СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рассматриваются вопросы: 1. Связь литературы XVIII века с традициями древнерусской литературы. 2. Классицизм. 3. Периодизация литературы XVIII века. 4. Творчество М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. Н. Радищева.
Вопрос № 2. Общая характеристика рус. лит. XVIII в. (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев).
Была та смутная пора, Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра.
А. С. Пушкин
Литература XVIII в. связана с лучшими традициями древнерусской литературы (представление о важной роли литературы в жизни общества, ее патриотическая направленность). Реформы Петра I, европеизация России, широкое гос. строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнической системы — все это нашло отражение в литературе того времени. Ведущим лит. течением XVIII в. стал классицизм.
Классицизм — общеевропейское явление. Но в разных странах он имел свои особенности. Своего расцвета классицизм достиг во Франции во второй пол. XVII в.
В произведениях писателей-классицистов нашла отражение идея сильного независимого государства с абсолютной властью монарха. Поэтому основной конфликт в произведениях классицизма — конфликт между долгом и чувством. В центре этих произведений — человек, подчинивший личное общественному. Для него превыше всего долг гражданина, служение интересам государства. Таким гражданином должен быть в первую очередь сам монарх. Классицисты считали высшим критерием истинного и прекрасного разум.
Признаки европейского классицизма:
Схемат. изобр-е чел. характеров: худ. образы внеисторичны и предельно обобщены: в характере героя выделялась и подчеркивалась какая-то одна ведущая черта (глупость, хитрость,благородство)
Сюжеты из античности (в европ. кл-ме): важные проблемы своей эпохи писатели-классицисты решали на примерах из далекого прошлого.
Преклонение перед разумом: воспитание человека-гражданина, обращение в первую очередь к его разуму путем убеждения, осмеяния ложных мнений, при помощи положительных и отрицательных примеров. (комедии Ж.-Б. Мольера.)
Строгое деление на высокие и низкие жанры.
Идеал красоты — греческое искусство.
Три единства в драматических произведениях (места, времени, действия).
РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ
Определяющим этапом в истории русской литературы XVIII веки, как и в жизни всего русского народа, стал период петровских преобразований, когда перед лицом Европы появилась единая, быстро развивающаяся Россия. В 1-й пол. XVIII века в русском обществе утверждается тип человека-гражданина, подчиняющего свою деятельность укреплению и прославлению нового государства, его единства и могущества. Новые общественные отношения, новые идеалы нашли свое отражение в искусстве. Как и во Франции времен абсолютизма, так и в самодержавной России XVIII века появились условия для развития классицизма.
Общая характеристика литературы XVIII в. России:
Очень быстрое развитие светской литературы как жанра.
Объединила опыт Европы и традиции Древней Руси.
Существенные изменения в русском лит. языке (приблизился к нашей современной речи).
Значительная роль преобразований Петра I.
В русской литературе классицизм появился позже, чем в западноевропейской, но был вызван сходными историческими условиями — становлением сильного самодержавного государства. Он был тесно связан с идеями европейского Просвещения:
установление твердых и справедливых законов, обязательных для всех,
просвещение и образование нации,
стремление проникнуть в тайны мироздания,
утверждение естественного равенства людей всех сословий (в моральном плане),
признание ценности человеческой личности независимо от положения в обществе.
Четыре периода литературы XVIII века:
Периоды | Характер периода | Имена |
I. Лит-ра Петровского времени | Переходный характер, формирование светской литературы (т. е. замены литературы религиозной литературой светской). | Феофан Прокопович |
II. 1730-1750 гг. | Формирование классицизма. Расцвет жанра оды | М.В.Ломоносов |
III. 1760-пер.пол. 70-х гг. | Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма | Д.И. Фонвизин Г.Р.Державин, |
IV. Последняя четверть века | Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций | И.А. Крылов А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин |
Характерные особенности русского классицизма:
Сатирическая направленность – важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращенные к конкретным явлениям русской жизни.
Гражданственность, тесная связь с народными традициями и устным народным творчеством, (преобладание национально-исторической тематики над античной в трагедиях А.П.Сумарокова, Я.Б. Княжнина).
Интерес к человеческой личности (у М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина).
Общий патриотический пафос русского классицизма.
Тесная связь с современностью (осмеивались не просто общечеловеческие пороки, а недостатки современного писателям общества).
При сопоставлении русского классицизма с французским мы замечаем некоторые особенности.
1. Во-первых, как литературное направление он начал оформляться в 30—50-е годы XVIII века, после смерти Петра I, когда над государством нависла угроза возврата к старым феодальным порядкам. Поэтому для рус. классицизма характерны обличительная направленность и тесная связь с современностью.
2. Во-вторых, русский классицизм испытал на себе влияние французских просветителей (Руссо, Дидро, Вольтер), которые выступали со смелой критикой монархических, феодально-дворянских порядков. Разум и природа были основными критериями идей просветителей. Возврат к истинной природе человека они рассматривали как раскрытие в нем нормальных, естественных качеств. В этом смысле русский классицизм был больше связан с идеологией просветительства, чем с идеологией абсолютизма. Разделяя взгляды просветителей, русские писатели требовали установления твердых законов, образования и знаний для всех, утверждения природного равенства людей, внесословной ценности человека.
3. Еще одна особенность русского классицизма — прогрессивность его идей, их общественный характер. Если во Франции абсолютизм привел к временному компромиссу между дворянством и буржуазией, то в России XVIII века, где основной конфликт состоял в столкновении помещиков и крепостных крестьян, такого примирения не произошло. И лучшие русские писатели, не восставая против крепостного права, гневно осуждали жестокость и бессердечие помещиков. Эта тема станет одной из ведущих в литературе русского классицизма и подготовит революц. выступление против самодержавия и крепостничества А. Н. Радищева, автора «Путешествия из Петербурга в Москву».
4. Отличало русский классицизм от западноевропейского также и то, что он, увлекаясь античностью, чаще обращался к национальной истории, национальным традициям, устному народному творчеству.
В России это направление получило распространение почти во всех видах искусства. В традициях классицизма писали живописные полотна А. П. Лосенко («Владимир перед Рогнедой»), Д. Г. Левицкий (портрет П. А. Демидова), Ф. С. Рокотов (портреты Екатерины II), В. П. Боровиковский (портрет князя Куракина), С. Ф. Щедрин (виды парков в окрестностях Петербурга).
Одним из ведущих жанров в русской живописи тех времен, согласно правилам классицизма, был парадный портрет, изображавший выдающихся людей.
Внимательно посмотрите на портрет князя А. Б. Куракина — это типичный парадный классицистический портрет. Все здесь призвано возвеличить князя: и горделивая поза, и самодовольное выражение лица, и богатая одежда, украшенная орденскими лентами, и пышная дворцовая обстановка на фоне колонн с драпировками и видом на Михайловский замок, и бюст Павла I, любимцем которого был князь.
В XVIII веке в стиле классицизма творила и целая плеяда великих русских зодчих: В. И. Баженов (дом Пашкова в Москве, теперь Национальная библиотека России), И. Е. Старов (Таврический дворец), М. Ф. Казаков (здание Дворянского собрания, Московский университет) и др.
