СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2022 география ОГЭ разбор работы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

2022 география ОГЭ разбор работы

Просмотр содержимого документа
«2022 география ОГЭ разбор работы»

ОГЭ по географии 2022. Основание: ФИПИ демоверсия (спецификация, кодификатор) ОГЭ по географии 22  открытая база данных ФИПИ   Анализ и итоги апробации КИМ 2022, рекомендации учителю.  председатель региональной предметной комиссии ОГЭ по географии  Николаенко Елена Викторовна Подходы к работе с текстами, особенности критериальной оценки заданий: традиционное и новое. заместитель председателя региональной ПК ОГЭ по географии Палубинская Юлия Олеговна

ОГЭ по географии 2022.

Основание: ФИПИ демоверсия (спецификация, кодификатор) ОГЭ по географии 22

открытая база данных ФИПИ

Анализ и итоги апробации КИМ 2022,

рекомендации учителю.

председатель региональной предметной комиссии ОГЭ по географии

Николаенко Елена Викторовна

Подходы к работе с текстами,

особенности критериальной оценки заданий:

традиционное и новое.

заместитель председателя региональной ПК ОГЭ по географии

Палубинская Юлия Олеговна

Зарегистрировано на экзамен: 17700 В апробации участвовали : 14124 Не явилось: 3573 20% Незавершило: 1 Удалено: 2 Из общего количества проверенных:  ФИПИ

Зарегистрировано на экзамен: 17700

В апробации участвовали : 14124

Не явилось: 3573 20%

Незавершило: 1

Удалено: 2

Из общего количества проверенных:

ФИПИ

"5" 906 6,4% от 26 до 31

"4 " 4327 30,6 % от 19 до 25

"3 " 5396 38,2 % от 12 до 18

"2" 3495 24,7 % от 0 до 11

Внимание  к функциональной грамотности учащихся! «Функционально грамотный человек – этот тот, который способен постоянно использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности» Постепенная трансформация КИМ по географии с использованием основных направлений функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной, развитию глобальных компетенций и креативного мышления.

Внимание к функциональной грамотности учащихся!

«Функционально грамотный человек – этот тот, который способен постоянно использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности»

Постепенная трансформация КИМ по географии с использованием основных направлений функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной, развитию глобальных компетенций и креативного мышления.

Умения извлекать, применять, анализировать и использовать материалы КИМ с целью успешного выполнения заданий ! Для этого необходимо: Владеть географической терминологией; Уметь анализировать информацию представленную в виде таблиц, схем и графиков; Внимательно читать текст задания: извлекать информацию, выделять ключевые слова, анализировать текст; Использовать тематические карты атласа*; Производить необходимые расчеты используя непрограммируемый калькулятор* и интерпретировать полученные результаты; * - разрешено использование на экзамене при сдаче ОГЭ

Умения извлекать, применять, анализировать и использовать материалы КИМ с целью успешного выполнения заданий !

Для этого необходимо:

  • Владеть географической терминологией;
  • Уметь анализировать информацию представленную в виде таблиц, схем и графиков;
  • Внимательно читать текст задания: извлекать информацию, выделять ключевые слова, анализировать текст;
  • Использовать тематические карты атласа*;
  • Производить необходимые расчеты используя непрограммируемый калькулятор* и интерпретировать полученные результаты;

* - разрешено использование на экзамене при сдаче ОГЭ

Традиционные задания +   № 1 Какой из перечисленных народов, проживающих на территории России, является наиболее многочисленным? 1) коми 2) якуты 3) калмыки 4) татары Какая из перечисленных стран расположена в пределах самой большой в мире пустыни? 1) Намибия. 2) Австралия. 3) Ливия. 4) Туркменистан. Анализ текста: Расширение тем. Знания самого самого в географии. Соотнесение объекта с расположением на карте.

Традиционные задания +

1

Какой из перечисленных народов, проживающих на территории России, является наиболее многочисленным?

1) коми

2) якуты

3) калмыки

4) татары

Какая из перечисленных стран расположена в пределах самой большой в мире пустыни?

1) Намибия.

2) Австралия.

3) Ливия.

4) Туркменистан.

Анализ текста:

Расширение тем.

Знания самого самого в географии. Соотнесение объекта с расположением на карте.

№ 3 Традиционные задания + Расположите регионы России в порядке увеличения средних температур воздуха в июле. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.   1) Мурманская область 2) Астраханская область 3) Тверская область Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.   1) Архангельская область 2) Смоленская область 3) Воронежская область Разнообразие тем: сумма активных температур, продолжительность светового дня (ВПР 11класс), количество атмосферных осадков, продолжительность ледостава на реках, увеличение абсолютной высоты территории…

3

Традиционные задания +

Расположите регионы России в порядке увеличения средних температур воздуха в июле. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

  1) Мурманская область

2) Астраханская область

3) Тверская область

Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

  1) Архангельская область

2) Смоленская область

3) Воронежская область

Разнообразие тем:

сумма активных температур, продолжительность светового дня (ВПР 11класс), количество атмосферных осадков, продолжительность ледостава на реках, увеличение абсолютной высоты территории…

Задание 1  Какое государство включает в себя самый большой остров на Земле? 1) США 2) Россия 3) Дания 4) Канада Выполнили 42 %  Задание 3 Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.   1) Ростовская область 2) Тверская область 3) Республика Коми Выполнили 45 %

Задание 1

Какое государство включает в себя самый большой остров на Земле?

