Второй (очный) этап интернет-олимпиады
по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»
2019-2020 учебный год
7 класс
1 тур
Комплексная работа по русскому языку и литературе
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Итого |
Кол-во баллов | | | | | | | | | | | |
Подчеркните слова, в которых есть как 1 непарный твёрдый согласный звук, так и 1 непарный мягкий.
Сила искусства, по-видимому, заключается в том, что оно самым невероятным образом способно вмиг перерождать и преобразовывать всякое чувство, движение, вызываемое реальностью. Художник замахивается на жизнь бичом, но в момент удара бич его превращается в роскошную гирлянду душистых ландышей, способных достучаться до каждой души звоном белоснежных колокольчиков (по В. Вересаеву).
Подчеркните слова, в которых выделенная буква соответствует звуку [о].
Осужденный, афера, гололедица, никчемный, маневренный, отыменный, вареный (прил.), истекший (год), гололед, произнесший.
Среди приведённых ниже фразеологизмов найдите исконно русские. Подчеркните их.
Правая рука, ахиллесова пята, троянский конь, синий чулок, бабье лето, выносить сор из избы, красна девица, яблоко раздора, несолоно хлебавши, имя им легион.
Найдите и подчеркните правильные варианты.
Ветровое стекло, водная турбина, клеёночный плащ, обидная шутка, непонятливый ребёнок, наследные владения, мельничья одежда, логическое поведение, крокодилий чемодан, дымное зарево.
Распределите слова по группам: а) слова с суффиксом - инк-; б) слова с суффиксом -к-; в) слова с суффиксами -ин-к-.
Хворостинка, пушинка, бисеринка, икринка, разминка, кислинка, жемчужинка, снежинка, волосинка, рябинка.
слова с суффиксом -инк- | слова с суффиксом -к- | слова с суффиксами -ин-к- |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Сгруппируйте слова в соответствии со способами их образования. Укажите способ образования слов.
Колоситься, сыродел, вышеуказанный, лесопарк, прокол, малоизученный, разноязыкий, озеленять, книгохранилище, резвиться.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
7. Поставьте имена существительные в форму именительного падежа мн. числа.
Авиаконструктор ___________________, сторож _________________________,
вексель ____________________, купол _________________, бухгалтер ________________,
тренер ______________________, ректор _________________, столяр _______________,
цензор ________________, якорь___________________.
Проанализируйте ряды слов и подчеркните «четвёртое лишнее». Обоснуйте свой выбор.
А) Задержать, зашить, закрасить, загнать.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Б) Хотеть, слушать, рисовать, писать.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
В) Нравиться, бросаться, смеяться, толпиться.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Г) Лежать, желать, читать, колоть.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Заполните пропуски в приведённом ниже литературоведческом суждении.
Басня – небольшое сатирическое произведение, представляющее собой короткий рассказ в _______________ или ________________, для которого характерны _____________________, ____________________ и поучительность. Родоначальником жанра басни считается ________________ – полулегендарная личность. Известнейшими баснописцами были ___________________ (Франция, XVII в.) и __________________ (Россия, XIX в.).
В приведённом ниже списке литературных произведений перепутаны их названия. Заполните таблицу, восстановив правильные заглавия, укажите авторов этих произведений.
«Песнь о кавказском пленнике», «Повести вещего Олега», «Белкин».
Автор произведения | Название произведения |
| |
| |
| |
ОТВЕТЫ
Второй (очный) этап интернет-олимпиады
по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»
2019-2020 учебный год
7 класс
1 тур
Комплексная работа по русскому языку и литературе
Максимальное количество баллов – 50
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Итого |
Кол-во баллов | 3 | 3,5 | 2,5 | 3 | 5 | 10 | 5 | 8 | 7 | 3 | 50 |
1. Дви[ж]ени[й’э], замахива[й’э¯ц]я, роско[ш]ну[й’у], ланды[ш]е[йʼ], досту[чʼ]а[¯ц]я, ка[ж]до[йʼ].