Их постройки отличаются строгостью, торжественностью, напоминают древнегреческие классические храмы и дворцы. Величие и гармоничность, стройность и симметричность сближают классицизм в архитектуре с античным искусством.
Для русского классицизма также характерна строгая система жанров, рассудочность (обращение к разуму человека), условность художественных образов, признание решающей роли просвещенного монарха в установлении справедливого и процветающего общества.
Идеалом такого монарха для русских классицистов был Петр I — конкретная личность, «работник на троне». Это было связано с тем, что становление русского классицизма пришлось на период после смерти Петра I, когда возникла угроза возврата к допетровским порядкам. Было поставлено под удар все, что составляло будущее России: наука, просвещение, долг гражданина. Вот почему для русского классицизма особенно характерны сатирическая направленность и тесная связь с современностью. Осмеивались не просто общечеловеческие пороки, а недостатки современного писателям общества.
Писатели верили в необходимость просвещенного монарха, но не находили его в действительности. Поэтому для русской литературы XVIII в. традиционными были произведения, служившие общественному воспитанию самодержцев. Писатели объясняли (в своих произведениях) царям их обязанности по отношению к подданным, напоминали, что монарх — такой же человек, как и его подданные, но только исполняющий величайший долг перед государством.
Основной конфликт XVIII в. в России — конфликт между помещиками и крепостными крестьянами. Ужесточение крепостного права стало основной причиной Крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева. С 60-х гг. XVIII в. крестьянская тема станет ведущей в русской литературе. Писатели-классицисты сочувственно относились к судьбе крепостных, осуждали жестокость и паразитизм помещиков. Они призывали к гуманному обращению с крепостными.
Идеал писателей-классицистов — гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо Отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с общественными пороками, со всеми проявлениями «злонравия и тирании». Такому человеку необходимо отказаться от стремления к личному счастью, подчинить свои чувства долгу.
На протяжении второй половины XVIII в. наряду с классицизмом формировались и другие литературные течения. С 60-х гг. XVIII в. в русской литературе складывается новое литературное направление, получившее название сентиментализм. Классицисты все подчиняли разуму, сентименталисты — чувствам, всевозможным оттенкам настроений. Герои большинства творений сентименталистов — представители средних и низших классов. Главой русского сентиментализма принято считать Н. М. Карамзина.
В рамках классицизма протекает творчество крупнейших поэтов и драматургов XVIII века. У истоков этого направления в русской литературе стоял М. В. Ломоносов, гениальный ученый и замечательный поэт.
М. В. Ломоносов (1711—1765)
«С Ломоносова начинается наша литература... он был ее отцом, ее Петром Великим». (В. Г. Белинский)
«Архангельский мужик», первый из деятелей русской культуры завоевавший мировую известность, один из выдающихся просветителей и самый просвещенный человек своего времени, один из крупнейших ученых XVIII в., замечательный поэт.
Он разделил язык на «три рода речений». К первому отнес слова старославянские, употребляемые редко, но понятные каждому; ко второму — слова старославянские, употребляемые и в старославянском, и в русском языке; к третьему — слова живой разговорной речи. Так сложились «три штиля» русской поэзии — «высокий», «посредственный» и «низкий». Высокий стиль — торжественный, величавый, им должно писать героические поэмы, оды, трагедии. В этих произведениях можно использовать слова первой и второй групп. Средний стиль — более простой, в нем должны сочетаться слова второй и третьей групп. Этим стилем следует пользоваться при создании научных сочинений, стихотворных посланий друзьям. Низкий стиль — самый простой, состоящий из слов третьей группы. Он, считал Ломоносов, подходит для комедий, эпиграмм, дружеских писем, басен. Ломоносов упорядочил употребление слов разных стилей в зависимости от темы и жанра произведения.
Ломоносов стал реформатором русского стихосложения. Он написал о развитии реформы стиха «Письмо о правилах российского стихотворства». Век Ломоносова — это век классицизма в русской литературе, когда «речь стихотворная» ставилась выше прозаической. Великий ученый продолжил и завершил реформу стиха, начатую ученым и поэтом II. К. Тредиаковским (1703—1768), разработал систему силлабо-тонического, или слогоударного, стихосложения. Известные нам пять стихотворных размеров (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест) ввел в русское стихосложение М. В. Ломоносов. К своему «Письму о правилах российского стихотворства» он приложил и образец новых стихов — оду «На взятие Хотина».
М. В. Ломоносов вошел в историю русской литературы не только как теоретик литературы, но и как великий поэт. Он писал лирические и сатирические стихи, басни, песни, поэмы. Но любимым его жанром была ода. Его перу принадлежит 36 похвальных, научных, патриотических и духовных од.
Теперь давайте обратимся одам Ломоносова.
Ода — торжественное стихотворное произведение, воспевающее какое-либо историческое событие, лицо или явление. Структура оды:
1) трёхчастная композиция
2) размер— 4-хстопный ямб
3) из 10-ти строк каждая строфа
4) похвалы излагались высоким стилем
5) использование аллегорических образов из греческой и римской мифологии.
Ода — стихотворное лирическое произведение, в котором поэт торжественным, величавым языком («высоким штилем») выражал чувства восхищения, восторга значительным событием, выдающимся человеком или необыкновенным явлением природы. У древних греков одой называлась хвалебная песнь в честь богов, героев, знаменитых граждан.
Жанр оды, по словам А. В. Западова, «позволил Ломоносову соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имевшим государственное значение, и сделать это образно и красиво». Главные темы од Ломоносова — тема Родины, тема науки и просвещения, тема будущего России. В научных одах в яркой поэтической форме поэт высказывает многие научные идеи.
Несмотря на то, что ода сочинялась в связи с каким-нибудь официальным событием — военной победой, очередной годовщиной вступления на престол царствующей особы и т. п., Ломоносов всегда находил возможность говорить о том, что его особенно волновало, что было особенно важным для России. Его похвалы Елизавете носили поучительный характер и были похвалами не за то, что совершено императрицей, а за то, что должна была бы она предпринять в интересах государства, науки, просвещения.
«Ода на день восшествия на престол императрицы
Елисаветы Петровны, 1747 года»
В ноябре 1741г, через 15 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя – Елизавета Петровна. С её именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу – продолжит развивать науки, ремёсла, промышленность России. В это верил и Ломоносов.
Тема прославления российской государственности. Идея просвещённого абсолютизма требовала изображения идеального монарха. Поэт приписывает императрице все возможные добродетели и достоинства, создаёт образ идеального правителя.
Тема славы России, её природных богатств, людского потенциала, вера в её процветание. Ломоносов с воодушевлением рисует мощь и красоту страны, описывая её необъятные пространства.
Тема войны и мира. С прославления «возлюбленной тишины», т. е. мира, он начинает оду, воспевая мирную жизнь, ибо только она способна обеспечить народу достойное существование.
Тема развития наук и просвещения возникает в оде в связи с размышлениями о великом будущем отечества. Ломоносов уверен, что Российская земля может рождать «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», которые приумножат славу России.