1) США

2) Россия

3) Дания

4) Канада

Выполнили 42 %

Задание 3

Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

 

1) Ростовская область

2) Тверская область

3) Республика Коми

Выполнили 45 %

Традиционные задания № 4 К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относится пастбищное овцеводство, коневодство и верблюдоводство?   1) карелы  2) марийцы  3) коми  4) калмыки Группа туристов из Австралии хочет своими глазами увидеть природу сибирской тайги и посмотреть окрестности уникального озера Байкал. Какой из перечисленных заповедников для этого им необходимо посетить?   1) Тунгусский  2) Баргузинский  3) Буреинский  4) Дагестанский Обзор вопросов: Традиционные занятия народов, жилища народов, природная зона (объект) - заповедник…

Традиционные задания

4

К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относится пастбищное овцеводство, коневодство и верблюдоводство?

  1) карелы

2) марийцы

3) коми

4) калмыки

Группа туристов из Австралии хочет своими глазами увидеть природу сибирской тайги и посмотреть окрестности уникального озера Байкал. Какой из перечисленных заповедников для этого им необходимо посетить?

  1) Тунгусский

2) Баргузинский

3) Буреинский

4) Дагестанский

Обзор вопросов:

Традиционные занятия народов, жилища народов, природная зона (объект) - заповедник…

Традиционные задания № 5-6 5. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона? 6. Карта погоды составлена на 3 марта 2010 г. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание? Основные показатели: Анализ синоптической карты Владение терминологией

Традиционные задания

5-6

5. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?

6. Карта погоды составлена на 3 марта 2010 г. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание?

Основные показатели:

Анализ синоптической карты

Владение терминологией

Традиционные задания № 7, № 8 7. Определите, какой город имеет географические координаты 9° с. ш. и 79° з. д. 8. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр. !  залегание Основные показатели: Уметь находить объект по координатам, находить необходимую карту; Объяснять принципы залегания горных пород;

Традиционные задания

7, № 8

7. Определите, какой город имеет географические координаты 9° с. ш. и 79° з. д.

8. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

! залегание

Основные показатели:

Уметь находить объект по координатам, находить необходимую карту;

Объяснять принципы залегания горных пород;

Традиционные задания № 9-12 9 . Определить расстояние (! округлить) 10 . Определить направление (запись в бланке) 11 . Найти соответствие профиля маршруту по линии А - В Основные показатели: Практические навыки работы с топографической картой местности

Традиционные задания

9-12

9 . Определить расстояние

(! округлить)

10 . Определить направление

(запись в бланке)

11 . Найти соответствие профиля маршруту по линии А - В

Основные показатели:

Практические навыки работы с топографической картой местности

Традиционные задания № 9-12 12 . Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Сад также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, в наибольшей степени отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Изменения:  Появление новых задач (место для конного манежа, создание пруда для разведения рыбы, место для размещения ретрансляционной вышки, участок который подвержен водной эрозии почв и … В критериях оценивания: на 2 балла - 3 элемента ответа правильный участок (в ответе) и к этому участку два обоснования (как правило: умение правильно обосновать характер рельефа этого участка, описывать характер поверхности или положение по отношению к объектам, освещенность или экспозиция южного склона )

Традиционные задания

9-12

12 . Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Сад также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, в наибольшей степени отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Изменения:

Появление новых задач (место для конного манежа, создание пруда для разведения рыбы, место для размещения ретрансляционной вышки, участок который подвержен водной эрозии почв и …

В критериях оценивания: на 2 балла - 3 элемента ответа

правильный участок (в ответе) и к этому участку два обоснования (как правило: умение правильно обосновать характер рельефа этого участка, описывать характер поверхности или положение по отношению к объектам, освещенность или экспозиция южного склона )

Традиционные задания № 13 Средняя солёность поверхностных вод Балтийского моря составляет 8‰. Определите, сколько граммов солей растворено в 4 литрах его воды. Ответ запишите в виде числа. Используя данные таблицы, определите долю выбросов (в %) загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников в 2010 г. Полученный результат округлите до целого числа. Используя данные таблицы «Производство электроэнергии в РФ в 2013 г.», определите долю электроэнергии, произведенной на ТЭС в общем объёме производства электроэнергии. Полученный результат округлите до целого числа. Расчетные задачи на основе текста или таблицы: Определение атмосферного давления на вершине или у подножия горы; Определение температуры воздуха на вершине горы; Определение доли (городского населения в общей численности, грузооборота автомобильного транспорта в общем объеме грузовых перевозок) …

Традиционные задания

13

Средняя солёность поверхностных вод Балтийского моря составляет 8‰.

Определите, сколько граммов солей растворено в 4 литрах его воды.

Ответ запишите в виде числа.

Используя данные таблицы, определите долю выбросов (в %) загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников в 2010 г. Полученный результат округлите до целого числа.

