Обоянский филиал
областноГО БюджетноГО ОбразовательноГО УчреждениЯ
Среднего Профессионального Образования
«курский КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
_________________________________ директор
_________________________________ ОБОУ СПО «Курский колледж культуры»
_________________________________ ________________ З.К. Криволапова
._______________/_________________
«____» __________________201___ г. «____»________________201___г.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы Философии»
по специальности СПО 51.02.03. Библиотековедение
базовой / углубленной подготовки
Обоянь, 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 51.02.03 Библиотековедение
код наименование специальности
Организация: Обоянский филиал ОБОУ СПО «Курский колледж культуры»
Составитель: Орлова Лилиана Анатольевна, преподаватель
__________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована Предметно-цикловой комиссией «Общих гуманитарных и социально экономических дисциплин.
Протокол заседания №____ от «____»__________201___ г.
© Обоянский филиал ОБОУ СПО «Курский колледж культуры». 2015
© Л.А. Орлова, составитель. 2015
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 3 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ дисциплины
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 13 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы Философии»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОГСЭ. 01. «Основы философии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 51.02.03. «Библиотековедение».
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, при повышения квалификации.
Дисциплина «Основы философии» относится к циклу общих гуманитарных и социально экономических дисциплин. Цель изучения данной дисциплины заключается в формировании у студентов представлений о философии как специальной области знания, о философских научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, о форме человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации; представлений об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, охраны окружающей среды, о роли науки, формах и методах научного познания с развитием и использованием достижений современной науки, техники и технологии.
В соответствии с требованиями к минимуму содержания изучения дисциплины предусматривает деление всего курса на 5 разделов:
«История философии»
«Основы философского учения о бытии»
«Человек и общество»
«Философия познания»
«Человек и его сознание»
в которых планируется изучение дидактических единиц, определенных в требованиях государственного образовательного стандарта к минимуму содержания по дисциплине.
Введение определяет смысл понятия «философии», планируется изучить вопрос о роли и функциях философии в обществе, о месте ее в системе подготовки специалиста.
В первом разделе «История философии» представлены темы: «Философия античного мира и Средних веков», «Философия Нового и новейшего времени», «Основные направления русской философии». В содержании раздела уделяется внимание основным представителям философской мысли, рассматриваются их идеи, определившие направление культуры в целом.
Во втором разделе «Основы философского учения о бытии» освещаются темы: «Основы философского учения о бытии», «Субстанция», «Материя».
В третьем разделе «Человек и общество» изучаются темы: «Природа человека и смысл его существования. Человек и космос», «Свобода и ответственность личности. Ценности», «Общество как условие и продукт деятельности людей», «Культура и цивилизация», «Человек перед лицом глобальных проблем». Здесь рассматривается влияние науки и научного мышления на развитие общества, анализируется соотношение веры и разума, роль религии и искусства в становлении и развитии человека.
В четвертом разделе «Философия познания» освещаются темы: «Сущность и формы познания», «Наука и научное познание», «Методы научного познания». В разделе показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности, познания, важнейшие формы и методы познания человеком окружающего мира.
