СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс. Литературное чтение. Устное народное творчество. (Детский фольклор. № 2.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация является второй в цикле "Устное народное творчество" и содержит материал "детского" фольклора.

Составлена с использованием Справочника Литературное чтение.  Т.В.Игнатьевой и Л.Е.Тарасовой.

Можно использовать в нач.школе на уроках и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«2 класс. Литературное чтение. Устное народное творчество. (Детский фольклор. № 2.)»

Устное народное творчество.  (Детский фольклор. № 2.) Склярова Наталья Анатольевна  учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1 г.о. Новокуйбышевск Самарской области

Устное народное творчество. (Детский фольклор. № 2.)

Склярова Наталья Анатольевна

учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1

г.о. Новокуйбышевск Самарской области

фольклор  В устном народном творчестве отража-ется культура, быт народа-создателя, проблемы, которые волновали людей в различные периоды их жизни.  Устный – произносимый, не письменный.  Народный – относящийся к народу, принадлежащий народу.   ( по С.И. Ожегову)

фольклор

  • В устном народном творчестве отража-ется культура, быт народа-создателя, проблемы, которые волновали людей в различные периоды их жизни.
  • Устный – произносимый, не письменный.
  • Народный – относящийся к народу, принадлежащий народу.

( по С.И. Ожегову)

фольклор ДЕТСКИЙ ВЗРОСЛЫЙ Материнский Собственно детский

фольклор

ДЕТСКИЙ

ВЗРОСЛЫЙ

Материнский

Собственно детский

Детский фольклор  детский – не свойственный взрослому, незрелый.  (по С.И.ожегову) Материнский Собственно детский (созданный взрослыми для детей) Считалки, дразнилки, жеребьёвки, молчанки, мирилки, календарный фольклор (заклички, приговорки) Жанры: колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки - шутки

Детский фольклор

  • детский – не свойственный взрослому, незрелый.

(по С.И.ожегову)

Материнский

Собственно детский

(созданный взрослыми для детей)

Считалки, дразнилки, жеребьёвки, молчанки, мирилки, календарный фольклор (заклички, приговорки)

Жанры: колыбельные песни,

пестушки,

потешки, сказки - шутки

Собственно детский фольклор  и его жанры  Фольклор детский изначально связан с обрядовой и необрядовой культурой взрослых. Дети постоянно развивают свой фольклор, который тесно связан с игрой.

Собственно детский фольклор и его жанры

  • Фольклор детский изначально связан с обрядовой и необрядовой культурой взрослых. Дети постоянно развивают свой фольклор, который тесно связан с игрой.
Детский фольклор.  календарный фольклор.    Календарный фольклор связан с определённым временем года, погодой, праздником, с жизнью народа в древние времена. приговорки Заклички

Детский фольклор.

календарный фольклор.

  • Календарный фольклор связан с определённым временем года, погодой, праздником, с жизнью народа в древние времена.

приговорки

Заклички

детский фольклор  заклички.    кликать – 1) громко сзывать, звать (разг.); 2) называть, именовать (устаревш.); 3) громко кричать.  (по С.И.ожегову)  Заклички – от слова «кликать» – звать, просить, приглашать, обращаться. Заклички – небольшие песенки для распевания группой детей. Заклички чаще обращены к силам природы, ребенок как бы вступает с ними в сговор Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи..

детский фольклор заклички.

  • кликать – 1) громко сзывать, звать (разг.);

2) называть, именовать

(устаревш.); 3) громко кричать. (по С.И.ожегову)

  • Заклички – от слова «кликать» – звать, просить, приглашать, обращаться.
  • Заклички – небольшие песенки для распевания группой детей.
  • Заклички чаще обращены к силам природы, ребенок как бы вступает с ними в сговор
  • Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи..

детский фольклор  заклички.    Радуга-дуга, Перекинься на луга! Отворяй ворота — Крючком, сучком, Золотым пятачком, Тонкой ниточкой, Под калиточкой.  В закличках – отражение языческих верований. Вера в силы природы и надежда на их помощь.  Обращения в закличках – ритмические бойкие фразы, с особой интонацией (восторг, восхищение, переживание)  Ветер-ветерцо! Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу!

детский фольклор заклички.

  • Радуга-дуга,

Перекинься на луга!

Отворяй ворота —

Крючком, сучком,

Золотым пятачком,

Тонкой ниточкой,

Под калиточкой.

  • В закличках – отражение языческих верований. Вера в силы природы и надежда на их помощь.
  • Обращения в закличках – ритмические бойкие фразы, с особой интонацией (восторг, восхищение, переживание)
  • Ветер-ветерцо!

Не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтоб идти было в силу!

детский фольклор  приговорки.   приговаривать – говорить. Делая что-нибудь, сопровождать что-нибудь словами.  (по С.И.ожегову) Разновидность закличек – приговорки. Приговорки – способ индивидуального общения с природой. Они обращены ко всему живому: птицам, животным, растениям. Улитка, улитка! Покажи свои рога, Дам кусок пирога, Пышки и ватрушки, Сдобные лепёшки – Высуни рожки!