Используя данные таблицы «Производство электроэнергии в РФ в 2013 г.», определите долю электроэнергии, произведенной на ТЭС в общем объёме производства электроэнергии. Полученный результат округлите до целого числа.

Расчетные задачи на основе текста или таблицы:

  • Определение атмосферного давления на вершине или у подножия горы;
  • Определение температуры воздуха на вершине горы;
  • Определение доли (городского населения в общей численности, грузооборота автомобильного транспорта в общем объеме грузовых перевозок) …
Задание13  Используя данные таблицы «Пассажирооборот транспорта общего пользования в России в 2011 г.», определите долю железнодорожного транспорта (в %) в общем пассажирообороте. Полученный результат округлите до целого числа.  Пассажирооборот транспорта общего пользования в том числе 443,9 железнодорожного  139,7 автомобильного (автобусы)  136,9 воздушного (транспортная авиация)  166,6 Ответ: __________________. Выполнили 38 %

Задание13

Используя данные таблицы «Пассажирооборот транспорта общего пользования в России в 2011 г.», определите долю железнодорожного транспорта (в %) в общем пассажирообороте. Полученный результат округлите до целого числа.

Пассажирооборот транспорта общего пользования

в том числе

443,9

железнодорожного

139,7

автомобильного (автобусы)

136,9

воздушного (транспортная авиация)

166,6

Ответ: __________________.

Выполнили 38 %

Традиционные задания № 14 Урожайность сельскохозяйственных культур во многом зависит от количества выпадающих атмосферных осадков, влияющих на увлажнение почвы. В каких двух из перечисленных регионов России важно применять меры, позволяющие сохранить влагу в почве? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные регионы.   1) Архангельская область 2) Ставропольский край 3) Оренбургская область 4) Кировская область 5) Смоленская область Снежные лавины — одно из наиболее опасных природных явлений. При составлении прогнозов чрезвычайных ситуаций МЧС России оценивает опасность, которую представляет для отдельных регионов сход лавин. Для жителей, каких двух регионов России такие прогнозы необходимы?   1) Краснодарский край 2) Республика Алтай 3) Воронежская область 4) Кировская область 5) Республика Коми Анализ текста: Расширение тематики вопросов, знание основных физических компонентов природы и закономерностей их распространения

Традиционные задания

14

Урожайность сельскохозяйственных культур во многом зависит от количества выпадающих атмосферных осадков, влияющих на увлажнение почвы. В каких двух из перечисленных регионов России важно применять меры, позволяющие сохранить влагу в почве? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные регионы.

  1) Архангельская область

2) Ставропольский край

3) Оренбургская область

4) Кировская область

5) Смоленская область

Снежные лавины — одно из наиболее опасных природных явлений. При составлении прогнозов чрезвычайных ситуаций МЧС России оценивает опасность, которую представляет для отдельных регионов сход лавин. Для жителей, каких двух регионов России такие прогнозы необходимы?

  1) Краснодарский край

2) Республика Алтай

3) Воронежская область

4) Кировская область

5) Республика Коми

Анализ текста:

Расширение тематики вопросов, знание основных физических компонентов природы и закономерностей их распространения

Задание 14  Какие неблагоприятные климатические явления, как засухи, суховеи и пыльные бури, значительно затрудняют хозяйственное использование территории. Для каких двух из перечисленных территорий России они наиболее характерны? 1) Кировская область 2) Волгоградская область 3) Камчатский край 4) Астраханская область 5) Республика Коми Выполнили 30 %

Задание 14

Какие неблагоприятные климатические явления, как засухи, суховеи и пыльные бури, значительно затрудняют хозяйственное использование территории. Для каких двух из перечисленных территорий России они наиболее характерны?

1) Кировская область

2) Волгоградская область

3) Камчатский край

4) Астраханская область

5) Республика Коми

Выполнили 30 %

Традиционные задания +  анализ текста № 15 Выберите два варианта ответа. К образованию кислот в атмосфере и выпадению кислотных дождей ведет прежде всего   1) сжигание угля 2) внесение органических удобрений в почву 3) удобрение почв 4) создание свалок бытового мусора 5) работа предприятий цветной металлургии Какие два из следующих высказываний верны? 1) Использование систем оборотного водоснабжения – основная причина загрязнения вод рек и озер. 2) Производство разных видов продукции из одного сырья является одной из мер по сохранению природных ресурсов. 3) Распашка склонов способствует возникновению и развитию водной эрозии почв. 4) Одной из основных причин глобальных изменений климата считается увеличение содержания азота в атмосфере. 5) Введение ограничений на развитие атомной энергетики считается одной из важных мер по предотвращению глобальных климатических изменений. Анализ текста: Принципы рационального природопользования. Усложнение текста высказываний.

Традиционные задания + анализ текста

15

Выберите два варианта ответа. К образованию кислот в атмосфере и выпадению кислотных дождей ведет прежде всего

  1) сжигание угля

2) внесение органических удобрений в почву

3) удобрение почв

4) создание свалок бытового мусора

5) работа предприятий цветной металлургии

Какие два из следующих высказываний верны?

1) Использование систем оборотного водоснабжения – основная причина загрязнения вод рек и озер.

2) Производство разных видов продукции из одного сырья является одной из мер по сохранению природных ресурсов.