Оценка: 3 балла: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово.
2. Осуждённый, афера, гололедица, никчёмный, манёвренный, отымённый, варёный (прил.), истекший (год), гололёд, произнёсший.
Оценка: 3,5 балла: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово.
3. Правая рука, ахиллесова пята, троянский конь, синий чулок, бабье лето, выносить сор из избы, красна девица, яблоко раздора, несолоно хлебавши, имя им легион.
Оценка: 2,5 балла: по 0,5 балла за каждый правильно указанный фразеологизм.
4. Ветровое стекло, водная турбина, клеёночный плащ, обидная шутка, непонятливый ребёнок, наследные владения, мельничья одежда, логическое поведение, крокодилий чемодан, дымное зарево.
Оценка: 3 балла: по 0,5 балла за каждый правильный вариант.
5. А) Слова с суффиксом -инк-: пушинка, икринка, кислинка, снежинка, волосинка.
Б) Слова с суффиксом -к-: разминка, рябинка.
В) Слова с суффиксами -ин-к-: хворостинка, бисеринка, жемчужинка.
Оценка: 5 баллов: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово.
6. Колоситься, резвиться – суффиксально-постфиксальный.
Прокол, озеленять – суффиксальный.
Сыродел, разноязыкий – сложение в сочетании с суффиксальным способом.
Лесопарк, книгохранилище – сложение.
Вышеуказанный, малоизученный – слияние.
Оценка: 10 баллов: по 0,5 балла за правильное распределение по группам + 0,5 балла за правильное определение способа образования.
7. Авиаконструкторы, сторожа, векселя, купола, бухгалтеры, тренеры, ректоры, столяры, цензоры, якоря.
Оценка: 5 баллов: по 0,5 балла за каждую правильную форму.
8. А) Задержать, зашить, закрасить, загнать (зашить – глагол I спряжения, все остальные – II спряжения).
Б) Хотеть, слушать, рисовать, писать (хотеть – разноспрягаемый глагол, все остальные – I спряжения).
В) Нравиться, бросаться, смеяться, толпиться (бросаться – глагол, который употребляется без постфикса -ся, остальные глаголы без -ся не употребляются).
Г) Лежать, желать, читать, колоть (лежать – это непереходный глагол, все остальные глаголы являются переходными).
Оценка: баллов: по 1 баллу за слово + 1 баллу за каждое правильное обоснование.
9. Заполните пропуски в приведённом ниже литературоведческом суждении.
Басня – небольшое сатирическое произведение, представляющее собой короткий рассказ в стихах или прозе, для которого характерны мораль, аллегоричность и поучительность. Родоначальником жанра басни считается Эзоп – полулегендарная личность. Известнейшими баснописцами были Ж. Лафонтен (Франция, XVII в.) и И. Крылов (Россия, XIX в.).
Оценка: 7 баллов: по 1 баллу за каждое верно указанное слово.
10.
Автор произведения | Название произведения |
Л. Н. Толстой | «Кавказский пленник» |
А. С. Пушкин | «Песнь о вещем Олеге» |
А. С. Пушкин | «Повести Белкина» |
Оценка: 3 балла: по 0,5 балла за каждое верно указанное произведение и по 0,5 балла за каждого верно указанного автора.
Второй (очный) этап интернет-олимпиады
по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»
2019-2020 учебный год
7 класс
2 тур
Работа с текстом
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Итого |
Кол-во баллов | | | | | | | | | |
1. Прочитайте текст и определите, какое из приведённых предложений должно быть в нём первым (обведите букву, соответствующую правильному утверждению):
А) И дети, и взрослые знают, какая это радость в доме — книги со сказками К. И. Чуковского!
Б) Что мы знаем о сказках К. И. Чуковского?
В) К. И. Чуковский – удивительный сказочник!
