Тема «Грибы из пластилина»
(1 урок)
Задачи урока:
— знакомство с новым термином «деталь»;
— закрепление приемов лепки;
— формирование УУд: поиск и выделение необходимой
информации из словаря учебника, справочного материала; выявление
особенностей изделия в процессе его анализа; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений с опорой на справочный материал; выполнение работы по предложенному плану; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном (рисунком, фотографией);
формирование нравственных качеств (любознательность).
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа, работа с учебником, коллективное обсуждение конструкции, объяснение, наблюдение за практической работой учащихся, самостоятельная практическая работа.
Ход урока
Организация рабочего места
Предлагаем открыть учебник на с. 20.
сообщаем тему урока: «грибы из пластилина». Поясняем, что дети будут работать с пластилином два урока.
Просим прочитать первое задание: «начни работу с пластилином, подготовь свое рабочее место (страница 4)». Перед собой дети располагают пластиковую подкладную доску, перед ней кладут стеку, вдоль стола ставят в ряд открытую коробку с пластилином, чашку с водой, салфетку для вытирания рук.
Анализ конструкции образца
читаем задание на урок: «для уроков по окружающему миру вылепи из пластилина: бледную поганку, сатанинский гриб или красный, в крапинках мухомор». Просим рассказать строение гриба. (ожидаемый ответ: «У гриба выделяют плодовое тело — это шляпка, ножка и грибница».)
Анализ технологической последовательности изготовления изделия
Предлагаем обсудить лепку грибов на примере мухомора.
дети читают задание к первому этапу работы: «если ты выбрал(а) мухомор, вылепи из пластилина красного цвета его шляпку.
скатай шар. сделай в нем углубление». спрашиваем: как скатать шар? (ожидаемый ответ: «сначала шар скатывают между ладонями, а затем на столе».)
как сделать углубление в шаре? (на шар снизу надавливают большим пальцем, а сверху — указательным.)
Просим прочитать задание ко второму этапу работы: «из пластилина белого цвета слепи лепешку и проведи на ней бороздки стекой».
задаем вопрос: как расплющить шар? (Шар расплющивают на столе, сверху надавливая на него ладонью.)
читаем задание к третьему этапу работы (с. 21): «слепи ножку гриба и ее белый воротничок». Просим рассмотреть рисунок и объяснить приемы работы (Примеры ответов: «из шара раскатывают конус — это ножка.
чтобы получить “воротничок”, из шара раскатывают жгут, который расплющивают в тонкую пластину»).
Поясняем: чтобы тонкую пластину снять с подкладного листа, жгут
расплющивают на мокрой салфетке.
дети читают задание к последнему этапу работы: «соедини готовые детали*.
обрати внимание: белый “воротничок” находится на ножке под шляпкой гриба.
не забудь оформить шляпку гриба белыми крапинками». Просим в словаре уточнить значение слова «деталь»: часть механизма, машины, прибора, изделия.
Поясняем: детали гриба надо соединять в той последовательности, которая дана на рисунке. Перед соединением «воротничка» с ножкой на верхней части «воротничка» надо заложить несколько складочек.
Практическая работа
По ходу выполнения детьми практической работы внимательно следим за точностью выполнения приемов лепки. Приглашаем к учительскому столу тех, кто затрудняется.
Организованное прерывание практической работы, оценка деятельности учащихся и уборка рабочих мест
Просим детей завершить работу.
оцениваем умение передавать точную форму деталей гриба, его величину и прочное соединение деталей.
Ученики убирают рабочие места: укладывают пластилин в коробку; соскребают стекой пластилин, оставшийся на подкладной доске; протирают стеку и подкладную доску салфеткой; моют руки.
Перечисляем материалы, инструменты и приспособления, которые необходимо приготовить к следующему уроку (с. 22): коробка с пластилином, салфетка из ткани и небольшая пластмассовая
чашка для воды.