СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

28 октября 2024 г. Разговоры о важном. Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Сценарий занятия. 3-4 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: https://razgovor.edsoo.ru/topic/111/

Просмотр содержимого документа
«28 октября 2024 г. Разговоры о важном. Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Сценарий занятия. 3-4 классы.»

С це н а рий  за нят и я Гостеприимная  Россия ко  Дню  народного  единства 3-4  классы к ре пкая  се м ья единство  народов  России 28  октября  2024  г.

С це н а рий за нят и я

Гостеприимная Россия

ко Дню народного единства

3-4 классы

к ре пкая се м ья

единство народов России

28 октября 2024 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3–4 классов по теме

«ГОСТЕПРИИМНАЯ РОССИЯ. КО ДНЮ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Цель занятия: знакомство обучающихся с традициями гостеприимства народов России, расширение представлений о народных традициях разных регионов нашей страны, воспитание уважительного отношения к культуре народов России.

Формирующиеся ценности: единство народов России, крепкая семья.

Основные смыслы: гостеприимство – это проявление уважения и заботы к близким и незнакомым людям, которые пришли в твой дом, это всегда атмосфера тепла, радости и приятного общения за чаепитием или кушаньем лучших национальных блюд. Традиции гостеприимства уходят в далёкое прошлое и передаются из поколения в поколение. Гостеприимство – качество, объединяющее народы России, оно – признак доброжелательности и открытости ко всем, кто входит в наш дом и приезжает в нашу страну.

Планируемые результаты. Личностные:

  • понимать значение гостеприимства как традиции проявления уважения и внимания к людям (близким, знакомым и чужим);
  • проявлять желание участвовать в подготовке и встрече гостей, выполнять правила гостеприимства, принимать участие в общении с гостями, проявлять по отношению к ним заботу и внимание.

Метапредметные:

  • участвовать в учебном диалоге, оценивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде;
  • участ в о ват ь в с о в мест н ой д еятел ьно сти по с о з д а нию н е бо ль ш и х сценариев приёма гостей;
  • работать с информацией: сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль.

Партнёр занятия: Комитет по туризму города Москвы.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая  форма  занятия:  познавательная  беседа  на  основе материала.  Занятие  предполагает  использование иллюстративного  ви д е о ф ра г мен т о в, ситуаций. и  воображаемых игровых  интерактивных  заданий Комплект  материалов: сценарий; методические  рекомендации; видеоматериалы; комплект  интерактивных  заданий; презентация. Структура  занятия  Часть  1.  Мотивационная Цель  первой  части занятия  –  создать условия  для  активного  участия  обучающихся в  обсуждении  темы.  Мотивация  предстоящей  деятельности  младших  школьников  базируется на  просмотре и  обсуждении  материала,  отражающего  тему  занятия. Часть  2.  Основная В  основной  части  обучающиеся  подводятся  к  пониманию  и  раскрытию основных смыслов занятия. С этой целью обучающимся предлагаются анализ  иллюстративного материала,  просмотр  видео и  вопросы познавательного  характера. Часть  3.  Заключительная Обобщение  идей  занятия,  подведение итогов  занятия.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа на основе

материала. Занятие предполагает использование

иллюстративного ви д е о ф ра г мен т о в, ситуаций.

и воображаемых

игровых интерактивных заданий

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоматериалы;
  • комплект интерактивных заданий;
  • презентация.

Структура занятия Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия – создать условия для активного участия обучающихся в обсуждении темы. Мотивация предстоящей деятельности младших школьников базируется на просмотре и обсуждении материала, отражающего тему занятия.

Часть 2. Основная

В основной части обучающиеся подводятся к пониманию и раскрытию

основных смыслов занятия. С этой целью обучающимся предлагаются анализ иллюстративного материала, просмотр видео и вопросы познавательного характера.

Часть 3. Заключительная

Обобщение идей занятия, подведение итогов занятия.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель организует просмотр видеоанонса занятия от Полины Айнутдиновой.

Учитель. Ребята, а вы любите ходить в гости? А принимать гостей?

