СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

22 июня - День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

22 июня - День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа (СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ БЕСЕДЫ, 6-7 кл.)

Просмотр содержимого документа
«22 июня - День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа»

  Сценарий интерактивной беседы "Память, зажжённая в Бресте" для Дня всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа (отмечается в годовщину начала Великой Отечественной войны (1941—1945).

Название: "Память, зажжённая в Бресте: Помним сердцем"

Пешко О.С., педагог доп.образования, Брест

Целевая аудитория: Учащиеся 5-7 классов (Брест, Беларусь).

Цели:

  1. Понять значимость даты 22 июня для Беларуси и родного Бреста.

  2. Ощутить трагедию начала войны через простые человеческие истории и символы (Брестская крепость, мирные жители).

  3. Осознать понятие "геноцид белорусского народа" на доступном уровне (уничтожение мирных людей, сожженные деревни).

  4. Почувствовать связь с памятью через личное отношение и семейные истории (если есть).

  5. Понять важность сохранения мира.

Формат: Интерактивная беседа с ведущим (учитель, библиотекарь, старшеклассник), использование мультимедиа, предметов, творческих заданий, диалога.

Продолжительность: 45-60 минут.

Материалы:

  • Проектор/экран.

  • Презентация: Фото мирного Бреста (1930-е), фото Брестской крепости до войны и после первых боев (без излишне шокирующих), фото мирных жителей Бреста (дети, семьи), карта Беларуси с обозначением Бреста и нескольких сожженных деревень (например, Хатынь, но аккуратно), фото мемориала Брестская крепость сегодня, фото Вечного огня, фото акции "Свеча памяти".

  • Аудиозаписи: Звуки мирного утра (птицы, колокол), Звук первых взрывов (негромко!), Фрагмент песни "Священная война" (начало), Звук метронома для минуты молчания, Тихое окончание (например, "Журавли" детским хором).

  • "Шкатулка Памяти": Реплики (копии) предметов: Солдатский медальон (пустой), Солдатское письмо-треугольник (копия, можно пустой), Осколок кирпича (найденный в крепости, если есть безопасный), Кусочек колосьев хлеба, Фотография довоенного Бреста, Маленькая игрушка (солдатик или куколка).

  • Листы бумаги (формат А5 или А6), цветные карандаши/фломастеры.

  • Свечи (светодиодные или настоящие с подсвечниками – строго по технике безопасности!).

Сценарий:

1. Вступление: Мирное утро в нашем городе (10 мин)

Начало: Тихая музыка или звуки мирного летнего утра в городе (птицы, может, колокол). На экране – красивые фото мирного Бреста конца 1930-х – начала 1940-х: улицы, парк, люди у реки, дети играют, Брестская крепость – спокойная.

Ведущий (спокойно, задумчиво): "Ребята, посмотрите на эти фотографии. Это наш город, Брест, но много-много лет назад, до того, как ваши бабушки и дедушки даже родились. Какое настроение на этих фото? Что делают люди? Каким вам кажется их жизнь?" (Дать время посмотреть, 1-2 ответа).

Ведущий: "Представьте себе раннее воскресное утро 22 июня 1941 года. Только рассвело. Люди спали или просыпались, готовились к выходному дню. Никто не знал, что именно в это утро..." (Пауза).

Резкий переход: Звучит запись взрывов (не слишком громко, но резко). На экране – фото Брестской крепости после первых ударов (дым, разрушения, но без трупов), карта с направлением удара. Звучит начало "Священной войны".

Ведущий (четко, но без пафоса): "В 4 часа утра на нашу землю, на наш родной Брест, обрушилась война. Страшная, жестокая. Немецкие войска без объявления войны перешли границу и начали бомбить и обстреливать город и крепость. Началась Великая Отечественная война. Этот день – 22 июня – стал для Беларуси Днем всенародной памяти жертв войны и геноцида нашего народа. Мы помним всех, кто погиб тогда и в долгие годы войны."


2. Сердце Мужества: Брестская крепость (15 мин)

Ведущий: "Первым удар врага приняла на себя Брестская крепость. Солдаты и командиры, их семьи – они оказались в самом страшном пекле с самого утра."

Интерактив "Стена Памяти": На экране появляются 3-4 фото защитников крепости (известных, как майор Гаврилов, или просто фото бойцов) и фото женщин/детей, бывших в крепости.

Ведущий (показывает фото): "Вот этот человек... (Кратко: имя, кто, например, 'Петр Клыпа, 15-летний воспитанник полка'). Он был почти как вы, старшеклассник. Вот эта женщина с ребенком... Они не были солдатами, но тоже оказались в крепости. Что они могли чувствовать в те первые часы? Какие мысли могли быть у них?" (Выслушать 2-3 предположения).

Ведущий (очень кратко): "Защитники крепости сражались героически, не сдавались, даже когда не было воды и еды, когда силы были на исходе. Многие погибли. Их мужество – пример для всего мира. Крепость стала символом стойкости." (Не углубляться в детали боев, акцент на мужестве и трагедии).

Работа со " Шкатулкой Памяти": Ведущий достает солдатский медальон (пустой) и письмо-треугольник.

Ведущий: "Что это? (Медальон – чтобы узнать солдата, если погибнет; часто оставался пустым или терялся. Письмо-треугольник – так писали домой с фронта, без конвертов). Представьте, что в крепости кто-то хотел написать такое письмо... О чем бы он написал? Кому?" (1-2 мысли).