2. На месте пропусков вставьте подходящие по смыслу слова.
Автор «Айболита»
… Ведь в его стихах все необыкновенное, но и все знакомое. Каждому из нас они помогали освоиться в окружающем мире и понять, как надо себя вести.
Сказки К. И. Чуковского так заслонили все его произведения, что кажется, что он больше ничего и не написал. Каким же был этот человек, чем он _________________________ в жизни?
К. И. Чуковский родился в Петербурге, потом с семьёй переехал в Одессу, перепробовал много профессий, пока не начал печататься в газете «Одесские новости». Через некоторое время по заданию газеты он поехал в Лондон. Корреспондентом он оказался не очень прилежным, зато самостоятельно выучил английский язык и целые дни проводил в библиотеках. Вернувшись в Россию, занялся переводами, печатал статьи о русских писателях.
Чуковский оставил нам большой труд о Н. А. Некрасове, который с самого раннего детства был его любимым поэтом. В ходе работы над творчеством Н. Некрасова обнаружилось, что стихи поэта печатались в искажённом виде, и Чуковскому пришлось шесть лет работать, чтобы издать заново произведения Некрасова.
У Чуковского было четверо детей, и общение с детьми, _____________ и чужими, он считал лучшим отдыхом. Веселый, добрый человек, к себе он относился строго. Он вёл здоровый образ жизни, выполнял точно в срок все обещания, отвечал на все письма, никогда не хвалил то, что не нравилось.
К. И. Чуковский был _____________________ с английского языка. Благодаря его переводам все мы прочитали «Приключения Тома Сойера» ______________________ и «Приключения Робинзона Крузо» __________________. Он написал свои знаменитые сказки «___________________», «_____________________», «____________________», «___________________», а также замечательную книгу «От двух до пяти». В ней писатель собрал забавные вопросы и высказывания малышей от двух до пяти лет. Её невозможно читать без улыбки. (По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?»)
3.Напишите имя и отчество Чуковского. ___________________________________________________________________________________
4.Укажите (обведите букву), какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
А) Кроме сказок, К. Чуковский больше ничего не написал.
Б) К. Чуковский самостоятельно выучил английский язык.
В) С раннего детства К. Чуковский любил стихи Н. Некрасова.
Г) В течение десяти лет Чуковский занимался изучением творчества Н. Некрасова.
Д) К. Чуковский считал, что лучший отдых – это общение с детьми.
Е) К. Чуковский – это человек, слово которого не расходилось с делом.
5. Объясните значение слов КОРРЕСПОНДЕНТ, ЗАБАВНЫЙ.
Корреспондент ___________________________________________________________________
Забавный ________________________________________________________________________
6. Дополните высказывания-характеристики выделенных слов:
А) С точки зрения происхождения слово «освоиться» – _______________________, «библиотека» – ________________________.
