У р о к 69. УМНОЖЕНИЕ НА НУЛЬ.
НЕВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЛЕНИЯ НА НУЛЬ.
Цели: познакомить учащихся с новыми правилами умножения и деления с числом 0;
научить применять эти правила при решении примеров;
закреплять табличные случаи умножения и деления;
повторить решение уравнений и перевод единиц длины.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Найдите последнее число в каждой цепочке, если в первой пустой клетке число 18.
2. Задание «Наберите слагаемыми число 75».
III. Работа над новым материалом.
Как и умножение на 1, умножение на 0 – особый случай, так как к нему не применим тот смысл умножения, с которым дети знакомы. (Нельзя взять слагаемым какое-нибудь число 0 раз.) Учитель сообщает детям правило умножения числа на нуль, затем дети читают это правило по учебнику на с. 87 вверху.
Так же, как и на предыдущем уроке, при умножении на 1 следует показать, что введенное правило и к этому случаю позволяет применить переместительное свойство. Например, 0 · 7 = 0 – по смыслу действия умножения. Но, как дети узнали на уроке, 7 · 0 тоже равно нулю. Поэтому 0 · 7 = 7 · 0.
При умножении любого числа на 0 получается 0.
Учитель сообщает учащимся, что записи 3 : 0, 16 : 0 не имеют смысла: делить на нуль нельзя, и обращает внимание детей на формулировку в рамке на с. 87 учебника и образный рисунок: табличка с примером такого вида перечеркнута. Это запрещающее правило можно пояснить детям так: «Предположим, хотят какое-то число, например 9, разделить на 0. Тогда частное, умноженное на 0, должно равняться 9. Но этого быть не может: какое бы число мы ни умножили на 0, всегда в произведении будет 0 (а не 9)».
Делить на нуль нельзя.
Примеры на действия с 0 и 1 (задания № 1 и № 2) решаются с комментированием. Полезно обратить внимание детей на то, что при решении примера 72 : 9 · 0 нет необходимости выполнять деление 72 : 9, так как какое бы число ни получилось в ответе, его нужно умножить на 0, а значит, в ответе все равно будет 0.
У доски и в тетрадях под руководством учителя полезно выполнить задания вида: 9 · = 9, 9 · = 0.
Учитель. На какое число нужно умножить 9, чтобы получилось 9? А на какое число нужно умножить 9, чтобы получился 0?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Задачу № 3 следует решить под руководством учителя, заполняя у доски таблицу:
В 1 рулоне | Количество рулонов | Всего метров |
7 м | одинаковое | 35 м |
10 м | ? |
1) 35 : 7 = 5 (р.) – кол-во рулонов
2) 10 · 5 = 50 (м)
О т в е т: 50 метров.
Важно при этом обратить внимание детей на то, что в первом и втором случае количество рулонов одинаковое.
Задачу № 4 (1 и 2) учащиеся решают самостоятельно с последующей проверкой.
О т в е т: на 21 человека мальчиков больше, чем девочек.
2. Работа с единицами длины. Перед выполнением задания № 5 следует вспомнить, сколько сантиметров содержится в одном дециметре, сколько дециметров – в одном метре и т. д.
№ 5:
8 см = 80 мм 8 см 4 мм = 84 мм
5 м = 50 дм 8 дм 7 см = 87 см
6 дм = 60 см 2 м 4 дм = 24 дм
3. Для самостоятельной работы на уроке можно предложить задания № 6 и № 7.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке?
Дети. Сегодня на уроке мы познакомились с новыми правилами умножения и деления с числом 0.
Учитель. Какие же правила вы узнали?
Дети. При умножении любого числа на нуль получается нуль. Делить на нуль нельзя.
Учитель. Хорошо, а что ещё мы повторяли сегодня на уроке?
Дети. На уроке мы ещё решали уравнения, задачи, переводили единицы длины из одних в другие.
Д/З