Своеобразие этой оды. Восхваление императрицы Елизаветы Петровны в связи с шестилетием ее царствования для Ломоносова только повод высказать свои мысли, идеи, заботы общегосударственного значения. Ломоносов расширил тематику оды — его оды восхваляют родную землю, ее богатства, прославляют науку и тех, кто с ее помощью умножает славу родины; воспевают мир как условие плодотворной деятельности просвещенного человека.
Среди од Ломоносова есть много «похвальных», адресован-ных русским царям, вельможам, стоявшим у власти. Позднее (XIX — начало XX в.) это вызва-ло упреки по его адресу в лести и угодничестве. На самом же деле оды были данью времени, XVIII веку, данью искусству класси-цизма, когда идея мирного процветания родины под руководством мудрого монарха была так популярна. Удивительно не то, пишет И. П. Щеблыкин, что «каждую свою оду Ломоносов начинал и заканчивал восхвалением царствующих лиц, а то, что в этой «раме» ему удавалось провести свои мысли: прославить народ, науку, просвещение, труд человека».
Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров», дойти до сути явлений через «малый вещи знак» — это тема научной оды «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния».
В каждом из «Размышлений» повторяется одна и та же композиция. Сначала изображаются явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям. Затем поэт-ученый приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры.
В «вечернем» размышлении поэт обращается к явлениям, предстающим человеку на небесном своде с наступлением ночи. Вначале, так же, как и в первом стихотворении, дается картина, непосредственно доступная глазу: Лицо свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь; Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.
Это величественное зрелище пробуждает пытливую мысль ученого. Ломоносов пишет о бесконечности вселенной, в которой человек выглядит как малая песчинка в бездонном океане. Для читателей, привыкших, согласно Священному Писанию, считать землю центром мироздания, это был совершенно новый взгляд на окружающий его мир. Ломоносов ставит вопрос о возможности жизни на других планетах, предлагает рад гипотез о физической природе северного сияния.
??? Какие художественные образы использует поэт, рисуя картину ночи и огромной Вселенной?
??? Как он объясняет причины северного сияния?
??? Каков язык оды? Какова здесь роль риторических вопросов и восклицаний?
Для того чтобы принести стране пользу, нужно не только трудолюбие, но и просвещение, утверждает Ломоносов. Он пишет о «красоте и важности» учения, которое делает человека творцом, духовно активной личностью. «Сами свой разум употребляйте»,— призывает он в стихотворении «Послушайте, прошу...».
Гавриил Романович Державин (1743-1816)
Он выше всех на свете благ
Общественное благо ставил
И в огненных своих стихах
Святую добродетель славил.
К. Ф. Рылеев
Гавриил Романович Державин — выдающийся поэт второй половины XVIII века. Время, в которое он жил, наложило отпечаток и на его личность, и на его поэзию. Он был не только поэтом, но и государственным деятелем. Служба и поэзия были для него «двумя поприщами единого гражданского подвига» (В. Ходасевич).
Как государственный деятель, Державин принадлежал к тем немногим чиновникам, которые служили России, а не лицам, бедность и незнатное происхождение долго мешали его успехам и военной и гражданской службе. Он достиг высокого служебного положения и чинов без покровителей, благодаря личным трудам и блестящим поэтическим заслугам.
По своим взглядам Державин был сторонником просвещенной монархии и защитником крепостного права. Но он хорошо узнал и негативные стороны самодержавного строя. В конце XVIII века Россия стала мировой державой. Однако одновременно с ростом ее могущества усиливался и крепостной гнет. Помещичий произвол и беззакония приводили к массовым выступлениям крестьян.
В 1773—1775 годах они слились в мощное крестьянское движение под руководством Емельяна Пугачева. Офицер Державин принимал участие в подавлении крестьянского бунта. Ему пришлось окунуться в бездну людского горя, но, воспитанный в обычаях и нравах дворянства, он не видел смысла в этой войне, она казалась ему бесцельной.
И все же у Державина сложилось свое мнение о пороках самодержавного строя и возможностях ненасильственной борьбы с ними. Для него такой возможностью станет поэзия. «Будь на троне Человек!» — будет призывать в стихах Державин царей. И сам будет стремиться оставаться человеком на государственных постах. В стихотворении «Признание» он скажет о себе:
Не умел я притворяться, На святого походить,
Важным саном надуваться И философа брать вид;
Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье Были гением моим.
Наличие или отсутствие «человеческих» качеств определяло отношение Державина к царям и вельможам. В его эпоху это было трудным и опасным делом, поэтому и служба Державина-чиновника была «цепью непрерывных столкновений с начальством и царями». Всюду, где служил (а он был губернатором, секретарем императрицы Екатерины II, министром юстиции), он устанавливал свои порядки, боролся с несправедливостью, взяточничеством. Такая ревностная служба приводила к тому, что от Державина старались избавиться, убрать подальше, иногда даже с повышением. В своих «Записках» поэт с горечью писал: «С сожалением или стыдом признаться должно, что никто ни о чем касательно общего блага Отечества, кроме своих собственных польз и роскоши, не пёкся».
Ему пришлось уйти в отставку. Теперь главным делом его жизни стала поэзия.
Стихи Державин любил страстно. Писал их постоянно, но долго никому не показывал. Он не получил хорошего образования, так как после смерти отца пришлось оставить гимназию и идти служить солдатом. Но он всегда старался учиться, был любознательным, трудолюбивым. И очень скоро отошел от подражания Ломоносову, начал создавать свое, сближая поэзию с жизнью.
«Державин был первым живым глаголом (словом) юной поэзии русской» (В. Г. Белинский).
В поэзии Державин шел своим собственным путем. Главный предмет изображения в его стихах — конкретный мир и конкретная человеческая личность, что было новым и необычным для господствовавшего тогда в литературе классицизма с его стремлением к вечному и всеобщему. Поэт разрушает установившиеся правила. И прежде всего деление произведений на «высокие» и «низкие» жанры. В его поэзии, отражавшей жизнь в ее постоянной изменчивости, происходит смешение высокого и низкого, печального и смешного. Ярким примером разрушения правил классицизма явилась ода «Фелица» (1782).
Читая оду «Фелица», обратите внимание:
??? Какой изображена Фелица? Каковы ее конкретные дела как правительницы, ее человеческие привычки?
??? С какой целью в оду введен образ вельможи? В чем особенности языка оды?
??? Какие особенности «Фелицы» позволяют назвать это произведение сочетанием оды с сатирой?
??? Сравните оду «Фелица» Державина и «Оду на день восшествия на престол императрицы Елисаветы» Ломоносова. В чем их сходство и отличие?
Жизнь Д. была трудной, полной взлетов и падений: бедное детство в семье захудалого казанского дворянина, рано умершего, старательное учение в только что открывшейся гимназии, внезапный вызов на военную службу в Петербург, десятилетняя солдатчина. Державин принимал участие в подавлении пугачевского движения, но, рассердив главнокомандующего Петра Панина, свежеиспеченный офицер чуть не был повешен и вышел в отставку. «В сей-то академии нужд и терпения научился я и образовал себя», — писал позднее поэт.
