Первый (заочный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2016/2017 учебный год, 7 класс
Комплексная работа по русскому языку и литературе
Прочитайте внимательно задания. В каждом задании может быть более одного правильного ответа.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Итого |
Кол-во баллов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1. Все согласные звуки твёрдые в словах:
А) культурный; Б) широта; В) оценка; Г) жираф; Д) оправдаться
2. Ударение падает на первый слог в словах:
А) несессер; Б) черпать; В) эксперт; Г) оптовый; Д) знамение.
3. Укажите, к какой группе лексики относится выделенное в предложении слово:
По лестнице бегом, скорей… Сенат и площадь недалече, и в плотно сжатое каре стал под шпицрутены картечи.
А) общеупотребит. слова; Б) архаизмы; В) историзмы; Г) неологизмы; Д) диалектизмы
4. Укажите, в каких рядах первым записано устаревш. слово – архаизм, а вторым – заимств.:
А) чело, матч; Б) отвага, кулуары; В) денница, какаду; 4) князь, дефект; 5) хорей, йогурт
5. Определите значение фразеологизмов и сгруппируйте их в синонимические пары.
А. Задавать тон Б. Делать из мухи слона В. Вывести на чистую воду Г. Вывести в люди Д. Мутить воду | 1) наводить тень на плетень 2) сорвать маску 3) поставить на ноги 4) сгущать краски 5) играть первую скрипку |
6. Одинаковый морфемный состав имеют все слова в рядах:
А) привыкла, подготовка
Б) соседей, семей
В) оправдать, заново
Г) впятером, перелесок
Д) покраснели, устойчивый
7. Производное и производящее слова объединены правильно в парах:
А) расписывать писать
Б) безвоздушный воздух
В) галчонок галка
Г) тройка три
Д) покраска краска
8. Определите способ образ-я слов и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. Пароходный Б. Междуречье В. Вдалеке Г. Переписывать Д. Поправка | 1) приставочный 2) суффиксальный 3) приставочно-суффиксальный 4) сложносуффиксальный 5) сложение |
9. Правильными являются утверждения:
А) Имена числительные два, две имеют родовые отличия во всех падежах.
Б) Имена прилагательные в краткой форме являются в предложении только сказуемым.
В) Местоимение некто имеет форму только именительного падежа.
Г) В предложении Поступить в университет – моя цель имя существительное выполняет функцию сказуемого.
Д) Имена существительные мороженое, шампанское относятся ко 2-му склонению.
10. Не имеют формы единственного числа имена существительные:
А) консервы; Б) канделябры; В) ходули; Г) опилки; Д) пельмени
11. Выделенное слово является именем прилагательным в предложениях:
А) Мы купили пятикилограммовый арбуз.
Б) Лучше работать медленнее, но качественно.
В) Спелые плоды томатов необходимо обязательно снять.
Г) Её молчание было тягостно для меня.
Д) Не сидите долго под открытым солнцем.
12. Местоимения одного лексико-грамматического разряда записаны в рядах:
А) каждый, любой, такой
Б) некого, никто, никакой
В) мой, ваш, свой
Г) некто, ничто, кое-какой
Д) себя, я, они
13. Правильным является первый из предложенных в скобках вариантов в словосоч-ях:
А) (травяной, травяная) шампунь
Б) покрыть крышу (толью, толем)
В) (маринованный, маринованная) иваси
Г) (зелёный, зеленая) Сочи
Д) (мой, моё) протеже
14. Форма родительного падежа множественного числа образуется с помощью нулевого окончания у всех слов в рядах:
А) ботинок, валенок, килограмм, туфля
Б) полотенце, грузин, армянин, гусар
В) вафля, брызг, гектар, оладья
Г) место, болото, войско, плечо
Д) лохмотья, яблоко, ножницы, изголовье
15. Неправильно образованы формы слов в словосочетаниях: А) поезжай быстрее; Б) нажать более сильнее; В) жиже джема; Г) я фальшивю; Д) на обеих ногах
16. Определите троп, использованный в произведении И.А.Крылова, отрывок из которого приведен ниже. Назовите жанр произведения.
