24.04.2020 Русский язык , 8 класс.
Тема: Предложения со вставными конструкциями
Цели:
Дать понятие о вставных конструкциях, знаках препинания при них.
Формировать умение выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями.
Развивать творческие способности учащихся при работе с текстами.
4.Содействовать формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих способность к творческой деятельности
5. Воспитывать любовь родному языку.
. Орфографический повтор. (слайд 3)
1. Тестовое задание. Найти лишнее, объяснить. Пропущенные буквы подчёркнуты.
собиратель, зажигать, сочетание, внимание;
современник, связаны, естественно, пустынный;
по-французски, по-зимнему, по-нашему, по_видимому;
окружённый, холщовый, плечом, горячо.
Проверим:
сочетание - слово-исключение среди корней с чередованием;
связаны - -н- в суффиксе краткого причастия;
по-французски — остальные слова могут писаться и через дефис, и раздельно;
окружённый — -ё- в суффиксе глагольной части речи (причастие - особая форма глагола).
Словарная работа (слайд 4) ИНФОРМИРОВАТЬ – морфемный разбор (у доски – ученик).
Дополнительный вопрос: - Каким способом образовано это слово? (суффиксальным)
Слайд 5: Повторение темы « Вводные слова»
Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добывания» информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора.
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3
Cлайд 6 (ключ).
- Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.
Решим несколько пунктуационных задач:
Графический диктант (на интерактивной доске пустой слайд 7 – по цепочке. Каждый ученик называет значение и структурный тип (сочетание слов — слово — предложение) вводных слов:
1) По мнению автора, «человечество-это своеобразная болезнь планеты».
2)Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, попал бы в статские советники.
3)Книга, действительно, открывался самый лучший мир.
4)Она умная, красивая и, наконец, она очень добра ко мне.
- Какую информацию нам дают эти предложения?
- Что в них общего и чем отличаются?
Учитель: Привычка ссылаться на источник высказывания – это элементарная этическая норма. Вводные слова, как сказал А.Кушнер, хотя и «замедляют речь», «мешают суть сберечь», важны, потому что делают речь логичной, выразительной. Неуместное же использование вводных слов ведёт к её засорению. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека. Слова – сорняки, слова – паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего сказать.
П. Изучение нового материала.
Знакомство с теоретическими сведениями. § 30.
-Как отличить вводные слова или словосочетания от вставных конструкции? (ответы: для их разграничения существует функциональный критерий: вводные слова и предложения служат для выражения отношения говорящего (автора текста) к тому, что сообщается, при этом они могут указывать на достоверность сообщения, предположительность, повторяемость действий, источник информации, выражать эмоциональную оценку, отношение к способу оформления мыслей и др. Вставные же конструкции используются для передачи дополнительных замечаний, попутных комментариев, пояснений и уточнений, адресованных собеседнику (читателю).
СЛАЙД 8
Ср.: К счастью или к несчастью, в нашей жизни появляется книга, рано ли поздно изменяющая нашу жизнь.
Однажды, войдя в квартиру — у меня был от нее собственный ключ, — я услышал, что Елена Николаевна читает вслух Булгакова.
Учитель: Составьте схемы этих предложений.
Учитель: Мы познакомились с теоретическим материалом, данным в учебнике.
В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вставных конструкциях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вставных конструкций?
- Сравните предложения и сделайте вывод. (слайд 9):
Выразительное чтение, определение вставных конструкций, письменно:
Затруднение, которое Демосфен сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо.
Постепенно голос Демосфена окреп, у него выработалась правильная дикция (т.е. отчетливое произношение), и это помогло ему стать одним из самых замечательных ораторов Древней Греции.
Все ли понятно в правиле выделения вставных конструкций с помощью тире и скобок?
Кто нашел более точную формулировку этого правила? Когда именно ставится тире, а когда скобка?
Ответы уч-ся:
Cкобки. Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения.
Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком.
Выделите вставную конструкцию и выберите при её оформлении на письме знак препинания — тире или скобки.
Слайд 10 (без скобок)
Слайд 11 – проверка
Если я заболею,
к врачам обращаться не стану.
Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.
Я. Смеляков
Ш. Закрепление изученного.
Комплексный анализ текста. Пунктуационный и орфографический повтор.
Работа с текстами по вариантам.
I вариант
В доме у нас царила аккуратность, отчего у меня выработалась стойкая неприязнь ко всякому «живописному беспорядку», «рабочему беспорядку» на письменном столе; я не верю, что за этим всегда стоит творчество и богатство мыслей. К книгам это имело самое прямое отношение: они не пачкались, не мялись, не загибались,
не клались куда попало. Это был культ книги (причем не обязательно старой и редкой, об этом — далее). Поэтому книгу и не давали кому угодно. Это была семейная библиотека (сейчас охотно популяризируют опыт семейных библиотек, превращаемых в районные, поселковые, словом, — публичные, тут, конечно, возможны разные мнения). На меня, на отца производили тягостное впечатление случаи потребительского, небрежного отношения к книгам.
О. Трубачев. Книга в моей жизни
1.Найдите вводные и вставные конструкции. Какова их смысловая роль в тексте?
2.Как они изменяют строение предложения?
3.Напишите сочинение-миниатюру о своем отношении к книгам, употребляя вводные слова словом, конечно и др.
II вариант
Люди всегда хотели больше знать. И не только больше, а лучше: знать и не ошибаться. Знание — это наука. А размышление о надежности знания — это уже философия.
У начала европейской философии стоят три древних грека: Сократ, ученик Сократа Платон и ученик Платона Аристотель. Конечно, у них были предшественники. Но вопрос «как правильно знать?» (и, соответственно, «как правильно вести себя» в соответствии с этим знанием) сделали главным именно они. О Сократе мы сейчас говорить не будем. Это он первый сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю», — и стал искать знания в беседах со всеми встречными и поперечными (которые, конечно, считали, что они все знают), на каждый ответ задавая переспрос, пока у собеседников не начинала кружиться голова и не появлялось очень неприятное чувство, что они тоже ничего не знают. В конце концов, Сократа привлекли к суду и приговорили к смертной казни, чтобы не беспокоил народ расспросами. Казнь он принял как герой — нет, больше, чем герой: как добродушный мученик. Ни одного сочинения он не оставил, но беседы его запоминались людям на всю жизнь. Круг чтения
Найдите в тексте вводные и вставные конструкции, выпишите их.
Спишите весь текст, опуская выписанные конструкции.
Сравните оба текста. Сделайте вывод о роли вводных и вставных конструкций в предложении и в тексте.
Напишите сочинение – миниатюру на тему «Зачем нужны в речи предложения с вводными словами и вставными конструкциями»
Озвучивание «Карты мысли»
Домашнее задание: § 31; упр. 231, 235 устно, из упр. 238 выписать предложения с вводными словами (1-й абзац — предложения 1, 2, 5, 6, 7; 2-й абзац - 1, 3; 3-й абзац - 1; 4-й абзац- 1; 5-й абзац- 1, 3; 6-й абзац- 1,2) или анализ предложенного текста
Д/з
Параграф 43, упр.307
4