СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2014-2015 Рабочая программа учебной дисциплины "Основы философии" по специальности СПО 51.02.03. Библиотековедение базовой / углубленной подготовки

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

2014-2015 гг. Рабочая программа учебной дисциплины "Основы философии" по специальности СПО 51.02.03. Библиотековедение базовой / углубленной подготовки

Просмотр содержимого документа
«2014-2015 Рабочая программа учебной дисциплины "Основы философии" по специальности СПО 51.02.03. Библиотековедение базовой / углубленной подготовки»

Обоянский филиал

областноГО БюджетноГО ОбразовательноГО УчреждениЯ

Среднего Профессионального Образования

«курский КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

_________________________________ директор

_________________________________ ОБОУ СПО «Курский колледж культуры»

_________________________________ ________________ З.К. Криволапова

._______________/_________________

«____» __________________201___ г. «____»________________201___г.









Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Основы Философии»


по специальности СПО 51.02.03. Библиотековедение

базовой / углубленной подготовки















Обоянь, 2015 г.







Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 51.02.03 Библиотековедение

код наименование специальности


Организация: Обоянский филиал ОБОУ СПО «Курский колледж культуры»



Составитель: Орлова Лилиана Анатольевна, преподаватель

__________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность



Рекомендована Предметно-цикловой комиссией «Общих гуманитарных и социально экономических дисциплин.

Протокол заседания №____ от «____»__________201___ г.




















© Обоянский филиал ОБОУ СПО «Курский колледж культуры». 2015

© Л.А. Орлова, составитель. 2015





СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5


  1. условия РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы Философии»


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины ОГСЭ. 01. «Основы философии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 51.02.03. «Библиотековедение».


Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, при повышения квалификации.

Дисциплина «Основы философии» относится к циклу общих гуманитарных и социально экономических дисциплин. Цель изучения данной дисциплины заключается в формировании у студентов представлений о философии как специальной области знания, о философских научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, о форме человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации; представлений об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, охраны окружающей среды, о роли науки, формах и методах научного познания с развитием и использованием достижений современной науки, техники и технологии.

В соответствии с требованиями к минимуму содержания изучения дисциплины предусматривает деление всего курса на 5 разделов:

«История философии»

«Основы философского учения о бытии»

«Человек и общество»

«Философия познания»

«Человек и его сознание»

в которых планируется изучение дидактических единиц, определенных в требованиях государственного образовательного стандарта к минимуму содержания по дисциплине.

Введение определяет смысл понятия «философии», планируется изучить вопрос о роли и функциях философии в обществе, о месте ее в системе подготовки специалиста.

В первом разделе «История философии» представлены темы: «Философия античного мира и Средних веков», «Философия Нового и новейшего времени», «Основные направления русской философии». В содержании раздела уделяется внимание основным представителям философской мысли, рассматриваются их идеи, определившие направление культуры в целом.

Во втором разделе «Основы философского учения о бытии» освещаются темы: «Основы философского учения о бытии», «Субстанция», «Материя».

В третьем разделе «Человек и общество» изучаются темы: «Природа человека и смысл его существования. Человек и космос», «Свобода и ответственность личности. Ценности», «Общество как условие и продукт деятельности людей», «Культура и цивилизация», «Человек перед лицом глобальных проблем». Здесь рассматривается влияние науки и научного мышления на развитие общества, анализируется соотношение веры и разума, роль религии и искусства в становлении и развитии человека.

В четвертом разделе «Философия познания» освещаются темы: «Сущность и формы познания», «Наука и научное познание», «Методы научного познания». В разделе показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности, познания, важнейшие формы и методы познания человеком окружающего мира.

В пятом разделе «Человек и его сознание» освещаются темы: «Что такое сознание», «Сознание и общество», «Общественное сознание и его структура». В разделе рассматриваются философские представления о культуре и цивилизации, о кризисе культуры и глобальных проблемах, стоящих ныне перед человечеством.



1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу, углубленный уровень.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:


  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытии;

  • сущность процесса познания;

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:


максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.













2. СТРУКТУРА

И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

-

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:


подготовка сообщения

8

подготовка эссе

9

подготовка доклада

6

подготовка реферата

1


    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»


наименование разделов и тем

содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

объем часов

уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

История философии.


16


Тема 1.1. Введение.

Философия. Её предмет и роль в обществе.

Содержание учебного материала



1




Философия как мировоззрение. Понятие философии. Философия и мировоззрение. Основной

вопрос философии и его две стороны. Исторические формы материализма и идеализма.

