Первый (заочный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2014/2015 учебный год, 7 класс
Дата _________ Занятие № _______ Работа _______________________________________
Комплексная работа по русскому языку и литературе
Прочитайте внимательно задания. В каждом задании может быть более одного правильного ответа.
Полностью правильный ответ – 5 баллов. Полностью неправильный ответ – 0 баллов. Частично правильно выполненное задание оценивается по количеству только полностью правильных ответов.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Итого |
Кол-во баллов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1. Какие разряды местоимений в русском языке представлены одними и теми же лексемами?
А) притяжательные и указательные
Б) вопросительные и относительные
В) неопределенные и отрицательные
Г) определительные и вопросительные
2. В каких словах ударение падает на второй слог?
А) Ходатайство Б) Кухонный В) Полог Г) Мангуст Д) Полати
3. Какие стили речи являются наиболее консервативными, закрытыми для использования образных языковых средств?
А) публицистический
Б) научный
В) официально-деловой
Г) разговорный
Д) художественный
4. Какие имена существительные в форме родительного падежа множественного числа будут иметь нулевое окончание?
А) блюдце Б) грамм В) полотенце Г) носки Д) чулки
5. В каком словосочетании употреблено качественное имя прилагательное?
А) беличье дупло
Б) беличий воротник
В) беличьи зубки (у девочки)
Г) беличий хвост
6. Какие из имен числительных сочетаются только: а) с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных; б) с существительными, употребляющимися только во множественном числе и в) с личными местоимениями?
А) порядковые Б) собирательные В) дробные Г) количественные
7. Какое значение в языке-источнике имеет слово маэстро?
А) исполнитель Б) дирижер В) учитель Г) композитор
8. Сколько видов сложных предложений выделяют в русском языке?
А) два Б) три В) четыре Г) пять
9. В каком ряду все имена числительные являются количественными?
А) шестьдесят семь, две седьмых, семнадцатое
Б) тридцать один, два, сто восьмой
В) восемьсот, девятнадцать, двое
Г) сто пятьдесят два, сорок, пятнадцать
10. Что из перечисленного является средством связи предложений в тексте?
А) союз Б) предлог В) синоним Г) местоимение Д) числительное
11. Укажите характеристики словообразовательных морфем:
А) образуют разные слова
Б) не изменяют лексическое значение слова
В) образуют формы слова
Г) изменяют лексическое значение слова
12. Какой способ словообразования характерен исключительно для имен существительных?
А) сложение
Б) слияние нескольких слов
В) сложение + суффиксация
Г) сложение сокращенных основ
13. В каком ряду все имена существительные среднего рода?
А) кино, какао, кофе, кафе
Б) фойе, шоссе, рагу, салями
В) бюро, табло, метро, манто
Г) кольраби, пенальти, брокколи, жюри
14.Сколько сонорных (только звонких) звуков в русском языке?
А) 2 Б) 3 В) 4 Г) 6 Д) 9
15. Орфографические ошибки допущены в словах
А) полиглот Б) палисадник В) полигон Г) полеография Д) полемер
16. Басней называется:
А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае
Б) небольшой, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ, в котором есть иносказание (аллегория) и выделенная автором мораль.
В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо
17. И.С. Тургенев написал:
А) «Записки врача» Б) «Записки на манжетах» В) «Записки охотника» Г) «Записки из Мертвого дома»
18. Укажите лицейских товарищей А.С. Пушкина:
А) Иван Пущин
Б) Петр Вяземский
В) Петр Чаадаев
Г) Вильгельм Кюхельбекер
Д) Антон Дельвиг
Е) Евгений Баратынский
19. Размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи» («Тучки небесные, вечные странники!»):
А) анапест Б) амфибрахий В) дактиль Г) ямб Д) хорей
20. В «Песне о вещем Олеге» А.С. Пушкина кудесник говорит князю слова, в которых выражен характер предсказателя. Какую черту волхва они выражают:
А) доброжелательность
Б) неподкупность
В) кротость
Г) целеустремленность
Первый (заочный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2014/2015 учебный год, 8 класс
Дата _________ Занятие № _______ Работа _______________________________________
Комплексная работа по русскому языку и литературе
Прочитайте внимательно задания. В каждом задании может быть более одного правильного ответа.
Полностью правильный ответ – 5 баллов. Полностью неправильный ответ – 0 баллов. Частично правильно выполненное задание оценивается по количеству только полностью правильных ответов.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Итого |
Кол-во баллов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1. Ошибка в произношении допущена в словах:
А) бу[т’э]рброд Б) сви[т’э]р В) [дэ]градация Г) ску[шн]о Д) брю[н’э]т
2. Лексическое значение слова указано верно в случаях:
А) Мизантроп – человек, испытывающий ненависть к другим людям и отчуждение от них.
Б) Декларативный – не подкреплённый доказательствами.
В) Бельэтаж – помещение в общественных зданиях для ожидания, отдыха, встреч и т.п.
Г) Наперсник – любимец, пользующийся особым доверием.
