Обоянский филиал
областноГО БюджетноГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОбразовательноГО УчреждениЯ
«курский КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
_________________________________ директор Курского колледжа культуры
_________________________________ ________________ З.К. Криволапова
._______________/_________________ / заведующая учебной частью
«____» __________________201___ г. Обоянского филиала ОБПОУ «Курский»
колледж культуры Е.В. Куляпина________
«____»________________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПМ.01. Технологическая деятельность
МДК.01.04 Направления методической работы библиотек
«библиотечный маркетинг»
квалификация 52 Библиотекарь,
специалист по информационным ресурсам
(углубленный уровень подготовки)
2016
Рабочая программа ПМ.01. Технологическая деятельность МДК.01.04 Направления методической работы библиотек «БИБЛИОТЕЧНЫЙ МАРКЕТИНГ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 51.02.03. Библиотековедение
Организация: Обоянский филиал ОБПОУ «Курский колледж культуры»
Составитель: преподаватель Орлова Лилиана Анатольевна
Рассмотрена Предметно-цикловой комиссией библиотековедения
Протокол заседания №____ от «____» ______________2016 г.
Председатель предметно-цикловой комиссии библиотековедения ___________/ А.Н. Казакова
Рекомендована Методическим советом «______» __________2016 г. Протокол №_______
© Обоянский филиал ОБПОУ «Курский колледж культуры». 2016
© Орлова Л.А., составитель. 2016
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 3 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- условия РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ дисциплины
| 9 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 11 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Библиотечный маркетинг»
(углубленная подготовка)
наименование дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа дисциплины «Библиотечный маркетинг» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 51.02.03 «Библиотековедение»
Рабочая программа дисциплины «Библиотечный маркетинг» направлена на изучение особенностей организации маркетинговой деятельности библиотек.
В программе дисциплины рассматриваются общие проблемы маркетинга библиотечной продукции и услуг: понятие и модели маркетинга, система «библиотека» как объект маркетингового исследования, совершенствование библиотечной продукции и услуг, ценообразование, сбыт и реклама в библиотеке; примеры из зарубежного и отечественного опыта.
Данная дисциплина тесно связана с дисциплинами: «Библиотековедение», «Библиографоведение», «Основы методической работы библиотек», «Основы издательского дела», «Экономика и менеджмент библиотечного дела», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Библиотечный маркетинг» относится к профессиональному модулю ПМ.01 Технологическая деятельность МДК.01.04. Направления методической работы библиотек, углубленный уровень подготовки.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт:
- использования маркетинговых принципов в библиотечно-информационной деятельности;
- формирования информационной культуры пользователя.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать маркетинговые принципы в библиотечно-информационной деятельности;
- анализировать рекламную деятельность библиотеки;
- составлять и использовать номенклатуру платных услуг библиотеки.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- маркетинговые принципы в библиотечно-информационной деятельности;
- основы рекламной деятельности;
- источники финансирования;
- основы маркетинговой деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часа;
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часов;
самостоятельной работы обучающегося 21 часа.