3) Распашка склонов способствует возникновению и развитию водной эрозии почв.

4) Одной из основных причин глобальных изменений климата считается увеличение содержания азота в атмосфере.

5) Введение ограничений на развитие атомной энергетики считается одной из важных мер по предотвращению глобальных климатических изменений.

Анализ текста:

Принципы рационального природопользования. Усложнение текста высказываний.

Традиционные задания +  анализ текста № 2 С какой из перечисленных стран Россия имеет как морскую, так и сухопутную границу? 1) Эстония 2) Белоруссия 3) Монголия 4) Япония Вставьте название государства на место пропуска? К числу геостратегических территорий РФ – территорий, имеющих особое значение для обеспечения устойчивого социально- экономического развития, территориальной целостности и безопасности России, относятся субъекты РФ, граничащие со странами, входящими в евразийский экономический союз. Одним из таких регионов является Астраханская область, граничащая с _____. Анализ текста: Знание границ Российской Федерации.

Традиционные задания + анализ текста

2

С какой из перечисленных стран Россия имеет как морскую, так и сухопутную границу?

1) Эстония

2) Белоруссия

3) Монголия

4) Япония

Вставьте название государства на место пропуска?

К числу геостратегических территорий РФ – территорий, имеющих особое значение для обеспечения устойчивого социально- экономического развития, территориальной целостности и безопасности России, относятся субъекты РФ, граничащие со странами, входящими в евразийский экономический союз. Одним из таких регионов является Астраханская область, граничащая с _____.

Анализ текста:

Знание границ Российской Федерации.

Традиционные задания

16-17

16. Школьники нашли в Интернете климатические данные для пунктов, расположенных в Евразии на одной параллели, но на разных меридианах. Данные получены на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице.

Пункт наблюдения

Географические координаты пункта наблюдения

Высота над уровнем моря, м

Пекин

Доншенг

39° с. ш. 116° в. д.

Средняя температура воздуха, °С

39° с. ш. 110° в. д.

январь

Руоянг

54

39° с. ш. 88° в. д.

452

Джигуань

– 4,6

июль

Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм

– 9,5

39° с. ш. 99° в. д.

+26,0

950

635

1477

+21,0

– 8,0

– 8,9

369

+27,4

22

+22,3

86

Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

 

1) Игорь: «Чем выше расположен пункт, тем январь там более холодный».

2) Елена: «Чем восточнее расположен пункт, тем июль там более прохладный».

3) Александр: «Среднегодовое количество атмосферных осадков увеличивается при движении с запада на восток».

4) Наталья: «Среднегодовое количество атмосферных осадков уменьшается с подъёмом вверх».

Традиционные задания № 16-17 Школьники нашли в Интернете климатические данные для пунктов, расположенных в Евразии на одной параллели, но на разных меридианах. Данные получены на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице. Пункт наблюдения Географические координаты пункта наблюдения Пекин Высота над уровнем моря, м Средняя температура воздуха, °С Доншенг 39° с. ш. 116° в. д. январь 39° с. ш. 110° в. д. Руоянг 54 452 39° с. ш. 88° в. д. Джигуань – 4,6 июль Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм 39° с. ш. 99° в. д. – 9,5 +26,0 950 635 1477 +21,0 – 8,0 – 8,9 369 +27,4 +22,3 22 86 17. В каком из перечисленных населённых пунктов 21 марта солнце раньше всего по московскому времени поднимется над горизонтом?   1) Пекин 2) Доншенг 3) Джигуань 4) Руоянг Анализ таблицы и текста: Знание основных закономерностей изменения продолжительности дня, угла падения солнечных лучей, восхода Солнца в зависимости от календарной даты.

Традиционные задания

16-17

Школьники нашли в Интернете климатические данные для пунктов, расположенных в Евразии на одной параллели, но на разных меридианах. Данные получены на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице.

Пункт наблюдения

Географические координаты пункта наблюдения

Пекин

Высота над уровнем моря, м

Средняя температура воздуха, °С

Доншенг

39° с. ш. 116° в. д.

январь

39° с. ш. 110° в. д.

Руоянг

54

452

39° с. ш. 88° в. д.

Джигуань

– 4,6

июль

Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм

39° с. ш. 99° в. д.

– 9,5

+26,0

950

635

1477

+21,0

– 8,0

– 8,9

369

+27,4

+22,3

22

86

17. В каком из перечисленных населённых пунктов 21 марта солнце раньше всего по московскому времени поднимется над горизонтом?

  1) Пекин

2) Доншенг

3) Джигуань

4) Руоянг

Анализ таблицы и текста:

Знание основных закономерностей изменения продолжительности дня, угла падения солнечных лучей, восхода Солнца в зависимости от календарной даты.

Традиционные задания № 18 Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме. Анализ климатограммы и карты: Практические навыки работы с климатограммами и климатической картой.

Традиционные задания

18

Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.

Анализ климатограммы и карты:

Практические навыки работы с климатограммами и климатической картой.

Традиционные задания № 19 Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.   1) Магаданская область 2) Республика Карелия 3) Красноярский край Умения располагать объекты с востока на запад: Знание закономерности вращения Земли.