Ответы обучающихся.

Учитель. Как вы думаете, почему люди ходят друг к другу в гости?

Ответы обучающихся.

Учитель обобщает ответы обучающихся. Конечно, люди ходят друг к другу в гости для общения и совместного интересного времяпрепровождения с друзьями и близкими людьми.

Представьте, что вам нужно объяснить первокласснику, что такое гостеприимство. Какие слова из перечисленных вы используете для этого?

Составьте своё объяснение: гостеприимство – это…

Методический комментарий. На доске написаны слова: радушие, хлебосольство, приветливость, теплота, доброжелательность, хлеб-соль, дружелюбие, щедрость, добрососедство, душевность, искренность, благосклонность.

Учитель. Гостеприимство – это проявление доброжелательности и открытости, внимания и заботы к тем, кто пришёл к нам в дом, это всегда атмосфера тепла, радости и приятного общения.

Издавна в нашей стране сложились традиции гостеприимства, которые

показывали уважительное отношение к гостю. И об этом пословицы разных народов.

Работа с интерактивной картой «Гостеприимная Россия». Часть 1.

Содержание задания: учитель использует слой «Пословицы народов России». Обучающиеся «открывают» пословицы, объясняют их смысл, делают общий вывод о том, что гостеприимство качество, которое ценится всеми народами России. Количество анализируемых пословиц определят учитель исходя из уровня подготовленности обучающихся.

В гостях пирожок съешь, дома для гостей два испеки. (карельская пословица)

Кто не почитает гостя, того не почитают в гостях. (чеченская пословица)

Улыбка да чай благо для гостя. (башкирская пословица)

Хозяин каждого гостя и поит, и кормит, и на руках носит. (мокшанская пословица)

Туляк в гости приглашает самоваром привечает. (русская пословица)

Чай крепче, если он с добрым другом разделён. (долганская пословица) Пришёл невзначай, а попал на чай. (русская пословица)

После чая на душе лето. (татарская пословица)

Учитель. Какие качества хозяина и гостя подчёркиваются в пословицах?

Ответы обучающихся.

Учитель обобщает ответы обучающихся. Гостеприимство – качество, объединяющее народы России, оно – признак доброжелательности и открытости ко всем, кто приезжает в нашу страну.

Часть 2. Основная

Учитель. Рассмотрите картины, какую традицию, связанную с гостеприимством, изобразил Николай Богданов-Бельский на своих картинах? Расскажите.

Ответы обучающихся.

Учитель. Как накрывали стол к чаепитию? Что является центром чайного стола? Что принято было подавать гостям к чаю?

Ответы обучающихся.

Учитель. Чаепитие – старинная традиция многих народов России. Рассмотрите картины. Чем татарское чаепитие отличается от русской чайной церемонии? А что их объединяет?

Ответы обучающихся.

Учитель обобщает ответы обучающихся . Стол для чаепития у разных народов всегда красиво накрыт (скатерть, красивая посуда), центром чайного стола является самовар. На столе – вкусные сладости, которые рассказывают о национальных кушаньях и традициях гостеприимства. Например, различные хлебные изделия (баранки, бублики, плюшки), варенье у русского народа; чак- чак, мёд, сухофрукты – признаки татарского чаепития.

Чайные традиции есть у многих народов России: на Алтае любят чай с

талканом – мукой крупного помола из жареного ячменя или пшеницы, а в Бурятии и Калмыкии — чай с молоком и маслом. Существовали традиции чаепития и в нашей столице – Москве.

Демонстрация видео «Московское чаепитие».

Учитель. О каких традициях московского чаепития вы узнали?

Ответы обучающихся.

Учитель. И сейчас чаепитие является частью встреч и семейных праздников. А вы любите пить чай? Расскажите, какой чай вы любите пить и с какими сладостями.

Ответы обучающихся.

Учитель. Какое же чаепитие без вкусных пряников! Оказывается, знакомое нам лакомство – пряник – тесно связан с народной жизнью. Пряники не просто делали, украшали и ели, ни один большой праздник не обходился без них. О каких пряниках вы слышали? В каких городах делают это лакомство?

