Для этого вернемся к нашей памятке на стр 63. Прочтем первое предложение Мальчик умен Найдем подлежащее((ребенок) - Мальчик). Найдем слово которое указывает на то, что сказано о подлежащем, т.е. о мальчике. ( Ребенок (что он умен) ). Значит оно является сказуемым? (да) . Слово умен не является глаголом, но тем не менее это – сказуемое. Вы скоро узнаете об этой части речи (она называется краткое прилагательное). Вешаем табличку «Краткое прилагательное» Прочтем второе предложение. Наша бабушка – рукодельница. Найдем подлежащее ((ребенок) – бабушка)). Что сказано о бабушке ? ((ребенок) – что она рукодельница) Значит это слово сказуемое? (Да). А какой частью речи является слово рукодельница? (существительным) Вешаем табличку «Существительное» Читаем третье предложение. Утро солнечное. Найдем подлежащее ((ребенок) – утро)). Что сказано о подлежащем ? ((ребенок) – что утро солнечное) Значит это слово сказуемое? (Да). А какой частью речи является слово солнечное? (прилагательным) Вешаем табличку «Прилагательное» А теперь разберем остальные предложения. Дети по одному разбирают каждое предложение. Давайте сделаем вывод, прочтем рубрику «Обрати внимание» Читает ученик. Дети, как же нам не запутаться в определении сказуемого? Получается что глагола-сказуемого нет, если оно выражено прилагательным или существительным? Я вам открою секрет: на самом деле глагол есть, просто он спрятан под шапкой-невидимкой. Вспомните про нулевое окончание, мы его тоже не видим, пока не изменим форму слова. Также и со сказуемым. Чтобы убедиться, что сказуемое все-таки есть, ножно немного изменить наши предложения так, будто то о чем говорится, уже было, или еще будет. Для этого вставим между подлежащим и сказуемым глагол-невидимку «было» или «будет». Что же у нас получиться? (Включаю слайд). Этап систематизации знаний А теперь предлагаю поработать в парах. Перед вами конверты, в которых потерялись начало и конец предложений. Данные предложения я взяла из толкового словаря в вашем учебнике. Ваша задача вместе с соседом по парте составить правильные предложения, соединив начало и конец. Как закончите, прошу поднять руки, собранные в замочек, что означает, что вы справились с заданием вместе! Скажите, что вы заметили в этих предложениях? (в каждом из них сказуемое выражено не глаголом) РЕФЛЕКСИЯ Ну, а теперь проверим . как вы были внимательны на наших уроках, я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, донимаете табличку ДА если не согласны – табличка НЕТ - В предложении есть грамматическая основа? - Верно ли что грамматическая основа состоит только из сказуемого? - Верно ли, что подлежащее всегда выражено именем существительным? - Верно ли, что сказуемое может быть выражено существительным? - Верно ли, что в предложении сказуемое может быть выражено глаголом? Ну что же, мы выполнили поставленную задачу? Что мы сегодня узнали на уроке? Поднимите руку, кому было на уроке сложно и остались непонятные вопросы? Да, тема сложная, но мы с вами еще несколько уроков посвятим главным членам предложения, и, со временем во всем разберемся! Запишите задание на дом: стр 74, упр 3. |