СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

28.04.2020. Русский язык,8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«28.04.2020. Русский язык,8 класс»

28.04.2020. Русский язык,8 класс.

Тема урока: «Систематизация и обобщение изученного по теме «обращение, вводные и вставные конструкции».

Цели урока:

Образовательные:

-Уметь опознавать предложе­ния с обращениями, вводными и вставными конструкциями, ста­вить знаки препинания в предложениях, использо­вать вводные слова и обращения в речи, правильно произносить пред­ложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями;

- Формировать умения использовать обращения, вводные и вставные конструкции в речи устной и письменной; различать вводные слова и члены предложения;

Развивающие:

- Обогатить речь учащихся вводными конструкциями;

- Развивать память, мышление, интеллект, устную и письменную речь.

Воспитательные:

-прививать любовь к родному языку и уважение к носителям русского языка;

- развивать навык вежливой речи через использование обращений, вводных и вставных конструкций;

Синтаксическая минутка.

Большой куст зверобоя, усыпанный коробочками с семенами, растёт на опушке леса.


  • Назовите грамматическую основу.

  • Найдите в предложении словосочетание со связью управление.

  • Укажите обособленное определение

  • Назовите слово с чередующейся гласной в корне

Лингвистическая разминка.

1.Специальные слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

2.Как называется обращение, состоящее из одного слова?

3. К счастью – вводное слово, выражающее…

4. Кажется - вводное слово, выражающее…

5. Знак препинания, которым выделяется обращение.

7. Знаки препинания, которыми выделяются вставные конструкции

8.Слово, называющее того, к кому обращаются с речью.

8. Кроме вводных слов , есть

9. Во-первых - вводное слово, выражающее …

Повторение темы «Обращение»

- Работа над предложениями с прямой речью. ( найти обращения и определить распространённое – нераспространённое)

Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной ...

Пой, ямщик! Я молча, жадно Буду слушать голос твой.

Мир опустел… Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Восстань, боязливый,

В пещере твоей Святая лампада

До утра горит.

Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время.

Прощай, свободная стихия!

Фонтан любви,

фонтан живой,

Принес я в дар тебе две розы.

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Горишь ли ты, лампада наша,

Подруга бдений и пиров?


Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…


Приплыла к нему рыбка, спросила

«Чего тебе надобно, старче?»

- Запись предложений под диктовку

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. Куда ты, светлый ручеёк, стремишься? Прошла война, а ты всё плачешь, мать.

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы. 2. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

Повторение темы «Вводные и вставные конструкции»

«Вводные конструкции – это инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению» Лингвист Александр Матвеевич Пешковский.

Она долго страдала после разлуки, но, как известно, время лечит любые раны. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. Старушка молча сидела у окна и, как нам показалось, тихонько дремала. По словам медиков, самым главным для здоровья человека является качество сна. Пожалуй, ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка.

Вставить подходящие по смыслу вводные слова.

.. много я слышал разных споров о счастье. Счастье, ………, - это богатство, деньги. Но ведь, ……., настоящего счастья, верной дружбы не купить. Если, ….., человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему, …… , немного не по себе. Совесть, ………, точит. А от совести, ………., никакими деньгами не откупишься. Счастье, ……….., это не только иметь, брать, получать. Счастье, …….,в том, чтобы отдавать, получать, делиться радостью.

Слова для справок: говорили некоторые, конечно, скажем, по-моему, несомненно, разумеется, наверно, бесспорно, я думаю…

Проверка.

Конечно, много я слышал разных споров о счастье. Счастье, говорили некоторые, - это богатство, деньги. Но ведь, по-моему, настоящего счастья, верной дружбы не купить. Если, скажем, человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему, разумеется, немного не по себе. Совесть, несомненно, точит. А от совести, я думаю, никакими деньгами не откупишься. Счастье, наверное, это не только иметь, брать, получать. Счастье, бесспорно, в том, чтобы отдавать, получать, делиться радостью.

Омонимические ряды вводных слов.

Однажды вышло вводное слово казалось в сад на прогулку. И запятые при нем: оно носило их, как варежки, на резиночках, пропущенные в рукава. Вдруг видит: навстречу ему идет его брат-близнец, тоже слово казалось, только без запятых.

Вводное слово подбежало к брату и с тревогой воскликнуло:
-Братец, ты забыл свои запятые, сейчас же вернись и возьми их, а то тебя могут выставить из нашего дома. Мы же должны подчиняться правилам, иметь с двух сторон запятые.
-А я не вводное слово,- спокойно сказал брат-близнец,- и не должен выделяться запятыми. Я являюсь членом предложения.


Вот, оказывается, как бывает: одно и то же слово в разных высказываниях может употребляться то как вводное (то есть не член предложения), то как член предложения. Чтобы решить, что перед вами, необходимо прочитать всё предложение, понять роль интересующего вас слова и только потом ставить или не ставить знаки препинания.

Эта безлунная ночь казалось была все так же великолепна, как прежде.

