Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Блок «Экономика». Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
Используя обществоведческие знания,
- Факторы производства — все ресурсы, с помощью которых создаются товары и услуги
- — Труд — человеческие способности, знания, умения, физические силы, которые могут быть задействованы в производстве товаров и услуг.
1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;
— Отсутствие необходимого количество рабочей силы, недостаток квалифицированных специалистов — в этом и есть ограниченность этого ресурса.
2) составьте два предложения:
— «Принято выделять факторы производства труд, земля, капитал, предпринимательские способности»;
− одно предложение, содержащее информацию о сущности труда как фактора производства;
— «Заработная плата является факторным доходом труда».
− одно предложение об ограниченности труда.
− одно предложение, содержащее информацию о видах факторов производства;
− одно предложение об факторном доходе одного из них.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
Используя обществоведческие знания,
1) смысл понятия, например:
1) раскройте смысл понятия «издержки»;
— издержки фирмы — денежная оценка затрат всех факторов, участвующих в производстве готовой продукции;
2) составьте два предложения:
2) два предложения с информацией об издержках, опирающейся на знания курса, например:
− одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках;
— «Переменными издержками могут быть плата за сырье и материалы, зарплата рабочих, плата за электроэнергию, транспортные расходы»;
− одно предложение раскрывающее связь издержек и прибыли.
— «Прибыль фирмы зависит от соотношения выручки от реализации продукции и издержек».
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
Используя обществоведческие знания,
1)смысл понятия, например: регулярно повторяющееся, периодическое колебательное движение экономической системы, проявляющееся в чередовании фаз экономической активности;
1) раскройте смысл понятия «экономический цикл»;
2) «В экономическом цикле выделяются следующие фазы: кризис, депрессия, оживление и подъём»;
2) составьте два предложения:
3) «Смена фаз экономического цикла отражает неравномерность развития рыночной экономики, периодически возникающее в различных отраслях перепроизводство».
− одно предложение, содержащее информацию о фазах экономического цикла;
− одно предложение, раскрывающее связь экономического цикла и рыночного механизма.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) Ограниченность ресурсов — конечность, дефицитность ресурсов, доступных человеку, их относительную недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.
2) Рациональное поведение позволяет наиболее полно удовлетворить безграничные потребности человека в условиях ограниченности ресурсов.
3) Ограниченность земли как фактора производства может проявляться в исчерпаемости полезных ископаемых.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «ограниченность ресурсов»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о рациональном поведении в условиях ограниченности ресурсов;
− одно предложение, раскрывающее ограниченность земли как фактора производства
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) смысл понятия, например: рынок труда — совокупность экономических и юридических процедур,
позволяющих людям обменивать свои трудовые услуги на деньги и иные материальные блага;
2) например:
— «Спрос на рынке труда формируют фирмы, нуждающиеся в наемных работниках»
— «Рынок труда характеризуется мобильностью предлагаемых трудовых услуг».
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рынок труда»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию участниках рынка труда, которые формирует спрос на рынке труда;
− одно предложение, раскрывающее любую особенность рынка труда.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) «Случаи несостоятельности рынка - ситуации, в которых рыночные механизмы регулирования оказываются недостаточными и, без вмешательства государства, их разрешить становиться невозможно»;
2)— «К случаям несостоятельности рынка в современной экономике можно отнести наличие негативных внешних эффектов от хозяйственной деятельности, незаинтересованность предпринимателей в производстве общественных благ и финансировании фундаментальной науки
— «Преодоление государством несостоятельности рынка может найти своей проявление в финансировании науки из государственного бюджета».
1) раскройте смысл понятия «случаи несостоятельности рынка»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о проявлениях несостоятельности рынка;
− одно предложение, раскрывающее как государство преодолевает какую-либо ситуацию несостоятельности рынка.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
Используя обществоведческие знания,
1) обязательные выплаты юридических и физических лиц в пользу государства;
1) раскройте смысл понятия «налоги»;
2)два предложения:
2) составьте два предложения:
— экономисты выделяют местные, региональные и федеральные налоги.
− одно предложение, содержащее информацию о видах налогов, выделяемых по уровню бюджета, куда они направляются;
— с помощью налогов происходит перераспределение дохода между разными социальными слоями, с целью сглаживания неравенства в обществе.
− одно предложение, раскрывающее любую функцию налогов.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
Используя обществоведческие знания,
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) раскройте смысл понятия «ценные бумаги»;
Смысл понятия:
2) составьте два предложения:
1) это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при предъявлении этого документа.
− одно предложение, содержащее информацию о видах ценных бумаг;
2) два предложения.