Д) Нивелировать – уравнивая, уничтожать особенности, различия между кем-либо или чем-либо.
3. Укажите пары словосочетаний, в которых записаны омонимы:
А) лавровое масло – лавровый венок Б) молочный зуб – зуб пилы В) повод для ссоры – повод для лошади Г) сегодня среда – неблагополучная среда Д) завязать галстук – завязать в болоте
4. Окончанием являются подчёркнутые морфемы в словах:
А) дружески Б) трёхсот В) четырёхкомнатный Г) идёмте Д) вполоборота
5. Укажите слова, в которых суффиксы выделены неправильно:
А) вспомог-а-тель-н-ый Б) подберез-овик В) безыинтерес-н-ый Г) округл-ени[й-э] Д) вспых-ну-вш-ий
6. В каких случаях производящим является первое слово из предложенных в скобках?
А) укореняться (укорениться, коренной, корень)
Б) закаливание (закалить, закаливать, закалка)
В) коротковато (короткий, коротко, коротковатый)
Г) вклиниваться (вклиниться, клин, вклинить)
Д) добела (белый, добелить, белить)
7. Укажите неверные утверждения:
А) Изменяемые части речи делятся на склоняемые и спрягаемые.
Б) У неодушевленных имен существительных во множественном числе винительный падеж совпадает с родительным.
В) Слово «путь» является разносклоняемым.
Г) Все возвратные глаголы являются непереходными.
Д) Страдательные причастия образуются от переходных и непереходных глаголов.
8. Укажите имена существительные, которые не имеют формы единственного числа:
А) консервы Б) канделябры В) жабры Г) опилки Д) равиоли
9. Нормативное употребление форм имён существительных нарушено в словосочетаниях:
А) без долгих раздумьев Б) репейный шампунь В) салат из помидор Г) килограмм мандаринов Д) занавески из тюля
10. Укажите количество имён прилагательных, употреблённых в предложении.
Среди седых каменных вершин или бескрайних холодных льдов всё напоминает о большом, ещё никем не познанном, таинственном мире, существующем в течение тысячелетий по своим собственным, никому не понятным и не подчиняющимся законам.
А) шесть Б) семь В) восемь Г) девять Д) десять
11. Выделенные слова являются местоимениями в предложениях:
А) Я несколько опоздал на концерт.
Б) Я не мог понять, почему всё так получилось.
В) Это человек, которого я мог посвящать во все свои тайны.
Г) Несколько часов понадобилось на устранение неполадки.
Д) Таков был результат нашей игры.
12. Какому глаголу из списка соответствует следующая морфологическая характеристика: невозвратный, непереходный, несовершенного вида, I спряжения, в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, 3-го лица, множественного числа.
А) раскладывают Б) безмолвствуют В) впустят Г) будет удерживать Д) припомнят
13. Синтаксическая функция инфинитива определена верно в предложениях:
А) Он старался не опаздывать на уроки.
Б) Мы приехали отпраздновать юбилей.
В) Прошу тебя никогда ко мне не приходить.
Г) Взять чужое без спроса – преступление.
Д) Стремление победить в этой войне было очевидным.
14. Деепричастия несовершенного вида можно образовать от всех глаголов в рядах:
А) отказывать, беречь Б) подслушивать, усмехаться В) мыть, слушать Г) вылезать, строить
Д) тереть, рассказывать
15. Словосочетания записаны в случаях:
А) день пасмурный Б) шаг за шагом В) благодаря друзей Г) совсем взрослый Д) сильнее всех
16. Слово «Библия» в переводе с греческого означает:
А) «правда» Б) «слово» В) «книга» Г) «истина»
17. Чтобы показать психолог. мотивы поступков Мцыри, М.Ю. Лермонтов избрал форму:
А) рассказа о герое свидетеля его жизни
Б) диалога между Мцыри и монахом
В) монолога-исповеди героя
Г) рассказ автора о Мцыри
18. Стихотворение Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина роднит:
А) сходство сюжета
Б) осуждение автором народного долготерпения
В) подход в обрисовке характеров
19. Укажите верное определение понятия «ремарка»:
А) авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, психологическое состояние персонажей
Б) перерыв в звучании речи, отделяющий друг от друга слова, строки, предложения
В) развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц
Г) фраза в сценическом диалоге
20. На кого были похожи больные в богоугодном заведении (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)?
А) на трубочистов Б) на дворников В) на землепашцев Г) на кузнецов
Первый (заочный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2014/2015 учебный год, 7 класс
Ответы
№ зада-ния | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Ито-го |
Кол-во баллов | Б | А Г Д | Б В | А В Д | В | Б | В | Б | Г | А В Г | А Г | Г | В | Д | Г Д | Б | В | А Г Д | В | Б | |
Первый (заочный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2014/2015 учебный год, 8 класс
Ответы
№ зада-ния | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Ито-го |
Кол-во баллов | А Б | А Б Г Д | В Г Д | Б Г | А Г | А Г Д | Б Д | А Г Д | А В | В | В Г Д | Б | А Г Д | Б Г | В Г | В | В | Б | А | Г | |