В подземелье все казалось темным, таинственным.

Здесь столько снега, что он кажется никогда не растает.

Вы верно недавно на Кавказе.

Вы не совсем верно понимаете практический свой век.

К вечеру однако ветер утих.

Весь день бушевал ветер, однако к вечеру утих.

Право глядя на звезды, мы чувствуем стремительный свой век.

Право на образование имеет каждый в нашей стране.

Почти напротив его дома простирался огромный пустырь.

Дорога была грязная, залитая водой, а он напротив с удовольствием перепрыгивал лужи, помахивая прутиком.



Творческая работа.

Уже наступила весна.

Проснувшись утром, вы удивились, что уже наступила весна. Введите в предложение слова, которые передадут ваше удивление.

- вы несказанно счастливы, что уже наступила весна.

- откуда вы могли узнать, что уже наступила весна.

(К моему удивлению, уже наступила весна. Уже, к счастью, наступила весна. По сообщениям синоптиков, уже наступила весна.)

К счастью или несчастью, в нашей жизни появляется книга, рано или поздно изменяющая нашу жизнь.

Друзья мои, читайте книги! Книги — наши учителя и помощники, советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; во-вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего. Хорошие книги, бесспорно, развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно, любовь к языку.

Прочитать, найти вводные слова, определить их значение.

Выполнение заданий по подготовке к ОГЭ.

Работа над грамотностью речи

Видит как-то гражданин, что сарай пылает. Он звонит по «01», срочно сообщает: «Я не знаю как начать, но, как говорится, я звоню вам , так сказать, чтобы поделиться. В общем, значит, стало быть, тут такое дело…» Можно трубку положить: всё уже сгорело.

Найдите и исправьте ошибки

1.Островом, значит, называется суша, со всех сторон окруженная водой.

2.Биссектриса, в общем, это линия, которая делит угол пополам..
3.Наверное, я буду обязательно заниматься плаванием..
4.Конечно, извините за мою бестактность.
5.Александр Иванович был, так сказать, капитаном дальнего плавания.

Презентация «Вводные слова»

Вставные конструкции.

Рано утром ( на траве ещё блестела роса) он отправился к реке.

Презентация «Вставные конструкции»

Итоговое повторение.

Каждый труд благослови, удача! С уменьшением популяции шмелей и пчёл, вероятно, исчезнут некоторые растения – медоносы. Утки (их было десять) каждое утро дружно шагали к пруду. Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. В деревне, по рассказам старожилов, стоял когда-то большой храм. Честно говоря, я не люблю злых и жадных людей. Глеб пришёл с работы (он работал на пилораме) умылся, переоделся. Мне, я вам прямо скажу, нянчиться с вами некогда. На маленьком озере – оно называлось Лариным прудом - всегда плавало много ряски. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. Потом через некоторое время в березняке появляются баранчики (так в Тульском крае называют первоцвет) и мы их едим.

«Закончи предложение».

1. Вводные конструкции, как и обращения, выделяются при произнесении …………………., а на письме …………

2. Вставные конструкции, выражающие дополнительные замечания или пояснения, выделяются на письме ………., реже……….

3. Вводные слова не являются ………… и имеют различные……….

4. Обращение имеет форму ……. падежа и произносится с особой………………… интонацией.

5. Обращение может стоять в ……. в…… и в ……… предложения.

Рефлексия

  1. Я уверен, что хорошо усвоил данную тему и смогу выполнить задания по ней ( круг)

  2. Мне кажется, что я достаточно усвоил тему, но затрудняюсь выполнить задания по ней? (треугольник)

  3. Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней (квадрат)















































































не смогу.

  1. Вы очевидно приехали вчера?

  2. Его намерение помочь нам достаточно очевидно.

  3. Вначале всё кажется новым.

  4. Все кажется остались довольны путешествием.

  5. Ему кажется, что он здесь уже бывал.

  6. Ему кажется не было никогда так тяжело.

  7. Это задание он сделает должно быть в срок.

  8. Это задание должно быть выполнено во что бы то ни стало.

  9. Знаете ли вы украинскую ночь?

  10. Было знаете очень весело.

  11. Путешествие возможно при условии хорошей погоды.

  12. Тему сочинения я возможно изменю.

  13. Он видно не мог простить этого человека.

  14. Впереди никого не было видно.






















































































































































Чудо природы

Байкал - это гигантское озеро. Его называют сибирским морем, та­инственным и загадочным. Мы, выехав из Иркутска на рассвете, прибли­жаемся к нему и замираем от восторга, увидев его стеклянную голубую даль. Перед нами раскрывается чудесная картина. Громадная голубая чаша, окруженная горами, расстилается у наших ног. Вода очень про­зрачна, даже на глубине видишь небольших раков, копошащихся на дне.

Многочисленные притоки Байкала, вливаясь в него, наполняют озеро водой, а вытекает из него только река Ангара, порожистая и бурная.