Не более гладкой была и его гражданская служба, хотя завершил он ее в должности министра юстиции при Александре I (1803), оставшись, по собственным словам, на всю жизнь «горяч и в правде черт». Д. Д. Благой так характеризует Державина как человека; «... неукротимая энергия и активность... пылкость и нетерпеливость, смелость и решительность, прямота,- отсутствие необходимой для карьериста ловкости, умения подлаживаться и потворствовать слабостям и капризам высшего начальства и, наоборот, несокрушимое чувство собственного достоинства, личной чести». Именно эти качества и были причиной того, что он не ужился ни при дворе Екатерины II, хотя после написания оды «Фелица» и был назначен одним из ее личных секретарей (при принятии прошений), ни при Павле, ни при Александре I.
По своим убеждениям Державин был верным слугой самодержавия, но самодержавия просвещенного, «разумного». Поэтому нарушения законности, неправосудие, лихоимство, притеснение слабых и обиженных вызывали в нем негодование и стремление восстановить справедливость, Он не боялся высказывать свое мнение не только всевластным вельможам, но и царям.
На примере творчества Г. Р. Державина я хочу показать своеобразие русского классицизма (просветительский и патриотический пафос, критическую направленность, связь с современностью, интерес к фольклору).
Державин сделал головокружительную карьеру, пройдя путь от рядового Преображенского полка до кабинет-секретаря и сенатора Екатерины II, государственного казначея при Павле I и министра юстиции при Александре I. Честно служа Отечеству, он обличал приближенных ко двору вельмож за взятки, обман и корыстолюбие. Но в историю русской литературы и культуры Державин вписал свое имя, прежде всего, не своей государственной службой, а литературным талантом.
Державин был поэтом-новатором. На фоне торжественных од классицизма его оды были необычны. Трудно назвать классической одой его стихотворение "На смерть князя Мещерского", в котором торжественная надгробная ода несет в себе философские мысли о бренности бытия и неотвратимости времени и смерти, чувства грусти от утраты, что роднит ее с элегией. В оде "Бог" поэт прославляет не только Творца, но и человека, созданного по его образу и подобию. Житель грешной земли является ничтожной тварью, "червём", но сила разума, данная ему Богом, роднит его с Всевышним.
Рисуя в облике Фелицы "богоподобную" Екатерину II (ода "Фелица"), поэт изображает рядом с ней и низкий мир, нарушая законы жанра и вступая с императрицей в поэтическую игру. Он прославляет идеал премудрости в облике царицы, выставляя ее образцом добродетели. Но рядом он рисует вельможу, который живет в праздности и подвержен многим человечески порокам. И содержание, и сложная форма новой оды, включающей в себя черты сатиры, идиллии, пасторали, анекдота, говорят о разрушении поэтом традиций классицизма и демократизации литературы. Итогом творческого пути поэта становится его сборник "Анакреонтические песни", в который включено стихотворение "Русские девушки", наполненное юмором и передающее колорит русской народной культуры.
В 1782 году Державин пишет оду «Фелица».
«Фелица» — гимн просвещенному монарху, обращенный непосредственно к Екатерине II. Екатерина сразу оценила выгоды, которые сулила ей ода Державина, сатирически изображавшая вельмож и воспевшая Фелицу.
Он считал, что народ враждебен дворянству, угнетен, темен. Освободить его нельзя — тогда неизбежна гибель дворянского сословия. Только государь с помощью просвещения и справедливого исполнения законов может оградить дворян от народного восстания. Такова в общих чертах была политическая позиция Державина в споре двух направлений русской общественной мысли. Идеями просвещенного абсолютизма был прежде всего отмечен цикл од о Фелице.
Для Державина была важна возможность хотя бы в обобщенных и отвлеченных формах классицизма воспеть действительность, какой он ее видел, понимал и чувствовал. Для него в военных и хозяйственных успехах страны и народа заключался величайший источник вдохновения. В Екатерине II он видит просвещенного монарха — « Фелицу», и только постепенно, со временем, в его глазах поблекнет прообраз его идеала.
Напечатанная в начале следующего года в журнале «Собеседник любителей российского слова», она стала литературной сенсацией, этапом в развитии русской поэзии. По жанру это была как бы типичная похвальная ода. Еще один, никому не известный поэт хвалил Екатерину 11, но «хвала» была неслыханно дерзкой, не традиционной, и не она, а что-то другое оказалось содержанием оды, и это другое вылилось в совершенно новую форму. Успех оды Державина – в отступлении от правил, от следования образцам; он не берет «взаймы» восторг, но выражает свои чувства в оде, посвященной императрице.
Под именем Фелицы Державин изобразил императрицу Екатерину. Поэт использует имя Фелицы, упомянутое в сочиненной императрицей для своего внука Александра « Сказка о царевиче Хлоре», которая была напечатана в 1781 году. Содержание сказки дидактично. Киргизский хан похитил русского царевича Хлора. Желая испытать его способности, хан дает царевичу задание найти розу без шипов (символ добродетели). Благодаря помощи ханской дочери Фелицы (от латинского felicitos – счастье) и ее сына Рассудка Хлор отыскивает розу без шипов на вершине высокой горы.
Образ Фелицы отличается у Державина многоплановостью. Державин в «Фелице» создает не официальный, условный и отвлеченно-парадный образ «монарха», а рисует тепло и сердечно портрет реального человека – императрицы Екатерины Алексеевны, со свойственными ей как личности привычками, занятиями, бытом, он славит Екатерину, но похвала его не традиционна. В оде появляется образ автора (татарский мурза) – по сути он изображал не столько Екатерину, сколько свое отношение к ней, свое чувство восхищения ее личностью, свои надежды на нее как на просвещенную монархиню. Это личное отношение проявляется и к ее придворным: они не очень нравятся ему, он смеется над их пороками и слабостями – и в оду вторгается сатира. По законам классицизма недопустимо смешение жанров: бытовые детали и сатирические портреты не могли появляться в высоком жанре оды. Но Державин и не соединяет сатиру и оду – он преодолевает жанровость. И его обновленная ода только чисто формально может быть отнесена к данному жанру оды: поэт пишет просто стихи, в которых свободно говорит обо всем, что подсказывает ему его личный опыт, что волнует его разум и душу.
Духовная ода “Бог”
Как и Ломоносов, Державин был поэтом-философом. Его интересовали тайны мироздания, вечности и быстротечности времени, тайны природы и человеческой жизни и смерти... Поэт был способен охватить мыслью огромную Вселенную, соотнести величие Ножества с человеком, в котором видел «чудо природы»:
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб, я червь — я Бог!
Так говорит поэт о человеке в знаменитой оде «Бог», переведенной на многие иностранные языки.