детский фольклор приговорки.

  • приговаривать – говорить. Делая что-нибудь, сопровождать что-нибудь словами. (по С.И.ожегову)
  • Разновидность закличек – приговорки.
  • Приговорки – способ индивидуального общения с природой. Они обращены ко всему живому: птицам, животным, растениям.
  • Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусок пирога,

Пышки и ватрушки,

Сдобные лепёшки –

Высуни рожки!

детский фольклор  приговорки.    Приговорки могут быть обращены к предметам быта, могут сопровождать повседневные занятия. Ики, ики, ики,ики- Крики! Крики! Крики! Крики! Икли, икли, илки – Это журавли! Это журавли! Иголка, иголка, Ты остра и колка. Не коли мне пальчик, Шей сарафанчик.

детский фольклор приговорки.

  • Приговорки могут быть обращены к предметам быта, могут сопровождать повседневные занятия.
  • Ики, ики, ики,ики-

Крики! Крики! Крики! Крики!

Икли, икли, илки –

Это журавли! Это журавли!

  • Иголка, иголка,

Ты остра и колка.

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик.

детский фольклор  приговорки.   Стою на камешке, Горю, горю на солнышке, Кто меня любит, Тот меня выкупит.  Игровые приговорки пришли из языческих игр в честь персонажей русской культуры (Кострома, Коляда, Ярила). Игра- подготовка к жизни. Игра сопровождалась словом ( заклички, приговорки), которое имело особый смысл. Это относится и в жеребьёвым сговоркам .

детский фольклор приговорки.

  • Стою на камешке,

Горю, горю на солнышке,

Кто меня любит,

Тот меня выкупит.

  • Игровые приговорки пришли из языческих игр в честь персонажей русской культуры (Кострома, Коляда, Ярила). Игра- подготовка к жизни.
  • Игра сопровождалась словом ( заклички, приговорки), которое имело особый смысл.
  • Это относится и в жеребьёвым сговоркам .
детский фольклор  жеребьёвая сговорка.    Жеребьёвая сговорка – обращение к главам детских групп. Произносится, когда нужно разделить играющих на две группы. Жеребьёвка – метание жребия. Жребий – 1) условный предмет(билетик, монета и т.п.), вынимаемый из числа одинаковых предметов для разрешения споров, установления права, порядка ; 2) судьба, участь (устаревш.).  (по С.И.ожегову) Наливное яблочко или золотое блюдечко? Конь вороной или хомут золотой? Матка, матка, Кого берёшь: Травку-муравку Или золотую булавку?

детский фольклор жеребьёвая сговорка.

  • Жеребьёвая сговорка – обращение к главам детских групп. Произносится, когда нужно разделить играющих на две группы.
  • Жеребьёвка – метание жребия.
  • Жребий – 1) условный предмет(билетик, монета и т.п.), вынимаемый из числа одинаковых предметов для разрешения споров, установления права, порядка ;

2) судьба, участь (устаревш.). (по С.И.ожегову)

  • Наливное яблочко или золотое блюдечко?

Конь вороной или хомут золотой?

  • Матка, матка,

Кого берёшь:

Травку-муравку

Или золотую булавку?

Детский фольклор  считалки.    Считалки – рифмованные стишки, состоящие из слов и созвучий, при которых соблюдается ритм. С помощью считалок дети устанавливают очередь для начала игры.  считалка – произносимый на стишок, который сопровождается распределением ролей в игре.  (по С.И.ожегову) Начинаеся считалка, На берегу сидела галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей.  Эне, бене, раба, Квинтер, финтер, жаба. Эне, бене, рес, Квинтер, финтер, жес!

Детский фольклор считалки.

  • Считалки – рифмованные стишки, состоящие из слов и созвучий, при которых соблюдается ритм.
  • С помощью считалок дети устанавливают очередь для начала игры.
  • считалка – произносимый на стишок, который сопровождается распределением ролей в игре.

(по С.И.ожегову)

  • Начинаеся считалка,

На берегу сидела галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

  • Эне, бене, раба,

Квинтер, финтер, жаба.

Эне, бене, рес,

Квинтер, финтер, жес!

Детский фольклор  считалки.    Цели считалок :  - расчёт играющих; выбор водящего; указание на определённую личность. Ехала белка не тележке, Продавала всем орешки. Кому два, кому три, Выходи из круга ты!  Катилось яблоко по блюду, А я водить не буду.   Вышел месяц месяц из тумана, Вынул ножик из кармана — Буду резать, буду бить, Всё равно тебе водить!

Детский фольклор считалки.

  • Цели считалок :

- расчёт играющих;

  • выбор водящего;
  • указание на определённую личность.
  • Ехала белка не тележке,

Продавала всем орешки.

Кому два, кому три,

Выходи из круга ты!

  • Катилось яблоко по блюду,

А я водить не буду.

  • Вышел месяц месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана —

Буду резать, буду бить,

Всё равно тебе водить!