В пятом разделе «Человек и его сознание» освещаются темы: «Что такое сознание», «Сознание и общество», «Общественное сознание и его структура». В разделе рассматриваются философские представления о культуре и цивилизации, о кризисе культуры и глобальных проблемах, стоящих ныне перед человечеством.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу, углубленный уровень.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА
И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
подготовка сообщения | 8 |
подготовка эссе | 9 |
подготовка доклада | 6 |
подготовка реферата | 1 |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
наименование разделов и тем | содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | объем часов | уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. История философии. | | 16 | |
Тема 1.1. Введение. Философия. Её предмет и роль в обществе. | Содержание учебного материала | | |
1 | Философия как мировоззрение. Понятие философии. Философия и мировоззрение. Основной вопрос философии и его две стороны. Исторические формы материализма и идеализма. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика. Философия как наука. Соотношение философии и частных наук. Структура и функции философии в обществе. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Выписать из справочных изданий значение слов «онтология», «гносеология», «диалектика», подготовить доклад на данную тему. | 1 | 2 |
Тема 1.2. Основные этапы исторического развития философской мысли: Античная философия – философия Средневековья – Философия эпохи Возрождения. | Содержание учебного материала | | |
1 | Античная философия. Возникновение философии в древней Греции и древнем Риме. Античная натурфилософия: Фалес, Пифагор, Демокрит, Гераклит. «Высокая классика» - этика Сократа, его метод поиска истины; теория идеального Платона. Материя и форма в философии Аристотеля. Логика, этика и учение об обществе Аристотеля. Характерные черты античной философии, ее значение для последующего развития мысли. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение: «Натурфилософия эпохи Возрождения». | 1 | 2 |
2 | Философия Средневековья. Философия и религия, патристика - Августин Блаженный (IV-V вв. н.э.); схоластика -Фома Аквинский (XIII в.). Философия эпохи Возрождения. Особенности эпохи Возрождения: сдвиг в сторону антропоцентризма, понимание человека как творческой личности, человек как природное существо, эстетическое отношение к действительности, гуманизм. Возникновение новой научной картины мира. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Просмотреть литературу и ответить на вопрос: чем «патристика» отличается от «схоластики», подготовить доклад на данную тему. | 1 | 2 |
Тема 1.3. Философия Нового времени. | Содержание учебного материала | | |
1 | Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк) и рационалистов (Р.Декарт, Б.Спиноза, В.Лейбниц). Начало новой философии; проблема поиска истинного знания; индукция, эксперимент. Рене Декарт: дедукция; сравнение знания с фактами; человек разумный. Рационализм. Эмпиризм. Агностицизм. Субъективный идеализм (Дж.Беркли) и агностицизм (Д.Юм). Немецкая классическая философия: Теория познания и этика И. Канта: ограниченность знаний человека; наука и религия, моральные законы. Философская система Г.Гегеля: философия как строгая наука, логика идей; диалектический характер развития мира; концепция свободы. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклад, сделать выводы о значении трудов Р. Декарта для науки и философии. | 1 | 2 |
2 | Постклассическая европейская философия ХIХ в. Иррационализм А. Шопенгауэра: Воля как основа мира, человек - раб воли. Философия пессимизма. Ф. Ницше и его учение о сверхчеловеке. К. Ясперс, Ж-П. Сартр, А. Камю. Феноменология: философия Гуссерля, интерес феноменологов к специфике сознания. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить эссе, найти в словаре значения понятий «экзистенциализм», «пессимизм», «иррационализм». | 1 | 2 |
Тема 1.4. Современная западная философия. | Содержание учебного материала | | |
1 | Философская антропология М. Шелера, экзистенциализм: Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Сартр, Камю, Хайдеггер. Прагматизм: Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи. Психоанализ: З. Фрейд. Религиозная философия: персонализм, христианский эволюционизм (П. Тейяр де Шарден), неотомизм. Философская Герменевтика. Аналитическая философия: Б. Рассел, Л. Витгенштейн, философы «Венского кружка» (Р. Карнап и др.) | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклад, выяснить какие задачи перед собой ставит «Философская антропология». | 1 | 2 |
Тема 1.5. Особенности и основные черты русской философии. | Содержание учебного материала | | |
1 | Славянофилы и западники. Философия В.С.Соловьева, К.Н.Леонтьева, В.В.Розанова, Н.А.Бердяева. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить эссе, рассуждение: «Особенности и основные черты русской философии». | 1 | 2 |
2 | Славянофильство: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский. Западники: П.Я. Чаадаев и др. Народничество. Философия всеединства. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение: «Русская философия, ее основные формы и исторические этапы». | 1 | 2 |
Раздел 2. Основы философского учения о бытии. | | 6 | |
Тема 2.1. Бытие как философская проблема. | Содержание учебного материала | | |
