ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных,
социально-экономических дисциплин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеаудиторного мероприятия
«15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. День вывода советских войск из Афганистана»
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Базовой подготовки
Дисциплина «История»
1 курс
г. Барабинск, 2017 г
Рассмотрена на заседании
ЦМК ОГСЭД
Протокол № ___________
От ____________ 20___г.
Педагог-организатор
Петрова И. С.
(Ф. И. О.)
______________________
(подпись)
Разработчик:
преподаватель истории Петрова И.С.
Содержание
Методический лист | 4 |
Актуальность проведения внеаудиторного мероприятия | 5 |
Примерная хронокарта занятия | 6 |
Блок информации по теме | 6 |
Перечень оборудования и оснащения | 20 |
Список использованных источников | 21 |
Методический лист
Тема: «15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. День вывода советских войск из Афганистана»
Вид занятия: внеаудиторное мероприятие
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый с использованием информационных технологий (мультимедийная презентация), репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Уровень усвоения информации: первый (узнавание ранее изученных объектов, свойств) + второй (воспроизведение).
Учебные цели: ознакомить учащихся с историческими корнями праздника, посвященного дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся.
Воспитательные цели: воспитание чувства патриотизма, уважения к истории своей страны, воспитывать любовь и уважение к своему народу, военному делу, готовность продолжить дело отцов и дедов, встав на защиту Родины; воспитывать личностное, гражданское и нравственное становление подростков, воспитание настойчивости в достижении цели; формировать умение работать в коллективе, команде.
Развивающие цели: развивать культуру речи, способностей коммуникативного общения, умения анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщать. Развитие эмоций и чувств, связанных с заданной проблемой.
Актуальность проведения внеаудиторного мероприятия
Участники Великой Отечественной войны 1941-1945 горячо любимы и уважаемы в нашей стране. Величину их подвига и героизма трудно переоценить. Но в нашей стране есть немало героев и других войн, происходивших на территории чужих стран. Эти люди достойно исполняли приказ и честно отдавали долг нашей Родине, многие положили здоровье во время войны, а некоторые жизнь. Эти люди испытывали страх, голод, свист пуль над головой, боль близких, смерть товарищей… все, то, что присуще войне. Их героизм также заслуживает уважения, чествования и памяти потомков. Но многие современные жители нашей страны не слышали и не знают обстоятельств тех локальных военных конфликтов. Необходимо поддерживать в памяти потомков – современной молодежи подвиг наших соотечественников. Актуальность данного мероприятия в том, что в нашей стране и после Великой Отечественной войны остались достойные люди, герои нашего времени, способные отдавать честь и жизнь за нашу Родину, не смотря ни на что.
Примерная хронокарта внеаудиторного мероприятия по теме
«15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. День вывода советских войск из Афганистана»
(время занятия 45 минут)
№ п/п | Этапы урока | Время |
1 | Организационный этап | 3 |
2 | Основной этап. Выступления студентов, просмотр видеороликов | 40 |
3 | Заключительный этап | 2 |
4 | Итого | 45 мин. |
Блок информации
Ход мероприятия
Организационный этап (проверка готовности аудитории, оборудования студентов)
Основной этап
Звучит Гимн РФ
Вступление, объявление темы и целей внеаудиторного мероприятия.
Преподаватель. Здравствуйте, студенты и уважаемые гости. Сегодня, 15 февраля, согласно Федеральному закону №320-ФЗ, подписанному президентом России 29 ноября 2010 года, в нашей стране считается Днем памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Почему именно эту дату считают важной и значимой в истории России, каковы причины, ход, итоги войны, ставшей символом 80-годов XX века в Советском Союзе, как коснулись события тех лет наших земляков, вы узнаете на нашем мероприятии.
День этот выбран не случайно – 15 февраля 1989 года последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана.
В 2004 году президент России Владимир Путин выступил на торжественном собрании, посвящённом «Дню памяти воинов-интернационалистов», где сказал следующее:
«В афганскую войну было испытано всё — всё, на что способен человек, что он в состоянии выдержать. Это знают и помнят наши «афганцы»: им полной чашей пришлось хлебнуть и страданий, и горя, и отчаянья, и трудностей. Они воевали в чужой стране, а собственный народ практически ничего не знал ни о причинах этой войны, ни о её целях, ни даже об отваге и подвигах наших солдат и офицеров. Больше того, многих, кто вернулся с той войны, подчас встречали на Родине с непониманием, равнодушием, и даже с осуждением. И, конечно, люди спрашивали: за что? По-настоящему мало кому было дело до искалеченных судеб наших «афганцев», до их физических ран и душевных мук. И чаще всего им самим приходилось находить себе место в жизни — политики были заняты своими делами…»
Это праздник, за который наши соотечественники заплатили огромную цену и они достойны уважения и памяти потомков. Цель нашего мероприятия сегодня: приоткрыть завесу тайны событий тех лет и постараться понять причины и последствия той войны.
