СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

19.03.20 Устройство и работа оборудования для технического обслуживания рулевого управления

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Написать лекцию и сделать контрольные вопросы

Просмотр содержимого документа
«19.03.20 Устройство и работа оборудования для технического обслуживания рулевого управления»

Лекция

по теме занятия «Устройство и работа оборудования для технического обслуживания рулевого управления»

При проведении инструментального контроля рулевого управления автомобиля используются механические и электронные люфтомеры.

Механический люфтомер К-524

Механический люфтомер К-524 состоит из:

верхнего и нижнего раздвижных кронштейнов, приставляемых к ободу рулевого колеса упорами

передвижной каретки, стягивающей направляющие стержни кронштейнов с помощью зажима

угломерной шкалы, устанавливаемой на оси зажима и имеющей возможность поворота рукой и самоторможения (при снятии усилия) за счет фрикционной резиновой шайбы

резиновой нити, натягиваемой с помощью присоса от зажима к ветровому стеклу автомобиля и играющей роль «указательной стрелки» угломерной шкалы

нагрузочного устройства, представляющего собой пружинный динамометр двустороннего действия

Рис. Общий вид люфтомера К-524 (Россия): 1 — угломерная шкала; 2 — верхний кронштейн; 3 — направляющие стержни; 4 — стопорный винт; 5 — кронштейн динамометра; 6 — установочная цапфа; 7 — нижний кронштейн; 8 — пружинный динамометр; 9 — прижим; 10 — упоры кронштейнов; 11 — фрикционная шайба; 12 — зажим каретки; 13 — резиновая нить; 14 — присос; 15 — поджимное кольцо; 16 — каретка; 17 — вороток прижима; а, Ь — вылеты направляющих стержней

Каретка с осью поворота угломерной шкалы выставляется в центр рулевого колеса путем уравнивания вылетов (а = b) стержней 3 относительно каретки. Этим обеспечивается неподвижность указательной нити-«стрелки» при повороте рулевого колеса и правильность измерения люфта.

Динамометр устанавливается на нижнем кронштейне и закрепляется стопорным винтом в таком положении, при котором при установке люфтомера на ободе рулевого колеса приложенное к нагрузочному устройству усилие пришлось бы на середину сечения обода.

Метод измерения суммарного люфта рулевого управления, выполняемого одним оператором, заключается в выявлении угла поворота рулевого колеса по угловой шкале люфтомера между двумя фиксированными положениями, которые определяются приложением к нагрузочному устройству поочередно в обоих направлениях одинаковых усилий, регламентируемых в зависимости от собственной массы оси автомобиля, приходящейся на управляемые колеса.



Таблица. Зависимость усилия, прилагаемого к ободу рулевого колеса, от массы автомобиля, приходящейся на управляемые колеса

Масса автомобиля, приходящаяся на управляемые колеса, т

Усилие нагрузочного устройства, Н (кгс)

До 1,6

7,35(0,75)

От 1,6 до 3,86

9,80(1,00)

Свыше 3,86

12,30(1,25)

При повороте управляемого колеса в случае приложения регламентируемого усилия на него фиксируемые положения должны соответствовать моменту начала поворота колеса, который определяется вторым оператором визуально или с помощью дополнительных средств (например, индикатора).

Пружинный динамометр люфтометра К-524 тарируется на заводе-изготовителе по совпадению риски 11 указателя с кромкой 6 крышки при нагрузке (1,00 + 0,08) кгс, после чего указатель пломбируется красной краской.

Рис. Пружинный динамометр люфтомера К-524 (вид в разрезе): 1 — корпус; 2 — пружина; 3 — чашка пружины; 4 — контргайка; 5 — крышка; 6 — кромка крышки; 7 — головка; 8 — шпилька; 9 — указатель; 10, 11, 12 — риски регламентируемых усилий 1,25; 1,0 и 0,75 кг соответственно

Электронный люфтомер ИСЛ-401

Электронный люфтомер ИСЛ-401 предназначен для измерения суммарного люфта рулевого управления легковых и грузовых автомобилей, автобусов методом прямого измерения угла поворота рулевого колеса относительно управляемых колес. Основным отличием люфтомера ИСЛ-401 от К-524 является наличие датчика, фиксирующего начало поворота колеса, а не динамометра, измеряющего усилие поворота.