Духовная ода “Бог” (заметим, что основной принцип построения - антитетичность). Идея в этой оде развивается следующим образом: 1) сравнение величия Бога с ничтожностью человека, 2) но в человеке есть Бог, а следовательно, предшествующая идея опровергнута, 3) человек - центр вселенной только благодаря Богу и единственное, что должен делать человек - стремиться к Богу. Итак, Державин становится новатором, вернее, создателем новых философских од. Человек рассматривается не во внешней гражданской деятельности, а в глубинных связях с природой. Одна из самых могущественных - смерть: “Глотает царства алчна смерть”, “Солнца ею потушаются...”. Появляется мысль о равенстве людей перед лицом вечности, происходит переоценка общественных ценностей:
Подите счастья прочь возможны,
Вы все пременны здесь и ложны:
Я в дверях вечности стою.
Однако поэт не проповедует пессимизм: жизнь приобретает особую ценность:
Жизнь есть небес мгновенный дар.
Для Державина Бог - первоначало, не существующее отдельно от природы.
Стихотворение Державина "Властителям и судиям"
Г. Р. Державин был прежде всего поэтом-гражданином. Он не боялся «истину царям говорить». Гневным обличением «земным владыкам» звучат его стихотворения «Вельможа», «Властителям и судиям». Державин первым сводит их с пьедестала, судит, напоминает им об их обязанностях перед народом:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
«Властителям и судиям»
Эмоциональный накал стиха, мощь державинского ямба, его «ударность» (характерный пример: «Ваш долг есть...», где каждое слово несет ударение; своеобразие сюжета и композиции: гневными строками поэта говорит ... «бог»! Oбpaз «бога» как условно-поэтическое воплощение справедливости, праведного гнева («боже правых»). «Властителям и судиям» как приговор и урок, нравственное кредо поэта-гражданина. Сопоставление сатиры Державина с одой Ломоносова; с Державиным. В русскую поэзию входят социальная тема, гражданское и обличительное начала. Русская поэзия в стихах Державина учит негодовать, срывать покровы. Державин как выдающийся поэт русского классицизма (строгое величие, гармония и стройность державинских творений),
Восстал всевышний Бог, да судит Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят — и не знают! Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, боже! боже правых! И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых И будь един царем земли!
Взгляды Державина на назначение поэта по стихотворению "Памятник".
Историческая заслуга Державина-поэта в том и состоит, что, смело разрушив установленные Ломоносовым рамки «трех штилий», он открыл дорогу простым разговорным словам, начал писать «обыкновенным поэтическим словом». Этим и воздвиг себе Державин «чудесный, вечный памятник», которого не сокрушит «времени полет».
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенаа будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетиых,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
Державин о бессмертии поэта, а значит, и любого человека, если он оставляет людям свой труд, исполненный «истины» и «сердечной простоты».
РР. Использование оценочно-экспрессивной лексики при объяснении тайны впечатляющей. силы стихотворения (Стихи строги и гневны..., Каждая строка наполнена энергией…, необычность построения произведения...).
???? 1. В чём видит Державин превосходство своего поэтического памятника над природой и над славой «земных царей»?
В чем поэт видит свое бессмертие и свои заслуги в поэзии?
С какими словами обращается Державин в последнем четверостишии к своей Музе?
А. Н. Радищев (1749-1802)
Александр Николаевич Радищев родился в семье саратовского помещика, получил блестящее образование сначала в Пажеском корпусе, в Петербурге, затем — в Лейпцигском университете. Еще в юности Радищев определил главной целью своей жизни служение на благо Отечества. Будучи чиновником Коммерц-коллегии, а затем заместителем управляющего Петербургской таможни, он проявил себя, по отзывам современников, талантливым юристом, смелым и неподкупным человеком. В то же время Радищев занимался и литературным творчеством. Он написал «Житие Федора Ушакова», «Беседу о том, что есть сын Отечества», оду «Вольность». В своих произведениях писатель выступал против самодержавия («самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние»), пытался ответить на вопросы, каким должен быть истинный гражданин, какие обстоятельства способствуют, а какие мешают воспитанию подлинного патриота. Логическим и художественным завершением литературного творчества Радищева стало «Путешествие из Петербурга в Москву» — книга о современной писателю России, о положении ее народа, о его будущем.
Последовательно и с яркой художественной выразительностью Радищев проводит в этом произведении мысль о том, что освобождение российского народа от самодержавия и крепостничества неминуемо и произойдет оно революционным путем. Такое утверждение о необходимости полного изменения общественного устройства впервые звучало в русской литературе. Екатерина II написала на полях книги: «Бунтовщик, хуже Пугачева».
«Путешествие из Петербурга в Москву» было запрещено со времени выхода (1790) до 1905 г. А. Н. Радищев был сослан в Сибирь. Ему было разрешено вернуться в Петербург только через десять лет, с воцарением Александра I (1801). Бывший опальный писатель и талантливый юрист был даже допущен к работе в Комиссии по составлению законов, где он пытался реализовать свои демократические взгляды. Осознав невозможность осуществления своих идеалов на практике, А. Н. Радищев покончил жизнь самоубийством, приняв яд.
«Путешествие из Петербурга в Москву». В эпиграфе к «Путешествию...» — «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» — Радищев определяет главного врага, главную беду России и русского народа— самодержавие и связанное с ним крепостничество. Большинство глав этого произведения посвящено разоблачению сущности этого «чудища», его жестокости и бесчеловечности, развращающих души людей, разоряющих страну. Писатель рисует картины беззакония и неимоверной эксплуатации, которой подвергаются крестьяне. «Истинное лицо» единовластия (самодержавия) Радищев выявляет в сатирическом «сне» (глава «Спасская Полесть»), показывая противозаконность и антинародность любой монархии.
Размышляя над тем, как избавить страну от «чудища» — самодержавия и крепостничества, писатель приходит к выводу, что ни отдельные «гуманные» помещики, ни «бесплодное сочувствие» к порабощенным крестьянам не могут изменить ситуацию. Положение российского народа так тяжело, что «свободы ожидать должно от самой тяжести порабощения». Радищев пишет о праве человека на борьбу за свою свободу, о неизбежности народной революции. Главным героем «Путешествия...» является русский народ, крестьяне (крепостные в первую очередь). И они — не вызывающие жалость «жертвы», а люди высоких моральных качеств, талантливые, с чувством собственного достоинства. И хотя Радищев не идеализирует народ и говорит о растлевающем влиянии крепостного права и на помещиков, и на крестьян, которые зачастую превращаются в рабов и по положению, и по духу, в целом образы крестьян в «Путешествии...» контрастны образам помещиков. Нравственную чистоту и физическое здоровье людей из народа Радищев противопоставляет моральной и физической деградации дворян, и этот художественный прием тоже служит задаче разоблачения «чудища».
Говоря о русском национальном характере, писатель подчеркивает не «покорность», которая так ценилась официальными властями, а порывистость, отвагу, невоплощенные таланты и возможности русского народа. Радищев уверен, что, когда изменятся обстоятельства жизни народа, из его рядов выйдет много талантливых людей, которые окажут большое влияние на «историю российскую». Поэтому логическим завершением «Путешествия...» является «Слово о Ломоносове», где выражается уверенность автора в великом будущем России и ее народа. «Путешествие из Петербурга в Москву» изложено в форме записок путешественника, куда искусно введены произведения других жанров: сатирический «сон» (глава «Спасская Полесть»), ода «Вольность», публицистические статьи (например, «...О происхождении цензуры», глава «Торжок»). Такая форма художественного произведения была новаторской для русской литературы XVIII в. и давала Радищеву возможность глубоко и многопланово рассказать об общественной и духовной жизни нации.