Традиционные задания

19

Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

 

1) Магаданская область

2) Республика Карелия

3) Красноярский край

Умения располагать объекты с востока на запад:

Знание закономерности вращения Земли.

Традиционные задания № 20 Туристические фирмы разных стран разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои страны. Установите соответствие между слоганом и страной. СЛОГАН   А) В нашей стране Вас ждут ласковое Средиземноморье, многообразие подводного мира и экзотика Красного моря!   СТРАНА Б) Великолепные пляжи, пышная тропическая природа, величественные вулканы — всё это превращает нашу страну в мечту любого туриста! 1) Австралия 2) Чехия 3) Мексика 4) Египет СЛОГАН А) Полюбуйтесь чарующими всполохами северного сияния!   РЕГИОН Б) Искупайтесь в бодрящих водах Балтики!   1) Калининградская область 2) Новосибирская область 3) Республика Бурятия 4) Мурманская область Знание географической специфики объектов: Размещение и особенности, практические умения анализировать и работать с картой.

Традиционные задания

20

Туристические фирмы разных стран разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои страны. Установите соответствие между слоганом и страной.

СЛОГАН

А) В нашей стране Вас ждут ласковое Средиземноморье, многообразие подводного мира и экзотика Красного моря!

СТРАНА

Б) Великолепные пляжи, пышная тропическая природа, величественные вулканы — всё это превращает нашу страну в мечту любого туриста!

1) Австралия

2) Чехия

3) Мексика

4) Египет

СЛОГАН

А) Полюбуйтесь чарующими всполохами северного сияния!

РЕГИОН

Б) Искупайтесь в бодрящих водах Балтики!

1) Калининградская область

2) Новосибирская область

3) Республика Бурятия

4) Мурманская область

Знание географической специфики объектов:

Размещение и особенности, практические умения анализировать и работать с картой.

Традиционные задания + № 21 Владение географической терминологии: Знание терминов по темам физической географии, населения, экономической географии. Умения анализировать текст.

Традиционные задания +

21

Владение географической терминологии:

Знание терминов по темам физической географии, населения, экономической географии.

Умения анализировать текст.

Традиционные задания + № 21 В каких двух высказываниях содержится информация об урбанизации?   1) В 2010 г. по сравнению с 2009 г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 48 субъектах Российской Федерации) и числа умерших (в 52 субъектах). 2) По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. средний возраст жителей страны составил 39 лет (в 2002 г. — 37,7 лет). 3) По численности населения на начало 2011 г. Дальневосточный ФО занимал последнее место среди всех восьми федеральных округов России. 4) Соотношение горожан и сельских жителей в 2002 г. составляло 73% и 27% , в 2010 г. 74% и 26% соответственно. 5) В 20-е годы XX столетия в России было всего два города-миллионера. В настоящее время городов-миллионеров более 10. Владение географической терминологии: Знание терминов по темам физической географии, населения, экономической географии. Умения анализировать текст.

Традиционные задания +

21

В каких двух высказываниях содержится информация об урбанизации?

 

1) В 2010 г. по сравнению с 2009 г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 48 субъектах Российской Федерации) и числа умерших (в 52 субъектах).

2) По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. средний возраст жителей страны составил 39 лет (в 2002 г. — 37,7 лет).

3) По численности населения на начало 2011 г. Дальневосточный ФО занимал последнее место среди всех восьми федеральных округов России.

4) Соотношение горожан и сельских жителей в 2002 г. составляло 73% и 27% , в 2010 г. 74% и 26% соответственно.

5) В 20-е годы XX столетия в России было всего два города-миллионера. В настоящее время городов-миллионеров более 10.

Владение географической терминологии:

Знание терминов по темам физической географии, населения, экономической географии.

Умения анализировать текст.

Традиционные задания № 22 - 23 22. Используя данные таблицы, определите, в каком году численность постоянного населения Алтайского края на 1 января была наибольшая . Годы 2006 Численность постоянного населения на 1 января 2 543 265 2007 Прибывшие, всего Выбывшие, всего 2 523 308 48 570 2008 2 508 478 55 738 48 103 2009 53 894 43 906 2 496 776 48 852 43 028 44 222 23. Используя данные таблицы, определите миграционный прирост населения Алтайского края в 2009 г. Ответ запишите в виде числа. Анализ таблицы или графика + необходимый математический расчет.

Традиционные задания

22 - 23

22. Используя данные таблицы, определите, в каком году численность постоянного населения Алтайского края на 1 января была наибольшая .

Годы

2006

Численность постоянного населения на 1 января

2 543 265

2007

Прибывшие, всего

Выбывшие, всего

2 523 308

48 570

2008

2 508 478

55 738

48 103

2009

53 894

43 906

2 496 776

48 852

43 028

44 222

23. Используя данные таблицы, определите миграционный прирост населения Алтайского края в 2009 г. Ответ запишите в виде числа.

Анализ таблицы или графика + необходимый математический расчет.

Традиционные задания № 24 - 25 24. В каких двух из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти регионы.   1) Республика Коми 2) Архангельская область 3) Курская область 4) Иркутская область 5) Республика Башкортостан 25. Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения численности их населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.   1) Липецк 2) Новосибирск 3) Псков Особенности размещения населения. Города – миллионеры РФ.

