Цель: познакомить детей с историческими фактами о блокаде Ленинграда; формировать у обучающихся знаний о героическом прошлом нашего народа, чувства патриотизма и представление о герое; воспитывать уважение к защитникам Родины; чувства сострадания к людям, которые пережили страшное время; продолжать воспитывать такие качества, как: любовь к близким, чувство гордости за членов их семьи, которые пережили Великую Отечественную Войну, которые погибли во время ВОВ.
Материал: иллюстрации по теме, документальные фильмы.
Ход работы:
Учитель:
Сегодня, 27 января-отмечается День воинской славы России, день снятия блокады города Ленинграда.
27 января 1944 года советские войска сняли фашистскую блокаду города, которая длилась 900 дней.
900 самых страшных и ужасных дней и ночей для народа,
900 дней -страданий и боли,
900 дней-как это много…
Блокадная ночь, стало холодно очень…
Вместо стекла-доска и картонка.
Нет и соседнего дома – земля и воронка.
Поздно. А мамы всё нет от чего-то…
Еле живая, пошла на работу…
Мы дома одни, страшно очень до боли…
Кушать хотим…
Нету даже пол крошки.
Плачем сидим, катятся горькие слёзы.
Пули летят, разрываются бомбы.
Небо пылает.
Мы притулились друг к другу и стало теплее,
А мамы всё нет… Встану я на колени,
И протяну к самому небу ладошки,
И попрошу: дай мне Боженька сил!
Пусть мама вернется…
Жизнь так коротка.
Может, мне это снится?
Утро. Теплее не стало.
Где-то вдали, слышно чье-то рыданье,
А мамы все нет, она ушла на работу…
Просмотр документального фильма «Блокада Ленинграда.
Рассказ учителя:
8 января 1941 года началась блокада Ленинграда. Цель гитлеровских оккупантов было уничтожить город и всех жителей Ленинграда.
Ребята, а вы знаете, что такое блокада? (дети отвечают)
872 дня город был осажден фашистами, но несмотря на ежедневные обстрелы и бомбардировки, на страшный голод, люди боролись за жизнь. Людям пришлось многое преодолевать. Главная цель которых была –выжить. Промышленные предприятия стали оборонной частью города. Рабочие работали на заводах по 10-12 часов в сутки, работали даже дети, они изготавливали снаряды. В блокадном кольце оказалось около 3 млн. жителей города, среди них почти 400 тысяч были дети. Почти все жители города поднялись на защиту своего города. Фашисты ежедневно обстреливали город, наносили массивные удары. Днём они обстреливали город, а ночью сбрасывали фугасные и зажигательные бомбы с самолетов. Бомбежки и обстрелы были не единственной опасностью в городе.
Только звук метронома заполнял тихое пространство. (звук метронома.) Когда не было передачи по радио, транслировался звук метронома. Его целью было оповестить жителей города о приближающемся налете немецкой авиации. Медленное тиканье метронома означало, что воздушного налета не было, а быстрый «шаг» метронома означал, что бомбардировка города может начаться в любой момент, поэтому приходилось искать укрытие.
В городе начинался голод.
Продовольствия катастрофически не хватало, т.к немцы уничтожали склады с продовольственными товарами. Продуктов становилось всё меньше и меньше. Людям приходилось варить суп из столярного клея, они ели всё что можно было есть, лепёшки делали из цветов, на олифе поджаривали хлеб, шкурки животных и т.д. Для того, чтоб прокормить своих детей, матерям приходилось убивать животных. Черный хлеб им выдавали по карточкам в очень маленьком количестве, в размере спичечной коробки-125 грамм., это была норма на весь день.
Представьте, как это мало!
Документальный фильм «Что ели Блокадники»
Из городов пытались вывозить женщин и детей, подальше от военных действий. Эвакуация длилась до 1943 года.
Наступали холода. Зима была очень лютая и суровая, на улицах были большие сугробы, всё вокруг заметало. Люди в домах жили без света, тепла, воды, замерзал водопровод и канализация. Согревались они при помощи печек «буржуек», сжигали всё, что можно было: ненужные вещи, книги, мебель, лишь бы только согреть дом. Для того, чтоб набрать питьевой воды им приходилось ходить на берег реки Невы, они спускались к реке, делали в ней прорубь, набирали воду, и под обстрелами возвращались домой. Транспорт в городе не работал, на работу, в заснеженную, холодную зиму люди добирались пешком.
Люди стали умирать, они не выдерживали холода и голода. Умирали на улице, дома во сне, на работе.3 % населения погибало от бомбежек, остальные 97 % - гибли от голода.
В это время в Ленинграде продолжали работать школы. Дети учились в холодных кабинетах, где стоял жуткий мороз, от которого замерзали чернила и пальцы рук. Ученики от голода и бессилия шатались, умирали в классах и по дороге домой или в школу.
В одной из таких школ училась обычная девочка - Таня Савичева, личный дневник которой сохранился по сей день в музее истории Ленинграда.
Рассказ о Тане Савичевой, презентация.
Татьяна Николаевна Савичева (1930–1944 гг.) — советская школьница, которой было суждено оказаться с семьёй в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Вошла в историю благодаря дневнику, в котором описала все ужасы блокады. В статье кратко описана трагическая история Тани Савичевой — одной из многих, кто стал жертвой войны
Детство
Таня Савичева родилась 23 января 1930 года в деревне Дворищи в Ленинградской области. Таня была самым младшим, пятым ребенком в семье, где воспитывались еще две дочери — Евгения и Нина, и два сына — Леонид и Михаил.
