Просмотр содержимого документа
«17.04.2020. Русский язык, 9 класс»
17.04.2020. Русский язык, 9 класс.
Тема: Основные группы лексики русского языка.
Задачи: Обобщение и систематизация материала, изученного учащимися по теме «Лексикология».
Тема нашего урока»основные группы лексики русского языка».
Наша задача вспомнить и систематизировать всё, что мы узнали из курса «лексика», очертить круг вопросов, изучаемых лексикой, определить сферу её интересов, закрепить имеющиеся знания в ходе выполнения практических заданий.
Группы слов по значению
Исконно русские
Заимствованные слова;
Группы слов по особенностям употребления
Диалектизмы;
Профессионализмы;
Жаргонизмы;
Архаизмы;
Историзмы;
Неологизмы;
Слова пользователей компьютером,телефоном.
Группы слов по стилистической значимости.
Нейтральная лексика;
Стилистически окрашенная лексика;
Вульгарная лексика;
Разговорная лексика;
Просторечная лексика.
Группы слов по значению
Однозначные и многозначные слова; Синонимы, антонимы, омонимы.
Омоформы. Омографы, омофоны;
Фразеологизмы.
Задание: Выпишите в тетрадь синонимы, подчеркните Стержневое слово в ряду синонимов.
Муравей.
Извилист путь и долог.
Легко ли муравью
Сквозь тысячу иголок
Тянуть одну свою?
А он ,упрямец, тащит
Её тропой рябой
И ,видимо, таращит
Глаза перед собой.
И думает,уставший
Под ношею своей,
Что скажет самый старший,
Мудрейший муравей:
«Он нёс, собой рискуя,
А вот ,поди ж ты, смог.
Хорошую какую
Иголку приволок».
Задание:
Подобрать синонимы и заимствованным словам:
Сентиментальный-
Апатия-
Оптимистический-
Монумент-
Аргумент-
Гуманный-
Мемуары-
Составить словосочетания ( в прямом и переносном смысле)
_Яблоко
-Иголка
-Золотой-
-Свежий.
Д/З
Записать текст, расставляя знаки препинания.
Великий киевский князь Владимир Мономах, муж многоумный . с малых лет обученный многим языками премудростям, владел редкостным умением: изобрёл способ, как передать далёким потомкам о событиях своего времени и делах князей прежних. Велел летописцам собрать всё уже написанное в Русской земле и, отбросив мелочное, несущественное, затемнявшее светлые деяния великих предков, свести в единую государственную книгу, прибавив туда и всё творимое им самим, Мономахом, но опять-таки отбирая самое главное и затрачивая на описание как можно меньше слов, чернил и пергамента.
2) выписать устаревшие слова( отдельно историзмы и архаизмы).