− одно предложение, раскрывающее термин, которым обозначается выпуск ценных бумаг.
— различают долговые (облигации) и долевые ценные бумаги (акции);
— выпуск ценных бумаг называется эмиссией.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «равновесная цена»;
1) смысл понятия: равновесная цена - это цена, при которой объем спроса равен объему предложения.
2) составьте два предложения:
2) два предложения с информацией об образовании, опирающейся на знания курса, например:
− одно предложение, содержащее информацию типе экономической системы, для которой характерно свободное формирование равновесной цены;
— равновесная цена устанавливается в результате действия рыночного механизма;
− одно предложение, раскрывающее влияние различных типов конкуренции на уровень равновесной цены.
— уровень равновесной цены наиболее высок в условиях монополии, а наиболее низок в условиях конкуренции;
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «экономическая система»;
1)— экономическая система – это организационные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
2) составьте два предложения:
2)— «Экономические системы различаются способами регулирования деятельности производителей и делятся на рыночные, традиционные и плановые».
− одно предложение, содержащее информацию о типах экономических систем;
— «В любой экономической системе решаются основные вопросы экономики: что, как и для кого производить».
− одно предложение, раскрывающее фундаментальные экономические вопросы, которые решаются в любых типах экономических систем.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «чистая монополия»;
1. «Это ситуация на рынке, когда одна фирма является единственным производителем уникального продукта, у нее отсутствую конкуренты».
2) составьте два предложения:
2.— «антимонопольная политика государства предполагает издание антимонопольных законодательства, создание антимонопольных служб, которые предотвращают монополистические сговоры и т.д.»;
− одно предложение, содержащее информацию об антимонопольной политике государства;
— «монополизация рынка может привести к установление монопольно высокой цены для потребителя».
− одно предложение, раскрывающее любое негативное последствие монополизации рынка.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
Используя обществоведческие знания,
1) «Деньги — это общепризнанное средство платежа, которое безусловно принимается при оплате любых объектов купли-продажи, при совершении любых платежных операций и служит в качестве средства образования и накопления капитала»;
1) раскройте смысл понятия «деньги»;
2) - «Существуют такие виды денег как товарные и кредитные (наличные и безналичные)».
2) составьте два предложения:
- «Эмиссия денег предполагает их выпуск в оборот, осуществляемый Центральным банком».
− одно предложение, содержащее информацию видах денег;
− одно предложение, раскрывающее понятие эмиссия денег.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «государственный долг»;
1. «государственный долг — общая сумма имеющихся у домашних хозяйств, банков и частных фирм государственных долговых ценных бумаг»;
2) составьте два предложения:
2. - «выделяют внутренний и внешний государственный долг»;
− одно предложение, содержащее информацию видах государственного долга;
- «рост государственного долга может быть вызван принятием дефицитного бюджета».
− одно предложение, раскрывающее любую причину роста государственного долга.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «инфляция»;
1)«Инфляция — падение покупательной способности денег, выраженное в повышение общего уровня цен на товары и услуги»
2) составьте два предложения:
2)— в зависимости от темпов роста различают: ползучую, галопирующую и гиперинфляцию.
− одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции, выделяемых по темпам роста;
— сдерживание инфляции может быть достигнуто государством за счет повышения учетной ставки Центральным банком.
− одно предложение, раскрывающее любой механизм, сдерживания инфляции, который использует государство.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «налоги»;
1) обязательные выплаты юридических и физических лиц в пользу государства;
2) составьте два предложения:
2)два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах налогов, выделяемых по уровню бюджета, куда они направляются;
— экономисты выделяют местные, региональные и федеральные налоги.
− одно предложение, раскрывающее любую функцию налогов.
— с помощью налогов происходит перераспределение дохода между разными социальными слоями, с целью сглаживания неравенства в обществе.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «налоги»;
1)— обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.;
2) составьте два предложения:
2)— экономисты выделяют прямые и косвенные налоги.
− одно предложение, содержащее информацию о видах налогов, выделяемых по методу взимания;
— с помощью налогов происходит государственное финансирование общественных благ: медицины, образования и т.д.
− одно предложение, раскрывающее любую функцию налогов.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «экономическая конкуренция»;
1) Экономическая конкуренция – соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров.
2) составьте два предложения:
2) Конкуренция способствует увеличению разнообразия товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки.
− одно предложение, содержащее информацию о преимуществах экономической конкуренции;
3) Минусы конкуренции: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, нечестные методы борьбы.
− одно предложение , раскрывающее негативные последствия конкуренции.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «производство»;
1) Производство — процесс создания разных видов экономического продукта.