Детский фольклор  молчанки.    Молчанка – игра, где первый проговорившийся «платит» фант. Начинается с рифмованных строчек, которые может проговорить один человек, а могут произнести хором все участвующие в игре.  молчанка – род детской игры.  (по С.И.ожегову)   Раз, два, три, четыре, пять. С этих пор молчать.  Тише мыши: Кот на крыше, Кошку за уши ведёт. Кошка драна, Хвост облез- Кто промолвит, Тот и съест!       Чок, чок, чок, Зубы на крючок. Кто слово скажет, Тому щелчок.

Детский фольклор молчанки.

  • Молчанка – игра, где первый проговорившийся «платит» фант.
  • Начинается с рифмованных строчек, которые может проговорить один человек, а могут произнести хором все участвующие в игре.
  • молчанка – род детской игры. (по С.И.ожегову)

  • Раз, два, три, четыре, пять.

С этих пор молчать.

  • Тише мыши:

Кот на крыше,

Кошку за уши ведёт.

Кошка драна,

Хвост облез-

Кто промолвит,

Тот и съест!

  • Чок, чок, чок,

Зубы на крючок.

Кто слово скажет,

Тому щелчок.

Детский фольклор  дразнилки.    дразнить – злить, умышленно раздражать чем-нибудь (по С.И.ожегову)  Дразнилка – произносимый нараспев стишок, которым дразнят кого-то; прибавление рифмованного слова к имени. Чащу всего дразнилка раздаётся вслед уходящему.  Сам с ноготок.  Голова с локоток.  Васька - Васёнок, Худой поросёнок!       Архип – старый гриб.

Детский фольклор дразнилки.

  • дразнить – злить, умышленно раздражать чем-нибудь (по С.И.ожегову)
  • Дразнилка – произносимый нараспев стишок, которым дразнят кого-то; прибавление рифмованного слова к имени.
  • Чащу всего дразнилка раздаётся вслед уходящему.

  • Сам с ноготок.

Голова с локоток.

  • Васька - Васёнок,

Худой поросёнок!

  • Архип – старый гриб.
Детский фольклор  дразнилки.     Таня-баня шла по броду, Решетом носила воду.  Дразнилка осуждает отрицательные поступки: обжорство, лень, воровство. В основе дразнилок – повторы слов. Созвучия, перевёртыши. Дразнилки учат подмечать и высмеивать плохую черту, что-то несправедливое, некрасивое; учат подбирать слова в рифму.  Иван-болван С колокольни упал, Три года катился, А всё не убился.  Плакса- вакса, гуталин Проглотил горелый блин.

Детский фольклор дразнилки.

  • Таня-баня шла по броду,

Решетом носила воду.

  • Дразнилка осуждает отрицательные поступки: обжорство, лень, воровство.
  • В основе дразнилок – повторы слов. Созвучия, перевёртыши.
  • Дразнилки учат подмечать и высмеивать плохую черту, что-то несправедливое, некрасивое; учат подбирать слова в рифму.
  • Иван-болван

С колокольни упал,

Три года катился,

А всё не убился.

  • Плакса- вакса, гуталин

Проглотил горелый блин.

Детский фольклор  мирилки.    мирить: 1)восстанавливать согласие. Мирные отношения между кем-нибудь; 2) заставлять терпимо относиться к кому(чему)-нибудь.  (по С.И.ожегову)  Мирилки предназначены для быстрого установления мира между конфликтующими сторонами.  Я мирюсь, мирюсь, мирюсь. И я больше не дерусь. Ну, а если подерусь, В грязной луже окажусь.  Мирись, мирись, мирись И больше не дерись! А если будешь драться, То я буду кусаться.

Детский фольклор мирилки.

  • мирить: 1)восстанавливать согласие. Мирные отношения между кем-нибудь; 2) заставлять терпимо относиться к кому(чему)-нибудь.

(по С.И.ожегову)

  • Мирилки предназначены для быстрого установления мира между конфликтующими сторонами.
  • Я мирюсь, мирюсь, мирюсь.

И я больше не дерусь.

Ну, а если подерусь,

В грязной луже окажусь.

  • Мирись, мирись, мирись

И больше не дерись!

А если будешь драться,

То я буду кусаться.

Детский фольклор  мирилки.    Чтобы солнце улыбалось, Нас с тобой согреть старалось, Нужно просто стать добрей И мириться нам скорей!      Пальчик за пальчик Крепко возьмем Раньше дрались, А теперь ни по чем. Солнце выйдет из-за тучек, Нас согреет тёплый лучик. А ругаться нам нельзя, Потому что мы друзья..

Детский фольклор мирилки.

  • Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

  • Пальчик за пальчик

Крепко возьмем

Раньше дрались,

А теперь ни по чем.

  • Солнце выйдет из-за тучек,

Нас согреет тёплый лучик.

А ругаться нам нельзя,

Потому что мы друзья..

Спасибо! Благодарю за внимание!

Спасибо!

Благодарю

за внимание!