Александр Сергеевич не только автор великих произведений, но и писатель, который серьёзно повлиял на изменения, которые произошли в русском языке. Как сказал И. С. Тургенев: «Он дал окончательную обработку нашему языку». Что же такого особенного сделал Пушкин? Давайте в этом разберёмся. Итак, нас ждёт путешествие в прошлое. Демонстрация видеоролика «Русский язык. Часть 1.1.». Дикторский текст. Давайте перенесёмся на 200 лет назад, когда существовало целых два русских языка: книжный и разговорный. И различались они очень сильно. Настолько, что даже одинаковые слова имели совершенно разные значения! Например, «язык» в разговорной речи означал тот самый язык, который мы показываем доктору, когда заболели, а в книжной речи «язык» означал ….(пауза). Учитель. Ребята, какие у вас есть предположения? Ответы обучающихся. Продолжение видео «Русский язык. Часть 1.2.». …В книжной речи «язык» означал народ. Как это случилось – неизвестно, но неудобно было всем: образованные люди знали книжный русский, но разговаривать на нём постоянно уставали, а простой люд и вовсе сложных слов не знал, ведь грамоте не учился. Вот и шли два языка, каждый своим путём, расходясь всё дальше, насколько можно. Учитель. Сравните два предложения, которые говорят об одном и том же, но по-разному! Какое предложение было трудней понять? Объясните почему. Ответы обучающихся. Завтра с утра пойду пахать! Едва багряная заряница покроет долы, выйду орать! Словарь: Денница – заря Долы – поля Орать – пахать Учитель. Да…Первое предложение без словаря не понять. Дело в том, что в то время действовал закон трёх «штилей», который ввёл Михаил Ломоносов. Демонстрация видеоролика «Русский язык. Часть 2». Михаил Ломоносов рассортировал слова на три группы – «штили»: в первой были книжные, возвышенные слова – для од и торжественных речей, во второй – слова попроще, но подходящие для рассказов, повестей и стихов, и в третьей – совсем «низкие», которые можно было использовать в баснях, эпиграммах да дружеских письмах. Смешивать штили строго запрещалось! Учитель. Ребята, как вы думаете, легко ли было понимать произведения, созданные книжным языком? Прочитайте отрывок из басни В. Тредиаковского. Ответы обучающихся. Негде Во́рону унесть сыра часть случилось; На дерево с тем взлетел, кое полюбилось. Оного Лисице захотелось вот поесть; Для того, домочься б, вздумала такую лесть: Воронову красоту, перья цвет почтивши, И его вещбу еще также похваливши, «Прямо, – говорила, – птицею почту тебя Зевсовою впредки, буде глас твой для себя, И услышу песнь, доброт всех твоих достойну»… («Ворон и Лисица» В.Тредиаковский) Учитель. Всё верно, произведения, написанные высоким книжным «штилем», были сложны для понимания. Пока за дело не взялся Пушкин. С детства он увлекался литературой, много читал и изучал всё, что было связано с русским языком. Позже Александр Сергеевич стал экспериментировать и... в своих произведениях смешал все три «штиля». Поэт понял главное: не надо разделять слова по разным «штилям» – ведь это один и тот же русский язык, которым просто нужно правильно пользоваться! И получилось вот так: Учитель. Пушкину в своих произведениях удалось соединить ясность и точность, образность и краткость разговорного и книжного языков. В его произведениях наш великий и могучий язык зазвучал в полную силу! Русский язык – один из богатейших языков в мире! Послушайте наказ от Ивана Сергеевича Тургенева. Почему писатель называет язык кладом? Ведь клад – это сокровище. Почему язык – это сокровище и драгоценность, которые надо беречь? Объясните. Ответы обучающихся. Сколько ярких слов, передающих тончайшие оттенки чувств и глубокие мысли в русском языке! Какое богатство многозначных слов и фразеологизмов он хранит. Но русский язык – это не застывшая форма, он постоянно развивается: одни слова уходят из употребления, другие слова появляются в языке. А что помогает нам совершенствовать своё умение использовать язык? Что необходимо делать, чтобы наш словарный запас расширялся, и мы овладели «чудесами» языка, о которых говорят писатели? Ответы обучающихся. Учитель. Конечно, это чтение книг. Чтение расширяет наш кругозор, развивает воображение и память, читающий человек обладает хорошо развитыми речевыми навыками, позволяющими ему чётко, красиво и доступно излагать свои мысли. «Чтение – вот лучшее учение», – говорил А. С. Пушкин. Послушаем Михаила Боярского, народного артиста РСФСР, знатока и ценителя творчества А.С. Пушкина. Демонстрация выступления федерального спикера. |