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика. Философия как наука. Соотношение

философии и частных наук. Структура и функции философии в обществе.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Выписать из справочных изданий значение слов «онтология», «гносеология», «диалектика», подготовить доклад на данную тему.

1

2

Тема 1.2. Основные этапы исторического развития философской мысли:

Античная философия – философия Средневековья – Философия эпохи Возрождения.

Содержание учебного материала



1





Античная философия. Возникновение философии в древней Греции и древнем Риме. Античная натурфилософия: Фалес, Пифагор, Демокрит, Гераклит. «Высокая классика» - этика Сократа, его метод поиска истины; теория идеального Платона. Материя и форма в философии Аристотеля. Логика, этика и учение об обществе Аристотеля. Характерные черты античной философии, ее значение для последующего развития мысли.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение: «Натурфилософия эпохи Возрождения».

1

2

2

Философия Средневековья. Философия и религия, патристика - Августин Блаженный (IV-V вв. н.э.); схоластика -Фома Аквинский (XIII в.).

Философия эпохи Возрождения. Особенности эпохи Возрождения: сдвиг в сторону антропоцентризма, понимание человека как творческой личности, человек как природное существо, эстетическое отношение к действительности, гуманизм. Возникновение новой научной картины мира.

2





1


Самостоятельная работа обучающихся:

Просмотреть литературу и ответить на вопрос: чем «патристика» отличается от «схоластики», подготовить доклад на данную тему.

1

2

Тема 1.3. Философия Нового времени.


Содержание учебного материала



1




Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк) и рационалистов

(Р.Декарт, Б.Спиноза, В.Лейбниц). Начало новой философии; проблема поиска истинного знания; индукция, эксперимент. Рене Декарт: дедукция; сравнение знания с фактами; человек разумный. Рационализм. Эмпиризм. Агностицизм. Субъективный идеализм (Дж.Беркли) и агностицизм (Д.Юм). Немецкая классическая философия: Теория познания и этика И. Канта: ограниченность знаний человека; наука и религия, моральные законы. Философская система Г.Гегеля: философия как строгая наука, логика идей; диалектический характер развития мира; концепция свободы.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить доклад, сделать выводы о значении трудов Р. Декарта для науки и философии.

1

2

2


Постклассическая европейская философия ХIХ в. Иррационализм А. Шопенгауэра: Воля как основа мира, человек - раб воли. Философия пессимизма. Ф. Ницше и его учение о сверхчеловеке. К. Ясперс, Ж-П. Сартр, А. Камю. Феноменология: философия Гуссерля, интерес феноменологов к специфике сознания.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить эссе, найти в словаре значения понятий «экзистенциализм», «пессимизм», «иррационализм».

1

2

Тема 1.4. Современная западная философия.


Содержание учебного материала



1





Философская антропология М. Шелера, экзистенциализм: Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов,

Сартр, Камю, Хайдеггер. Прагматизм: Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи. Психоанализ: З. Фрейд.

Религиозная философия: персонализм, христианский эволюционизм (П. Тейяр де Шарден),

неотомизм. Философская Герменевтика. Аналитическая философия: Б. Рассел, Л. Витгенштейн,

философы «Венского кружка» (Р. Карнап и др.)

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить доклад, выяснить какие задачи перед собой ставит «Философская антропология».

1

2

Тема 1.5. Особенности и основные черты русской философии.


Содержание учебного материала



1

Славянофилы и западники. Философия В.С.Соловьева, К.Н.Леонтьева, В.В.Розанова, Н.А.Бердяева.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить эссе, рассуждение: «Особенности и основные черты русской философии».

1

2

2


Славянофильство: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский. Западники: П.Я. Чаадаев и др. Народничество. Философия всеединства.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение: «Русская философия, ее основные формы и исторические этапы».

1

2

Раздел 2.

Основы философского учения о бытии.




6


Тема 2.1. Бытие как философская проблема.



Содержание учебного материала



1



Философский смысл понятия «бытия». Проблема бытия – философский ответ на ослабление веры античных греков в богов Олимпа. Бытие и мышление. Значение античной идеи тождества бытия и мышления для европейской философии и культуры. Тема бытия в философии Нового времени. Диалектический материализм о бытии.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить доклад: «Тема бытия и священные книги древних иудеев».

1

2

Тема 2.2. Субстанция как философская категория.

Содержание учебного материала



1

Субстанция. Проблема двух субстанций.