Ответы обучающихся.

Учитель. Конечно, тульский пряник – самый известный. Посмотрим видео и узнаем, как делают печатные пряники.

Работа с интерактивной картой «Гостеприимная Россия». Часть 2.

Содержание задания: учитель использует слой «Пряничная Россия». Обучающиеся «открывают» точки на карте и узнают информацию о пряниках, изготавливаемых в разных городах России.

Тульская область. Пожалуй, самый известный русский печатный пряник

тульский. У него традиционная прямоугольная форма, а начинка из повидла или сгущённого молока.

Учитель. Но пряники были распространены и во многих других городах нашей страны, давайте отправимся в «сладкое» путешествие по городам России.

Работа с интерактивной картой «Гостеприимная Россия». Часть 2. (продолжение).

Количество открытых точек определяет учитель исходя из уровня подготовленности обучающихся.

Владимирская область. Знаменит своими пряничными мастерами город

Покров на Владимирской земле. Покровские мастера знали особый секрет приготовления пряников, передаваемый из поколения в поколение.

Рязанская область. Рязанские пряники покрывались белой глазурью и

часто имели форму куполов церквей. Особенным был и вкус пряников, так как в тесто добавлялся тмин.

Московская область (г.Коломна). В подмосковной Коломне делали пряничных коней из теста красного цвета. Его покрывали глазурью и добавляли узор из жёлтого цветного сахара.

Тверские пряники. Самыми любимыми сюжетами у тверских пряничных мастеров были изображения рыб и «стерлядь колесом».

Нижегородская область. Городецкий пряник известен со второй

половины XVII века. Мастера-умельцы вырезали на пряничных формах птиц и рыб, поезда и пароходы, и, конечно же, надписи и пожелания.

Саратовская область. В Саратове пряники изготавливались в домашних

условиях. Доски для печатания пряников хранились во многих семьях.

г.Москва. Московские , или столичные , пряники считались редким

лакомством, так как их пекли из пшеничной муки. В пряники добавляли цукаты, то есть засахаренные фрукты и ягоды, поэтому они имели цитрусовый аромат и вкус сливочного масла.

Ярославская область. Ростов Великий славился своими пряниками. Ростовские пряники делались из мёда, пряностей, пшеничной и даже картофельной муки.

Смоленская область. Вяземский заварной пряник готовили из особого

теста в форме кирпичика. Заварное тесто готовили на меду или сахаре с фруктовой прослойкой на основе пастилы, мармелада или цукатов.

Вологодская область. Главное отличие устюжского пряника это отсутствие начинки. Не любили вологодские мастера класть в пряничное

тесто начинку и считали, что настоящий пряник вкусен без всяких добавок.

Калужская область. Калуга, так же знаменита своими печатными

пряниками. Для их изготовления калужане использовали много специй, отчего он был очень ароматным.

Архангельская область. Форма архангельского пряника «козули» запечённая фигурка, чаще всего козочки, оленя, барашка, коровки. Такие пряники были лакомством поморов и пеклись только на Рождество.

Воронежская область. Основное отличие воронежского пряника специальные жестяные формы, с помощью которых и «вырубали» пряник. Делали формы мастера жестянщики. Они вырезали довольно крупные формочки из жести, а по краям припаивали железную полоску, сверху прикрепляли ручку. Вот таким приспособлением и «вырубали» мастера из теста заготовки для пряников.

Учитель. Ребята, вам понравилось наше «сладкое» путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Что удивило? Расскажите.

Ответы обучающихся.

Учитель. Пряники были и остаются символом радушия и щедрости, нашего национального гостеприимства, их часто используют в качестве подарка и сувенира. Ведь внимание к гостю заключается не только в тёплых приветствиях и приглашении к столу, но и в преподнесении небольших подарков, которые передают частичку местной культуры и оставляют приятные воспоминания. Это помогает укрепить связи между гостями и хозяевами, подчёркивая значимость их встречи.