Радищев наметил пути развития литературного языка. Писатель использовал все лексические пласты русского языка — от славянизмов до просторечия — в зависимости от предмета повествования. В «Путешествии...» присутствуют:
высокая лексика, славянизмы, которые служат и для достижения патетичности звучания («звери алчные, пиявицы ненасытные!»), и как сатирический прием несоответствия: «Блаженны... имеющие внешность, к благоговению всех влекущую»;
сентиментальные фразы, например «легкая пелена печали», «душу он имел очень чувствительную и сердце человеколюбивое»;
просторечия, пословицы, поговорки, такие как: «повороти оглобли», «рот разинул до ушей», «всяк пляшет, да не как скоморох».
Радищев в своем повествовании руководствуется не только рассудком, но и чувством. Он эмоционален, открыто сочувствует и негодует: «Страшись, помещик жестокосердный!» Писатель стремился создать новый гражданский стиль литературы, объединивший общественное звучание и проявление личности конкретного автора. Но органичность стиля не была им достигнута, была лишь намечена тенденция. «Путешествие из Петербурга в Москву» излишне архаично, перегружено словами «высокого» стиля. Задача гармонического сочетания пафоса, иронии и лирического начала нашла блестящее решение и воплощение в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Еще более трагичной была судьба Радищева, который за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» был осужден на смертную казнь, но, «помилованный» императрицей, отправлен в сибирскую ссылку на 10 лет. Возвращенный на родину после воцарения Павла I, он не имел права являться в Петербург. Царствование Александра I как будто бы облегчило его участь: Радищев был даже привлечен к составлению новых законов, но, вызвав гнев членов законодательной комиссии верностью своим антикрепостническим убеждениям, он покончил жизнь самоубийством.
Произведения Радищева – живое проявление чувств, дум, надежд и стремлений, горьких разочарований и критической мысли выдающегося человека XVIII века.
«ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ» (из уч. Зерчанинова и Порфиридова)
Последняя четверть XVIII века была богата событиями, которые волновали мысль просвещённых людей и зарождали сомнение в прочности существовавшего государственного строя.
Из-за границы неслись в Россию волнующие сведения о событиях в Америке, завершившихся в 1774—1775 гг. учреждением республики. А в 1789 г. началась буржуазная революция во Франции.
Радищев глубоко впитывал в себя все революционные веяния своей эпохи. Однако было бы неправильно считать, что его политические взгляды были только отзвуком идей просветительной, философии и событий американской и французской революции. В русской действительности было достаточно условий, толкавших передовую мысль на смелые революционные выводы и обобщения.
В 1773—1775 гг. в России прокатилась волна крестьянской войны под предводительством Пугачёва. Она показала, насколько велика была ненависть народа к самодержавно-крепостническому строю. Войны с Турцией обходились России дорого и вызывали недовольство в массах. А в 1787 г. почти вся Россия испытала последствия неурожая, показавшего народу, что на помощь помещиков и государства ему надеяться не приходилось. Всё это заставляло задумываться о положении народа.
Если к этому добавить передовые традиции русской культуры и литературы предшествующего периода, в частности обличительный материал сатирических журналов, то станет ясным, что русская мысль в конце XVIII века была уже достаточно зрелой, чтобы привести такого писателя, каким был Радищев, к смелым революционным выводам. Эти выводы он и сделал в своём знаменитом «Путешествии».
Идея книги
Эпиграфом к своей книге Радищев взял слова из «Тилемахиды» Фенелона (в переводе Тредиаковского): «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Уже в выборе эпиграфа прозрачно намечена идея произведения. Этот страшный стих вполне раскрывал, по мнению Радищева, те явления русской жизни, к изображению которых он приступал в «Путешествии». «Чудище» — это самодержавие, опирающееся на крепостное право. Разоблачение этого самодержавия и призыв к борьбе против него и составляет основную идею произведения.
Тематика и содержание
В соответствии с этой идеей в «Путешествии» отчётливо проходят три темы. Первая тема — описание ужасов крепостного права, которое в России «ничем не отличалось от рабства». Против него Радищев и направляет свой первый удар, с небывалой смелостью и резкостью рисуя мрачную картину крепост. быта.
Вопиющие противоречия русской действительности привели Радищева в содрогание. «Я взглянул окрест меня — душа страданиями человечества уязвлена стала», — пишет Радищев, поясняя происхождение книги. Радищев рисует мрачные картины из жизни крепостных.
В главе «Пешки» рассказывается о том, что Радищев увидел в крестьянской избе. Вот обстановка этой избы: «Четыре стены, до половины сокрытые так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок по крайней мере поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутый пузырь, смеркающийся в полдень, пропускал свет; горшка два или три (счастлива изба, коли в одном из них всякий день есть пустые шти!)».
Императрица Екатерина шутливо, но самодовольно заявляла приближённым, что её маленькое хозяйство — так она называла Россию — идёт, кажется, недурно. А в письме к Вольтеру она однажды писала, что «в России нет мужика, который не ел бы курицы, когда ему угодно, а с некоторого времени они предпочитают курам индеек». Совсем иначе выглядит крестьянская жизнь в правдивом описании Радищева. Он гневно восклицает, обращаясь к дворянству: «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что мы крестьянину оставляем? то, чего отнять не можем, — воздух. Да, один воздух».
В главе «Любани» описывается другая сторона крестьянского быта — беспросветный труд крепостных. Шесть дней работают крестьяне на барина и только в праздники могут обработать свою борозду.
«Как же ты успеваешь доставать хлеба, коли только праздник имеешь свободным?» — спрашивает Радищев пахаря. «Не один праздник, и ночь наша», — иронически разъясняет крестьянин. И снова Радищев, потрясённый этой картиной чудовищной эксплуатации, гневно восклицает: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение».
Тот же барский произвол, но ещё более жестокий, описывает Радищев в главе «Вышний Волочок». Эта глава останавливает на себе внимание ещё и потому, что навеяна Радищеву воспоминаниями детства. В ней описывается та же система крепостного хозяйства, какая была у помещика Зубова, соседа Радищевых по Верхнему Аблязову. Радищев не забыл этого соседа.
К быту крепостных Радищев возвращается и в других главах своего «Путешествия». Например, в главе «Медное» описывается продажа крепостных с торгов, в главе «Городня» раскрыты ужасы рекрутского набора, в главе «Чёрная Грязь» — брак крепостных по принуждению.
Так в книге постепенно раскрывается мрачная картина крепостного быта. Радищев не только констатирует факты крепостного рабства и бесправия. Он смело делает и выводы. В главе «Зайцово» описывается случай убийства крепостными своего помещика и его сыновей. Радищев оправдывает это убийство. Невинность убийц, доведённых до преступления жестокостью семьи помещика, для него представляется «математической ясностью». Точка зрения Радищева такова: так как «крестьянин в законе мёртв», т. е. добиться правосудия не может, то способ борьбы против насилия у него остаётся один — насилие.
