2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
Рынок – это совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги)
Функции рынка
– посредническая функция - является связующим звеном между продавцами и покупателями, средством перемещения экономических благ между людьми, территориями и государствами; общение между людьми осуществляется независимо от деления людей по классам, национальностям;
- ценообразование: установление равновесной цены на тот или иной товар
- Информационная – предоставление информации о размерах того или иного производства
– выполняет санирующую функцию, «отбраковывая» тех производителей, которые не могут предложить наилучшее качество по наименьшей цене;
– распределяет ресурсы, направляя их в те производства, результаты которых пользуются спросом;
– обеспечивает сбалансированность экономики;
– является своеобразным двигателем научно‑технического прогресса;
Равновесная цена – цена, при которой объем спроса равен объему предложения (которая удовлетворяет и продавца и покупателя)
Классификация рынков
1. По экономическому назначению объектов рыночных сделок.
а) Рынок потребительских товаров и услуг: рынок продовольственных товаров; рынок непродовольственных товаров; рынок услуг.
б) Рынок факторов производства: рынок рабочей силы; рынок средств производства; рынок сырья.
в) Финансовый рынок: фондовый рынок (ценных бумаг); денежный рынок (депозитов, валюты); рынок капитала (страхового, ипотечного, межбанковского); кредитный рынок (банки, инвестиционные и дилерские компании); рынок иностранных валют. Товаром на фондовом рынке выступают эмиссионные ценные бумаги. Виды эмиссии: 1) частная (выпуск акций и облигаций акционерными компаниями); 2) государственная (выпуск облигаций государственных займов).
г) Рынок недвижимости: рынок земли; рынок недвижимости.
д) Информационный рынок: рынок духовно‑интеллектуального продукта.
2. По пространственному признаку различают: локальный, или местный, рынок; региональный рынок; межрегиональный рынок; национальный рынок; международный рынок; мировой рынок.
3. По субъектам: рынок покупателей; рынок продавцов.
4. По соответствию законодательству: легальный рынок; нелегальный рынок («черный рынок»).
5. По степени ограниченности (развития) конкуренции: чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Конкуренция – 1) соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли‑продажи товаров; противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за возможность увеличения прибыли.
1. Совершенная конкуренция – борьба между отдельными независимыми производителями, при которой каждому из соперников принадлежит незначительная доля производства продукции в сравнении с ее совокупным рыночным объемом, что не позволяет отдельному производителю господствовать на рынке и оказывать существенное влияние на рыночную цену товара.
Несовершенная конкуренция – господство на рынке нескольких (2–4) крупных фирм, которым принадлежит основная доля производства данного товара, благодаря чему эти фирмы могут существенно влиять на рыночную цену товара.
2. Рынок совершенной (чистой) конкуренции: на рынке имеется много конкурирующих фирм, которые для удовлетворения одной и той же потребности предлагают одинаковые товары и не имеют возможности влиять на цену, по которой они продают свои товары, не могут преградить вход на рынок новым конкурентам.
Монополистическая конкуренция: на рынке имеется много конкурирующих фирм, которые для удовлетворения одной и той же потребности фирмы предлагают различающиеся между собой товары, и каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой она продает свои товары; существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новым конкурентам.
Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.
Монополия – исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.
Инфраструктура рынка – совокупность институтов, служб, предприятий, обслуживающих рынок; взаимосвязанная система организаций, которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, перемещающихся по экономике под воздействием рыночных стимулов. Инфраструктура рынка: биржи; институты, связывающие рынки в единое целое (транспортная сеть, система коммуникаций, информационные сети, страховые компании, суды).
Биржа – государственная или акционерная организация, предоставляющая помещения, определенные гарантии, расчетные и информационные услуги для совершения сделок с товарами и ценными бумагами.
Товарная биржа – форма рынка товаров, продаваемых большими партиями, как правило, по образцам. Большая часть сделок, совершаемых на современных товарных биржах, составляют фьючерсные сделки (срочные контракты).
Фьючерсный контракт – это соглашение продать что‑либо в будущем по цене, согласованной сегодня.
Фондовая биржа – учреждение, в котором осуществляется купля‑продажа ценных бумаг.
Валютная биржа осуществляет операции по купле‑продаже иностранной валюты. Биржа труда осуществляет посредничество на рынке труда, регистрирует безработных, способствует их трудоустройству.
Рыночный механизм – 1) механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка; 2) механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции; 3) механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка (изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли).
Элементы рыночного механизма: 1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т. д.); 2) объекты (различные виды рынка товаров); 3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции; 4) наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей; 5) механизм ценообразования.
Спрос – а) желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени подкрепляемое готовностью оплатить покупку.
Величина спроса – это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Виды спроса: индивидуальный спрос, рыночный спрос, спрос на факторы производства (спрос производства), потребительский спрос.
Факторы, влияющие на спрос: реклама, мода и вкусы, ожидания потребителей, изменения предпочтений окружающей среды, доступность товаров, величина доходов, полезность вещи, установленные цены на взаимозаменяемые товары, количество населения.
Предложение – это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Объем (величина) предложения – количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
Неценовые факторы предложения: 1) цены на ресурсы; 2) налоги и дотации; 3) цены на другие товары; 4) технология производства; 5) число продавцов на рынке; 6) ожидания изменения цен.
Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить.
Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает, и наоборот.
Цена, при которой величины спроса и предложения товара совпадают, называется равновесной .
P.S. Наличие частной собственности является необходимым условием рыночной экономики.
Для существования рынка необходимо разделение труда.
Закрепление
1.

2.

3.

4.

5.

6.

Ответы
1234
126
345
134
Предложение
235