СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3-е склонение имен существительных. Урок русского языка в 4 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - открытие нового знания. Технологическая карта  составлена  по программе  УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«3-е склонение имен существительных. Урок русского языка в 4 классе»

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 4 классе МКОУ «Муромская средняя школа»

Предмет

Русский язык


Тема урока

Третье склонение имен существительных


Тип урока

Открытие нового знания


Цели

Для учителя

Для обучающихся

Образовательные



Развивающие


Воспитательные

Учить детей определять склонение имён существительных на основе   исследовательской работы, применять теоретические знания об имени существительном в практической деятельности.

Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы.


Воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в паре, интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка.

Наблюдать за признаками имен существительных 3-его склонения; определять принадлежность имен существительных к 3-му склонению.

Находить имена существительные 3-го склонения и обосновывать правильность определения.

Высказывать свое понимание о таких нравственных категориях, как совесть; оценивать результаты своей деятельности.

Задачи




Продолжать формировать знания о трех склонениях имен существительных. Развивать орфографическую зоркость, память, мышление и речь учащихся. Воспитывать интерес к изучению предмета. Создать условия для развития положительной мотивации к учению.

Научиться находить сходство и различия в признаках имен существительных 2-го и 3-го склонения.

Опорные понятия, термины

Имя существительное; текст-рассуждение; качество; чувство

Имя существительное; женский, мужской, средний род; части слова; предложение; склонение.

Формы работы на уроке:

Методы: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, самостоятельная работа. Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в парах.

Самостоятельная, парная, фронтальная


Модернизация

Оборудование: УМК «Школа России»,интернет ресурсы, презентация, кластер, карточки.

Тетрадь рабочая, ручка, простой карандаш, учебник.

Планируемые результаты

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе создания текста-описания.

Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Ход урока



Принцип психологической комфортности.

Организация класса


Друзья мои, я очень рада войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз!

Звенит, заливается школьный звонок, Нас ждёт интересный, полезный урок. Хорошим пусть будет у всех настроение, Легко нам сегодня дается учение.

Читают стихотворение (слайд №1)

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы.

 Самоопре деление деятельности


  - Определите последовательность этапов урока [на доске:]

                    План урока.

Применяем новые знания.  (4)           Повторяем, что мы знаем об имени существительном.     (1) 

Подводим итог.    (5)                         Что нового хотим узнать? (3) «Открываем» тему урока. (2)       

                     План урока.

  1. Повторяем, что мы знаем об имени существительном.

  2. «Открываем» тему урока.

  3.  Что нового хотим узнать?

  4. Применяем новые знания.      

  5. Подводим итог.                                                                    

Составляют план предстоящей деятельности


Обучающиеся открывают тетради, записывают дату


Регулятивные УУД: составление последовательности действий; самостоятельное формулирование задания.


Коммуникативные УУД: создание ситуации успеха




Принцип сотрудничества

Актуализация знаний

1. ПОВТОРЯЕМ, ЧТО МЫ ЗНАЕМ  Дима нап.сал с.ч.нение о з.ме и ос.ни. 

Назови в предложении имена существительные.


Назовите постоянные признаки существительных.



Дима, сочинение, о зиме и осени.



Определяем падеж и записываем имена существительные в начальной форме, выделяем окончание и определяем род.

Дима, сочинение, зима, осень.

Одушевленные – неодушевленные;

Собственные – нарицательные;

Род: ж.р., с.р., м. р.


Вставляют пропущенные буквы и объясняют

орфограммы. 



Определяют склонение.

Познавательные УУД:

1.Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

2. Извлечение информации, представленной в разных формах, ориентирование в своей системе знаний, отграничивание нового от старого.




Принцип формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Мотивация учебной деятельности

2. «Открываем» тему урока.

Упр.169 стр. 96

Что общего в этих словах?

ПРАВИЛО стр.97


По каким признакам можно узнать имена существительные 3-его склонения?


ЕЛЬ, ПЫЛЬ, НОЧЬ, МЫШЬ, ДВЕРЬ.

ВЫВОД: Все женского рода, с нулевым окончанием.





3-е склонение

Ж.р. □  ь на конце


Произносят и записывают слова


Сравнивают правило со своими выводами


Приводят примеры существительных 3-е склонения


Коммуникативные УУД : адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

 Открытие нового знания.

3.  Что нового хотим узнать?

Работа с учебником стр.97 Упр.170


Текст-рассуждение «Что такое совесть?»



Качество -- Хитрость,шалость, жестокость, скромность,скупость, жадность, лживость,благородство. Чувство -- Искренность,справедливость, стыдливость, совесть, достоинство.

Делят слова на две группы


Заслушивают сообщения «Что такое совесть?»


Познавательные УУД: извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

Физминутка


«Слушай, думай, хлопай»

Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.

      

сущ. 1 скл. – руки в стороны,

2 скл. – руки вверх,

3 скл. – 3 хлопка)

Выполняют физкультминутку

Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.



Принцип сотрудничества

Включение новых знаний в систему знаний

4.Применяем новые знания.

Упр. 171 Сельдь, метель, пыль, ночь, цепь, кость, ель.



СЛАЙД № 4 фрегат склонений №5



Самостоятельная работа. Упр.172

Как будем действовать, чтобы определить склонение сущ.?

Карточки:

Прочитайте имена существительные. К какому склонению они относятся. Докажите. Образуйте от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1 (3) склонения. Запишите слова парами.

 Повторяют алгоритм определения склонения

  1. Начальная форма

  2. Определение рода

  3. Окончание







 Записывают по вариантам І в. –2-е склонение

ІІ в.—3-е скл.    



Работа в парах:

Ветка -… Сельдь- .. Морковка - … Метель- … Лошадка - … Пыль- …. Мышка - … Ночь - … Тетрадка - … Цепь- … Кроватка - … Кость- … Ночка - … Ель- … Кисточка - … Ладонь-…

Доказывают, что данные существительные относятся к 3-ему склонению

Рассуждают:

что? - ночь (она), сущ. И.п., ед.ч., ж. р. - окончание нулевое, значит 3-е склонение


Подбирают однокоренные существительные, записывают на карточке.

Меняются карточками, проверяют и оценивают работу соседа.

Регулятивные УУД

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД: строят небольшие монологические высказывания

Познавательные УУД: Устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениями



Принцип самостоятельности

Информация о домашнем задании.



Домашнее задание. Стр. 98 Упражнение173, правило на стр. 97




Обсуждение задания в учебнике.



Записывают в дневник домашнее задание.



Личностные УУД:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

ИТОГ

Мы подошли к последнему этапу урока «Подводим итог»

           





Слайд №4 (2)

Сегодня на уроке я узнал…

я понял…

мне было интересно…

мне было трудно…




Строят свои высказывания







Познавательные:

Устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениями


Рефлексия


Итоговый вопрос:

Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?

Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного?


ВЫВОД. Склонение – это постоянный признак существительного.




Слайд №3—Постоянные и непостоянные признаки существительного.



Доказывают свою точку зрения и делают вывод.



Называют признаки существительного



Коммуникативные УУД:

учёт позиции партнёра, передача информации, Познавательные УУД:

осознанное построение речевого высказывания


Оценки за урок.


Слайд № 19


Приклеивают лучики-стикеры к смайлику


Самостоятельно читают стихотворение

Определяют свой эмоциональный фон.

Коммуникативные УУД:

передача информации,