Для крепостничества Радищев вообще не находит никаких оправданий. Он выступает против него с трёх позиций: как гуманист (рабство несправедливо), как политик (рабство опасно), как экономист (рабство невыгодно). Крепостное право для него — «зверский обычай», помещик — это «варвар», «общественный тать» (вор). Земля, по его убеждению, должна принадлежать крестьянам, так как оскудение «нивы, чуждой её возделывателю», неизбежно.
Очень важна для понимания взглядов Радищева на крепостное право глава «Хотилов», в которой развивается проект постепенного освобождения крестьян. Радищев обращается здесь со своим проектом к самодержавию, надеясь на гуманные реформы свыше. Он стремится использовать все средства, какие могли бы облегчить положение народа. Екатерина II, прочитав описание проекта ликвидации крепостного права, холодно заметила на полях: «Никто не послушает».
Вторая тема «Путешествия» — разоблачение самодержавия.
Взгляд Радищева на самодержавие был открыто выражен им уже в 1773 г., в примечаниях к переводу книги Мабли. Радищев писал там: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Эту точку зрения он развивает теперь в «Путешествии».
Самодержавие вызывает у Радищева негодование. Он указывает на неизбежные «язвы самодержавия»: «пышность» царей, неправосудие чиновников, раболепство вельмож. В главе «Спасская Полесть» описывается сон царя. Приближённые восторженно-раболепно прославляли доблести царя: «он милосерд, правдив», он «законодатель мудрый». Царь прозрел и увидел, что одежды его «замараны кровью и обмочены слезами», а во взорах его приближённых виднелись «хищность, коварство, зависть, ненависть». Так представляет себе Радищев самодержавие.
Страстное выступление против самодержавия мы находим в оде «Вольность» (глава «Тверь»). В ней Радищев доводит до окончательных выводов свои мысли о деспотизме. В оде дано изображение суда народа над царём-преступником, забывшим клятву, данную народу. Сцена суда кончается словами: «Единой смерти на то мало . . умри, умри же ты стократ!» Екатерина II сразу поняла сущность и направленность оды и записала: «Ода совершенно явно и ясно бунтовская, где царям грозится плахою».
В чём же Радищев видит спасение народа и выход из его ужасного положения? Он видит это спасение только в революции. Призыв к революции и восстанию — это третья тема «Путешествия». «Свободы же ожидать должно от самой тяжести порабощения», — заявляет Радищев в главе «Медное». А в другом месте он разъясняет: «Из мучительства рождается вольность». Это вывод революционера.
Екатерина говорила о Радищеве, что он «бунтовщик хуже Пугачёва», что он распространяет «яд заразы французской». Екатерина правильно установила революционность позиции Радищева. Не поняла она только того, что взгляды Радищева созрели не под влиянием идей французской революции, а на почве уроков мрачной русской действительности.
Мысль о неизбежности наступления «мужицкой революции» — господствующая мысль Радищева, которая проходит через всю его книгу как лейтмотив.
Он ставит также вопросы о веротерпимости, о свободном воспитании, о свободе печати и слова, о литературе и поэзии и др. Книгу Радищева, таким образом, характеризует не только гневный пафос революционности, но и широкий кругозор мыслителя. Вот почему в ней слышатся то негодование, то слёзы, то ирония, то мудрый тон сторонника коренных социальных преобразований.
Творческий метод Радищева
Классовые позиции Радищева определили и его основной творческий метод — реализм. В смысле художественной яркости и полноты это ещё не реализм Пушкина, Гоголя и Л. Толстого. В «Путешествии» Радищев стоит у истоков того реализма, который прокладывал путь к правдивому, критическому изображению жизни в русской литературе XIX века.
Некоторые жанровые особенности книги Радищева (использование формы путешествия, приподнято-чувствительный тон описания) дают основание говорить об элементах сентиментализма в «Путешествии». Это не противоречит определению «Путешествия» как произведения реалистического. Чувствительность Радищева не имела ничего общего с сентиментальным направлением в литературе. Характерными чертами сентиментализма как литературного направления XVIII века является уход писателя от общественной борьбы в сферу интимной жизни, идеализация в оценке жизненных явлений, прекраснодушная чувствительность и приподнято-слащавый тон описания. Радищева же интересуют не личные переживания, а общественная жизнь. Явления жизни вызывают в его душе не томные чувства грусти, восторга или меланхолии, а гнев и протест, глубоко искренний лиризм, переходящий в пафос революционера.
«Путешествие» Радищева — замечательный образец реалистического произведения, насыщенного и обогащенного страстным чувством революционера.
Композиция и язык « Путешествия»
Произведение Радищева представляет описание путешествия героя из Петербурга в Москву. В книге нет определённого сюжета. Повествование разбито на главы, названные именами почтовых станций, встречавшихся на пути путешественника. Рассказ ведётся от первого лица.
Автор не ограничивается описанием картин жизни, которые он наблюдает в пути. В повествование вкраплены многочисленные вставки: рассуждения путешественника, рассказы встречных лиц, сообщения различных документов и т. п. Весь этот материал, пёстрый и разнообразный, объединяет одно — революционное мировоззрение автора. Для выражения своих взглядов автор пользуется и формой аллегории («Спасская Полесть»), и трактата («Хотилов»), и стихотворного текста («Вольность»). Многообразие композиц. приёмов даёт ему возможность 1) ярко и страстно провести основную идею произведения, 2) выразить свои взгляды учёного, философа, педагога, естествоиспытателя, поэта.
Язык «Путешествия» сложен и неоднороден по своему составу. Радищев стремится построить его в основном на языке народной культуры, заимствуя слова и обороты из бытового языка народа. Отсюда — яркая струя живого, разговорного языка в бытовых сценах. Крестьянин, купец, семинарист, помещик имеют свои особенности речи. В других случаях Радищев щедро использует обороты церковнославянской письменности и книжного языка эпохи. Это особенно чувствуется, когда речь в книге идёт об отвлечённых вопросах (о философии, о политике) и в патетических местах книги. В таких случаях язык Радищева густо насыщается архаизмами (окрест, мраз, распростертие, коликократное, внемлите и пр.) Литературный язык Радищева во многих отношениях кажется теперь тяжёлым и обветшалым. Но в конце XVIII века он был смелой, хотя и несовершенной попыткой использования богатств словарного состава русского языка для создания публиц. стиля русской прозы.
Вопрос: что внес каждый из писателей XVIII века — Ломоносов, Державин, Фонвизин и Радищев — в развитие русской литературы?
Ломоносов создал основы русского литературного языка, обосновал новую систему стихосложения, ввел в поэзию высокую гражданскую тематику; Державин обогатил русский стих разнообразием поэтических форм, яркостью и изобразительностью языка; смело использовал сатиру в высокой оде. Таким образом, поэзия сделала огромный шаг вперед, подготовив возможность появления в начале XIX века Пушкина и поэтов пушкинской плеяды.
