Цели:
- обобщить знания о морфемике и словообразовании;
- совершенствовать умения членить слова на морфемы, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, группировать слова по способам их образования, производить разбор слова по составу;
- развивать способности анализировать, делать выводы;
- воспитывать стремление к знаниям.
Сегодня на уроке-практикуме мы повторим морфемный анализ слова и определение способов словообразования. Все задания урока предполагают знания орфографических правил и позволят нам лучше подготовиться к ГИА.
Подберите антонимы к прилагательным в данных словосочетаниях
Новая газета (старая), холодный ветер (теплый), свежая новость (старая), длинная дорога (короткая), горячий чай (холодный).
Самостоятельно на оценку
При всем множестве правил орфографии их можно разделить всего на 4 группы. Какие? Проанализируем таблицу «Орфограммы морфем»
Задание: Слова запишите в соответствующие столбики
Орфограммы приставок | Орфограммы корней | Орфограммы суффиксов | Орфограммы окончаний |
Прибежать, преспокойный, сделать, преградить, преувеличить, преодолеть, сбежать | Коснуться, загар, щётка, жернов, шов, положить, желудь, щёлочь, чёрствый, растение, жернов | Ручонка, сапожок, горошек, снежок, доченька, крошечка, глянцевый | Свечой, крючок, хорошего, чужой, полотенцем |
Повторим:
Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.
Окончание –значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании, есть нулевые окончания.
Основа – часть неизменяемого слова без окончания или все изменяемое слово.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов
Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов
Какая наука неразрывно следует за морфемикой, объясняя, от чего произошло слово? (словообразование)
Каков порядок морфемного анализа слов
Определить часть речи
Найти окончание
Указать основу слова
Выделить приставки (если есть)
Выделить суффиксы (если есть)
Выделить корень, подобрать однокоренные слова
Записать графическую схему слова
ЗАДАЧНИК
У доски:
БЕРЁЗОВЫЙ
СЛУШАТЕЛЬ
СВЕРХСЕКРЕТНЫЙ
ВЫРЕЗКА
ЛЕСНИК.
Определите словообразовательную пару:
Безветрие, бездорожье, белизна, белила, вестник, взморье, градусник, музыкант, подоконник, пригорок, тигрица.
Составьте словообразовательные цепочки:
Бесчеловечность, перераспределение, подписанный, переписывание, перестрелка, недружно, разговорчивость.
Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно, Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно, Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь. | -От глагола понёс взять приставку, от глагола дарить корень, от существительного кружок суффикс. - Какое слово получилось? |
Корень мой в СКАЗКЕ найдёте, Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте, Приставка та же, что в слове РАСХОД, Целым я излагаю событий ход. | В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре, В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте, В целом по мне на уроки пойдёте. |
-От глагола пришёл взять приставку, от глагола улетел взять корень, от глагола бежит окончание. ( | -От глагола побелел взять корень, от прилагательного маленький суффикс, от прилагательного синий окончание. |
Проверочный тест по теме «Морфемика. Словообразование»
1. Сделайте морфемный анализ слов?
Преподносил, расположение, избирали, зажечь, бесправный, безмятежный
2. Определите, каким способом и от каких слов образованы слова.
подснежник-____________________________________________________
прибежать- _____________________________________________________
вертолет-________________________________________________________
диван-кровать-___________________________________________________
загородный-_____________________________________________________
Определите, какое слово из другого ряда однокоренных слов (подчеркните его):
Гимнастика, гимнастический, гимнаст, гимназия, гимнастка:
Смешить, смешать, смешной, высмеять, рассмешить
Класс, классный, внеклассный, одноклассник, классика;
Температура, темперамент, темпераментный, темпераментность;
Хрустеть, хрусталь, хрустнуть, захрустеть, хруст.
Тренировочное задание
взвешивать (приставочно-суффиксальный);
подосиновик (приставочно-суффиксальный);
переход (безаффиксный);
возгорание (суффиксальный);
гористый (суффиксальный);
зелень (безаффиксный);
автозаводской (суффиксальный);
некрасиво (приставочный);
багрянец (суффиксальный);
снова (приставочно-суффиксальный);
столовая (переход из одной части речи в другую).
Вспомни, какая часть речи не имеет окончания – наречие, деепричастие
4