Предмет | Русский язык | |
Тема урока | Третье склонение имен существительных | |
Тип урока | Открытие нового знания | |
Цели | Для учителя | Для обучающихся |
Образовательные Развивающие Воспитательные | Учить детей определять склонение имён существительных на основе исследовательской работы, применять теоретические знания об имени существительном в практической деятельности. Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в паре, интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка. | Наблюдать за признаками имен существительных 3-его склонения; определять принадлежность имен существительных к 3-му склонению. Находить имена существительные 3-го склонения и обосновывать правильность определения. Высказывать свое понимание о таких нравственных категориях, как совесть; оценивать результаты своей деятельности. |
Задачи
| Продолжать формировать знания о трех склонениях имен существительных. Развивать орфографическую зоркость, память, мышление и речь учащихся. Воспитывать интерес к изучению предмета. Создать условия для развития положительной мотивации к учению. | Научиться находить сходство и различия в признаках имен существительных 2-го и 3-го склонения. |
Опорные понятия, термины | Имя существительное; текст-рассуждение; качество; чувство | Имя существительное; женский, мужской, средний род; части слова; предложение; склонение. |
Формы работы на уроке: | Методы: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, самостоятельная работа. Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в парах. | Самостоятельная, парная, фронтальная |
Модернизация | Оборудование: УМК «Школа России»,интернет ресурсы, презентация, кластер, карточки. | Тетрадь рабочая, ручка, простой карандаш, учебник. |
Планируемые результаты | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе создания текста-описания. Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию. |
| | Принцип психологической комфортности. |
Организация класса | Друзья мои, я очень рада войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз! | Звенит, заливается школьный звонок, Нас ждёт интересный, полезный урок. Хорошим пусть будет у всех настроение, Легко нам сегодня дается учение. | Читают стихотворение (слайд №1) | УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы. |
Самоопре деление деятельности | - Определите последовательность этапов урока [на доске:] План урока. Применяем новые знания. (4) Повторяем, что мы знаем об имени существительном. (1) Подводим итог. (5) Что нового хотим узнать? (3) «Открываем» тему урока. (2) | План урока. Повторяем, что мы знаем об имени существительном. «Открываем» тему урока. Что нового хотим узнать? Применяем новые знания. Подводим итог. | Составляют план предстоящей деятельности Обучающиеся открывают тетради, записывают дату | Регулятивные УУД: составление последовательности действий; самостоятельное формулирование задания. Коммуникативные УУД: создание ситуации успеха |
| | Принцип сотрудничества |
Актуализация знаний | 1. ПОВТОРЯЕМ, ЧТО МЫ ЗНАЕМ Дима нап.сал с.ч.нение о з.ме и ос.ни. Назови в предложении имена существительные. Назовите постоянные признаки существительных. | Дима, сочинение, о зиме и осени.
Определяем падеж и записываем имена существительные в начальной форме, выделяем окончание и определяем род. Дима, сочинение, зима, осень. Одушевленные – неодушевленные; Собственные – нарицательные; Род: ж.р., с.р., м. р. | Вставляют пропущенные буквы и объясняют орфограммы. Определяют склонение. | Познавательные УУД: 1.Осознанное и произвольное построение речевого высказывания 2. Извлечение информации, представленной в разных формах, ориентирование в своей системе знаний, отграничивание нового от старого. |
| | Принцип формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Мотивация учебной деятельности | 2. «Открываем» тему урока. Упр.169 стр. 96 Что общего в этих словах? ПРАВИЛО стр.97 По каким признакам можно узнать имена существительные 3-его склонения? | ЕЛЬ, ПЫЛЬ, НОЧЬ, МЫШЬ, ДВЕРЬ. ВЫВОД: Все женского рода, с нулевым окончанием.
3-е склонение Ж.р. □ ь на конце | Произносят и записывают слова Сравнивают правило со своими выводами Приводят примеры существительных 3-е склонения | Коммуникативные УУД : адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Познавательные УУД анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности |
Открытие нового знания. | 3. Что нового хотим узнать? Работа с учебником стр.97 Упр.170 Текст-рассуждение «Что такое совесть?» | Качество -- Хитрость,шалость, жестокость, скромность,скупость, жадность, лживость,благородство. Чувство -- Искренность,справедливость, стыдливость, совесть, достоинство. | Делят слова на две группы Заслушивают сообщения «Что такое совесть?» | Познавательные УУД: извлечение необходимой информации Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; |
Физминутка | «Слушай, думай, хлопай» Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода. | сущ. 1 скл. – руки в стороны, 2 скл. – руки вверх, 3 скл. – 3 хлопка) | Выполняют физкультминутку | Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. |
| | Принцип сотрудничества |
Включение новых знаний в систему знаний | 4.Применяем новые знания. Упр. 171 Сельдь, метель, пыль, ночь, цепь, кость, ель.
СЛАЙД № 4 фрегат склонений №5
Самостоятельная работа. Упр.172 Как будем действовать, чтобы определить склонение сущ.? Карточки: Прочитайте имена существительные. К какому склонению они относятся. Докажите. Образуйте от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1 (3) склонения. Запишите слова парами. | Повторяют алгоритм определения склонения Начальная форма Определение рода Окончание
Записывают по вариантам І в. –2-е склонение ІІ в.—3-е скл.
Работа в парах: Ветка -… Сельдь- .. Морковка - … Метель- … Лошадка - … Пыль- …. Мышка - … Ночь - … Тетрадка - … Цепь- … Кроватка - … Кость- … Ночка - … Ель- … Кисточка - … Ладонь-… | Доказывают, что данные существительные относятся к 3-ему склонению Рассуждают: что? - ночь (она), сущ. И.п., ед.ч., ж. р. - окончание нулевое, значит 3-е склонение Подбирают однокоренные существительные, записывают на карточке. Меняются карточками, проверяют и оценивают работу соседа. | Регулятивные УУД Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Коммуникативные УУД: строят небольшие монологические высказывания Познавательные УУД: Устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениями |
| | Принцип самостоятельности |
Информация о домашнем задании. | Домашнее задание. Стр. 98 Упражнение173, правило на стр. 97
| Обсуждение задания в учебнике. | Записывают в дневник домашнее задание. | Личностные УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки |
ИТОГ | Мы подошли к последнему этапу урока «Подводим итог» | Слайд №4 (2) Сегодня на уроке я узнал… я понял… мне было интересно… мне было трудно… | Строят свои высказывания | Познавательные: Устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениями |
Рефлексия | Итоговый вопрос: Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему? Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного? | ВЫВОД. Склонение – это постоянный признак существительного. Слайд №3—Постоянные и непостоянные признаки существительного. | Доказывают свою точку зрения и делают вывод. Называют признаки существительного | Коммуникативные УУД: учёт позиции партнёра, передача информации, Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания |
| Оценки за урок. Слайд № 19 | Приклеивают лучики-стикеры к смайлику Самостоятельно читают стихотворение | Определяют свой эмоциональный фон. | Коммуникативные УУД: передача информации, |