Б) Синоним к слову «прилежный» – _____________________________________________________
В) С точки зрения сферы использования слово «профессия» является – _____________________________________________________________________________________
Г) Антоним к слову «хвалить» – ________________________________________________________
Д) С точки зрения стилистической окраски слово «письмо» – ____________________________________________________________________________________
7. Назовите области творческой деятельности, в которых известен К. Чуковский.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какая аббревиатура используется для обозначения выражения «здоровый образ жизни»? ____________________________________________________________________________________
Как вы понимаете выражение «вести здоровый образ жизни»?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Второй (очный) этап интернет-олимпиады
по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»
2019-2020 учебный год
7 класс
2 тур
Работа с текстом
ОТВЕТЫ
вопрос | ответ | количество баллов |
1 | А | 1 |
2 | Занимался, своими, переводчиком, Марка Твена, Д. Дефо, «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит» | 9 (1 балл за слово) |
3 | Корней Иванович | 1 |
4 | БВД | 3 (-0,25 за неправильный вариант) |
5 | Корреспондент – сотрудник газеты, журнала, посылающий им сообщения откуда-либо. Забавный – доставляющий забаву, служащий забавой (забава – развлечение, игра); интересный. | 2 |
6 | А) С точки зрения происхождения слово «освоиться» - исконно русское, «библиотека» - заимствованное. Б) Синоним к слову «прилежный» - старательный, аккуратный, трудолюбивый. В) С точки зрения сферы использования слово «профессия» является общеупотребительным. Г) Антоним к слову «хвалить» - ругать, бранить. Д) С точки зрения стилистической окраски слово «письмо» - стилистически нейтральное. | 5 |
7 | Чуковский писал сказки для детей, занимался переводами, писал статьи о русских писателях. | 3 |
8 | ЗОЖ Ответ на вопрос | 1 2 |
ВСЕГО | | 27 |
Второй (очный) этап интернет-олимпиады
по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»
2019/2020 учебный год
8 класс
1 тур
Комплексная работа по русскому языку и литературе
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Итого |
Кол-во баллов | | | | | | | | | | | | |
1. Из приведённого ниже предложения выпишите слова, в которых произношение согласных звуков не соответствует их графическому отображению. Каким фонетическим явлениям подверглись эти согласные звуки в словах?
В полутора километрах от центра города, на вокзале, работниками милиции было успешно выполнено спецзадание.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Разберите по составу слова.
Забота, указание, корчёвка, высокий, длина, обрамление, шестипалый, вглубь, двухсотый.
3. Определите заимствованные слова по их лексическому значению.
1) ‘человек или явление, выделяющееся или исключительное в каком-либо отношении’ | |
2) ‘согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь’ | |
3) ‘излишне расчётливый, торгашеский’ | |
4) ‘изображение неодушевлённых предметов: цветов, фруктов, рыбы и т. д.’ | |
5) ‘совокупность мероприятий для осуществления важной общественно-политической или хозяйственной задачи’ | |
6) ‘особая форма похвалы, краткое, приятное, любезное замечание’ | |
7) ‘медицинское учреждение, занимающееся лечением определённого контингента больных’ | |
4. Подчеркните «лишнее» слово в каждом синонимическому ряду.
1. Воображение, вымысел, фантазия, сказка, грёза, домысел, обман.
2. Отзывчивый, сердечный, наблюдательный, душевный, чуткий.
3. Всадник, наездник, водитель, верховой, конный, седок, ездок, кавалерист.
4. Краткость, сжатость, содержательность, немногословность, лаконизм.
5. Высокомерный, надменный, надутый, чванный, кичливый, высокопарный, спесивый.
5. По приведённым значениям определите слова-омонимы.
1. ‘Самец коровы’ – ‘промежуточная опора моста’ – _________________________________
2. ‘Вид спорта’ – ‘мужская причёска’ – ‘изолятор в лечебном учреждении’ – ______________________________________________________________________________
3. ‘Вьючное животное из семейства верблюдовых’ – ‘монах в буддизме’ – ______________
4. ‘Хищная птица’ – ‘часть струнного инструмента’ – ________________________________
5. ‘Огородное растение’ – ‘кукла, комический персонаж’ – ___________________________
6. ‘Хищное животное’ – ‘бег лошади ’ – ___________________________________________
6. Вспомните и запишите фразеологизмы, в состав которых входят приведённые ниже имена прилагательные. Укажите значение фразеологизмов.
Валаамова ____________________________________________________________________
Глухая________________________________________________________________________Краеугольный ________________________________________________________________
Буриданов_____________________________________________________________________
Египетские _________________________________________________________________
Морской ______________________________________________________________________
Телячьи ______________________________________________________________________
Лебединая_____________________________________________________________________
7. Из приведённых ниже однокоренных слов составьте все возможные словообразовательные цепочки.
Свет, рассветать, просветлеть, предрассветный, светлый, рассвет, светать, засветло, светлеть, просветление.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Определите частеречную принадлежность слова всё в предложениях. Выполните морфологический разбор слова всё, употреблённого в 1-м предложении.