2. СТРУКТУРА
И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 63 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 42 |
в том числе: | |
теор. занят. | 29 |
практические занятия | 13 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 21 |
в том числе: | |
подготовка доклада | 4 |
подготовка эссе | 1 |
подготовка сообщения | 4,5 |
подготовка характеристики основных направлений библиотечного маркетинга | 2 |
подготовка схемы классификации моделей маркетинга по П.С. Завьялову | 2 |
распределение библиотечных услуг по различным критериям | 1 |
расчёт цены на платные услуги библиотеки | 1 |
разработка текста рекламы | 1 |
выявление художественного и документально-публицистического материала для создания печатной рекламной продукции | 1 |
разработка стратегии выхода библиотеки из экстремальных ситуаций. | 1 |
подготовка реферата | 1,5 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «библиотечный маркетинг» наименование разделов и тем | содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | объем часов | уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
7 семестр | 4 курс | 29 / 13 | |
Раздел 1. Общие проблемы применения маркетинга в сфере библиотечной деятельности. | | 10 / 10 | |
Тема 1.1. Введение. Понятие, сущность и содержание маркетинга. | Содержание учебного материала | | |
1 | Введение. Общие проблемы применения маркетинга в сфере библиотечной деятельности. Понятие «Маркетинг». Понятие, сущность и содержание маркетинга. | 2 | 1 |
Практические занятия: Практическая работа № 1. Работа с терминами. Составление глоссария терминов маркетинговой деятельности. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение на тему: «Применение маркетинга в сфере библиотечной деятельности». | 2 | 3 |
Тема 1.2. Основные направления библиотечного маркетинга. | Содержание учебного материала | | |
1 | Основные направления библиотечного маркетинга. Содержание и специфика библиотечного маркетинга. Функции маркетинга. | 2 | 1 |
Практические занятия: Практическая работа № 2. Составление характеристики основных направлений библиотечного маркетинга. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовить и дать характеристику основных направлений библиотечного маркетинга. | 2 | 3 |
Тема 1.3. Модели маркетинга. | Содержание учебного материала | | |
1 | Модели маркетинга. Классификации моделей маркетинга по П.С. Завялову. | 2 | 1 |
Практические занятия: Практическая работа № 3. Составление таблицы основных поставщиков информационной продукции и услуг (в том числе библиотечных) на коммерческой основе в развитых зарубежных странах. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовить схему классификации моделей маркетинга по П.С. Завьялову. | 2 | 3 |
Тема 1.4. Коммерческий и некоммерческий маркетинг. | Содержание учебного материала | | |
1 | Коммерческий и некоммерческий маркетинг. Изучение профильного рынка. Цели библиотечно-информационных систем: рыночные, маркетинговые, структурно-управленческие, контрольные. Стратегии «цена-количество», «предпочтение», «приспособления», «резкого отличия». | 2 | 1 |
Практические занятия: Практическая работа № 4. Разработка плана маркетинговых мероприятий по выводу на рынок новой продукции / услуги. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовить доклад на тему: «Коммерческий и некоммерческий маркетинг». | 2 | 3 |
Тема 1.5. Маркетинговые исследования в системе «библиотека». | Содержание учебного материала | | |
1 | Структурирование системы «библиотека» как объекта маркетинговых исследований. Критерии проведения маркетинговых исследований. Специфика и необходимость проведения маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования в системе «библиотека». Исследование как основа маркетинга. | 2 | 1 |
Практические занятия: Практическая работа № 5. Составление примерного положения о платных услугах библиотеки. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение на тему: «Маркетинговые исследования в системе «Библиотека». | 2 | 3 |
8 семестр | | | |
Раздел 2. Направления деятельности по маркетингу библиотечной продукции и услуг. | | 19 / 3 | |
Тема 2.1. Функции маркетинга библиотечной продукции и услуг. | Содержание учебного материала | | |
1 | Направления деятельности по маркетингу библиотечной продукции и услуг. Исследование рынка библиотечно-информационных услуг. Функции маркетинга библиотечной продукции и услуг. | 2 | 1 |
Практические занятия: Практическая работа № 6. Освоение приемов составления бизнес-плана. Задание: Разобрать цели и задачи бизнес-плана библиотеки. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Распределить библиотечные услуги по различным критериям. | 2 | 3 |
Тема 2.2. Совершенствование библиотечной продукции и услуг. | Содержание учебного материала | | |
1 | Совершенствование библиотечной продукции и услуг. Комплексный анализ рынка, потребителей, товара и услуг. Расчет выборки. | 2 | 1 |
Практические занятия: Практическая работа № 7. Методика разработки бизнес – плана библиотеки. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение на тему: «Совершенствование библиотечной продукции и услуг». | 1,5 | 3 |
