Тема: «Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»
Цель: формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты
Задачи:
-познакомиться с творчеством художника В. Васнецова.
-развивать воображение и мышление, творческие способности обучающихся, их эстетический вкус.
-воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживать настроениям героев сказки, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Планируемые результаты:
Предметные: - умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные: - положительная мотивация и познавательный интерес к творчеству.
Формируемые УУД:
Познавательные:
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Регулятивные:
- включение в самостоятельную творческую деятельность;
- проговаривание последовательности действий на занятии.
Коммуникативные: - умение выражать свои мысли, развивать речь;
- умение выслушивать друг друга; - участие в коллективном обсуждении.
Оборудование: альбом, цветные карандаши, простые карандаши, ластик, презентация.
Ход урока:
Организационный момент:
-Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Будем изобразительное искусство изучать,
Творчество и фантазию развивать.
Актуализация знаний:
- Ребята, какие книги вы больше всего любите читать? Конечно, сказки.
- Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.
1)Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает.
(«Лиса и журавль»)
2) Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
(«Репка»)
3) – Кто, кто в теремочке живёт?
- Кто, кто в невысоком живёт?
- Я, мышка-норушка.
-Я, лягушка-квакушка, а ты кто?
(«Теремок»)
4) –Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.
(«Маша и медведь»)
5) Зашёл Иван-царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит.
(«Царевна-лягушка»)
6) Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел.
(«Волк и семеро козлят»).
- Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.
Художника, который рисует рисунки для книг, называют иллюстратором.
Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете сказку, отгадайте загадку и сформулируйте тему нашего урока.
Был похож на мяч немножко и катился по дорожкам. Перед волком не дрожал, от медведя убежал, ото всех он убежал, а к лисе на нос попал. Кто это – румяный бок? Ну, конечно … колобок.
-Кто мне скажет, какая у нас сегодня тема?
(Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»)
-Сказка вам всем знакома?
- Ребята, а чему учит эта сказка? (В общении с человеком остерегаться хитрости и лести)
- А Колобок какой по характеру? ( хвастливый, доверчивый)
-Все художники в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.
- Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял? (народ)
- Какие ещё сказки бывают? (авторские)
- Сегодня мы с вами познакомимся с одним художником-иллюстратором
знаменитым русским художником Виктором Михайловичем Васнецовым. Он оживил на своих полотнах многих героев русских народных сказок.
Давайте приобщимся к миру сказочных полотен художника Васнецова.
Посмотрите, с какой нежностью передал для нас Виктор Васнецов образ печальной Аленушки. А вы помните, что случилось в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?
А вот «Иван царевич на Сером волке». Художник использовал прием контрастов, темными красками он показал злые силы, светлыми – добрые силы
А на следующей картине мы видим девицу-красавицу, которая была превращена злой колдуньей в «Царевну – лягушку», поразившая своей красотой в русском танце всех вокруг.
- Мы с вами посмотрели работу одного художника и убедились, что он по-своему изображает сказочный мир.
- Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение. Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?
- Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.
- А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным, светлым, небо — голубым, лес и трава — ярко-зелёными.
-Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.
Работа над темой урока:
Вводная беседа.
-А теперь вспомним главных героев сказки «Колобок»
- Кто первым встретился колобку? Какую песенку спел ему Колобок?
Я колобок, колобок!
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл, от тебя, зайца, не хитро уйти.
- Кого встретил вторым? (Волка)
-Третьим? (Медведя)
-Последним? (Лису)
- Дети, а вообще что такое «колобок»?
- Это хлеб.
- А почему именно хлеб, из чего он сделан?
Колобок – это хлеб круглой формы. Его название произошло от слова «колоб», что означает круглый, как колесо.
Говорили: «как человек относится к хлебу, такая у него и душа». Вы, ребята, наверное знаете, что хлеб нам достается большим трудом. И мы должны уважать труд хлеборобов.
- Какие загадки вы знаете о них?
Загадки.
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу, хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это? … (Зайка)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? … (Лиса)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный. (Волк)
Лиса — хитрая обманщица, плутовка, глазки у нее хитро прищурены (узкие), мордочка остренькая, продолговатая, ушки небольшие. По размеру она больше колобка и зайца, но меньше медведя. Движения у лисы плавные, у нее большой пушистый хвост; она рыжая.
Физкультминутка
- Ребята ,вы наверно немного устали, давайте сейчас встанем со своих мест и проведем небольшую физминутку.
Продолжение работы по теме урока:
(Объяснение последовательности выполнения рисунка)
- Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему?
- Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?
Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.
-Давайте поговорим как и с чего мы начнем.
1.Выбрать сюжет.
2.Решить, вертикально или горизонтально расположить лист
3.Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш.
4. Проверить равновесие композиции и начать работу цветом.
-Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.
Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).
Подведение итогов урока:
-Кому понравился наш урок?
- Что больше всего понравилось?
- Чему мы научились?
- Настоящая сказочная страна появилась у нас в классе
- Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение. Вы все молодцы, очень постарались.