1 | Философский смысл понятия «бытия». Проблема бытия – философский ответ на ослабление веры античных греков в богов Олимпа. Бытие и мышление. Значение античной идеи тождества бытия и мышления для европейской философии и культуры. Тема бытия в философии Нового времени. Диалектический материализм о бытии. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклад: «Тема бытия и священные книги древних иудеев». | 1 | 2 |
Тема 2.2. Субстанция как философская категория. | Содержание учебного материала | | |
1 | Субстанция. Проблема двух субстанций. Философский монизм, дуализм и плюрализм. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение, найти в словаре значения понятий «монизм», «дуализм», «плюрализм». | 1 | 2 |
Тема 2.3. Понятие материи. | Содержание учебного материала | | |
1 | Материя. Понятие материи в истории философии. Диалектико-материалистическое учение о материи. Строение материи. Атрибуты материи: движение, пространство, время. Материя как субстанция. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение: «Пространство и время в современной научной картине мира». | 1 | 2 |
Раздел 3. Человек и общество. | | 10 | |
Тема 3.1. Природа человека и смысл его существования. | Содержание учебного материала | | |
1 | Проблема происхождения человека и ее решение с точки зрения современной науки, религии, философии. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Основные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость. Основополагающие характеристики человеческого бытия: творчество, любовь, вера, счастье, смерть. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение: «Природа человека. Свобода и ответственность личности». | 1 | 2 |
2 | Свобода и ответственность личности. Ценности и их виды. Индивид – индивидуальность – личность. Проблема духовного. Проблема смерти. Добро и зло. Свобода. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: найти различные определения человека в философии, выписать определение понятия «антропосоциогенез». | 1 | 2 |
Тема 3.2. Общество как условие и продукт деятельности людей. | Содержание учебного материала | | |
1 | Основные подходы к пониманию сущности общества. Труд – основа общественного развития. Собственность. Эксплуатация и ее роль в истории. Структура современного общества. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить эссе на тему «Смысл жизни». | 1 | 2 |
Тема 3.3. Культура и цивилизация. | Содержание учебного материала | | |
1 | Сущность культуры, ее генезис и структура. Кризис культуры и ее формы. «Экология культуры». Понятие цивилизации. Запад – Восток – Россия. | 2 | 1 |
2 | Человек перед лицом глобальных проблем. Угроза термоядерной катастрофы. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Контуры цивилизации XXI в. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить эссе на тему «Человек перед лицом глобальных проблем». | 2 | 1 |
Раздел 4. Философия познания. | | 6 | |
Тема 4.1. Сущность и формы познания. | Содержание учебного материала | | |
1 | Сознание – знание – познание. Роль практики в процессе познания. Единство чувственного и рационального в познании. Формы познавательной деятельности. | 2 | 1 |
2 | Истина и заблуждение. Критерий истины. Понятие «верификация» и «фальсификация». | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Подготовить доклад, выписать определения и найти различия в понятиях «познание», «наука», «научное познание». 2.Подготовить эссе: «Сущность познания». | 2 | 1 |
Тема 4.2. Роль философии в научном познании. | Содержание учебного материала | | |
1 | Понятие науки. Специфика познания социальных явлений. Структура и уровни научного познания. Методы научного познания. Методы и методология. Общенаучная методология. Понимание и объяснение. Роль философии в научном познании. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение: «Роль проблемы, гипотезы и теории в научном познании». | 1 | 2 |
Раздел 5. Человек и его сознание | | 10 | |
Тема 5.1. Что такое сознание. Сознание и свобода. | Содержание учебного материала | | |
1 | Что такое сознание. Зачем человеку сознание. Сознание и свобода. Сознание и самосознание. Условия возможности сознания. Проблема «Я» и сознания в философии Нового времени. Сознание и бессознательное. Маркс и Фрейд: проблема бессознательного. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение: «Сознательное, подсознательное и бессознательное в человеке». | 1 | 2 |
Тема 5.2. Сознание и общество. | Содержание учебного материала | | |
1 | Общество – главное условие возникновения сознания. Содержание сознания людей в их национальной принадлежности. Классы, нации, государство всеобщие формы бытия. | 2 | 1 |
2 | Общественные нормы, идеалы и сознание индивида. Русский философ П. Флоренский: опора на вечные истины. Сознание и язык. Функции языка в обществе. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Выписать определения и найти различия в понятиях «сознание», «общество», «общественное сознание». 2. Подготовить эссе: «Сознание и общество». | 2 | 1 |
Тема 5.3. Общественное сознание. | Содержание учебного материала | | |
1 | Категории «общественное бытие» и «общественное сознание». Уровни общественного сознания. | 2 | 1 |
2 | Формы общественного сознания. Критерии их разграничения. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовить эссе, рассуждение о глобальных проблемах человечества в 21 веке. 2. Подготовить реферат о глобальных проблемах человечества. | 2 | 1 |
Зачёт | 2 | |
Всего: | 48 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия:
учебного кабинета «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета: предусматривается проведение занятий в специальной аудитории, имеющей индивидуальные рабочие места, учебно-наглядные и справочные пособия, раздаточный материал, карты и таблицы.