Студент 1
Я был у матери один,
А у соседей было двое.
Один с войны пришёл героем,
Другого в цинке привезли.
И кто виновен в той беде?
Что мать до срока поседела.
Что, в общем, никому нет дела,
Как я погиб, зачем и где.
Я честно выполнил свой долг.
И я не прятался за спины,
Жизнь, не дожив до середины,
Хотя я точно знаю, мог!
Я мог любить, и быть любим.
Ходить в кино, встречать рассветы.
Но, жизнь, как песня, не допета,
И ход судьбы неумолим.
Как холодна чужая ночь.
Как зноен день в чужой долине.
Сгорели заживо в машине.
Нам не могли ничем помочь.
И раздавали ордена,
Но много ль толку от железа?
Когда вам вместо ног протезы
В награду Родина дала?
Я был у матери один,
И умирать мне не хотелось.
Александр Клюсов
Причины афганской войны (1979-1989)
Студент 2
Последнее советское десятилетие ознаменовала Афганская война (1979-1989). Ход войны сегодня известен далеко не каждому жителю России. В 90-е годы из-за бурных реформ и экономических кризисов афганская кампания была почти вытеснена из общественного сознания. Но сегодня, когда проведена большая работа историков и исследователей, появилась хорошая возможность беспристрастно взглянуть на события тех лет.
Предпосылки для его возникновения появились в 1973 году, когда в Афганистане была свергнута монархия.
К власти пришел недолговечный режим Мухаммеда Дауда. Он прекратил свое существование в 1978 году, когда произошла Саурская (апрельская) революция. После нее править страной начала Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), которая провозгласила Демократическую Республику Афганистан (ДРА). Организация была марксистской, что роднило ее с Советским Союзом. Так же, как и в СССР, там начали строить социализм. Однако к 1978 году страна уже существовала в условиях непрекращающегося хаоса. Две революции, гражданская война – все это уничтожило стабильность в регионе. Социалистическому правительству противостояли разные силы, но в первую очередь – радикальные исламисты. Они считали членов НДПА врагами всего афганского народа и ислама. По сути, новому политическому режиму была объявлена священная война (джихад). Для борьбы с неверными были созданы отряды моджахедов. 
Демонстрация в поддержку НДПА в Кабуле
Мухаммед Дауд Хан 1973-1978
Именно с ними и сражалась советская армия, для которой скоро началась Афганская война.
Не успела НДПА прийти к власти в Кабуле, как в остальных провинциях страны начались вооруженные мятежи, подогреваемые исламистами. Кроме того, спустя много лет советник американского президента Джимми Картера Збигнев Бжезинский дал откровенное интервью французской газете, в которой признался о влиянии спецслужб США на оппозиционные силы правительства: «Мы не толкали русских вмешиваться, но мы намеренно увеличили вероятность, что они это сделают… Согласно официальной версии истории, помощь ЦРУ моджахедам началась в течение 1980 года, то есть после того, как советская армия вторглась в Афганистан 24 декабря 1979 года. Но реальность, державшаяся в секрете до сегодняшнего дня, является иной: на самом деле президент Картер подписал первую директиву о тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле 3 июля 1979 года. И в тот же день я написал докладную записку для президента, в которой я ему объяснил, что, по моему мнению, эта помощь повлечет за собой советское военное вмешательство».
Студент 3
Афганское руководство начало терять контроль над ситуацией. В этих условиях в марте 1979 года оно впервые обратилось с просьбой о помощи в Москву. В дальнейшем такие послания повторялись около двадцати раз. Ждать помощи марксисткой партии, окруженной националистами и исламистами, было больше неоткуда. Впервые вопрос о предоставлении помощи кабульским «товарищам» был рассмотрен в Кремле 19 марта 1979 года. Тогда Л.И.Брежнев выступил против вооруженного вмешательства: «Был поставлен вопрос о непосредственном участии наших войск в конфликте, возникшем в Афганистане. Мне думается, что… нам сейчас не пристало втягиваться в эту войну. Надо объяснить… афганским товарищам, что мы можем помочь им всем, что необходимо… Участие наших войск в Афганистане может нанести вред не только нам, но и прежде всего им».