Традиционные задания

24 - 25

24. В каких двух из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти регионы.

  1) Республика Коми

2) Архангельская область

3) Курская область

4) Иркутская область

5) Республика Башкортостан

25. Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения численности их населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

  1) Липецк

2) Новосибирск

3) Псков

Особенности размещения населения. Города – миллионеры РФ.

Задание 24 В каких двух из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти регионы. 1) Мурманская область 2) Тамбовская область 3) Хабаровский край 4) Республика Татарстан 5) Тюменская область Выполнили 38 %

Задание 24

В каких двух из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти регионы.

1) Мурманская область

2) Тамбовская область

3) Хабаровский край

4) Республика Татарстан

5) Тюменская область

Выполнили 38 %

Традиционные задания № 26  Выберите из перечисленных электростанций — ГЭС. Нужно выбрать два варианта ответа.   1) Балаковская 2) Братская 3) Ленинградская 4) Усть-Илимская 5) Сургутская В каких двух из перечисленных регионов России функционируют крупные предприятия чёрной металлургии? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти регионы. 1) Свердловская область 2) Мурманская область 3) Калининградская область 4) Тульская область 5) Кировская область Специализация регионов РФ. Выбор и анализ с экономических карт.

Традиционные задания

26

Выберите из перечисленных электростанций — ГЭС. Нужно выбрать два варианта ответа.

  1) Балаковская

2) Братская

3) Ленинградская

4) Усть-Илимская

5) Сургутская

В каких двух из перечисленных регионов России функционируют крупные предприятия чёрной металлургии? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти регионы.

1) Свердловская область

2) Мурманская область

3) Калининградская область

4) Тульская область

5) Кировская область

Специализация регионов РФ. Выбор и анализ с экономических карт.

Традиционные задания № 30  Определите страну по её краткому описанию.   Территория этой страны полностью находится в Северном полушарии и имеет выход к одному из морей Атлантического океана. На её территории расположена крайняя северная точка материка, на котором находится эта страна. Природа страны крайне разнообразна — здесь можно увидеть пустынные пейзажи, оливковые и апельсиновые рощи, вечнозелёные леса. Определите регион России по его краткому описанию.   Этот край расположен в восточной части России. Его территория имеет выход к морю и к государственной границе с Китаем. Административный центр, распложенный на берегу судоходной реки, — важный транспортный узел. Одной из главных отраслей хозяйства является лесная и деревообрабатывающая промышленность. Анализ текста и карты.

Традиционные задания

30

Определите страну по её краткому описанию.

 

Территория этой страны полностью находится в Северном полушарии и имеет выход к одному из морей Атлантического океана. На её территории расположена крайняя северная точка материка, на котором находится эта страна. Природа страны крайне разнообразна — здесь можно увидеть пустынные пейзажи, оливковые и апельсиновые рощи, вечнозелёные леса.

Определите регион России по его краткому описанию.

 

Этот край расположен в восточной части России. Его территория имеет выход к морю и к государственной границе с Китаем. Административный центр, распложенный на берегу судоходной реки, — важный транспортный узел. Одной из главных отраслей хозяйства является лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Анализ текста и карты.

Задание 30 Определите страну по её краткому описанию. Территория этой страны узкой полосой вытянута вдоль побережья океана. Здесь расположена крайняя южная точка материка, на котором находится эта страна. Общая протяжённость территории с севера на юг превышает 4000 км, и климат изменяется от тропического на севере до умеренного на юге. Свыше 3/4 территории занимают горы. В стране насчитывается несколько сотен вулканов, из них более 40 действующие. Ответ: _________________. Выполнили 41 %

Задание 30

Определите страну по её краткому описанию.

Территория этой страны узкой полосой вытянута вдоль побережья океана. Здесь расположена крайняя южная точка материка, на котором находится эта страна. Общая протяжённость территории с севера на юг превышает 4000 км, и климат изменяется от тропического на севере до умеренного на юге. Свыше 3/4 территории занимают горы. В стране насчитывается несколько сотен вулканов, из них более 40 действующие.

Ответ: _________________.

Выполнили 41 %

Задания 27- 29 выполняются с использованием приведенного ниже текста.

Норильск.

В районах распространения многолетней мерзлоты все сооружения приходится строить с учётом свойств замёрзших грунтов. Жилые дома, промышленные здания, трубопроводы и дороги могут отеплять грунты и тем самым вызывать оттаивание мерзлоты, которое ведёт к просадке фундаментов. Поэтому все сооружения ставят над землёй на железобетонных сваях. Так построен город Норильск. Многолетняя мерзлота — реликт прошлого; она образовалась многие тысячелетия назад. Однако современные климатические условия субарктического пояса поддерживают её существование.

27 Укажите название субъекта Российской Федерации, в пределах которого находится город Норильск.

Ответ: _______________________ Выполнили 31%

28 Какие типы воздушных масс формируют климат в районе города Норильска? Ответ запишите на бланке ответов №2, указав сначала номер задания.

Выполнили 9%

29 Какими особенностями климата объясняется сохранение в окрестностях Норильска многолетней мерзлоты? Ответ запишите на бланке ответов №2, указав сначала номер задания.