2) составьте два предложения:
2) Интенсивными факторами производства является внедрение в производственный процесс достижений НТП, повышение квалификации работников и т.д.
− одно предложение, содержащее информацию о интенсивных факторах производства;
3) Экстенсивные факторы производства предполагают увеличение объема производимых благ за счет роста объемов используемых факторов производства.
− одно предложение, раскрывающее сущность экстенсивных факторах производства.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «величина спроса»;
1) величина спроса - это количество товара, которое было бы куплено по конкретной цене за определённый период времени при данном характере спроса;
2) составьте два предложения:
2) Повышение цены экономического блага снижает величину спроса на данный товар;
− одно предложение, содержащее информацию о ценовых факторах, влияющих на величину спроса;
3) Увеличение доходов населения положительно влияет на объём покупок потребителей.
− одно предложение о причинах изменения величины спроса на товар.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «государственный бюджет»;
1) смета доходов и расходов государства на определённый период времени;
2) составьте два предложения:
2) государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами;
− одно предложение, содержащее информацию о формировании государственного бюджета;
3) в зависимости от соотношения доходной и расходной частей государственного бюджета он может быть дефицитным, профицитным или сбалансированным.
− одно предложение о состоянии бюджета.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
1) социально-экономическая ситуация, при которой часть экономически активного населения не находит себе работу, которую эти люди способны выполнять;
2) составьте два предложения:
2) критериями выделения видов безработицы являются социально-экономические причины, по которым безработица возникает;
− одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения видов безработицы;
3) фрикционная безработица — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.
− одно предложение, раскрывающее особенности фрикционной безработицы.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «экономический рост»;
1) постоянное увеличение реального объёма производства товаров и услуг, произведённых за определённый период времени (обычно за год);
2) составьте два предложения:
2) Одним из основных показателей экономического роста является годовой прирост ВНП, ВВП, НД;
− одно предложение, содержащее информацию о показателях экономического роста;
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса пути экономического роста, например: Достижение экономического роста возможно двумя путями: экстенсивным и интенсивным.
− одно предложение о путях экономического роста.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «экономическая система»;
1) Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.;
2) составьте два предложения:
2) Принято выделять типы экономических систем: традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.;
− одно предложение, содержащее информацию о типах экономических систем;
3) Традиционная —характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии.
− одно предложение об особенности одного из типов экономических систем.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «разделение труда»;
1) относительное обособление различных видов хозяйственной деятельности людей;
2) составьте два предложения:
2) Разделение труда может быть межотраслевым, межрегиональным, международным.
− одно предложение, содержащее информацию о видах разделения труда;
3) одно предложение, содержащее информацию о роли разделения труда в процессе производства, например: разделение труда позволяет постепенно расширять производственные возможности.
− одно предложение, содержащее информацию о роли разделения труда в процессе производства.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «заработная плата»;
1) оплата трудовых услуг‚ предоставляемых наемными работниками;
2) составьте два предложения:
2) Существует оплата в форме оклада, сдельная и премиальная формы оплаты труда;
− одно предложение, содержащее информацию о формах заработной платы;
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую из причин устойчивых различий в форме оплаты труда, например: Одной из причин устойчивых различий в оплате труда является различная квалификация работников.
− одно предложение, раскрывающее любую из причин устойчивых различий в оплате труда работников.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «государственный бюджет»;
1. это смета доходов и расходов государства на определённый период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег
2) составьте два предложения:
2. — Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ проект государственного бюджета, в Государственной Думе проект федерального бюджета рассматривается в трех чтениях.
— одно предложение, содержащее информацию о порядке принятия государственного бюджета;
3. — структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.
— одно предложение, раскрывающее структуру расходной части государственного бюджета.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «мировая экономика»;
1. это совокупность взаимосвязанных национальных хозяйств, участвующих в международном разделении труда.
2) составьте два предложения:
2. субъектами мировой экономики являются хозяйствующие единицы, способные вести производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве.
— одно предложение, содержащее информацию о субъектах мировой экономики;
3. к характерным чертам мировой экономики можно отнести её целостность и иерархичность.
— одно предложение, раскрывающее характерные черты мировой экономики.
Задания 25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «глобализаци»;
1. это процесс всемирной интеграции стран и народов, проявляющейся во всех сферах жизни общества.
2) составьте два предложения:
2. к факторам глобализации относится развитие коммуникаций, информационных технологий.
— одно предложение, содержащее информацию о факторах глобализации;
3. в духовной сфере глобализация отчасти проявляется в вестернизации культуры, то есть в подавляющем другие национальные особенности влиянии современной западной культуры.
— одно предложение, раскрывающее одно из проявлений глобализации в духовной сфере.