Минутка чистописания - Примите правильное положение за партой, расположите тетрадь под наклоном. Пропишите в одну строку элементы букв. 2. Орфографическая работа. -Продолжим наш урок орфографической работой. - Посмотрите на экран. Прочитайте данные предложения для себя. На ……… дер.ве (при)строился дят.л. Какой он ……… , красивый! Голо.ка и спинка ……… , (на)затылке ……… шапоч()ка. А (на) …….. крыл.ях ……… пятнышки и п.ло…ки. Он весь ……..! Маленькая с.бач()ка б.жала (по)д.ро.ке. Задание – решить орфографические задачи. 3. Актуализация знаний - А теперь внимательно посмотрите на эти предложения. Можем ли мы их назвать текстом? Прежде, чем дать ответ, давайте вспомним, что же такое текст. - Текст - это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. - Правильно, ребята. Итак, в тексте предложения должны быть связаны между собой по смыслу (т.е. иметь одну тему) и дополнять друг друга. - А, что вы скажете о записанных предложениях? (- Они связаны темой – о дятле. А последнее - не о дятле.) - Какой сделаем вывод? (-Последнее предложение не подходит под общую тему, его следует исключить.) - Хорошо. Итак, мы определили тему текста. Текст о дятле. -Что мы можем ещё определить у текста. (Мы можем определить тип текста). - Правильно. Какие типы текста вы знаете? ( текст-повествование, текст-описание и текст-рассуждение.) 4. Сообщение темы - Сформулируйте тему урока. 5. Работа по теме. Определение типа текста. -Что мы можем ещё определить у текста. (Мы можем определить тип текста). - Правильно. Какие типы текста вы знаете? ( текст-повествование, текст-описание и текст-рассуждение.) - Прочитайте тексты и определите тип текста. 1. Сорока. У сороки есть прозвище – белобока. По бокам пёрышки у неё совсем белые. Голова, крылья и хвост чёрные. Хвост у птицы длинный, прямой, будто стрела. Сорока – подвижная, суетливая птица. 2. Узоры на стекле. Почему появляются на окнах снежные узоры? Дело в том, что водяной пар оседает на холодные стёкла. Он превращается в кристаллы льда. Льдинки соединяются друг с другом. Вот и вырастают на стекле причудливые узоры. 3 Барсук. Барсук – аккуратный и чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто. Пищей ему служат слизни, ящерицы, лягушки, мыши. Ест он и лесные ягоды и плоды. Перед спячкой барсук устраивает себе мягкую постель. - Как определить тип текста? (Нужно определить, что содержит текст (сообщение, описание или объяснение) и какой вопрос можно поставить к тексту (что? где? как? когда? произошло; какой? какая? какое? какие?; почему?) - Правильно, ребята. К какому типу, на ваш взгляд, относится текст про дятла (в орфограф работе)? ( Данный текст относится к тексту-описания.) - Почему вы так решили? (т.к. в тексте описывается дятел). Продолжите фразу: текст-описание – это текст, в котором….. Как вы считаете, по данному описанию можно представить дятла точно? как он выглядит? (Нет). - А почему? (В этом тексте мало слов, которые точнее описывали бы дятла) - Верно, в этом тексте не обозначены признаки предметов. - Давайте попытаемся разнообразить текст, чтобы он ярче, выразительнее, точнее описывал дятла. - Слова, какой части речи, на ваш взгляд, нам в этом помогут? (имена прилагательные). - Почему? (они делают речь яркой, образной и выразительной) - Давайте вспомним, как выглядит дятел. Черный жилет, Красный берет, Нос, как топор Хвост, как упор! -Какие прилагательные вы вставите в текст. - Какую ещё работу вы можете предложить с текстом? (Мы можем озаглавить текст). - Озаглавьте текст так, чтобы заголовок отражал основную мысль текста. ( Красавец дятел. Дятел – яркая птица леса). -Списать 1 предложение, подчеркнуть гл члены. Дать характеристику предложению. |