Рис. Электронный люфтомер ИСЛ-401: а — основной блок; б — датчик момента трогания колеса; 1 — кнопка включения-выключения основного блока; 2 — дисплей показаний основного блока; 3 — кнопка сброса-повтора измерений; 4 — разъем кабеля для определения момента трогания управляемого колеса; 5 — упор датчика; 6 — место прижима опорной планки при установке датчика; 7 — флажок фиксатора опорной планки; 8 — опорная планка

Суммарным люфтом в рулевом управлении считается угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону от исходного положения, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону.

Работа прибора основана на измерении суммарного люфта рулевого управления датчиком угла с отсечкой начала и конца отсчета по сигналам датчика начала поворота управляемого колеса.

В состав прибора входят два блока: основной блок и датчик момента трогания колеса.

Для измерения люфта рулевого управления транспортных средств, имеющих ось рулевой колонки, наклоненную под углом менее 30° к вертикальной оси, в комплект прибора входят тяга, присоска, которая через пружину связана со шнуром, и планка с отверстиями, позволяющая регулировать длину шнура тяги.

После крепёжных работ следует проверить свободный ход рулевого колеса (люфт) с помощью люфтомеров-динамометров (рисунок 1).


 

Рисунок 1 – Измеритель суммарного люфта рулевого управления автомобилей (грузовых, легковых, автобусов и троллейбусов) ИСЛ-М по ГОСТ Р 51709-2001

Прибор предназначен для измерения суммарного угла поворота рулевого колеса до начала движения управляемых колес, а также суммарного угла поворота рулевого колеса при нормированном усилии на рулевом колесе. Принцип действия приборов основан на измерении угла поворота рулевого колеса АТС посредством преобразования импульсного сигнала оптико-механического датчика угла поворота в интервале срабатываний датчика движения управляемых колес при выборе люфта рулевого управления в обоих направлениях вращения руля, а также при превышении установленного порога сигнала от тензометрического датчика усилия. Конструктивно прибор выполнен в виде электронного блока, который крепится на руле АТС и выносного датчика движения управляемых колес. В электронном блоке прибора размещаются датчик усилия для поворота руля, оптико-мехаический преобразователь угла поворота, буквенно-цифровой индикатор и микропроцессорный преобразователь сигналов. Приборный блок крепится на рулевое колесо при помощи захвата.

Люфт в рулевых шарнирах у автомобилей категории М1 проверяются резким покачиванием в противоположные стороны смежных тяг. Люфт в маятниковом рычаге определяется покачиванием конца рычага в вертикальной плоскости

Процесс проверки рулевого управления с помощью люфтомера ИСЛ-401

Основной блок прибора устанавливается и фиксируется захватом за внешнюю сторону обода рулевого колеса проверяемого автотранспортного средства. Датчик момента трогания крепится на колесе так, чтобы он опирался контактным узлом на внешнюю вертикальную плоскость диска колеса, и подключается к основному блоку через разъем 4.

Прибор подключается к штатной электросистеме с помощью шнура со штекером, устанавливаемым в гнездо прикуривателя автомобиля, а при отсутствии прикуривателя — к клеммам аккумулятора автомобиля или внешнего источника постоянного тока напряжением 12…24 В. Допускается использование внешнего источника питания со стабилизированным напряжением 12 В и выходной мощностью не менее 20 Вт.

Датчик момента трогания устанавливается на управляемом колесе в следующем порядке. Удерживая корпус датчика в горизонтальном положении, следует приставить правый упор к плоскому участку поверхности диска управляемого колеса, нажать на опорную планку 8 в месте ее прижима, подвинуть левый упор 5 до касания аналогичного участка диска колеса с другой стороны относительно оси поворота колеса. При этом нижние концы опор датчика должны опираться в пол без скольжения. Далее следует подключить датчик к основному блоку через разъем 4 и расфиксировать опорную планку поворотом флажка 7 в положение «Откр.».

При замере люфта не допускается опирание упоров в покрышку колеса, так как это приводит к ошибочным результатам замеров. В местах касания упоров диск колеса должен быть чистым. Можно опирать упоры на декоративный колпак при условии, что он закреплен на диск без люфтов.