1. Я стоял со стороны, и мне всё сказанное было слышно. ____________________________
2. Шум становился всё сильней. _________________________________________________
3. Я всё забываю, как его зовут. _________________________________________________
4. Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым. ______________________________________
5. А вы всё работаете не покладая рук. ____________________________________________
6. Путь через горную реку оказался нелёгким, всё же мы справились. __________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Подчеркните грамматические основы в предложениях.
1. Нельзя не любить кота, который живёт в нашем доме.
2. Скучно ничего не делать.
3. Он не считал нужным вмешиваться в спор и начал уходить из комнаты.
4. Никогда ещё капитан Иванов не испытывал такого удовольствия мечтать, как теперь.
5. Как врач, доктор Осокин пользовался громадной популярностью.
6. Она была готова побиться об заклад, что обе они мечтали стать актрисами.
7. И произошло с Иваном Ивановичем нечто совершенно неожиданное, негаданное.
8. В сорок лет подружиться нелегко.
10. В приведённом ниже списке литературных произведений перепутаны их названия. Заполните таблицу, восстановив правильные заглавия, укажите авторов этих произведений.
«После Рождества», «Ночь перед парадным подъездом», «Размышления на Бежином лугу», «После Бородино», «На балу».
Автор произведения | Название произведения |
| |
| |
| |
| |
| |
11. В каждой цепочке найдите и подчеркните «четвёртое лишнее». Объясните свой выбор.
А) Эпитет, портрет, сравнение, метафора. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б)Летопись,житие,былина,поучение.____________________________________________________________________________________________________________________________
В)Дактиль,ямб,анапест,амфибрахий._____________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ
Второй (очный) этап интернет-олимпиады
по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»
2019/2020 учебный год
8 класс
1 тур
Комплексная работа по русскому языку и литературе
Максимальное количество баллов – 50
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Итого |
Кол-во баллов | 1,5 | 4,5 | 7 | 2,5 | 2,5 | 8 | 3 | 5 | 5 | 5 | 6 | 50 |
1. Из приведённого ниже предложения выпишите слова, в которых произношение согласных звуков не соответствует их графическому отображению. Каким фонетическим явлениям подверглись эти согласные звуки в словах? (2 балла: по 0,25 балла за слово + по 0,25 балла за фонетическое явление)
[ф] полутора (оглушение), во[г]зале (озвончение), спе[дз]задание (озвончение).
2. Разберите по составу слова и подчеркните те из них, которые имеют суффиксы.
(4,5 балла: по 0,5 балла за слово).
Забот--а, указ-а-ни[й’-э], корч-ёв-к-а, высок-ий, длин-а, об-рамл-ени[й’-э],
шест-и-пал--ый, в-глубь-, дв-ух-сот--ый.
3. Определите заимствованные слова по их лексическому значению. (3,5 балла: по 0,5 балла за слово)
1) ‘человек или явление, выделяющееся или исключительное в каком-либо отношении’ | феномен |
2) ‘согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь’ | гармония |
3) ‘излишне расчётливый, торгашеский’ | меркантильный |
4) ‘изображение неодушевлённых предметов: цветов, фруктов, рыбы и т. д.’ | натюрморт |
5) ‘совокупность мероприятий для осуществления важной общественно-политической или хозяйственной задачи’ | кампания |
6) ‘особая форма похвалы, краткое, приятное, любезное замечание’ | комплимент |
7) ‘медицинское учреждение, занимающееся лечением определённого контингента больных’ | диспансер |
4. Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическому ряду. (2,5 балла: по 0,5 балла за слово)
1. Воображение, вымысел, фантазия, сказка, грёза, домысел, обман.
2. Отзывчивый, сердечный, наблюдательный, душевный, чуткий.
3. Всадник, наездник, водитель, верховой, конный, седок, ездок, кавалерист.