Байкальские рыбы, выловленные на большой глубине, не умирают, а продолжают жить в аквариуме, не обращая внимания на резкое измене­ние давления. Озеро до сих пор таит много загадок, еще не разгаданных настойчивыми исследователями.

Разгадка этих тайн - задача, поставленная учеными.
















ВЕСНА

Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землёй кружатся3, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» - журчат весёлые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Поиграй с нами, река».

Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает3 землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лёд. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, жёлтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются. (По В.Бианки.)






Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей.










Переполох в лесу

На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка. Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке. По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами. Он заревел и ринулся через лес к реке. Мчится медведь, только подошвы сверкают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер. На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает. Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.














ВЕСЕННЕЕ УТРО

  Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.

  В густой, буйной траве дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестрит цветами: скромными синими колокольчиками, белыми пахучими ромашками, дикой гвоздикой, горящей пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль ароматом повилики.

  Все блещет, и нежится, и радостно тянется к ласковому солнышку.

  Кое-где в глубоких и узких балках еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки. Неутомимые кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась, ожила, и кажется, что она дышит глубокими, ровными, могучими вздохами.














Задание 1

- Они очень красивые, я хотел бы подарить их маме, но это невозможно. Они кажутся маленькими, на самом деле они огромны.

- У них острые уголки, самые горячие из них — голубого цвета.

- У них есть имена.

- Они бывают гигантами и карликами.

-Любоваться ими можно только ночью.

(Звезды)

Задание 2

- Они есть у каждого.

- Они бывают разного цвета.

- У мамы они самые красивые.

- Они бывают добрыми и ласковыми, а иногда — печальными и усталыми.

- Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят.

(Глаза)

Задание 3

- Когда это бывает — у всех хорошее настроение. Все улыбаются.

- Все нарядно одеты: и взрослые, и дети.

- В такой день звучит музыка, все танцуют и поют.

- И едят вкусный пирог или торт.

(Праздник)

Задание 4

- Это есть в каждом доме.

- Это такое большое и удобное.

- Это бывает разного цвета и разной формы.

- Это очень любят папы.

- На этом можно прыгать, баловаться, но только взрослые тогда будут ругать, потому что можно его сломать или упасть с него.

- Он мягкий, на нем можно лежать.

(Диван)

Задание 5

- Одним это нравится, другим — нет, третьим — приносит деньги.

- Это можно увидеть везде: на улице, на автобусе, трамвае, в метро.

- Кто часто смотрит телевизор, знает это наизусть.

- Если по телевизору смотришь кино, то вдруг начинают это показывать, потом снова показывают кино.

(Реклама)

Задание 6

- Это есть во многих семьях, но всегда хочется, чтобы это было еще современнее.

- Это часто рекламируют по телевидению.

- Он быстро бегает, но это не конь, и ему для питания нужно не сено, а дорогая жидкость.

- Если он старый, то папа с ним подолгу возится, чинит, чистит, если он новый, то папа им очень гордится.

- Если этого нет, то приходится ехать на автобусе или троллейбусе.

(Автомобиль)

Задание 7

- Это бывает у танка.

- Это превращается в бабочку. (Гусеница)

Задание 8

- Их выращивают специально для украшения домов, улиц.

- Их дарят в день рождения.

- Есть такое женское имя. (Роза)

Задание 9

- Он бьет из-под земли.

- Его носят на брелоке.

- Его искал Буратино. (Ключ)

Задание 10

- Врач просит показать его, когда осматривает больного.

- Взрослые ругают, если дети его показывают.

- Бывает родной или иностранный. (Язык)

Задание 11

- Предмет из школьных принадлежностей.

- За нее берутся, когда открывают дверь.

- Кавалеры целуют у дам. (Ручка)

Задание 12

- С их помощью оценивают участников соревнований.

- Их используют для того, чтобы лучше видеть. (Очки)

Задание 13

- Это есть у самолетов.

- Это помогает Карлсону летать. (Пропеллер)

Задание 14

- Дети болеют такой болезнью.

- Это домашнее животное. (Свинка)

Задание 15

- Она бывает только летом в грозу.

- Ее вшивают в куртки, платья, брюки, сумки. (Молния)













Игра «Сказочная мама»
1. В какой сказке мама отправила свою дочь к бабушке с корзинкой пирожков? (Красная Шапочка)

2. Какая мама пела своим детям песенку под дверью, чтобы ее пустили в дом? (Коза семерым козлятам)

3. В какой сказке мама говорила грубым голосом: «Кто ел из моей чашки?» (Три медведя)

4. В какой сказке мама с папой, уходя из дома, велели своей дочке смотреть за младшим братцем? (Гуси-лебеди)

5. В какой сказке царевна родила богатыря царю-батюшке? (сказка о царе Салтане, Пушкин)

6. В какой сказке мама отправила свою дочь в магазин за баранками? (Цветик-семицветик)

7. В какой сказке мама искала своему ребенку няньку, чтобы та спела ему колыбельную песенку? (Сказка о глупом мышонке, Маршак)