Затем следует включить прибор нажатием кнопки 1. При этом слышится звуковой сигнал, а на дисплее основного блока появляется надпись «ИСЛ-401». Прибор контролирует правильность функционирования датчика в исходном положении, и если требования удовлетворены, то на дисплее индицируется сообщение «ВРАЩАЕМ РУЛЬ ↑». Если в датчике обнаружится неисправность, то на дисплее индицируется одно из следующих сообщений: «АВАРИЯ ДАТЧИКА. ДМТ: 1-й КАНАЛ», или «АВАРИЯ ДАТЧИКА. ДМТ: 2-й КАНАЛ», или «ОБРЫВ ЦЕПИ Y1», или «ОБРЫВ ЦЕПИ Y2», указывающее на конкретную неисправность, либо: «ИЗМЕРЯТЬ НЕЛЬЗЯ! АККУМУЛЯТОР ТРЕБУЕТ ЗАРЯДКИ!», что говорит о заниженном напряжении питающего устройства.

Плавно, без рывков вращают рулевое колесо в направлении, указанном на дисплее (против хода часовой стрелки), до подачи прибором звукового сигнала, соответствующего положению «Люфт выбран».

При вращении рулевого колеса с закрепленным на нем основным блоком влево и при перемещении управляемого колеса датчик дает микропроцессору команду на начало отсчета угловой величины люфта. При этом слышится звуковой сигнал, а на дисплее изменится направление указывающей стрелки: «ВРАЩАЕМ РУЛЬ ↓».

По звуковому сигналу необходимо изменить направление вращения рулевого колеса на направление, указанное на дисплее (по ходу часовой стрелки). Через некоторое время звуковой сигнал выключится, а на дисплее появятся значения текущего угла в градусах.

Микропроцессор прибора анализирует скорость вращения рулевого колеса и при ее превышении автоматически отключает исполнительные устройства датчика и подает звуковой сигнал, а на дисплее появляется надпись «ВРАЩАЙ МЕДЛЕННЕЕ» и затем «ИЗМЕРЯЕМ СНОВА!». Для продолжения работы следует вернуть рулевое колесо в исходное положение (основной блок — в горизонтальной плоскости) и нажать кнопку 3. При ошибочном вращении рулевого колеса с основным блоком на дисплее появится надпись «ОШИБКА ВРАЩЕНИЯ!».

Рулевое колесо продолжают вращать до подачи прибором звукового и светового сигналов, соответствующих положению рулевого управления «Люфт выбран» и сообщающих оператору об окончании измерения. С этого момента измерение угла не производится, и оператор должен вернуть рулевое колесо в исходное положение.

На дисплее индицируется результат измерения: «S-й УГОЛ =…» и звучит сигнал, после которого оператор может нажать кнопку 3 для повторного измерения и продолжить работу или выключить питание прибора, нажав кнопку 1.

После выключения прибора на датчике надо зафиксировать опорную планку 8 в положении «Закр.».

По окончании всех измерений оператор отсоединяет разъем кабеля 4, соединяющего основной блок с датчиком, снимает прибор за ручки захвата с рулевого колеса и (при необходимости) заряжает аккумулятор.

Информация обрабатывается микропроцессором в основном блоке, а результат индицируется на однострочном дисплее основного блока.

 



Прибор для проверки работоспособности гидроусилителя рулевого управления на автомобиле









Рис. 1. Общий вид установки для проверки гидравлических систем рулевых управлений мод. К-465:
1 — пистолет раздаточный; 2 — прибор установки; 3 — тележка; 4 — блок подготовки воздуха; 5 — бак заправочный

Содержание работ и технические условия

Подготовка прибора К-465 к работе

1. Установить прибор у левого крыла автомобиля.
2. Снять переднюю крышку прибора.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

3. Отсоединить от насоса гидроусилителя рулевого управления автомобиля шланги низкого и высокого давления.
4. Присоединить через переходники, имеющиеся в комплекте прибора, шланги:
«ВН» — к насосу гидроусилителя вместо шланга высокого давления;
«НН» — к насосу гидроусилителя вместо шланга низкого давления;
«НР» —к отсоединенному шлангу низкого давления насоса гидроусилителя;
«ВР» — к отсоединенному шлангу высокого давления насоса гидроусилителя;
подачи воздуха блока подготовки к воздушной магистрали или к крану отбора воздуха пневмосистемы автомобиля.

