СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 этап диагностики

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подготовлен педагогом-психологом Ковалевой З.Е. Рекомендую к прочтению!

Просмотр содержимого документа
«2 этап диагностики»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Глинковская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области















ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ



II ЭТАП











Работу выполнила:

педагог-психолог

Ковалёва З.Е.











2012 год

В психологии существует большое количество способов измерения умственных способностей- интеллекта. Можно оценить интеллект с качественной стороны, то есть оценить способность совершать мыслительные операции: анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать. К качественным характеристикам относятся уровень речевого развития, или вербальный (словесный) интеллект, беглость, гибкость, оригинальность мышления. Количественные характеристики позволяют определить так называемый коэффициент интеллекта – числовой показатель интеллектуального развития.

Коэффициент интеллекта узнать приятно, если он высок, и полезно. Если он скромен: это помогает умерить уровень притязаний в определенных областях и переключиться на другие, где требуются иные способности, не менее ценные, чем интеллект.

Мышление – самая трудная работа. Для ее выполнения требуется организованность, хорошо развитое внимание и память, наблюдательность, работоспособность. При массе в 2% от нашего тела мозг потребляет 15% всей вырабатываемой энергии.

Мозг каждого человека состоит примерно их 100 миллиардов нейронов, из которых используется только 20%. Компьютер, обладающий таким же количеством связей, что и мозг, должен быть высотой с 10-этажный дом и занимать площадь Франции, Бельгии и Швейцарии, вместе взятых! В процессе работы возникает бесконечное число новых связей. Мозг, как и любой орган, подчиняется главному биологическому закону – «все, что не используется – отмирает. Поэтому, хотя мы рождаемся с индивидуальным набором способностей, дальнейшее их развитие зависит сначала от нашей семьи, а по мере взросления – от нас самих. Развитие замедляет не возраст, а праздность и лень. Уже установленные связи уничтожаются алкоголем, наркотиками, болезнями.









ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА (П. РЖИЧАН)

Тест интеллектуального потенциала (ТИП) – один из 25 тестов, утвержденных ЮНЕСКО для психологического исследования личности. Успешность выполнения теста зависит от способности испытуемого логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями. ТИП можно применять с 14 лет.

Инструкция

Тест состоит из 29 заданий. Испытуемый должен понять принцип, в соответствии с которым упорядочены картинки, и дополнить ряд одной из предложенных. Задания располагаются по возрастающей сложности. Предлагаются 4 примера для обучения. Время обследования ограничено.

Тест ориентирован на оценку интеллектуальных функций взрослых и детей старше 12 лет со средними и сниженными показателями интеллектуального развития.

Каждое задание занимает одну строку, в левой ее части – четыре квадрата, три из которых заполнены рисунками, а четвертый – пустой. Рисунки в левой части находятся в определенной последовательности, которая не закончена. Ваша задача – найти подходящий рисунок в правой части задания и записать его номер в бланке рядом с номером задания, завершив, таким образом, последовательность.

1

7

13

19

25

2

8

14

20

26

3

9

15

21

27

4

10

16

22

28

5

11

17

23

29

6

12

18

24










Учитель разбирает вместе с учащимися тренировочные задания, акцентируя внимание, на том, что имеется только одно правильное решение. Убедившись, что все поняли инструкцию, дает команду приступить к выполнению основного задания.



ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ



























ОСНОВНЫЕ ЗАДАНИЯ





ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ



Обработка заключается в подсчете правильных ответов. По количеству правильных ответов определяется уровень развития невербального интеллекта. Уровень интеллектуального развития можно оценить с помощью следующей таблицы:

Правильные ответы

1 – 2

7 – 6

13 – 6

19 – 6

25 – 2

2 – 3

8 – 2

14 – 5

20 – 2

26 – 6

3 – 2

9 – 3

15 – 4

21 – 5

27 – 3

4 – 6

10 – 3

16 – 1

22 – 6

28 – 1

5 – 3

11 – 2

17 – 3

23 – 1

29 – 5

6 – 5

12 – 2

18 – 5

24 – 4

Сумма



Количество

правильных ответов

Коэффициент интеллекта

Уровень интеллекта

Процент людей, имеющих такой уровень

26–29

135–140

Очень высокий

7 %

21–25

120–134

Высокий

18%

16–20

100–119

Уровень большинства

50%

10–15

80–99

Сниженный

18%

Меньше 10

Меньше 80

Очень низкий

7%





Высокий уровень общего умственного развития является условием успешной профессиональной деятельности учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и др. Определяется он как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера.

Примечание.

Тест принадлежит к группе практических (невербальных) тестов и направлен на выявление уровня развития невербального интеллекта. В пособии представлен сокращенный вариант. Методика помогает определить способности к выводу закономерностей на основе анализа и синтеза невербальной информации. Успешность выполнения теста зависит от умения логически мыслить, устанавливать существенные связи между предметами и явлениями.

После того, как учащиеся ознакомились с инструкцией, преподаватель разбирает вместе с ними тренировочные задания, акцентируя внимание, на том, что имеется только одно правильное решение. Затем, убедившись, что все поняли, что от них требуется, дает команду приступить к выполнению основного задания.

Поскольку работа носит не столько диагностический, сколько развивающий характер, целесообразно провести обработку в классе, зачитав правильные ответы и попросив ребят самостоятельно проверить свои ответы. Узнавая правильный ответ, ребята видят, в чем они ошиблись.

Высокие результаты по данному тесту коррелируют с успехами по физике и математике. Расхождение результатов тестирования со школьной успеваемостью (высокие результаты – низкая успеваемость), а также отставание вербального мышление от невербального – признак педагогической запущенности, так как развитие вербального мышления напрямую зависит от условий воспитания и образования. ТИП может быть использован для оценки реалистичности ориентации школьника на высшее техническое и естественнонаучное образование, исследовательскую деятельность, на профессии, требующие высокого уровня развития пространственно- зрительных представлений.

Опросник типа мышления (сокращенный вариант)

Тип мышления — это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности. Выделяют четыре базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление. В данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися в отечественной психологии классификациями (предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное).

Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий преобладающие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей индивидуальной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

Инструкция

Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с приведенным высказыванием, в бланке ответов поставьте «+», если не согласны — «—».

Бланк ответов

П-Д

А-С

С-Л

Н-0

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40








Стимульный материал

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно составлять компьютерные программы.

3. Я люблю читать книги.

4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура, музыка.

5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7. Я люблю играть в шахматы.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

10. Мне трудно выполнять работу, требующую жестких ограничений.

11. Мне нравится все делать своими руками.

12. В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями.

13. Я придаю большое значение словам.

14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.

19. Мне легко представить предмет или животное, которые не существуют в природе.

20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей легко.

22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь строгой системе.

26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27. Я понимаю красоту математических формул.

28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31. Я люблю что-то делать своими руками: шить, мастерить, ремонтировать.

32. Мне интересно было бы расшифровать древние письмена.

33. Я легко усваиваю незнакомые фразы и грамматические конструкции языка.

34. Я согласен с утверждением, что красота спасет мир.

35. Не люблю ходить одним и тем же путем.

36. Истинно только то, что можно потрогать руками.

37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.

40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.











Обработка и анализ результатов

Подсчитайте количество плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления

(0—2 - низкий, 3-5 - средний, 6—8 — высокий).

1. П-Д. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Про них говорят: «Золотые руки!» Они лучше усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.

2. А-С. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие люди науки - физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. С-Л. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей.

Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Н-0. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

5. К. Креативность — это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

В чистом виде типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Насколько удачен ваш выбор? Если ваши профессиональные планы не вполне соответствуют типу мышления, подумайте, что легче изменить — планы или тип мышления?







16