Однако время шло, а ситуация у границ СССР становилась все хуже. Постепенно члены политбюро и другие высшие государственные функционеры поменяли свое мнение. В сентябре 1979 года в Афганистане произошел очередной переворот. На этот раз поменялось руководство в правящей партии НДПА. Главой партии и государства стал Хафизулла Амин. По линии КГБ в советское политбюро стали поступать сообщения о том, что он является агентом ЦРУ. Эти донесения еще больше склонили Кремль к военному вмешательству. Тогда же началась подготовка к свержению Амина. По предложению Юрия Андропова было решено поставить на его место лояльного Советскому Союзу Бабрака Кармаля.
Хафизулла Амин
Студент 4
Принятие решения о вводе войск 12 декабря 1979 года стало окончательно ясно, что для СССР начнется собственная Афганская война. Кратко обсудив последние оговорки в документах, в Кремле одобрили операцию по свержению Амина. Никто на тот момент не подозревал насколько затянется эта кампания. Но с самого начала решения ввести войска были и противники. Во-первых, не хотел этого начальник Генштаба Николай Огарков. Во-вторых, не поддержал решение Политбюро Алексей Косыгин. Эта его позиция стала дополнительным и решающим поводом для окончательного разрыва с Леонидом Брежневым и его сторонниками. Непосредственные мероприятия по подготовке к переброске советской армии в Афганистан начались на следующий день, 13 декабря. Советские спецслужбы попытались организовать покушение на Хафиззулу Амина, однако первый блин вышел комом. Операция повисла на волоске. Тем не менее, подготовка продолжалась и уже 25 декабря была совершена диверсия советскими спецслужбами, в результате которой была свергнута власть НДПА в лице Амина.
В ночь на 28 декабря в столицу прибыл Б.Кармаль, который и был объявлен главой государства. Силы СССР потеряли 20 человек (среди них были десантники и спецназовцы). Погиб и командующий штурмом Григорий Бояринцев. В 1980 году он был посмертно приставлен к званию Героя Советского Союза.
Видео №1 «Афганская кампания 1979-1989»
Бабрак Кармаль
Противостояние двух политических систем
Студент 5
Когда Советский Союз только вводил свои войска в Афганистан, руководство страны аргументировало свое решение тем, что оно лишь оказывало помощь, согласно многочисленным просьбам афганского правительства. По свежим следам в конце 1979 года был созван Совет Безопасности ООН. На нем была представлена антисоветская резолюция, подготовленная США. Документ не был поддержан. Американская сторона, хотя и не принимала фактического участия в конфликте, активно финансировала моджахедов. У исламистов было оружие, закупленное на Западе. Таким образом, фактически холодное противостояние между двумя политическими системами получило новый фронт, которым стала Афганская война. Ход войны кратко освещался во всех мировых СМИ. ЦРУ организовало на территории соседнего Пакистана несколько тренировочных и учебных лагерей, в которых проходили подготовку афганские моджахеды (душманы). Исламисты, помимо американского финансирования, получали деньги за счет наркоторговли. В 80-е эта страна стала мировым лидером по производству героина и опиума. Часто целью советских операций было именно уничтожение этих производств. Многие рейды сводились на нет эффективной пропагандистской работой противника среди местного населения. Для афганского большинства (особенно в глубоких провинциях с патриархальным укладом) советские военнослужащие всегда были оккупантами. Никакой симпатии к социалистической идеологии жители не испытывали.
Наши земляки - герои афганской войны
Студент 6
В историю Барабинского района, как и всей нашей страны, эта война внесла немало горьких трагических страниц. Семьдесят четыре жителя Барабинска и Барабинского района были призваны в ряды Советской армии и попали в Афганистан. Четверых человек, погибших при исполнении воинского долга наградили Орденами Красной звезды посмертно. Это настоящие герои: Валерий Александрович Первухин, Сачевский Олег Валерьевич, Масленников Валерий Аркадьевич, Новиков Андрей Петрович.