Тема 2.3. Сегментация рынка библиотечных услуг и продукции. | Содержание учебного материала | | |
1 | Сегментация рынка библиотечных услуг и продукции. Изучение читательского спроса как один из видов анализа потребительского рынка библиотечных услуг. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение «Опрос населения (читателей) – один из важнейших способов сбора первичной маркетинговой информации. Виды опроса. Правила составления анкеты, техника проведения опроса». | 1 | 3 |
Тема 2.4. Ценообразование на библиотечную продукцию и услуги. | Содержание учебного материала | | |
1 | Ценообразование. Ценообразование на библиотечную продукцию и услуги. Ценовая политика хозяйствующих субъектов. Функции цены и её воздействие на производителей и потребителей. Способы формирования рыночной цены на библиотечные товары / услуги. Факторы, влияющие на стоимость товара / услуги. Виды торговых скидок. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: Рассчитать цены на платные услуги библиотеки. Расчет затрат на производство товара / услуги. Составление калькуляции. Учет воздействия внешних (рыночных) факторов при формировании рыночной цены на товар / услугу. | 1 | 3 |
Тема 2.5. Сбыт библиотечной продукции. | Содержание учебного материала | | |
1 | Сбыт библиотечной продукции. Создание системы товародвижения. Цели и методы изучения конкурентов. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: Разработать стратегию выхода библиотеки из экстремальных ситуаций. | 1 | 3 |
Тема 2.6. Формирование спроса, стимулирование сбыта библиотечной продукции и услуг. | Содержание учебного материала | | |
1 | Формирование спроса, стимулирование сбыта и реклама библиотечной продукции и услуг. Изучение пользователей (потребителей БИПУ). | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: Подготовить доклад на тему: «Формирование спроса, стимулирование сбыта и реклама библиотечной продукции и услуг». | 1 | 3 |
Тема 2.7. Реклама в системе маркетинга. | Содержание учебного материала | | |
1 | Реклама в системе маркетинга. Особенности выбора средств для рекламы. Основные средства рекламы и их характеристика. Библиотечная реклама. Рекламная деятельность библиотеки: виды и способы рекламы. Особенности составления рекламных сообщений. Расчет затрат. Проблемы авторского права. Анализ печатной рекламной продукции. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: Разработать текст рекламы. | 1 | 3 |
Тема 2.8. Продвижение библиотечной продукции и услуг. | Содержание учебного материала | | |
1 | Продвижение библиотечной продукции и услуг. Фандрейзинг в библиотеке: содержание понятия и технология. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: Выявление художественного и документально-публицистического материала для подготовки рекламной продукции в Бизнес-библиотеке. Обзор литературы. Выставка – продажа литературы. | 1 | 3 |
Тема 2.9. Деятельность библиотеки по установлению и поддержанию связей с общественностью. | Содержание учебного материала | | |
1 | Деятельность библиотеки по установлению и поддержанию связей с общественностью. Основное назначение Public Relations в библиотеках и его специфика. Особенности деятельности Public Relations в библиотеках. | 2 | 1 |
2 | Имидж библиотеки: содержательный аспект. Средства Public Relations. Новые публикации по маркетингу, рекламе, Public Relations. Аукцион деловых (коммерческих) предложений библиотек библиотекам, фирмам, отдельным клиентам. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовить реферат на тему «Имидж библиотеки». | 1,5 | 3 |
| Всего: | 42 | |
| Консультация | 2 | |
| Экзамен | 5 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины «Библиотечный маркетинг» требует наличия: учебного кабинета «Библиотековедения», «ИКТ».
Оборудование учебного кабинета: предусматривается проведение занятий в специальной аудитории, имеющей индивидуальные рабочие места, учебно-наглядные и справочные материалы, Интернет - ресурсы.
Фонд: используется фонд библиотеки Обоянского филиала колледжа.
Технические средства обучения: компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением, переносной проектор, экран настенный.
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная учебная литература:
Басамыгина, И. Н. Маркетинг как технология управления современной библиотекой [Текст] : научно-практическое пособие / И. Н. Самыгина, А. А. Апанасенко. – Москва: Литера, 2009. - 128 с.
Борисова, О. О. Рекламно-информационные технологии библиотечной деятельности [Текст]: учеб. -практич. пособие / О.О. Борисова. - СПб.: Профессия, 2006.- 319 с.
Дополнительный цикл психолого-педагогических дисциплин [Текст] : учеб. пособие предназначен для слушателей профессиональной переподготовки педагогов СПО по направлению «Образование и педагогика» (Преподаватель) / Сост.: Н.Н. Травкина [и др.] - Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2015. – 169 с.
Еремин, В. Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации[Текст]: учебник / В.Н. Еремин. - Москва: КНОРУС, 2006. - 656 с.
Маркетинг в библиотеке: специфика, формы реализации [Текст] : метод. пособие /
сост. Т. П. Ферцева: ред. С. Н. Архипова, С. А. Грибова, Т. В. Овсянникова. - Саранск, 2008. - 23 с.
