СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс. Литература А. Плещеев «В бурю» и Е. Благинина «Посидим в тишине»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 класс. План - конспект урока по литературе А. Плещеев «В бурю» и Е. Благинина «Посидим в тишине»

Просмотр содержимого документа
«2 класс. Литература А. Плещеев «В бурю» и Е. Благинина «Посидим в тишине»»

Тема: А. Плещеев «В бурю» и Е. Благинина «Посидим в тишине»


Цель:  -познакомить с биографией А.Н. Плещеева, его стихотворением «В бурю» и с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине».

Задачи:

- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения по ролям и наизусть;

- формировать и развивать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;


Планируемые результаты:

Предметные:  -  учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать стихотворения с выра­жением; -находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев;

-объяснять отдельные выражения в лириче­ском тексте; ставить вопросы к стихотворению; -надо научиться видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, особенно в семье; уметь давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.

Личностные:

- определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Формируемые УУД:

Познавательные:

- понимать переносное значение образного слова, находить приёмы олицетворения.

-сравнивать и сопоставлять главных героев между собой, называя общее и различное в них.

-ставить вопросы к прочитанному.

Регулятивные:

- оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям; анализировать причины успеха;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией .

Коммуникативные:

- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения.

-прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

-находить нужную информацию в тексте.


Ход урока:

  1. Организационный момент

В класс пришла царица – тишина.
У парт тихонечко застыла детвора.
Вы сейчас все дружно улыбнитесь 
И за парты ровненько садитесь.


  1. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.



- Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко!

Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!

Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!

Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!

Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!

Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!

Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!

Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!

Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!

Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!

- Правильно – это наши мамы.


- С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится кто? (мама). Мама всегда рядом, всегда придет на помощь. А вы, ребята, умеете заботиться о маме? Как вы о ней заботитесь?


Речевая разминка:

- Прочитайте стихотворение медленно.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

- Прочитайте выразительно.

- О чем рассказал нам автор в своем стихотворении?



-Ребята давайте мы с вами вместе проговорим и запомним скороговорку про маму и посмотрим кто же у нас самый быстрый и внимательный!

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.



- Как вы думаете, какое произведение мы будем сегодня чи­тать, на какую тему?

- Сегодня мы с вами продолжим читать о маме.


  1. Работа по теме урока


-На с. 117 прочитайте название стихотворения.

- Стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, называется «В бурю».

-А написал его Алексей Плещеев.
-Давайте вспомним, что вы знаете об этом человеке. Какие стихотворения Плещеева уже знаем.



Плещеев Алексей Николаевич.

(1825-1893)
Плещеев писал стихи, рассказы, был хорошим переводчиком. Родился поэт в небогатой семье. Детство провёл в Нижнем Новгороде. Он прожил трудную жизнь. Бедность очень угнетала его. Плещеев был впечатлительным человеком, поэтому ему трудно приходилось в жизни. Будучи бедняком, он очень сочувствовал другим беднякам и призывал бороться с бедностью за лучшее будущее своего народа.

Современники вспоминали Плещеева как очень мягкого и доброго человека, всегда готового прийти на помощь. Он написал более 50 стихотворений. Они наполнены нежностью, любовью.
«Без родной природы, без любви к ней, к Родине, нет настоящего человека», – так считал поэт Плещеев.



-Кто мне скажет, что такое буря?

Буря – сильный ветер с грозой и дождём.

Подберите синонимы к слову буря. Ненастье, тайфун, ураган

Синонимы- это слова одной и той же части речи, с разным написанием, с разным звучаниям но обозначают одно и то же.



-Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей.)

-Сейчас узнаем, верны ли ваши предположения. 

(Первичное чтение учителем)


-Ребята, верны ли ваши предположения о содержании текста?
-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? О чём оно?


 -Читая это стихотворение карандашом подчеркните непонятные для себя слова и слова которые уже устарели, т.е. мы в своей речи их уже не употребляем.И мы их с вами разберем.
Лампада - Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.
Кротко - тихо, по доброму.
Колыбель - Качающаяся кроватка для младенца 

Озаряла- освещать, осиять или обдать светом.

Путник-это путешественник, странник, который находится на пути к чему- либо.

Запоздалый- не явившийся вовремя. Задержавшийся, отставший.

Раскаты- прерывистый, длительный гул, разносящийся далеко вокруг.

Дремлет- спит, похрапывает.

Встревожит- побеспокоит еще не раз.