Философский монизм, дуализм и плюрализм.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение, найти в словаре значения понятий «монизм», «дуализм», «плюрализм».

1

2

Тема 2.3. Понятие материи.


Содержание учебного материала



1

Материя. Понятие материи в истории философии. Диалектико-материалистическое учение о материи. Строение материи. Атрибуты материи: движение, пространство, время. Материя как субстанция.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение: «Пространство и время в современной научной картине мира».

1

2

Раздел 3.

Человек и общество.



10


Тема 3.1. Природа человека и смысл его существования.

Содержание учебного материала



1

Проблема происхождения человека и ее решение с точки зрения современной науки, религии, философии. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Основные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость. Основополагающие характеристики человеческого бытия: творчество, любовь, вера, счастье, смерть.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение: «Природа человека. Свобода и ответственность личности».

1

2

2

Свобода и ответственность личности. Ценности и их виды. Индивид – индивидуальность – личность. Проблема духовного. Проблема смерти. Добро и зло. Свобода.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

найти различные определения человека в философии, выписать определение понятия «антропосоциогенез».

1

2

Тема 3.2. Общество как условие и продукт деятельности людей.

Содержание учебного материала



1

Основные подходы к пониманию сущности общества. Труд – основа общественного развития. Собственность. Эксплуатация и ее роль в истории. Структура современного общества.

2

1


Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить эссе на тему «Смысл жизни».

1

2

Тема 3.3. Культура и цивилизация.


Содержание учебного материала



1

Сущность культуры, ее генезис и структура. Кризис культуры и ее формы. «Экология культуры». Понятие цивилизации. Запад – Восток – Россия.

2


1

2

Человек перед лицом глобальных проблем. Угроза термоядерной катастрофы. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Контуры цивилизации XXI в.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить эссе на тему «Человек перед лицом глобальных проблем».

2

1

Раздел 4.

Философия познания.


6


Тема 4.1. Сущность и формы познания.

Содержание учебного материала



1

Сознание – знание – познание. Роль практики в процессе познания. Единство чувственного и рационального в познании. Формы познавательной деятельности.

2

1

2

Истина и заблуждение. Критерий истины. Понятие «верификация» и «фальсификация».

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Подготовить доклад, выписать определения и найти различия в понятиях «познание», «наука», «научное познание».

2.Подготовить эссе: «Сущность познания».

2

1

Тема 4.2. Роль философии в научном познании.

Содержание учебного материала



1



Понятие науки. Специфика познания социальных явлений. Структура и уровни научного познания. Методы научного познания. Методы и методология. Общенаучная методология. Понимание и объяснение. Роль философии в научном познании.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение: «Роль проблемы, гипотезы и теории в научном познании».

1

2

Раздел 5.

Человек и его сознание


10


Тема 5.1. Что такое сознание. Сознание и свобода.


Содержание учебного материала



1

Что такое сознание. Зачем человеку сознание. Сознание и свобода. Сознание и самосознание. Условия возможности сознания. Проблема «Я» и сознания в философии Нового времени. Сознание и бессознательное. Маркс и Фрейд: проблема бессознательного.

2


1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение: «Сознательное, подсознательное и бессознательное в человеке».

1

2

Тема 5.2. Сознание и общество.



Содержание учебного материала



1

Общество – главное условие возникновения сознания. Содержание сознания людей в их национальной принадлежности. Классы, нации, государство всеобщие формы бытия.

2

1

2

Общественные нормы, идеалы и сознание индивида. Русский философ П. Флоренский: опора на вечные истины. Сознание и язык. Функции языка в обществе.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Выписать определения и найти различия в понятиях «сознание», «общество», «общественное сознание».

2. Подготовить эссе: «Сознание и общество».

2

1

Тема 5.3. Общественное сознание.

Содержание учебного материала



1

Категории «общественное бытие» и «общественное сознание».

Уровни общественного сознания.

2

1

2

Формы общественного сознания.

Критерии их разграничения.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Подготовить эссе, рассуждение о глобальных проблемах человечества в 21 веке.

2. Подготовить реферат о глобальных проблемах человечества.

2

1

Зачёт

2


Всего:

48


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация учебной дисциплины требует наличия:

учебного кабинета «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин».

Оборудование учебного кабинета: предусматривается проведение занятий в специальной аудитории, имеющей индивидуальные рабочие места, учебно-наглядные и справочные пособия, раздаточный материал, карты и таблицы.

Фонд: учебники по дисциплине

Дополнительно: используется фонд библиотеки филиала.