4. Краткость, сжатость, содержательность, немногословность, лаконизм.
5. Высокомерный, надменный, надутый, чванный, кичливый, высокопарный, спесивый.
5. По приведённым значениям определите слова-омонимы. (6 баллов: по 1 баллу за слово)
1. ‘Самец коровы’ – ‘промежуточная опора моста’ – бык.
2. ‘Вид спорта’ – ‘мужская причёска’ – ‘изолятор в лечебном учреждении’ – бокс.
3. ‘Вьючное животное из семейства верблюдовых’ – ‘монах в буддизме’ – лама.
4. ‘Хищная птица’ – ‘часть струнного инструмента’ – гриф.
5. ‘Огородное растение’ – ‘кукла, комический персонаж’ – петрушка.
6. ‘Хищное животное’ – ‘бег лошади ’ – рысь.
6. Вспомните и запишите фразеологизмы, в состав которых входят приведённые ниже имена прилагательные. Укажите значение фразеологизмов. (8 баллов: по 0,5 балла за фразеологизм + по 0,5 балла за правильно указанное значение)
Валаамова ослица – ‘о молчаливом, покорном человеке, неожиданно заговорившем, запротестовавшем’.
Глухая тетеря – ‘о невнимательном, ничего не замечающем вокруг себя человеке’.
Краеугольный камень – ‘основа, основной принцип, главная идея, суть’.
Буриданов осёл – ‘о человеке, испытывающем трудности в выборе одной из двух равноценных возможностей’.
Египетские казни – ‘бедствия, приносящие мучения; тяжкое наказание’.
Морской волк – ‘опытный, бывалый моряк’.
Телячьи нежности – ‘чрезмерное или неуместное выражение нежности’.
Лебединая песня – ‘последнее высшее достижение, последнее проявление таланта, способностей’.
7. Из приведённых ниже однокоренных слов составьте все возможные словообразовательные цепочки. (3 балла: по 1 баллу за цепочку; снимать по 0,25 балла за каждую допущенную ошибку в цепочке)
Свет → светлый → светлеть → просветлеть → просветление.
Свет → светлый → засветло.
Свет → светать → рассветать → рассвет → предрассветный.
8. Определите частеречную принадлежность слова всё в предложениях. Выполните морфологический разбор слова всё, употреблённого в 1-м предложении. (5 баллов: по 0,5 балла за правильно указанную часть речи; 2 балла за морфологический разбор слова)
1. Я стоял со стороны, и мне всё сказанное было слышно. Местоимение
2. Шум становился всё сильней. Частица
3. Я всё забываю, как его зовут. Наречие со значением ‘всегда, постоянно’
4. Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым. Местоимение в значении имени существительного (или имя существительное)
5. А вы всё работаете не покладая рук. Наречие со значением ‘по-прежнему'
6. Путь через горную реку оказался нелёгким, всё же мы справились. Союз в значении ‘однако’.
Всё – местоимение, н. ф. – весь, определительное, в форме ср. р., ед. ч., И. п.; подлежащее.
9. Подчеркните грамматические основы в предложениях. (5 баллов: по 0,5 балла за правильно подчёркнутую основу в простом предложении)
1. Нельзя не любить кота, который живёт в нашем доме.
2. Скучно ничего не делать.
3. Он не считал нужным вмешиваться в спор и начал уходить из комнаты.
4. Никогда ещё капитан Иванов не испытывал такого удовольствия мечтать, как теперь.
5. Как врач, доктор Осокин пользовался громадной популярностью.
6. Она была готова побиться об заклад, что обе они мечтали стать актрисами.
7. И произошло с Иваном Ивановичем нечто совершенно неожиданное, негаданное.
8. В сорок лет подружиться нелегко.