3. Боль нашей земли: Жертвы среди мирных людей. Память о геноциде (15 мин)

Ведущий: "Но война – это не только бои солдат. Это огромное горе для простых людей: мам, пап, бабушек, дедушек, детей. Враги убивали мирных жителей, сжигали целые деревни с людьми, угоняли на работы в Германию. Это и есть геноцид белорусского народа – уничтожение мирных людей только за то, что они белорусы, живут на своей земле."

Ведущий (осторожно): "Вы слышали о деревне Хатынь? (Показать на карте). Ее сожгли вместе со всеми жителями – 149 человек, в том числе 75 детей. Таких деревень в Беларуси было сотни. В Бресте и области тоже погибали мирные люди."

Интерактив "Шкатулка Памяти": Ведущий достает кусочек колосьевстарую фотографию (Бреста)игрушку.

Ведущий: "Посмотрите на колосок. Хлеб – это жизнь. Во время войны его не хватало, люди голодали. Фотография... Сколько таких фото сгорело в домах? Игрушка... Как много детей в нашем городе и по всей Беларуси не смогли доиграть в свои игрушки, не смогли вырасти..." (Дать почувствовать утрату через простые символы).

Ведущий (важно): "Почему мы должны помнить об этом? Чтобы такое никогда не повторилось. Чтобы ценить мир, который сейчас у нас есть."


4. Мост Памяти: Как мы помним сегодня? (10 мин)

Ведущий: "Прошло много лет. Как же мы, живущие сегодня в Бресте, в Беларуси, храним память о тех, кто погиб 22 июня и в годы войны?"

На экране: Фото мемориала "Брестская крепость-герой", люди возлагают цветы, Вечный огонь, дети на экскурсии в крепости, акция "Свеча памяти" вечером 21 июня.


Вопросы для обсуждения:

"Кто из вас был в Брестской крепости? Что вы там видели? Какие чувства испытывали?"

"Видели ли вы Вечный огонь? Что он символизирует?" (Память, которая никогда не гаснет).

"Слышали ли вы об акции "Свеча памяти"? Зачем люди зажигают свечи вечером 21 июня?" (Осветить путь погибшим, показать, что помнят).


Творческое задание "Моя свеча памяти":

Раздать листочки и карандаши.

Задание: "Нарисуйте или напишите на листочке то, что для вас символизирует память о тех событиях. Это может быть: сам огонек свечи, цветок у Вечного огня, силуэт крепости, белый голубь (символ мира), просто слово "Помним" или "Мир"."

Важно: Подчеркнуть, что нет правильных или неправильных ответов, это их личное чувство памяти.

По желанию, можно попросить нескольких ребят кратко пояснить свой рисунок/надпись. Или собрать все листочки и создать общий "Венок Памяти" на доске.

5. Заключение: Чтобы помнили... (5-7 мин)

Минута Молчания. Ведущий: "Давайте встанем. Склоним головы в знак уважения и скорби по всем жертвам той страшной войны: солдатам, защищавшим нашу землю, мирным жителям Бреста, Беларуси, всем, кто погиб от геноцида."

Звучит метроном. Все стоят молча (30-60 секунд).

Ведущий (после минуты молчания, тихо, но твердо): "Ребята, мы живем в прекрасном городе Бресте. Мы ходим в школу, играем, мечтаем. Это возможно только благодаря миру. Помнить о 22 июня – это наш долг перед теми, кто погиб. Помнить – значит делать все, чтобы война никогда не повторилась. Беречь мир. Уважать друг друга. Знать историю своей семьи и своей Родины."

Финал: "Спасибо вам за этот важный разговор. Пусть в ваших сердцах всегда живет светлая память и желание мира." Звучит тихая, светлая мелодия (например, "Журавли" детским хором или инструментальная музыка). На экране – фото мирного современного Бреста или символ мира (голубь, земной шар).


Ключевые акценты для ведущего (особенно для Бреста и возраста 5-7 кл):

  1. "Наш город", "Наша крепость": Постоянно подчеркивать связь с Брестом. Дети должны чувствовать, что это их история, их место памяти.

  2. Возрастная адекватность: Избегать ужасающих подробностей смерти, концлагерей, пыток. Фокус на героизме защитников крепости и трагедии мирных жителей в целом. Тему геноцида подавать через понятные символы (сожженная деревня, погибшие дети, утраченный дом) и термин "уничтожение мирных людей".

  3. Эмоции: Дозировать. Начать спокойно (мирный Брест), затем тревога (начало войны), гордость и скорбь (крепость), сочувствие (мирные жертвы), светлая надежда (память и мир сегодня). Завершать на позитивной ноте надежды.

  4. Интерактивность: Задавать вопросы, использовать " Шкатулку Памяти" для тактильного контакта с историей, дать высказаться, предложить творческое задание. Минута молчания – важный ритуал.

  5. Связь с настоящим: Показать, как память живет сегодня (крепость-музей, Вечный огонь, Свеча памяти, мирная жизнь в Бресте).

  6. Семейная история (Осторожно!): Можно очень мягко спросить: "Может, кто-то из ваших бабушек или дедушек рассказывал о войне? Или о том, что пережили их родители?" Не давить! Если никто не захочет делиться – нормально. Цель – дать понять, что война коснулась почти каждой семьи.

  7. Ресурсы: В конце можно кратко показать или назвать:

Сайт мемориала "Брестская крепость-герой".

Детские книги о войне (белорусских авторов, если есть перевод).

Проект "Письма войны" (БЕЛТА) – можно показать пример письма.

Акция "Свеча памяти" – пригласить поучаствовать вечером 21 июня с родителями.

Этот сценарий позволит младшим подросткам эмоционально и осмысленно прикоснуться к памяти о 22 июня, понять значение Дня всенародной памяти и геноцида для их родного города и страны, не перегружая их непосильной информацией.



22 июня

День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа

4