Общая педагогика [Текст] : учеб. пособие для слушателей профессиональной переподготовки педагогов НПО, СПО по направлению «Образование и педагогика» (Преподаватель) / Сост.: Н.Н. Травкина, О.А. Харитонова, Ю.В. Кожухов. - Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2014. – 173 с.
Основы психологии [Текст] : учеб. пособие для слушателей профессиональной переподготовки педагогов НПО, СПО по направлению «Образование и педагогика» (Преподаватель) / Сост.: О.В. Завалишина. – Курск: ООО «Учитель», 2014. – 121 с.
Паршукова, Г. Б. Маркетинговые основания в библиотечной деятельности [Текст] : учеб. пособие / Г.Б. Паршукова. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2005. – 151 с.
Дополнительная литература:
Бойкова, О. Ф. Экономико-правовое обеспечение библиотечных услуг [Текст] / О.Ф. Бойкова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. – N 8. – С. 5-31.
Борисова, О. О. Реклама в библиотеке [Текст] : учеб. - практич. пособие / О.О. Борисова. - Москва: Либерия-Бибинформ, 2005. - 214 с.
Вакулич, Н. Р. Маркетинговые услуги в сфере библиотеки [Текст] / Н.Р. Вакулич // Библиотека в эпоху перемен. – 2009. – N 1. – С. 92-98.
Волженина С. Ю. Стоимость библиотечных услуг [Текст] / С.Ю. Волженина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. - № 8. – С. 19-25.
Герасимова, Л. Н., Кокойкина О.Н. Маркетинг в библиотеке [Текст] : учеб. пособие. – Москва: МГИК, 1993. - 64 с.
Гольдина, О. Ю. Маркетинговый подход к деятельности библиотеки, службы информации [Текст] / О. Ю. Гольдина // Научные и технические библиотеки. – 2010. – N 3. – С. 46-59.
Давыдова, И. А. Библиотечно-информационное производство [Текст] : научно-метод. пособие / Давыдова, Ирина Александровна. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 168 с.
Макеева, О. Возможности метода LibQUAL [Текст] / О. Макеева // Библиотека. – 2010. – N 6. – С. 38-42.
Матвеев, М. Ю. Маркетинговая концепция и имидж библиотек [Текст] / М.Ю. Матвеев // Библ. дело. – 2007. – № 4. – С. 35-38.
Мешалкина, Ю. В. Маркетинг в библиотечной деятельности: новые подходы и тенденции [Текст] / Ю. В. Мешалкина // Библ. дело – XXI век. – 2008. – № 2 (16). – С. 195-212.
Карташов, Н.С. Управление. Менеджмент. Маркетинг. (О спорных вопросах науки управления библиотечным делом) [Электроннный ресурс] / Н.С. Карташов. - Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/1995/p6.htm
3.3. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
Преподаватель: Орлова Лилиана Анатольевна
Образование:
Учебное заведение: Белгородский государственный институт культуры (Белгород)
Факультет: Библиотечно-информационный.
Специальность: Библиотековедение и библиография.
Специализация: Управление в библиотечном деле.
Диплом ИВС 0414964
Учебное заведение: ОГБОУ ДПО «Курский институт развития образования» (Курск)
Кафедра: Социально-гуманитарное образование.
Квалификация: Теория и методика преподавания истории и обществознания.
Диплом 462403750921
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных и практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных и самостоятельных заданий, рефератов, докладов, эссе, сообщений.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Иметь практический опыт: - использования маркетинговых принципов в библиотечно-информационной деятельности; - формирования информационной культуры пользователя. | Подготовка рефератов, сообщений, докладов, эссе. |
Уметь: | |
- использовать маркетинговые принципы в библиотечно-информационной деятельности; - анализировать рекламную деятельность библиотеки; - составлять и использовать номенклатуру платных услуг библиотеки. | Заслушивание доклада, сообщения, эссе, реферата. Защита практической работы. |
Знать: | |
- маркетинговые принципы в библиотечно-информационной деятельности; - основы рекламной деятельности; - источники финансирования; | Устный и письменный опросы (индивидуальный, фронтальный, групповой). |
- основы маркетинговой деятельности. | Устный опрос. |
Завершается изучение данного курса экзаменом