Учитель:
Где работают дружно,
А спорят по делу,
Там и сказке можно
Появиться смело!
-Догадались, куда мы с вами сегодня на уроке отправляемся? (в сказку).
-А поможет нам попасть в сказку художник- иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.
-Где вы слышали это имя? (на уроке литературного чтения, когда читали «Сказку о царе Салтане…» А. С. Пушкина и рассматривали иллюстрации художника)
-Чтобы узнать сказку, о которой сегодня пойдёт речь, нужно отгадать загадку:
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (лягушка, из сказки «Царевна-лягушка»)
-Предположите, что будет являться предметом нашей с вами работы? (иллюстрации к сказке «Царевна - лягушка»)
-Сегодня мы будем писать сочинение по картине художника – иллюстратора
И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
-Какие цели вы поставите перед собой на уроке? (учиться описывать картину, правильно строить предложения, составлять текст и др.)
-Рассмотрите более внимательно репродукцию картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», найдите её в «Картинной галерее» учебника.
-Какой эпизод из сказки изобразил художник? Расскажите.
- Опишите место, где происходит действие.
-Как попал сюда Иван-царевич?
-Можно ли догадаться, что это царский сын? Опишите одежду Ивана-царевича.
(длинный (народный русский) кафтан, подпоясан кушаком, шапка с отворотом, сафьяновые сапоги, держит лук…)
-Кого Иван – царевич увидел перед собой?
-Как выглядит лягушка? -Опишите лягушку(маленькая, зелёная, совсем не красавица, держит стрелу в лапах, внимательно смотрит, жалостливый взгляд, словно что-то хочет сказать…)
-Как вы думаете, какое настроение у Ивана-царевича?(удивлён, смотрит с грустью, опечален…)-Почему?
-Какие краски выбрал художник для написания этой картины?( яркие краски, много света…)
-Какие виды текста вы знаете? (текст - повествование, текст – рассуждение, текст – описание)
- Какой текст у нас должен получиться сегодня? (текст-описание)
-Почему?
-Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию? (какой?Какая?...)
-С чего всегда начинаем работу над сочинением? (с составления плана)
Примерный план:
Художник и его картина.
Иван-царевич и лягушка-квакушка. (Описание места действия и внешнего вида героев картины)
Цвет и настроение картины.
Моё отношение к картине.
Сочинение
по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»
Картина И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» нарисована к русской народной сказке «Царевна лягушка».
В центре картины изображён Иван-царевич. Кругом лесная глушь и вязкое болото. Иван-царевич одет в длинный кафтан, подпоясан кушаком, шапка с отворотом, а на ногах сафьяновые зелёные сапоги. В руках он держит лук. Иван-царевич удивлён и опечален. На болотной кочке сидит лягушка-квакушка. В лапах у неё стрела. Она внимательно смотрит жалостливым взглядом и словно что-то хочет сказать.
Яркие краски картины и причудливый орнамент из полевых цветов и стрел придают картине таинственность, загадочность.
Мне картина понравилась Художнику удалось достоверно передать сюжет русской народной сказки.