приветствует ребят, спрашивает, как прошли новогодние каникулы, что им запомнилось больше всего, как они поздравили родных и друзей. Затем учитель интересуется, что ребята читали за время каникул, читал ли кто- то журналы или газеты, если да, то какие.
Учитель организует просмотр видеоролика- анонса занятия.
Учитель : Сегодня, 13 января, отмечается День российской печати. Это профессиональный праздник всех работников газет и журналов. А знаете ли вы, что такое газета? А журнал? И газеты, и журналы имеют общее название – печатное издание или пресса 1 . А чем отличаются газеты от журналов? 2 Газеты и журналы от книг?
Ответы обучающихся.
Учитель: Средства массовой информации выполняют несколько очень важных задач. Газеты сообщают людям новости, доносят до них правдивую информацию. Представьте, сколько людей в день читают одну и ту же газету. И все они оказываются как бы связаны общими интересами, вопросами, радостями. Журналы тоже объединяют людей по интересам: кто- то увлекается природой, кто- то техникой, кто- то кулинарией, а еще есть профессиональные журналы, например, для врачей, учителей, инженеров, специалистов по компьютерной технике и многих других. Получается, что печатные издания, пресса – это то, что нас всех объединяет.
Основной этап
Учитель: Из видеоролика в начале занятия вы уже узнали о том, что День российской печати связан с выходом в свет первой печной российской газеты «Ведомости» и с именем
1
Печать - в широком значении - печатная продукция; в более узком,
но распространенном значении - периодические издания, главным образом газеты и журналы (синоним - пресса).
2 Газета выходит на больших листах, без обложки, на более простой (газетной) бумаге. Журнал имеет больше страниц, красочную обложку, сшит. Книга имеет как правило одного автора, в журнале редактором собраны статьи разных авторов, журнал выходит периодически (раз в месяц, например), у книги и журнала отличаются иллюстрации
и качество бумаги.
Сценарий занятия 3–4 класс
царя Петра Первого. Давайте прочитаем и обсудим рассказ писателя Сергея Алексеева о том, как создавалась первая российская газета.
Учитель организует работу с рассказом С. Алексеева
«Радуйся малому, тогда и большое придет» (выразительно читает фрагмент рассказа (Приложение 1 к сценарию) или организует просмотр видео). Примерные вопросы для обсуждения:
- Почему первую российскую газету назвали «Ведомости»? 3
- Почему Петр Первый среди всех государственных дел посчитал важным лично участвовать в создании первой газеты?
- Как Петр отреагировал на критику Головина? Почему?
- Как вы понимаете смысл названия рассказа «Радуйся малому, тогда и большое придет»?
Ответы обучающихся.
Учитель: Со времен Петра Первого и первой газеты
«Ведомости» прошло уже 322 года. За это время российская пресса очень сильно изменилась. Даже невозможно перечислить, сколько сейчас существует газет и журналов для читателей всех возрастов и интересов, и, конечно, для детей. А вот первый детский журнал назывался «Детское чтение для сердца и разума», он начал выходить почти через сто лет после издания первой газеты.
Какие детские журналы вы знаете?
Ответы обучающихся.
Учитель: Знаете ли вы детский журнал «Мурзилка»? А кто такой Мурзилка?
Ответы обучающихся.
Учитель: Давайте посмотрим видеоролик и узнаем побольше о Мурзилке, журнале, который так называется, и еще об истории печатных изданий.
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика
«Печатные издания». Примерные вопросы для обсуждения:
- Почему появились газеты? Зачем они нужны?
3 Ведать (устар.) – знать. Уведомлять – информировать, сообщать новости.
Сценарий занятия 3–4 класс
- О чем люди узнают из газет и журналов?
- Почему людям важно получать правдивую информацию?
детские журналы?
- Почему появились специальные Зачем они нужны?
- О чем вам было бы интересно А в газете?
- Читаете ли вы журналы? Какие?
читать в журнале?
Учитель: Сейчас многие газеты и журналы издаются и в печатном, и в электронном виде. Электронные газеты и журналы можно найти в Интернете. Но люди все равно покупают и читают бумажные издания. Как вы думаете, почему?
Ответы обучающихся.