Выполнили 11 %

!

27 - 29

Глубоководные исследования Байкала.

В период с 2008 по 2010 года на озере Байкал проводились глубоководные исследования с участием отечественных обитаемых аппаратов "Мир-1" и "Мир-2". В результате только за первые два года исследований глубоководные аппараты совершили более 120 погружений в акватории Байкала. Результатом стало открытие полей газогидратов — «топлива будущего». Исследователи изучили нефтепроявления на дне озера, древние террасы, позволяющие более точно определить возраст Байкала, обнаружили неизвестных представителей местной фауны. Завершающие погружения в 2010 году прошли в районе берегового склона Кругобайкальской железной дороги. Именно у КБЖД, как сокращенно называют этот участок Транссибирской магистрали, в 2009 году были обнаружены фрагменты вагона и ящики с патронами времен гражданской войны. Согласно легенде, там может находиться так называемое «Золото Колчака» — поезд с отступавшими на восток войсками белого адмирала потерпел крушение, и ценный груз погрузился в озеро. В заключительных погружениях принял участие буддийский священник и представитель руководства Фонда содействия сохранению озера Байкал. Озеро Байкал, с максимальной глубиной 1642 метра, является самым глубоким озером, как в России, так и в мире.

Анализ текста и карты.

27. В пределах какой республики России находится большая часть береговой линии Байкала? Запишите в ответ её название.

!

27 - 29

Глубоководные исследования Байкала.

В период с 2008 по 2010 года на озере Байкал проводились глубоководные исследования с участием отечественных обитаемых аппаратов "Мир-1" и "Мир-2". В результате только за первые два года исследований глубоководные аппараты совершили более 120 погружений в акватории Байкала. Результатом стало открытие полей газогидратов — «топлива будущего». Исследователи изучили нефтепроявления на дне озера, древние террасы, позволяющие более точно определить возраст Байкала, обнаружили неизвестных представителей местной фауны. Завершающие погружения в 2010 году прошли в районе берегового склона Кругобайкальской железной дороги. Именно у КБЖД, как сокращенно называют этот участок Транссибирской магистрали, в 2009 году были обнаружены фрагменты вагона и ящики с патронами времен гражданской войны. Согласно легенде, там может находиться так называемое «Золото Колчака» — поезд с отступавшими на восток войсками белого адмирала потерпел крушение, и ценный груз погрузился в озеро. В заключительных погружениях принял участие буддийский священник и представитель руководства Фонда содействия сохранению озера Байкал. Озеро Байкал, с максимальной глубиной 1642 метра, является самым глубоким озером, как в России, так и в мире.

Анализ текста и карты.

28. В пределах какого климатического пояса и области располагается озеро Байкал?

!

27 - 29

Глубоководные исследования Байкала.

В период с 2008 по 2010 года на озере Байкал проводились глубоководные исследования с участием отечественных обитаемых аппаратов "Мир-1" и "Мир-2". В результате только за первые два года исследований глубоководные аппараты совершили более 120 погружений в акватории Байкала. Результатом стало открытие полей газогидратов — «топлива будущего». Исследователи изучили нефтепроявления на дне озера, древние террасы, позволяющие более точно определить возраст Байкала, обнаружили неизвестных представителей местной фауны. Завершающие погружения в 2010 году прошли в районе берегового склона Кругобайкальской железной дороги. Именно у КБЖД, как сокращенно называют этот участок Транссибирской магистрали, в 2009 году были обнаружены фрагменты вагона и ящики с патронами времен гражданской войны. Согласно легенде, там может находиться так называемое «Золото Колчака» — поезд с отступавшими на восток войсками белого адмирала потерпел крушение, и ценный груз погрузился в озеро. В заключительных погружениях принял участие буддийский священник и представитель руководства Фонда содействия сохранению озера Байкал. Озеро Байкал, с максимальной глубиной 1642 метра, является самым глубоким озером, как в России, так и в мире.

Анализ текста и карты.

29. Почему озеро Байкал имеет такую большую глубину по сравнению с другими озёрами России?

! № 27 - 29 Оползень во Владивостоке. В сентябре 2012 г. на одной из центральных улиц Владивостока на проспекте Красоты сошёл оползень. Камнями и землёй засыпало большую часть дорожного полотна. В результате инцидента никто не пострадал, но движение было закрыто. Причиной оползня стали сильные дожди, вызванные пришедшим тропическим циклоном «Санба».   27. В пределах какого субъекта России произошло данное событие?   28.  Как называются ветры, которые приносят сезонные в эту часть России?   29. Объясните, почему сильные дожди могли стать причиной оползня?

!

27 - 29

Оползень во Владивостоке.

В сентябре 2012 г. на одной из центральных улиц Владивостока на проспекте Красоты сошёл оползень. Камнями и землёй засыпало большую часть дорожного полотна. В результате инцидента никто не пострадал, но движение было закрыто. Причиной оползня стали сильные дожди, вызванные пришедшим тропическим циклоном «Санба».

 

27. В пределах какого субъекта России произошло данное событие?

 

28. Как называются ветры, которые приносят сезонные в эту часть России?

 

29. Объясните, почему сильные дожди могли стать причиной оползня?