— Каким голосом будем читать стихотворение? (Примерный ответ. Мать над колыбелью — голос тихий, спокойный. Выла буря злая — показать голосом, как воет буря, шумит дождь, слышатся раскаты грома.)


-А сейчас, вы самостоятельно про себя , прочитайте это стихотворение. А потом, прочитайте мне выразительно, и я вам поставлю оценки за выразительное чтение.

-Какие образы возникают у вас при чтении этого стихотворения? (Образ бури и образ мамы).

-Давайте найдём слова, которыми описывает маму и бурю автор.
Мама:
Нежная, качает колыбель, поёт, успокаивает, охраняет, обещает солнце и любовь.
Буря:
Выла, злая, стучит в окно, гром, гремел, несёт чёрные тучи, тревожит сон.

Выбери пословицу, которая подходит к данному стихотворению. (Подчеркни)

Если рядом мама, то не страшны никакие бури!

Человек без Родины - что соловей без песни.

Друзья познаются в беде.


-Так кто же побеждает по – вашему? Мама или буря?

-Какие строчки это подтверждают? (2 последних четверостишия)


А какие художественные приёмы использует автор описывая бурю .

Олицетворение:

Ель в окно стучала, выла буря злая.

Противопоставление :

Описание спокойной комнаты и бури за окном.

Найдите и прочитайте примеры этих описаний.

— Послушайте четверостишие.

...Бурь еще немало

Впереди, быть может,

И не раз забота

Сон его встревожит.

— Как вы поняли эти строки?


-Что же хотел сказать нам поэт, рассказывая эту историю?

(Если рядом мама, то не страшны никакие бури!)



Физкультминутка

-Давайте встанем со своих мест и немножко отдохнем (включается видеоролик)

  1. Продолжение работы по теме урока:

- Ребята, а вот какое стихотворение, посвященное мамам, написала Елена Александровна Благинина, оно называется «Посидим в тишине», откройте учебники на стр. 119.

Елена Александровна Благинина  (1903-1989).

   Первые стихи Елены Александровной Благининой напечатали в детском журнале «Мурзилка» почти 80 лет назад. Сама Елена Александровна уже в 8 лет начала сочинять стихи и сказки. «Ребята любили и её, и её стихи, потому что она писала стихотворения про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и печали».

 Она писала стихи, очень весёлые, детские «дразнилки», песенки, сказки, «считалки» ребята, а для чего нам нужны считалки? (они нам нужны в играх, когда мы выбираем водящего), так же Елена Александровна Благинина писала и «скороговорки» а для чего нам нужны скороговорки? (чтобы развивать нашу речь)



-Скороговорку, которую мы проговаривали в начале урока, написала Елена Благинина.

-Напомните мне, что это была за скороговорка?

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.



- Прежде, чем читать стихотворение, разберем смысл некоторых слов, встречающихся в тексте:

-Давайте подберем к ним синонимы:  крадётся, метнулся, скользнул, шепнул.

Приближается, пробирается ; броситься, пуститься, кинуться; промелькнувший, выскользнуть, пройти ; прошептал на ухо, сказавший на ухо.

(Первичное чтение учителем)

- Понравилось ли вам стихотворение? (Да понравилось)

- А чем оно вам понравилось? (Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму)

 Что хотелось девочке? (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)

- Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)

- Девочке трудно сидеть в тишине? ( Да)

- Почему? (Потому что  вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть)

- Ребята, а какие звуки передают тишину? (Дети читают звуки [с], [ш], [ч])

 - Что бы вы сделали на месте девочки?

- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил)

- Сейчас мы с вами еще раз прочитаем стихотворение и подумаем, что можно сказать о девочке, какая она? (Прочитайте стихотворение выразительно)

-Как надо правильно читать это стихотворение, каким голосом? (Тихим, спокойным)

- добрая,

- беспокойная,

- отзывчивая,

- хулиганка,

- вежливая,

- спокойная,

- подвижная,

- любящая,

- шумная.



  1. Подведение итогов

- С какими стихотворениями, мы сегодня познакомились?

-Какие чувства вызвали у вас сегодняшние произведения о мамах?


Рефлексия

- Понравился ли вам урок?

- Что вы узнали на уроке?

- За что можете похвалить себя?

– Почему важно в семье любить друг друга?

Домашнее задание

- Дома вы готовите, выразительное чтение этих стихотворений, по желанию можете выучить любое из них наизусть.