Технические средства обучения:переносной проектор, экран настенный, компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением.




3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:


Основная учебная литература


  1. Апрышко, П.П. Введение в философию / П.П. Апрышко, А.П. Поялков. -  Москва: Республика, 2012. -  656 с.

  2. Бучило, Н.Ф. Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило. – Москва: Проспект, 2013. – 325 с.

  3. Бучило, Н.Ф.Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н.  Чумаков. – Москва: Знание, 2008. - 314 с.

  4. Грядовой, Д.И. Философия. Структурный курс основ философии: учебное пособие / Д.И. Грядовой. – Москва: Щит-М, 2009. – 356 с.

  5. Канке, В.А. Основы философии. / В.А. Канке. – Москва: Логос, 2013. - 288 с.

  6. Кохановский, В.П. Основы философии: учебник. / В.П Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев. – Москва: Кнорус, 2013. – 232 с.

  7. Радугин, А.А. Хрестоматия по философии. / А.А. Радугин. – Москва: Центр, 2006. -  317 с.

  8. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Скрипкин. – Москва: Юрайт, 2014. - 830 с.

  9. Философский словарь / под общ. ред. И.В. Фролова. - Москва: Современник, 2009. - 848 с.

  10. Философский словарь / под общ. ред. С.Я. Пирогова, А.С. Подоприговой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 576 с.

Дополнительная учебная литература


  1. Горелов А.А. Основы философии: учеб. пособие. – Москва, Академия, 2005. - 255 с.

  2. Грядовой, Д.И. Основы философских знаний, 3-е издание, переработанное и дополненное. Учебник. - Москва, 2007. - 303 с.

  3. Вагин, И.В. Давыдович, В.Е., Жарков, Л.В., Золотухина, Е.В., Кохановский, В.П., Матяш, Т.П., Несмеянов, Е.Е., Яковлев, В.П. Философия: учебное пособие – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005. - 574 с.

  4. Философия / под ред. Лавриненко, В.Н., Ратниковой, В.П.; учебник. – Москва, 2009. Алексеев, П.В. Социальная философия: учебное пособие. – Москва, 2003. - 256с.

  5. Кузнецов, В.Г., Кузнецова, И.Д., Миронов, В.В., Момджян, К.Х. Философия: учебник. - Москва: ИНФРА-М, 2004. - 519 с.

  6. Хрестоматия по философии: учебное пособие / отв. ред. и сост. А. А. Радугин. — Москва: Центр, 2001. – 416 с.

  7. Грядовой, Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1. Учебник. - Москва, 2009. - 463 с.

  8. Грядовой, Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2. Учебник. – Москва, 2009. - 455 с.

  9. Грядовой, Д.И. История классической философии. Новое время. Европейское просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник. - Москва, 2010. - 483 с.

  10. Кузнецов, В.Г., Кузнецова, И.Д., Миронов, В.В., Момджян, К.Х. Философия: учебник. - Москва, 2004. - 519 с.

  11. Жаринов, В.М. Философия и социальные науки в таблицах и схемах: фундаментальные системы, Москва, 2005.

  12. Никитин, Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М., Юнити-Дана, 2008.

  13. Ильин, В.В. Философия в схемах и комментариях. - Москва, 2005.

  14. Рузавин, Г.И. Методология научного познания: учебное пособие. – Москва, 2009.

  15. Волошинов, А.В. Венок мудрости Эллады. - Москва, 2005.

  16. Философия: учеб. пособие для вузов / под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону, 2011.

Интернет – ресурсы:


  1. http //vphiI. ru/index. php? option=com conten+& task=view&id=131T Журнал

  2. htfp: //www.ata//eng.ru/d/phiI/070.h+m Основы философии. Канке В.В. М.-Логос, 2008. – 288 с.

  3. htfp: //www. poIistudies/ru Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.

  4. e-mail: [email protected]























4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе семинаров, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, докладов, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


Уметь:


ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

Составление тезисов, подготовка рефератов, сообщений, докладов, эссе.


Знать:


основные категории и понятия философии;

Устный фронтальный опрос

основы философского учения о бытии;

Тестирование

роль философии в жизни человека и общества;

Заслушивание доклада, сообщения.

сущность процесса познания;

Тестирование

основы научной, философской и религиозной картин мира;

Устный и письменный опросы (индивидуальный, фронтальный, групповой), тестирование

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

Устный и письменный опросы (индивидуальный, фронтальный, групповой), тестирование

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

Завершается изучение данного курса – зачетом в форме тестирования.



5