Биология. Подготовка к ЕГЭ
1. Какие из перечисленных функций выполняет плазматическая мембрана клетки?
1) участвует в синтезе липидов
2) осуществляет активный транспорт веществ
3) участвует в процессе фагоцитоза
4) участвует в процессе пиноцитоза
5) является местом синтеза мембранных белков
6) координирует процесс деления клетки
_______________________
2. Выпишите признаки, характерные для амфибий:
1) трехкамерное сердце с перегородкой
2) развитие с метаморфозом
3) внутреннее оплодотворение
4) внешнее оплодотворение
5) теплокровность
6) кожное дыхание в воде и с помощью легких на суше
--------------------------------
3. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы земноводных и пресмыкающихся.
ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ ЖИВОТНОЕ
А) сердце трёхкамерное 1) озерная лягушка
Б) сердце четырёхкамерное 2) крокодил
В) в желудочке сердца смешанная кровь
Г) в сердце один желудочек
Д) в сердце два желудочка
Е) желудочки сердца разделены перегородкой
4. Установите соответствие между характеристикой клетки и организмом, клетка которого соответствует данной характеристике.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМ
А) образует споры 1) амеба протей
Б) клеточная стенка включает муреин 2) бацилла
В) не имеет постоянной формы тела
Г) молекула ДНК расположена в цитоплазме
Д) отграничена от внешней среды цитоплаз-
матической мембраной
5. Установите соответствие между признаком и классом животных, для которых этот признак характерен:
А) Установите соответствие между характеристикой особи и её генотипом:
А) проявляются рецессивные аллели 1) гомозиготный
Б) имеет оба доминантных аллельных гена 2) гетерозиготный
В) в потомстве происходит расщепление признаков
Г) генотип содержит альтернативные гены
Д) имеет оба рецессивных аллельных гена
Е) образует разные типы гамет
6. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, для которых эти признаки характерны.
ПРИЗНАКИ КРИТЕРИИ ВИДА
А) личинка развивается в воде 1) морфологический
Б) раковина образована двумя створками 2) экологический
В) тело покрыто мантией
Г) питается водными организмами
Д) кровеносная система незамкнутая
Е) взрослое животное обитает в пресных
водоёмах
7. Установите соответствие между факторами видообразования и его способом.
ФАКТОР СПОСОБ
А) полиплоидизация гибридов от близкородст- 1) гибридологический
венного скрещивания 2) экологический
Б) различия в местах обитания 3) географический
В) разделение ареала на фрагменты
Г) обитание разных видов ландыша в Европе и
на Дальнем Востоке
Д) пищевая специализация
8. Какие из названных признаков обеспечили черепахам приспособленность к жизни на суше?
А) Развитие зародышевых оболочек,
Б) появление двух кругов кровообращения,
В) внутреннее оплодотворение,
Г) роговые образования кожи – чешуи, щитки,
Д) четырёхкамерное сердце с полной перегородкой,
Ж) трёхкамерное сердце без перегородки.
9. Выберите признаки, характеризующие прогрессивную эволюцию рептилий.
А) кожное дыхание,
Б) развитие плотной яйцевой оболочки,
В) появление второго круга кровообращения,
Г) холоднокровность,
Д) усиление функции лёгких,
Е) возникновение неполной перегородки в желудочке сердца.
10.Установите соответствие между группами животных и характерными для них признаками.
ПРИЗНАКИ КЛАССЫ
1. почки туловищные, А) Земноводные,
2. почки тазовые, Б) Рептилии.
3. грудная клетка не выражена,
4. развиты рёбра, у многих групп есть грудная клетка,
плечевой пояс связан с осевым скелетом,
5. развитие прямое, есть зародышевые оболочки,
6. развитие с метаморфозом.
11. Какие органы изображены на рисунке? В чём заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример? Укажите четыре критерия. | А |  Б |
12. Какие органы изображены на рисунке? В чём заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример? Укажите четыре критерия. | А | В |
13. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.
1. Первая эволюционная концепция принадлежит Ж.Б. Ламарку. 2. Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой природы и её естественном развитии. 3. Он был первым, кто в качестве движущих сил эволюции признал естественный отбор и прямое влияние среды на организм. 4. В середине XIX века английский учёный Ч. Дарвин создал эволюционное учение, в котором движущими силами эволюции назвал неопределённую изменчивость, борьбу за существование и наследование благоприобретенных признаков. 5. Ч. Дарвин в своём учении утверждал, что в основе образования новых видов лежит постепенное накопление различий между особями – конвергенция признаков. 6. Результатами эволюции Ч. Дарвин считал разнообразие видов и относительную приспособленность организмов.
-
-
-
11. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.
1. Основные классы типа членистоногих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Тело ракообразных и паукообразных расчленено на голову, грудь и брюшко. 3. Тело насекомых состоит из головогруди и брюшка. 4. У паукообразных усиков нет. 5. У насекомых две пары усиков, а у ракообразных одна пара.
-
-
-
13. Какие ароморфозы обеспечили распространение рептилий на Земле? Укажите четыре критерия. При скрещивании безусой коротконогой мыши-самки и мыши-самца дикого типа (усатого с нормальной длиной ног) было получено потомство только дикого типа. Во втором поколении от гибридов F1 было получено 16 потомков в соответствии с третьим законом Г. Менделя. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов во втором поколении, тип скрещивания и характер наследования признаков при условии, что гены не сцеплены. Составьте схему решения задачи.