"Неблагодарная! - промолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут"
А) метафора, лирическая песня
Б) сравнение, элегия
В) гипербола, былина
Г) аллегория, басня
Д) эпитет, поэма
17. Чей словесный портрет рисует Н.А. Некрасов в следующем отрывке из стих-я «На Волге»:
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И выражающий укор
Спокойно-безнадежный взор…
А) ямщик; Б) чумак; В) бурлак; Г) писарь;
Д) гусар
18. В каком литературном жанре использует погодная запись?
А) поэма «Мцыри»
Б) повесть «Детство»
В) летопись «Повесть временных лет»
Г) роман «Война и мир»
Д) рассказ «Мальчики»
19. В повести А.С. Пушкина «Дубровский» использованы устаревшие и заимствованные слова. Соотнесите слова с их значением:
1. приказный; 2. камердинер; 3. корнет; 4. пономарь; 5. подьячий.
а) комнатный слуга;
б) делопроизводитель и писарь в канцелярии;
в) низший служитель при христианской церкви;
г) младший офицерский чин в кавалерии;
д) мелкий канцелярский служащий.
20. Назовите имя и фамилию писателя, отрывок из биографии которого приведен ниже:
«Он совсем юным воевал в годы Великой Отечественной войны, был ранен, не раз награжден. Когда позади остались фронтовые дороги Белоруссии, Польши и Германии, он начал писать об увиденном и пережитом. Почти все свои произведения он посвятил войне. В хорошо знакомом современному читателю романе «Момент истины» он достоверно рассказал о работе фронтовой контрразведки в конце войны. Известность ему принесло уже первое его произведение – повесть о юном разведчике…»
А) Василь Быков
Б) Владимир Богомолов
В) Константин Симонов
Г) Борис Васильев
Д) Михаил Шолохов
Первый (заочный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2016/2017 учебный год, 8 класс
Комплексная работа по русскому языку и литературе
Прочитайте внимательно задания. В каждом задании может быть более одного правильного ответа.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Итого |
Кол-во баллов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1. Орфоэпическая ошибка допущена в словах:
А) [тэ]рмин; Б) по[т]черк; В) шо[сэ]; Г) дерма[н]тин; Д) [д’э]када
2. Лексическое значение слова указано правильно в случаях:
А) эскадра – ‘крупное соединение военных кораблей или самолетов’
Б) раболепный – ‘льстивый, рабски угодливый’
В) пращур – ‘древний потомок’
Г) карьер – ‘самый быстрый бег лошади, ускоренный галоп’
Д) эстакада – ‘движущаяся лестница (например, в метро)’
3. Из старославянского языка заимствованы фразеологизмы: А) водить за нос; Б) стоять на голове; В) как зеницу ока; Г) притча во языцех; Д) ахиллесова пята
4. В какой из приведенных пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных?
А) тертый калач – стреляный воробей
Б) два сапога пара – одного поля ягоды
В) ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга
Г) сесть на мель – сесть в калошу
Д) что есть духу – во все лопатки
5. Из французского языка заимствованы слова:
А) дирижёр; Б) батальон; В) виадук; Г) балет; Д) вахта
6. Словообразовательная цепочка представлена правильно в рядах:
А) строительный строитель строить
Б) засыхание засыхать засохнуть сохнуть сухой
В) втаптываться втаптывать топтать
Г) сотрудничество сотрудник труд
Д) затрагивать затронуть тронуть трогать
7. Суффиксы -оч-к- выделяются в словах:
А) тросточка; Б) трубочка; В) рюмочка; Г) кофточка; Д) юбочка
8. Частеречная принадлежность выделенных слов определена правильно в предложениях:
А) В продолжение (предлог) ночи я не заснул ни на минуту.
Б) Дома (имя существительное) никого не было.
В) Ранним утром (наречие) на почве местами отмечаются заморозки.
Г) Любезная Маша, не плачь обо мне; злодей не достоин (имя прилагательное) слёз твоих.
Д) По причине (предлог) непогоды поездка в горы отменяется.