ВАЛЕРИЙ ПЕРВУХИН – родился, жил в селе Таскаево Барабинского района. В детстве любил трудиться, рыбачить, читать. В школе показывал хорошие знания по всем предметам. Но особая склонность проявлялась к физкультуре и спорту. Валерий был лучшим спортсменом школы, занимал призовые места на районных соревнованиях. Мечтал стать летчиком, но решил сначала испытать себя в армии. Его мечте не суждено было сбыться. Валерий погиб геройски при исполнении боевых задач в Афганистане. Похоронен в родном селе Таскаево.

ВАЛЕРИЙ МАСЛЕННИКОВ – Выполнял интернациональный долг в Афганистане. Из письма командира войсковой части Маслакова отцу Валерия:
«… Его отличало высокое чувство долга и гражданской ответственности, исключительная честность и добросовестность, верность воинской присяге при выполнении интернационального и патриотического долга. Валерий был добросовестным солдатом, чутким и искренним товарищем, Он всегда был готов прийти на помощь и словом и делом. И с честью выполнил наказ: верно служить нашей Родине и народу, достойно выполнять служебный и интернациональный долг». Похоронен Валерий в селе Новокозловское Барабинского района.
Студент 7
ОЛЕГ САЧЕВСКИЙ – после окончания Барабинского железнодорожного училища успел поработать помощником машиниста в Локомотивном депо. В армию призван в сентябре 1983 года. В ноябре этого же года прибыл для прохождения службы в провинцию Кабул. А 8 мая 84 года ему пришлось участвовать в проведении засады. Находясь в группе прикрытия, прочно удерживал свою позицию, не допуская прорыва противника в тыл группы захвата. Олег действовал мужественно и решительно, отбив лично 3 атаки. Разъяренные мятежники сосредоточили весь огонь на его позицию. Истекая кровью, раненый Олег стойко сдерживал натиск противника до подхода подкрепления. Он геройски погиб на поле боя… Одна из улиц нашего города названа именем Олега Сачевского.
НОВИКОВ АНДРЕЙ – в 9 лет остался без матери. Поэтому Андрюша многое умел, рос добрым и внимательным мальчиком, особенно по отношению к сестре Ирине. Ирина последний раз видела Андрея на призывном пункте в Новосибирске. Она вспомнила, что провожая Андрея в армию она, как никогда, горько плакала. Муж успокаивал: «Ну что ты, как на войну его провожаешь?». Увидев глаза Андрея, когда он оглянулся в последний раз, Ирина почувствовала недоброе…
Армейские дни в Афганистане были тяжелыми, но Андрей надеялся, что к 7 ноября он вернется домой живым и невредимым. Числа каждого дня в календарике записной книжки зачеркивал крестиком. Таким крестиком Андрей перечеркнул последнее число 29 октября 1988 г… Он погиб 30 октября при выполнении боевого задания….
Они могли бы вместе с нами радоваться солнцу. Могли бы жить, работать, любить. Но не вернулись, чтобы другим возвращаться. И, перешагнув грань, за которой начинается бессмертие, навеки остались девятнадцатилетними.
Преподаватель: Не солдаты и офицеры начинали эту войну, но именно им пришлось расплачиваться. Расплачиваться самым дорогим, что есть у человека – жизнью. Светлая память всем тем, кто не вернулся с войны. Кто стал частичкой тишины от необъявленной войны.
Песня «Офицеры»
«Груз 200»
Студент 8
Цинковые гробы с призывниками и рядовыми возвращались в Советский Союз полутайно. Солдат хоронили без огласки, а на памятниках долгое время не было упоминаний о месте и причине гибели. В народе появился устойчивый образ «груза 200» и «Черный тюльпан»
«Чёрный тюльпан» — советский самолёт Ан-12, увозивший тела погибших советских военнослужащих с территории Афганистана в ходе Афганской войны.
Только в 1989 году в газете «Правда» были опубликованы реальные данные о потерях – 13,835 человек. К концу XX столетия эта цифра дошла до 15 тысяч, так как многие военнослужащие умирали уже на родине на протяжении нескольких лет из-за ранений и полученных болезней. Таковы были настоящие последствия Афганской войны.
Сценка-монолог матери из повести С.Алексиевич
«Цинковые мальчики»
Студент 9
– Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, вес – два килограмма, рост тридцать сантиметров. Боялась в руках держать...
Прижму к себе:
– Мое ты солнышко...
Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы... Мы ему новое пальто купили... Это ему исполнилось четыре года... Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлеп-шлеп, шлеп-шлеп... Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карманов его пальто выскакивают. Он их собирает:
– Мамочка, ты не бойся. Они добрые. – И назад в карман запихивает.
– Мое ты солнышко.
Игрушки любил военные. Дарила ему танк, автомат, пистолет. Нацепит на себя и марширует по дому.
– Я солдат... Я солдат...
– Мое ты солнышко... Поиграй во что-нибудь мирное.
– Я – солдат...
Идти в первый класс, не можем нигде купить костюм, какой не примеряем – он в нем тонет.
– Мое ты солнышко...
Забрали в армию. Я молила не о том, чтобы его не убили, а чтобы не били.
Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький.
Рассказывал, что и туалет зубной щеткой могут заставить чистить.
Я этого боялась. Попросил: "Пришлите все свои фото: мама, папа, сестренка. Я уезжаю..."
Куда уезжает, не написал. Через два месяца пришло письмо из Афганистана:
"Ты, мама, не плачь, наша броня надежная".
– Мое ты солнышко... Наша броня надежная...
Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку... Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть... Поглядеть на сыночка, дотронуться...
Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит?
Первым пришел капитан из военкомата:
– Крепитесь, мать...
– Где мой сын?
– Здесь, в городе. Сейчас привезут.
Я осела на пол:
– Мое ты солнышко!!! – Поднялась и набросилась с кулаками на капитана:
– Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный...
А он маленький... Ты – мужчина, а он – мальчик. Почему ты живой?!
Привезли гроб, я стучалась в гроб:
– Мое ты солнышко! Мое ты солнышко!
А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму:
– Мое ты солнышко…
Видео №2«Черный тюльпан»
Итоги Афганской войны
Студент 10
Каковы же итоги Афганской войны?
Советское вмешательство продлило жизнь НДПА ровно на тот период, на который в стране оставались войска СССР. После их вывода режим постигла агония. Моджахедские группировки быстро восстановили собственный контроль над Афганистаном. Исламисты появились даже у границ СССР. Советским пограничникам приходилось терпеть обстрелы противника уже после того, как войска покинули страну. В апреле 1992 года Демократическая Республика Афганистан была окончательно ликвидирована исламистами. В стране начался полноценный хаос. Ее разделили многочисленные группировки. Война всех против всех там продолжалась вплоть то вторжения войск НАТО в начале XXI века. В 90-е годы в стране появилось движение «Талибан», которое стало одной из ведущих сил современного мирового терроризма. В массовом постсоветском сознании одним из важнейших символов 80-х годов стала именно Афганская война.
Оценка ее итогов разнится, хотя в конце существования СССР большинство населения выступало за вывод войск и прекращение бессмысленной войны.
Видео №3«Письмо сестренки»
Студент 11
Вспомним тех, кто не вернулся…
Кто стал частицей тишины,
Кто лег в горах – и не проснулся
От необъявленной войны.
Давайте вспомним поименно
тех, с кем навеки сроднены,
Кто был частицей батальона
А стал частицей тишины.
Вслух выговаривать не будем
Их дорогие имена,
Покуда здесь безвестна людям
Та наша горькая война.
3. Подведение итогов, рефлексия.
Наше мероприятие подходит к концу. Теперь вам известно, что праздник призван напомнить о том, что этот день является знаком признания заслуг наших соотечественников, которые доблестно исполняли приказ и отдавали долг Родине. Многие не вернулись домой, оставшись в памяти двадцатилетними мальчишками. Давайте не дадим им исчезнуть из истории и не дадим забыть их потомкам.
Видео №4 «Виват шурави»
Перечень оборудования и оснащения
1. Доска
2. Компьютерное и мультимедийное оборудование
3. Раздаточный материал
4. Мультимедийная презентация
5. 5 видеороликов
6.Гимн РФ
7.Символика РФ
Список использованных источников
Афганская война (1979—1989) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Видео «черный тюльпан» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://yandex.ru/video/search?text=черный%20тюлбпан%20видео&parent-reqid=1486969825278673-8813937212651003900401488-sas1-561
Гимн РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://yandex.ru/video/search?filmId=16981676776500590405&text=гимн%20рф
Книга памяти «Я вернулся, я победил войну!» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://brbmuseum.ru/встреча-воинов-афганцев/
Сценарий «Афганистан, мы помним это…» [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://infourok.ru/scenariy-prazdnika-afganistan-mi-pomnim-eto-967223.html