10. В приведённом ниже списке литературных произведений перепутаны их названия. Заполните таблицу, восстановив правильные заглавия, укажите авторов этих произведений. (5 баллов: по 0,5 балла за правильно названного автора и по 0,5 балла за правильно указанное произведение)
«После Рождества», «Ночь перед парадным подъездом», «Размышления на Бежином лугу», «После Бородино», «На балу».
Автор произведения | Название произведения |
И. Тургенев | «Бежин луг» |
Н. Некрасов | «Размышления у парадного подъезда» |
Н. Гоголь | «Ночь перед Рождеством» |
Л. Толстой | «После бала» |
М. Лермонтов | «Бородино» |
11. В каждой цепочке найдите и подчеркните «четвёртое лишнее». Объясните свой выбор. (6 баллов: по 0,5 балла за правильно указанное «четвертое лишнее» и по 1,5 балла за правильное объяснение)
А) Эпитет, портрет, сравнение, метафора. Портрет, т. к. это средство создания характера героя; эпитет, сравнение, метафора – изобразительно-выразительные средства художественной речи.
Б) Летопись, житие, былина, поучение. Былина, т. к. это жанр устного народного творчества; летопись, житие, поучение – жанры древнерусской литературы.
В) Дактиль, ямб, анапест, амфибрахий. Ямб, т. к. это двусложный стихотворный размер; дактиль, анапест, амфибрахий – трёхсложные размеры.
Второй (очный) этап интернет-олимпиады
по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»
2019/2020 учебный год
8 класс
2 тур
Работа с текстом
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Итого |
Кол-во баллов | | | | | | | | | |
1. Прочитайте текст и определите, какое из приведённых ниже заглавий наиболее точно передаёт основную мысль текста (обведите букву, соответствующую правильному утверждению):
А) Необыкновенная Анна Ахматова.
Б) Моё знакомство с А. Ахматовой.
В) Щедрый подарок.
2. На месте пропусков вставьте подходящие по смыслу слова.
Анну Андреевну я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку. То были годы ее первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в ее глазах, и в осанке, и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности – величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость – _____________________, монументально-важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии.
С каждым годом Ахматова становилась величественнее. Она нисколько не старалась об этом, это выходило у нее само собою. Даже в очереди за керосином и хлебом, даже в поезде, в жестком вагоне, даже в трамвае любой незнакомец чувствовал её «спокойную важность» и относился к ней с особым уважением, хотя держалась она со всеми очень _________________ и дружественно, на равной ноге.
Замечательна в ее характере ещё одна черта. Она была совершенно лишена чувства _____________________________: не любила и не хранила вещей, расставалась с ними удивительно легко.
Вокруг неё не было никакого комфорта, и я не помню в её жизни такого периода, когда окружавшая ее обстановка могла бы назваться уютной. Конечно, она очень ценила красивые вещи и понимала в них толк. Старинные подсвечники, восточные ткани, гравюры, иконы древнего письма то и дело появлялись в ее скромном быту, но через несколько недель исчезали. Даже книги, за исключением самых любимых, она, прочитав, отдавала другим. Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир были ее вечными спутниками, и она нередко брала их — то одного, то другого — в дорогу. Остальные книги, побывав у нее, исчезали.
Близкие друзья её знали, что стоит подарить ей какую-нибудь, скажем, нарядную шаль, как через день или два эта нарядная шаль украсит другие плечи.
И чаще всего она расставалась с такими вещами, которые были нужны ей самой. Как-то в двадцатом году, в пору ____________________ петроградского голода, ей досталась от какого-то заезжего друга большая красивая жестянка, полная сверхпитательной, сверхвитаминной «муки», изготовленной в Англии фирмою «Нестле». Одна маленькая чайная ложка этого густого концентрата, разведенного в кипяченой воде, представлялась нашим ___________________ желудкам недосягаемо сытным обедом. А вся жестянка казалась дороже бриллиантов. Я от души позавидовал обладательнице такого сокровища.