Фонд: учебники по дисциплине
Дополнительно: используется фонд библиотеки филиала.
Технические средства обучения:переносной проектор, экран настенный, компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением.
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основная учебная литература
Апрышко, П.П. Введение в философию / П.П. Апрышко, А.П. Поялков. - Москва: Республика, 2012. - 656 с.
Бучило, Н.Ф. Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило. – Москва: Проспект, 2013. – 325 с.
Бучило, Н.Ф.Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – Москва: Знание, 2008. - 314 с.
Грядовой, Д.И. Философия. Структурный курс основ философии: учебное пособие / Д.И. Грядовой. – Москва: Щит-М, 2009. – 356 с.
Канке, В.А. Основы философии. / В.А. Канке. – Москва: Логос, 2013. - 288 с.
Кохановский, В.П. Основы философии: учебник. / В.П Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев. – Москва: Кнорус, 2013. – 232 с.
Радугин, А.А. Хрестоматия по философии. / А.А. Радугин. – Москва: Центр, 2006. - 317 с.
Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Скрипкин. – Москва: Юрайт, 2014. - 830 с.
Философский словарь / под общ. ред. И.В. Фролова. - Москва: Современник, 2009. - 848 с.
Философский словарь / под общ. ред. С.Я. Пирогова, А.С. Подоприговой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 576 с.
Дополнительная учебная литература
Горелов А.А. Основы философии: учеб. пособие. – Москва, Академия, 2005. - 255 с.
Грядовой, Д.И. Основы философских знаний, 3-е издание, переработанное и дополненное. Учебник. - Москва, 2007. - 303 с.
Вагин, И.В. Давыдович, В.Е., Жарков, Л.В., Золотухина, Е.В., Кохановский, В.П., Матяш, Т.П., Несмеянов, Е.Е., Яковлев, В.П. Философия: учебное пособие – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005. - 574 с.
Философия / под ред. Лавриненко, В.Н., Ратниковой, В.П.; учебник. – Москва, 2009. Алексеев, П.В. Социальная философия: учебное пособие. – Москва, 2003. - 256с.
Кузнецов, В.Г., Кузнецова, И.Д., Миронов, В.В., Момджян, К.Х. Философия: учебник. - Москва: ИНФРА-М, 2004. - 519 с.
Хрестоматия по философии: учебное пособие / отв. ред. и сост. А. А. Радугин. — Москва: Центр, 2001. – 416 с.
Грядовой, Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1. Учебник. - Москва, 2009. - 463 с.
Грядовой, Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2. Учебник. – Москва, 2009. - 455 с.
Грядовой, Д.И. История классической философии. Новое время. Европейское просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник. - Москва, 2010. - 483 с.
Кузнецов, В.Г., Кузнецова, И.Д., Миронов, В.В., Момджян, К.Х. Философия: учебник. - Москва, 2004. - 519 с.
Жаринов, В.М. Философия и социальные науки в таблицах и схемах: фундаментальные системы, Москва, 2005.
Никитин, Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М., Юнити-Дана, 2008.
Ильин, В.В. Философия в схемах и комментариях. - Москва, 2005.
Рузавин, Г.И. Методология научного познания: учебное пособие. – Москва, 2009.
Волошинов, А.В. Венок мудрости Эллады. - Москва, 2005.
Философия: учеб. пособие для вузов / под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону, 2011.
Интернет – ресурсы:
http //vphiI. ru/index. php? option=com conten+& task=view&id=131T Журнал
htfp: //www.ata//eng.ru/d/phiI/070.h+m Основы философии. Канке В.В. М.-Логос, 2008. – 288 с.
htfp: //www. poIistudies/ru Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.
e-mail: [email protected]
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе семинаров, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, докладов, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; | Составление тезисов, подготовка рефератов, сообщений, докладов, эссе. |
Знать: | |
основные категории и понятия философии; | Устный фронтальный опрос |
основы философского учения о бытии; | Тестирование |
роль философии в жизни человека и общества; | Заслушивание доклада, сообщения. |
сущность процесса познания; | Тестирование |
основы научной, философской и религиозной картин мира; | Устный и письменный опросы (индивидуальный, фронтальный, групповой), тестирование |
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; | Устный и письменный опросы (индивидуальный, фронтальный, групповой), тестирование |
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | Завершается изучение данного курса – зачетом в форме тестирования. |
5