В области драматического творчества великую заслугу имеет Фонвизин, посвятивший комедию «Недоросль» острейшим вопросам своего времени, создавший яркие сатирические характеры и показавший, на какой социальной почве возникают простаковы и скотинины.
Радищев «дорогу проложил, где не бывало следу». Его «Путешествие...», исполненное мятежного, революционного духа, дало начало многим произведениям героического характера. Прямая линия преемственности ведет от Радищева к декабристской литературе, к пушкинским повестям «Капитанская дочка» и «Дубровский» к народной драме «Борис Годунов». Следуя Радищеву, молодой Пушкин пишет оду «Вольность», а в черновом варианте своего «Памятника» уже в конце жизни он сочтет заслугой «Что вслед Радищеву восславил … свободу».
«Внося прогрессивные, просветительские идеи в сознание читателей, зажигая их высокими гражданско-патриоическими чувствами, литература все более сближалась с жизнью общества, народа,— так характеризует в статье «Классицизм и сентиментализм» Д. Д. Благой историческое знание литературы XVIII века.
Необходимо подчеркнуть, что если в ломоносовский период русская жизнь в творчестве писателей находила отражение преимущественно в виде общегосударственных проблем и художественно решалась в абстрактных, гиперболизированных образах», то во времена Державина, Фонвизина и Радищева в литературу мощно вторгается жизнь, яркие детали быта, поведения, обычаев и привычек людей разных общественных слоев, в том числе и самого автора. Отчетливо проявляется социальный подход писателей нового поколения к отбору жизненных явлений и их оценке.
Наиболее талантливые и образованные люди видели разгул неограниченного деспотизма, попрание в угоду прихоти первейших прав человеческой личности. Вот почему в произведениях писателей этого периода все сильнее начинают проявляться сатирические мотивы, темы, образы, а у Радищева – открытый, призыв к революционной борьбе с самодержавием и крепостничеством.
Лекция по истории
История России XVIII в. открывается реформами Петра I. Преобразования, проведенные им, были вызваны неотложными задачами, возникшими перед Русским государством в конце XVII — начале XVIII в.
1703 - заложен и строится Петербург (торговый и культурный центр).
Необходимо было в кратчайший срок ликвидировать отставание от передовых европейских стран в военной, экономической и культурной областях. Поэтому открывались заводы, мануфактуры, строился флот, создавалась регулярная армия. Реорганизуется и само государственное управление: вместо боярской думы и приказов учреждаются Сенат и подчиненные ему коллегии.
Упраздняются боярские привилегии. Продвижение по службе зависит теперь не от древности рода, а от личных заслуг дворянина, от его ума, знаний, усердия. В 1722 г. была введена «табель о рангах».
Ряд мероприятий Петром I был проведен и в области церкви. В 1721 г. патриаршество уничтожается. Вместо него создается духовная коллегия — Святейший правительствующий синод.
Коренные изменения произошли в области образования и науки:
Московское заиконоспасское училище преобразуется в Славяно-греко-латинскую академию
в Москве в 1712 г. открывается инженерная школа
при военном госпитале создается первая в России медицинская школа
в 1715 г. в Петербурге была организована Морская академия
в 1715 г. в Петербурге была организована Морская академия
в 1724 году учреждается Петербургская Академия наук
в 1755 году открывается Московский университет с двумя гимназиями (для дворян и для разночинцев),
в 1757 году основана Академия художеств и открыт русский профессиональный публичный театр сначала в Петербурге, годом позже — в Москве;
Но эпоха утверждения самодержавия таила в себе острые противоречия. В XVIII веке, особенно при Екатерине II, было полностью завершено закрепощение крестьянства, которое превратилось в бесправных рабов, в «крещеную собственность» дворян-помещиков. Рабу было запрещено законом даже жаловаться на жестокость своих владельцев. Зато было подтверждено право помещиков на продажу крестьян с публичного торга. Тяжелое положение крепостных неоднократно приводило к крестьянским волнениям и мятежам. Особенно значительным было восстание, вождем которого был Емельян Пугачев (1773— 1775).
Дворянство получило в XVIII веке особые права и привилегии, освободившие его от прежних обязанностей по отношению к государству — от обязательного учения, обязательной государственной службы и т. д. Получает широкое распространение французская культура – моды, манеры, язык. Теряют свое значение учебные заведения, основанные Петром I, требовавшие обязательного обучения дворянских недорослей наукам, необходимым для несения военной службы или для службы гражданской. Непопулярными среди дворян становятся и университеты, возникшие в первой половине века в Петербурге и в Москве. Зато пышным цветом расцветают всевозможные частные пансионы, обучающие тому, что требовалось в дворянских салонах, главным образом французскому языку, танцам, светским манерам.
В Россию потянулись из Франции искатели легкого заработка. Бывшие в своем отечестве парикмахерами, кучерами, лакеями, необразованные люди становятся воспитателями дворянских сынков и дочек. На почве такого воспитания сформировались два типа людей — светский щеголь и модная «вертопрашка», отличавшиеся невежеством и презиравшие все отечественное. Идеалом для них был Париж и все французское. В провинциальных захолустьях процветали митрофаны, простаковы и скотинины, которые также жаждали получить свою долю дворянских привилегий — чинов, денег, поместий — и привлекали для этой цели учителей типа Вральмана и Кутейкнна.
Но рядом с ними жила и жадно тянулась к истинному просвещению другая молодежь, думавшая о судьбе отечества, о положении народа, о долге патриота. Эти молодые люди не все по рождению принадлежали к знати, некоторые были выходцами из народа (М. Ломоносов — ученый и поэт, Ф. Щубин — скульптор, Аргуновы — крепостные художники и скульпторы и другие), но именно они составили гордость и славу русской культуры XVIII века. Им приходилось нелегко. Императрица Екатерина II переписывалась с прославленными французскими философами-просветителями, убеждая их в своем намерении внести в обычаи варварской страны, где ей суждено править, возвышенные идеалы Разума, Справедливости и даже... Свободы, Но Пушкин, для которого события XVIII века не были далекой историей, в короткой заметке показал истинную сущность царского «либерализма»; «Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первый лучи его, перешел из рук Шешковского в темницу, где и находился до самой ее смерти. Радищев был сослан в Сибирь; Княжнин умер под розгами — и Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы той же участи, если б не чрезвычайная его известность» («Заметки по русской истории XVIII века»).
Чтобы найти пути к осуществлению полезных отечеству планов, чтобы способствовать развитию русской национальной науки и культуры, чтобы добиться признания таланта, одаренным и просвещенным людям необходимо было «припадать к стопам» монархинь, искать покровителей при дворе среди гордых фаворитов императрицы, а порой и у «вельмож в случае». Но и в самых высших сферах не было прочности. Любимцы неожиданно превращались в гонимых, ранее отверженные приближались к трону, После Пугачевского восстания, после событий 1789 года во Франции Екатерина отказалась от роли просвещенной монархини. К концу XVIII века самодержавная Россия все отчётливее приобретала черты крепостнического и в то же время полицейско-бюрократического государства.
10