9. Ошибка в употреблении имени числительного допущена в рядах:
А) к восьмистам шестидесяти семи прибавить сорок пять
Б) от шестиста пятидесяти двух отнять тридцать
В) семьсот сорок сложить с двумястами пятью
Г) от четырёхсот восьмидесяти отнять двадцать пять
Д) двадцать пять сложить с семистами пятидесяти семью
10. «Лишняя» форма причастия записана в рядах:
А) отправляющий, отправлявший, отправляемый
Б) окруживший, окружаемый, окружённый
В) приобретающий, приобретаемый, приобретший
Г) требующий, требуемый, требовавший
Д) раздающий, раздававший, раздаваемый
11. Установите соответствие между словами, выделенными в предл-ях, и их хар-кой:
А. Я не знал, что меня ждёт впереди. Б. Благодаря своевременному финансированию задание было завершено в срок. В. Хоть на минутку остановись! Г. Я шёл по улице, навстречу мне шли два парня. Д. Не довольно ли им одного вида, одного призрака для заключения о поступках наших? | 1) местоимение 2) наречие 3) предлог 4) частица 5) союз |
12. Все слова пишутся раздельно в рядах:
А) (в)восьмером, (без)удержу, (до)бела
Б) (по)двое, (в)третьих, (на)пропалую
В) (в)отместку, (без)спросу, (на)лету
Г) (в)проголодь, (в)охотку, (тот)час
Д) (в)обхват, (в)одиночку, (с)непривычки
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры (пишется НИ и слитно)?
В чертогах Снежной королевы Каю казалось, что лучше ему 1)(н..) где быть 2)(н..) может. Он 3)(н..) мало 4)(н..) беспокоился о своей судьбе. А) 1, 4; Б) 1; В) 1, 2, 3, 4; Г) 1, 3; Д) 1, 2, 3.
14. Словосочетания записаны в случаях: А) улица моя; Б) навстречу друзьям; В) женщина-кос-монавт; Г) абсолютно безграмотный; Д) менее ответственный.
15. Речевые ошибки допущены в предложениях:
А) Любой поступок заслуживает осуждения.
Б) Свое призвание он видит в служении искусству.
В) Договор, заключенный с сантехником, оказался простой бумажкой.
Г) Грипп очень заразителен.
Д) Своевременно оплачивайте проезд.
16. Определите прием, использованный в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина, отрывок из которого приведен ниже.
«Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их».
А) гипербола; Б) гротеск; В) антитеза; Г) сравнение; Д) метафора.
17. В «Замечаниях для господ актеров», написанных для постановки комедии «Ревизор», Н.В. Гоголь герою, имя которого вы должны назвать, дает следующую характеристику:
«…человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки и потому каждому слову дает свой вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом – как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».
А) Городничий; Б) Бобчинский; В) Добчинский; Г) Земляника; Д) Ляпкин-Тяпкин
18. В основу какого литературного произведения положено предание о смерти князя Олега?
А) «Слово о полку Игореве»
Б) «Поучение Владимира Мономаха»
В) «Повесть временных лет»
Г) «Житие Бориса и Глеба»
Д) «Повесть и Петре и деве Февронии»
19. В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова использованы устаревшие слова. Соотнесите слова с их значением:
1. стольник; 2. охульник; 3. мощи; 4. бесталанный; 5.охотницкий. | а) несчастный, обездоленный; б) придворный, прислуживающий за царским столом; в) высохшие останки людей, почитаемые церковью святыми и чудотворными; г) добровольный, для желающих; д) человек, который порицает, порочит другого. |
20. Назовите имя и фамилию писателя, отрывок из биографии которого приведен ниже:
«В детстве он был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, учился играть на скрипке, но увлекался и техникой, машинами. В двенадцать лет ему посчастливилось впервые полететь – его взял с собой в воздух известный тогда французский пилот Ведриг. И это решило судьбу …»
А) Александр Дюма
Б) Виктор Гюго
В) Марк Твен
Г) Эдгар По
Д) Антуан де Сент-Экзюпери
ОТВЕТЫ
Первый (заочный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2016/2017 учебный год
7 класс
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Итого |
Кол-во баллов | Б В Г Д | Б Д | В | А В | А5 Б4 В2 Г3 Д1 | А Б | Б В | А2 Б3 В3 Г2 Д2 | В Г | А Г | А В Г | Б В | А Г Д | Б Г | Б Г | Г | В | В | 1д 2а 3г 4в 5б | Б | |
ОТВЕТЫ
Первый (заочный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2016/2017 учебный год
8 класс
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Итого |
Кол-во баллов | А Б Г | А Б Г | В Г | Г | А Б Г | Б Д | Б | А Г Д | Б Д | Б В | А1 Б3 В4 Г3 Д4 | В Д | Г | В Г | А Г | Б | Д | В | 1б 2д 3в 4а 5г | Д | |