! № 27 - 29 Норильск. В районах распространения многолетней мерзлоты все сооружения приходится строить с учётом свойств замёрзших грунтов. Жилые дома, промышленные здания, трубопроводы и дороги могут отеплять грунты и тем самым вызывать оттаивание мерзлоты, которое ведёт к просадке фундаментов. Поэтому все сооружения ставят над землёй на железобетонных сваях. Так построен город Норильск. Многолетняя мерзлота — реликт прошлого; она образовалась многие тысячелетия назад. Однако современные климатические условия субарктического пояса поддерживают её существование.   27.  В пределах какого субъекта Российской Федерации находится город Норильск? 28. Какие типы воздушных масс формируют климат в районе города Норильска? 29. Какими особенностями климата объясняется сохранение в окрестностях Норильска многолетней мерзлоты?

!

27 - 29

Норильск.

В районах распространения многолетней мерзлоты все сооружения приходится строить с учётом свойств замёрзших грунтов. Жилые дома, промышленные здания, трубопроводы и дороги могут отеплять грунты и тем самым вызывать оттаивание мерзлоты, которое ведёт к просадке фундаментов. Поэтому все сооружения ставят над землёй на железобетонных сваях. Так построен город Норильск. Многолетняя мерзлота — реликт прошлого; она образовалась многие тысячелетия назад. Однако современные климатические условия субарктического пояса поддерживают её существование.

 

27. В пределах какого субъекта Российской Федерации находится город Норильск?

28. Какие типы воздушных масс формируют климат в районе города Норильска?

29. Какими особенностями климата объясняется сохранение в окрестностях Норильска многолетней мерзлоты?

! № 27 - 29

!

27 - 29

! № 27 - 29

!

27 - 29

! № 27 - 29

!

27 - 29

! № 27 - 29

!

27 - 29

! № 27 - 29

!

27 - 29

! № 27 - 29

!

27 - 29

! № 27 - 29

!

27 - 29

! № 27 - 29

!

27 - 29

Линейк а У ОУБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА ПАРТЕ НАХОДИЛИСЬ Географические атласы любого издательства 7-9 класса ( ПРОВЕРЕННЫ И ОПЕЧАТАННЫ В ПАПКЕ)  Чёрная ручка Непрограммируемый калькулятор

Линейк а

У ОУБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА ПАРТЕ НАХОДИЛИСЬ

Географические атласы любого издательства 7-9 класса ( ПРОВЕРЕННЫ И ОПЕЧАТАННЫ В ПАПКЕ)

Чёрная ручка

Непрограммируемый

калькулятор

Нежелание внимательно и осмысленно работать с текстом задания,  анализировать таблицы, карты.   Элементарная невнимательность приводит к ошибкам в легких заданиях.   При установлении последовательности обратить внимание учащихся на правильную запись ответа (недостаточно внимательны при записи ответа).

Нежелание внимательно и осмысленно работать с текстом задания, анализировать таблицы, карты. Элементарная невнимательность приводит к ошибкам в легких заданиях.

При установлении последовательности обратить внимание учащихся на правильную запись ответа (недостаточно внимательны при записи ответа).

   При подготовке учащихся к итоговой аттестации необходимо обратить внимание на следующее: Формировать у обучающихся навыки самоконтроля; Формировать навык проверять ответ на правдоподобие; Моделировать ситуации, с различными трактовками ответов, северный берег реки, но южный склон; Развивать навыки устной и письменной географической речи, падение солнечных лучей или угол падения солнечных лучей; Больше времени уделять чтению и анализу: текстов научно-популярных, художественных; чтению карты, сопоставлению карта различной тематики; Решать и составлять географические задачи; Анализ географических проблем; Чтение таблиц, схем, работа со статистическим материалом, использование различных источников информации; Понимание основных географических следствий.

При подготовке учащихся к итоговой аттестации необходимо обратить внимание на следующее:

  • Формировать у обучающихся навыки самоконтроля;
  • Формировать навык проверять ответ на правдоподобие;
  • Моделировать ситуации, с различными трактовками ответов, северный берег реки, но южный склон;
  • Развивать навыки устной и письменной географической речи, падение солнечных лучей или угол падения солнечных лучей;
  • Больше времени уделять чтению и анализу: текстов научно-популярных, художественных; чтению карты, сопоставлению карта различной тематики;
  • Решать и составлять географические задачи;
  • Анализ географических проблем;
  • Чтение таблиц, схем, работа со статистическим материалом, использование различных источников информации;
  • Понимание основных географических следствий.
Полезные ссылки https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/11/  https://doc.fipi.ru/o-nas/novosti/metodicheskiye-rekomendatsii-po-samostoyatelnoy-podgotovke-k-oge/geografiya-oge.pdf https://www.spbcokoit.ru/gia-

Полезные ссылки

  • https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/11/ https://doc.fipi.ru/o-nas/novosti/metodicheskiye-rekomendatsii-po-samostoyatelnoy-podgotovke-k-oge/geografiya-oge.pdf
  • https://www.spbcokoit.ru/gia-
 Благодарим за внимание! Успехов на экзамене!

Благодарим за внимание!

Успехов на экзамене!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!