Рис. 2. Прибор установки К-465:
1 — крышка съемная; 2 — каркас; 3 — панель приборов; 4 — шланг низкого давления гидроусилителя; 5 — шланг высокого давления гидроусилителя; 6 — шланг низкого давления насоса гидроусилителя; 7 — шланг высокого давления насоса гидроусилителя; 8 — ручка выдвижная; 9 — манометр; 10 — термометр; 11 — счетчик масла; 12 — тахометр; 13 — кран счетчика; 14 — кран двухпозиционный; 15 — кран перекрытия магистрали давления насоса; 16 — зажимы типа «Крокодил»

Рис. 3. Схема подключения установки К-465 к гидравлической системе рулевого управления:
1 — руленой механизм; 2 — кран управления гидроподъемником запасного колеса; 3— гидроподъемник запасного колеса; 4 — прибор К-465; 5 — насос гидроусилителя руля; 6 — гидроусилитель

5. Подключить зажимы на автомобиле Урал-375Д:
«М» — к «массе» автомобиля;
«П» — к выводу «Р» датчика-распределителя.

6. Долить при необходимости масло в бачок гидроусилителя рулевого управления до нормы.

Проверка работоспособности гидроусилителя
1. Снять крышку бачка насоса гидроусилителя. Вывесить управляемые колеса. Установить рукоятку двухпозиционного крана прибора в положение «Усилитель руля».
2. Пустить двигатель.
3. Удалить воздух из гидравлической магистрали усилителя рулевого управления и прибора, поворачивая управляемые колеса в крайние (левое, правое) положения. Уровень масла в бачке насоса гидроусилителя должен быть над сеткой бачка. При повороте колес необходимо удерживать их в крайних положениях с усилием около 10 кгс в течение 2—3 с. Воздух считается удаленным после прекращения выхода пузырьков в бачке насоса усилителя.
4. Опустить управляемые колеса, закрыть бачок насоса гидроусилителя крышкой.
5. Закрыть кран («Магистраль насоса перекрыта») не более чем на 15 с. Зафиксировать по манометру максимальное давление, развиваемое насосом гидроусилителя, при работе двигателя на холостом ходу. Допустимые значения давления должны быть не менее 60 кгс/см2. Открыть кран.
6. Установить рукоятку двухпозиционного крана в положение «Насос усилителя» и рукоятку крана в положение «Счетчик включен». При давлении, развиваемом насосом, 40 кгс/см2, температурах масла 40—50 °С и частоте вращения коленчатого вала двигателя 600 об/мин производительность насоса гидроусилителя должна составлять не менее 7 л/мин.

Давление масла контролируется по манометру 9, температура — по термометру, частота вращения коленчатого вала двигателя для автомобиля Урал-375Д — по тахометру (для автомобиля Урал-4320 — по тахометру, расположенному на щитке приборов в кабине водителя), производительность — по счетчику И.

7. Установить рукоятку двухпозиционного крана 14 в положение «Усилитель руля», увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до 1300—1500 об/мин и повернуть управляемые колеса до упора, удерживая их в этом положении не более 20 с.
8. Повернуть рукоятку крана в положение «Счетчик включен» через 5 с после установки управляемых колес в крайнее положение. Зафиксировать показания счетчика, характеризующие внутренние утечки в гидросистеме рулевого управления за 15 с, после чего установить рукоятку крана 13 в положение «Счетчик выключен». Внутренние утечки должны составлять не более 1,5— 2,0 л/мин.
9. Поставить управляемые колеса в нейтральное положение, остановить двигатель, установить рукоятки прибора в нулевое положение, отсоединить шланги и провода от двигателя и подключить к насосу гидроусилителя рулевого управления ранее отсоединенные шланги низкого и высокого давления.



Задание:

1.Составить схему устройства люфтомера-динамометра и установки для проверки гидравлических систем рулевых управлений

4