Тема: «22 марта – Всемирный день водных ресурсов»
Программные задачи:
Образовательные: уточнить, обобщить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, осадки). рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.
Развивающие: способствовать развитию речи, мышления, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Воспитательные: создать условия для воспитания бережного отношения к воде как основному природному ресурсу; способствовать воспитанию умения работать парами.
Оборудование:
Глобус
Ход занятия:
- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Ребята, а вы знаете, откуда течёт вода к нам в квартиры?
– Почему она не заканчивается так быстро?
На этот вопрос мы попробуем сегодня вместе найти ответ.
Ну что же, ребята, мы с вами начинаем нашу работу.
Послушайте загадку.
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
- Правильно, это глобус.
А что такое глобус?
(Глобус – модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.)
- А что можно увидеть на глобусе? Что мы можем узнать о нашей планете?
(Глобус показывает форму планеты, она круглая. Мы видим расположение морей, океанов и суши, т.е. материков. )
- А как вы думаете, почему на глобусе так много синего цвета? Что обозначено этим цветом?
(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озера.)
- Действительно, ребята, наша планета на большую часть состоит из воды.
А сейчас давайте поиграем.
«Море волнуется»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: формировать творческое воображение.
Игроки стоят на площадке и говорят:
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура на месте замри.
В такт словам дети взмахивают руками. С последними словами останавливаются и замирают, приняв различные позы. Отмечаются самые интересные фигуры.
!!!Фигура обязательно должна быть морская; игру можно усложнить, предложив детям придумать фигуру в парах или в тройках.
- Кому нужна вода?
(Вода на земле нужна, и животным и растениям, и людям.)
Зачем она растениям?
(Водой растения питаются, умываются. )
А животным?
(Для некоторых животных вода является домом, они там живут.)
Я предлагаю снова поиграть.
Дождик, дождик что ты льёшь?
Погулять нам не даёшь?
Я водою дождевою
Землю мою, мою, мою.
Мою крышу и забор.
Мою улицу и двор.
- Как человек использует воду?
(Воду мы используем для приготовления пищи, для хозяйственных нужд, для отдыха. )
Также по воде ходит водный транспорт.
- А знаете ли вы, что, несмотря на то, что воды на планете много, но не вся она пригодна для питья?
(Да. )
- Какая вода не пригодна для питья?
(Не пригодна для питья соленая морская или океаническая вода.
- А какая вода нужна?
(Пресная.)
- Что значит пресная?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей.
А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели.
А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях.
А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек. Но сначала речную воду очищают на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.
Провести несколько опытов с водой
Вода и соль
Вода и сахар
Вода и гуашь
Вода и земля
Вода и песок
Вывод: воду можно переливать из одного сосуда в другой. Чистая вода- прозрачная. Грязная вода- непрозрачная. Некоторые вещества растворяются, а некоторые нет.
- Мало или много чистой воды на нашей планете Земля?
(Мало. )
- Чистой воды на нашей планете мало, поэтому ее надо беречь.
Как мы, дети, можем беречь воду
(Не кидать мусор в водоёмы.
Закрывать кран плотно, чтобы не капала вода зря.)
Игра «Хорошо – плохо».
Хорошо:
1. Вода нужна для питья, чтобы умыться, вымыть руки.
2.Водой можно закаляться, играть с водой.
3. На воде готовят еду, водой моют полы, посуду, игрушки.
4. В воде стирают одежду.
5. Нужна для полива цветов, растений в саду и огороде.
6. В воде живут разные животные, нужна для питья животным.
Плохо:
1. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.
2. Горячей водой можно обжечься.
3. Если пролить воду на пол, можно поскользнуться и упасть.
4.Если часто поливать растения, они могут погибнуть.
5. Если не умеешь плавать, можно утонуть.
6.Бывает наводнение, тогда вода разрушает, затопляет дома.
- А знаете ли вы, что 22 марта – «Всемирный день водных ресурсов». Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли. И мы с вами тоже следим, чтобы у нас в нашей группе были закрыты краны, не капала зря вода.
- Ребята, а что если бы вдруг исчезла вся вода? Что бы произошло?
Не поехали бы купаться. Не утолили бы жажду. Не проплыли бы на корабле. Умерли бы все животные и растения.
Ребёнок читает стихотворение.
Не умыться, не напиться без воды!
Листику не распуститься без воды!
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек,
И поэтому всегда,
Всем везде нужна вода!
- Сложно представить жизнь без воды! Пусть всегда будет вода!
Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?