Учитель: Но кто же делает журналы и газеты? Отвечает
выпуск газеты или журнала главный редактор.
за
Он подбирает материалы в соответствии с
интересами заметки;
читателей. Журналисты пишут статьи и
фотокорреспонденты снабжают их фотографиями, а иллюстраторы – рисунками; корректоры вычитывают тексты, чтобы в них не было ошибок; в типографии работают наборщики, операторы печатных станков… Для того, чтобы вы могли прочитать журнал, трудятся множество людей.
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоинтервью с главным редактором газеты «Московский комсомолец» Павлом Николаевичем Гусевым. Примерные вопросы для обсуждения:
- Согласны ли вы, что работа в газете – это работа очень важная и ответственная? Почему?
- Хотели бы вы работать в газете или журнале?
Что для этого нужно?
- Давайте представим, что вы стали редакторами журнала. Какой теме он был бы посвящен? Как бы вы отбирали материал для журнала?
- Представьте себе, что мы издаем нашу собственную газету. Как ее можно назвать? О чем мы будем в ней писать?
Сценарий занятия 3–4 класс
Заключительный этап
Учитель организует выполнение практических интерактивных заданий «Ребусы» и «Кроссворд» (в них зашифрованы слова, имеющие отношение к теме занятия). Если на занятии нет возможности организовать выполнение заданий в интерактивном формате, можно распечатать их в бумажном варианте (раздаточный материал к занятию) или показать на слайде (презентация к занятию).
Учитель: Предлагаю Вам в течение этой недели выбрать один из детских журналов, прочитать его и подготовить рассказ о прочитанном и о самом журнале, а в конце недели мы организуем обсуждение и поделимся своими впечатлениями: понравилось ли вам читать журналы.
Постразговор
Учитель может разъяснить обучающимся, что различные детские журналы по интересам можно найти в школьной или в местной (районной, городской) детской библиотеке. В качестве постразговора можно организовать посещение библиотеки, знакомство с ассортиментом детских журналов и выбор того, который соответствует интересам каждого обучающегося.
Сценарий занятия 3–4 класс
Приложение 1
С.А. Алексеев. Радуйся малому, тогда и большое придет
- Пора бы нам и свою газету иметь, — не раз говорил Петр своим приближенным. — От газеты и купцу, и боярину, и горожанину — всем польза.
И вот Петр как- то исчез из дворца. Не появлялся
до самого вечера, и многие уже подумали, не случилось ли с царем чего дурного.
А Петр был на Печатном дворе, вместе с печатным
мастером Федором Поликарповым отбирал материалы к первому номеру русской газеты.
Поликарпов, высокий, худой, как жердь, с очками на самом конце носа, стоит перед царем навытяжку, словно
солдат, читает…
Сидит Петр, слушает. Потом берет бумаги. На том, что печатать, ставит красный крест, ненужное откладывает в сторону…
А Поликарпов докладывает все новое и новое. И о том,
что индийский царь послал московскому царю слона, и что в Москве за месяц родилось триста восемьдесят шесть человек мужского и женского полу, и многое другое.
- А еще, — говорит Петр, — напиши, Федор, про школы, да здорово — так, чтобы все прок от этого дела видели.
Через несколько дней газету напечатали. Назвали ее «Ведомости». Газета получилась маленькая, шрифт мелкий,
читать трудно, полей нет, бумага серая.
Газета так себе. Но Петр доволен: первая. Схватил
«Ведомости», побежал во дворец.
Кого ни встретит, газету показывает.
- Смотри, говорит, — газета, своя, российская, первая!
Встретил Петр и графа Головина. А Головин слыл знающим человеком, бывал за границей, знал языки чужие.
Посмотрел Головин на газету, скривил рот и говорит:
- Ну и газета, государь! Вот я был в немецком городе Гамбурге, вот там газета так газета!
Радость с лица Петра как рукой сняло. Помрачнел, насупился.
- Эх, ты! — проговорил. — Не тем местом, граф, мыслишь. А еще Головин! А еще граф! Нашел чем удивить — в немецком
городе Гамбурге. Сам знаю: лучше, да чужое. Чай, и у них не сразу все хорошо было. Дай срок. Радуйся малому, тогда
и большое придет.