Было поздно. Гости, вдоволь наговорившись, стали расходиться по домам. Я почему-то замешкался и несколько позже других вышел на тёмную лестницу. И вдруг — забуду ли я этот порывистый, повелительный жест её женственно красивой руки? — она выбежала вслед за мною на площадку и сказала обыкновеннейшим голосом, каким говорят «до свидания»:
— Это для вашей Мурочки...
И в руках у меня очутилось драгоценное «Нестле».
Напрасно повторял я: «Что вы! это никак невозможно! Да я ни за что, никогда...» Передо мною захлопнулась дверь, и сколько я ни звонил, не открылась.
Таких случаев я помню немало. (По К. И. Чуковскому)
3.Укажите (обведите букву), какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
А) К. Чуковского в А. Ахматовой с первых мгновений знакомства привлекла такая черта её личности, как величавость.
Б) А. Ахматовой было присуще чувство уважения к себе.
В) А. Ахматова ценила красивые вещи, знала в них толк, жила в окружении этих красивых вещей.
Г) Вечными спутниками поэтессы были Пушкин, Библия, Данте и Шекспир.
Д) Ахматова была щедрым человеком и не задумываясь расставалась с вещами, которые были нужны ей самой.
Е) Случай, описанный автором, является единственным подтверждение щедрости
А. Ахматовой.
4. Объясните значение слов ТРИУМФ, ШАЛЬ.
ТРИУМФ ___________________________________________________________________________
ШАЛЬ _____________________________________________________________________________
5. Докажите, что слова БЛИЗКИЙ, СКРОМНЫЙ являются многозначными, составив с ними словосочетания.
БЛИЗКИЙ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
СКРОМНЫЙ ________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
6. Докажите, что у слов СЫТНЫЙ, ДРУЖЕСТВЕННЫЙ есть паронимы. К каждому из паронимов подберите существительные.
СЫТНЫЙ ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
ДРУЖЕСТВЕННЫЙ _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
7. Объясните значение фразеологизмов
ДЕРЖАТЬСЯ НА РАВНОЙ НОГЕ ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ПОНИМАТЬ ТОЛК В ЧЁМ-ЛИБО ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
8. Ответьте на вопросы:
1) О каких чертах характера А. Ахматовой вы узнали из данного текста?
_____________________________________________________________________
2) Какую черту характера А. Ахматовой вы считаете наиболее яркой и почему? (3-4 предложения)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Второй (очный) этап интернет-олимпиады
по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»
2019/2020 учебный год
8 класс
2 тур
Работа с текстом
ОТВЕТЫ
вопрос | ответ | количество баллов |
1 | А | 1 |
2 | «Царственная», просто, собственности, лютого, голодным. | 5 (1 балл за слово) |
3 | БГД | 3 (-0,25 за неправ. вариант) |
4 | ТРИУМФ – блестящий успех. ШАЛЬ – большой вязаный или тканый платок. | 2 |
5 | БЛИЗКИЙ – близкое расстояние (жить близко), близкое будущее (ночь близка), близкий родственник, близкие отношения (близкий приятель), близкие мне интересы, близкие взгляды (близкий по содержанию, близкий к подлиннику). СКРОМНЫЙ – скромный учёный, скромная девушка, скромный заработок. | 4 |
6 | СЫТНЫЙ ужин, блюдо – СЫТЫЙ ребёнок, животное ДРУЖЕСТВЕННЫЙ договор, государство, речь – ДРЖЕСКИЙ совет, услуга, участие – ДРУЖНЫЙ жизнь, семья, работа | 2 |
7 | ДЕРЖАТЬСЯ НА РАВНОЙ НОГЕ – вести себя как равный с равным. ПОНИМАТЬ ТОЛК В ЧЁМ-ЛИБО – быть знатоком чего-л., хорошо разбираться в чем-л. | 2 |
8 | Ответ на первый вопрос Ответ на второй вопрос | 1 3 |
ВСЕГО | | 23 |
24