Семья Савичевых жила в Ленинграде. Мать Тани лишь за месяц до рождения дочери переехала к сестре в деревню, где и благополучно родила её в возрасте 41 года. Семья была многодетной: всего у четы Савичевых было восемь детей, но трое из них умерли от скарлатины в 1916 году.
Глава семьи был мелким предпринимателем и вместе с братьями владел артелью по выпечке хлеба и кинотеатром. Таня была совсем крошечной, когда семью раскулачили, отобрав всё имущество и выселив за 101 километр от родного города. Отец Тани, не выдержав суровых испытаний, умер от рака в 1936 году.
Спустя время семья смогла вернуться в Ленинград, где стала активно налаживать быт. Поскольку отец был «лишенцем», для детей Савичевых была закрыта возможность получить высшее образование и вступить в комсомол. Поэтому старшие братья и сестры были вынуждены устроиться работать на местные фабрики.
Савичевы были очень музыкальными и в свободное время проводили домашние концерты: братья играли на музыкальных инструментах, а сёстры пели.
Блокада Ленинграда
Летом 1941 года Таня окончила третий класс. Мама собиралась уехать с ней в деревню Дворищи на всё лето, а остальные дети должны были присоединиться чуть позже после получения отпусков.
22 июня 1941 года бабушке Тани исполнилось 74 года, и в этот же день семья получила страшное сообщение о вторжении немецких войск. Узнав о начале войны, Савичевы решили остаться в городе, чтобы помогать советским войскам.
21 июня 20-летний брат Миша отправился в деревню, но так и не смог добраться. На следующий день началась война, и Миша без вести пропал на долгих два года. Семья думала, что он погиб, но парень всё это время сотрудничал с партизанами. Точно так же Савичевы ничего не знали о судьбе Нины, которая вместе с другими работниками завода эвакуировалась зимой 1942 года.
Блокадный дневник
Первой жертвой блокады стала Женя. Она была вынуждена тяжело работать на заводе, зачастую в две смены, получаю за свой труд лишь скудный паёк. Кроме того, Женя была истощена частой сдачей донорской крови.
Смерть сестры стала отправной точкой в ведении страшного дневника Тани Савичевой. В записной книжке с алфавитом девочка сделала запись на странице с буквой «Ж»: «Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.».
Спустя месяц от сильнейшей дистрофии скончалась бабушка. Так в дневнике появилась новая запись: «Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г». Хоронить на кладбище, переполненном трупами, было уже невозможно, и бабушку похоронили в братской могиле.
В этот период в Ленинграде прошла вторая волна эвакуации, но Таня и её семья по неизвестным причинам туда не попали.
В феврале 1942 года бесследно исчезла Нина. Как выяснилось позже, её в срочном порядке эвакуировали вместе с заводом, и девушка попросту не успела передать весточку родным. Семья думала, что она погибла под артиллерийским обстрелом.
В марте 1942 года от дистрофии умер 24-летний Леонид, который до последнего работал на Адмиралтейском заводе. В дневнике появилась новая запись: «Лёка умер 17 марта в 5 час утра в 1942 г.».
Весной от истощения умерли братья отца, дядя Вася и дядя Леша. Следом за ними умерла мама Тани. С её уходом девочка потеряла какую-либо надежду на спасение. Так в дневнике появились страшные строчки: «Савичевы умерли», «Умерли все», «Осталась одна Таня».
Последние дни жизни
Потеряв всю семью, Таня отправилась к двоюродной тетке. Та оформила на неё опекунство, но в итоге отдала в детдом. Среди 125 детей Таня оказалась единственным ребёнком, больным туберкулёзом.
Зимой 1944 года тяжело раненый Михаил смог вернуться в Ленинград, где узнал о гибели семьи. Ему удалось отыскать адрес детдома, где числилась Таня, и он узнал, что сестра тяжело больна энцефалитом — воспалением головного мозга.
Болезни, терзавшие Таню, стали прогрессировать. Девочку перевезли в дом инвалидов, однако ничем не могли ей помочь. У неё начались проблемы с речью, а вскоре она уже не могла самостоятельно передвигаться, у неё пропало зрение.
Не выдержав тяжёлой борьбы с недугами, Таня скончалась 1 июля 1944 года в возрасте 14 лет. Официальной причиной смерти девочки стал туберкулёз кишечника.
Последние дни жизни Тани скрашивала трогательная забота санитарки Анны Журкиной, которая не оставляла девочку наедине со своей бедой. После смерти Тани она в течение долгих лет ухаживала за её могилой, на которой впоследствии был установлен памятник.
Краткую биографию Тани Савичевой изучают в школах, а её дневник выставлен в музее истории Ленинграда.
В таких нечеловеческих условиях город жил, боролся и не сдавался. Они героически сражались, готовы были отдать жизнь за Родину, за родных и близких.
27 января 1944 года блокада была прорвана. По официальным данным за время блокады в городе погибло 642 тысячи ленинградцев. Но ни смотря ни на что, город «герой»-он выстоял и победил, а произошло это, благодаря единству народа, который не предал свою страну и защищал ее изо всех сил.
Подвиг, который совершили люди во время блокады, нельзя ни с чем сравнить, нельзя чем-либо измерить. Его надо помнить всегда, и чтить память героев, отдавших свою жизнь.
И по традиции, давайте почтим память героев минутой молчания!
(минута молчания)