Часть 3. Заключительная

Учи т ель. В к а жд о м ре г и о не на ш ей с т ра н ы б е р еж н о с о х р ан я ю т ся уникальные традиции и обычаи, которые отражают богатую историю и

к у л ь т у рное насл е д ие н а р о д ов Р о сс и и . И в с е х нас о б ъ е ди н яет о д н о – стремление делиться своими традициями и радовать гостей и туристов. Это

делает Россию особенным местом, где каждый может найти себе друзей и почувствовать себя как дома.

Демонстрация видеоролика с федеральными спикерами.

Учитель. О каких традициях гостеприимства в нашей стране вы узнали?

Ответы обучающихся.

Учитель. Гостеприимство объединяет людей, помогает нам общаться, дружить, вместе проводить свободное время. Но российский народ объединяется не только в дни праздника, когда хочется доставить друг другу радость и приятно поговорить. История нашей страны говорит о том, что наш народ объединяется и в трудные времена, когда Родине особенно нужна поддержка и помощь каждого. Один из таких примеров – события 1612 года, когда народное ополчение освободило Москву от польских захватчиков. Объединили народ в ополчение земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.

В память об этом событии на Красной площади установлен памятник со словами «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная РОССИЯ!», а также учреждён государственный праздник – День народного единства, который ежегодно отмечается в России 4 ноября.

ПОСТРАЗГОВОР

Знакомство с идеями образовательного туризма на сайте «Столица детского туризма», https://russpass.ru/moskva-detyam .

Разработать сценарий приёма гостей, которые живут в другой природной зоне (на Севере, в степи или в горах).

Посещение этнографических и краеведческих музеев.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: описание и оценка информации, представленной в иллюстрациях, анализ пословиц и поговорок о гостеприимстве разных народов.

Литературное чтение: чтение народных сказок «Лиса и журавль», «Как

медведь в гости к лисе ходил», «Теремок» и стихотворений Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар», М. Яснова «Вышла чашка погулять» и др.

Математика: ориентирование на плоскости, умение называть и различать форму геометрических фигур.

Окружающий мир: расширение знаний о традициях гостеприимства

народов России.

Изобразительное искусство: ознакомление с произведениями живописи об особенностях гостеприимства разных народов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Сайт о б р азовате л ь н о - т у р ис т ич е с к о г о про е кта « Г ор од отк р ыт и й » , https://www.городоткрытий.рф .
  • Москва – город открытий, https://disk.yandex.ru/i/o85hpHMJOw0QCQ
  • Сайт «Народы России», https://народы-россии.рф.
  • Буклет «Московское чаепитие».
  • Кайдаш-Лакшина С. Н. Где блины, там и мы; Все любят пряники: рассказы – М.: Детская литература, 2018 г.
  • Овсянникова Е. Б., Борисова Е. С. Пряники. – М.: Арт Волхонка, 2018 г.
  • Найденова Е. А., Журавлева О. Н. Народы России: дорога дружбы. 1 класс. – М.: Просвещение, 2022 г.
  • Мартынова М. Ю., Журавлева О. Н. Народы России: дорога дружбы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2022 г.
  • Мартынова М. Ю., Журавлева О. Н. Народы России: дорога дружбы.

3 класс. – М.: Просвещение, 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ  ЛИНИИ Традиция разных народов – принимать гостей и ходить в гости – это  возможность не  только  знакомиться с  культурой  разных  народов, с  традициями  современной  семьи,  но и  прекрасный  способ  расширять  свой  кругозор, воспитывать у себя правила культурного общения и совместной  деятельности.  Сохранение  традиций  гостеприимства  важно для  развития  дружественных  отношений  между  народами.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Традиция разных народов – принимать гостей и ходить в гости – это возможность не только знакомиться с культурой разных народов, с традициями современной семьи, но и прекрасный способ расширять свой кругозор, воспитывать у себя правила культурного общения и совместной деятельности. Сохранение традиций гостеприимства важно для развития дружественных отношений между народами.