Подготовка к сочинению по картине М. А. Врубеля «Царевна-лебедь»
Врубель Михаил Александрович
(1856-1910)
Выдающийся русский художник Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске. Мать мальчика умерла, когда ему было только 3 года. Отец, Александр Михайлович, — поляк, офицер, был человеком образованным, нежно любившим своих детей. Именно он занимался их воспитанием. Также у Врубеля была сестра Анна, теплые отношения с которой сохранились у Михаила до конца жизни.
Михаил Врубель рано начал рисовать. С восьми лет он посещал рисовальные классы Общества поощрения художников. Потом мальчик обучался рисованию у частного педагога и посещал рисовальную школу. Юноша получил прекрасное образование.
Михаил рос спокойным мальчиком, любил слушать музыку. Способности к живописи проявились у него в возрасте 5-6 лет: однажды побывав на выставке, мальчик увидел копию с фрески Микеланджело «Страшный суд», и, придя домой, он по памяти воспроизвел картину во всех подробностях.
В связи с частыми переездами, Врубель учился в разных школах. В Одессе он закончил гимназию, в Петербурге ходил в рисовальный класс, в Саратове ходил к частному педагогу по рисованию. Затем была снова рисовальная школа в Одессе. В 1874 году Михаил поступает в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет.
Весь период учений Врубель увлекался рисованием, у него была очень хорошая зрительная память. Ему нравилось копировать различные гравюры с журналов.
В 1880 году Врубель начал ходить в вечерний класс Академии художеств П. П. Чистякова. Эта школа дала многое художнику, здесь у него появилась собственная манера письма: картины напоминали мозаику, предметы как будто бы состояли из множества кристаллов.
Сирень.
1900. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия .
Девочка на фоне персидского ковра.
1886. Холст, масло.
Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
Демон сидящий.
1890. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Портрет С.И. Мамонтова.
1897. Не окончен. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия
Муза.
1896. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия
"Автопортрет", бумага, уголь, 1904 г,
Москва, Третьяковская галерея
«Царевна-лебедь»
1900 г,
Государственная Третьяковская галерея
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит,
Глядь: поверх плакучих вод
Лебедь белая плывет…
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает словно пава;
А как речь-то говорит;
Словно реченька журчит.
А.С.Пушкин
«Царевна-Лебедь» — картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина.
Премьера оперы, лежащей в основе картины, состоялась в Частной опере С. И. Мамонтова 21 декабря 1900 года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Сохранились её фотографии в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.
Надежда Ивановна Забела –Врубель
1896 год
М. Ф. Гнесин так отзывался об исполнительнице партии красавицы-царевны в опере Римского-Корсакова Н. Забеле: «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки».
Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой.
Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебеди волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями. Далеко-далеко, у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари…
Вот это колдовское мерцание жемчугов и драгоценных камней, трепета зари и бликов пламени огней острова и создает ту сказочную атмосферу, которой пронизана картина, дает возможность почувствовать гармонию высокой поэзии, звучащей в народной легенде.
Может, порою только легкий шорох крыльев да плеск волн нарушают безмолвие. Но сколько скрытой песенности в этом молчании. В картине нет действия, жеста. Царит покой.
Всё как будто заколдовано. Но вы слышите, слышите живое биение сердца русской сказки, вы будто пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным, милым лицом, прекрасным и загадочным. Художник пленил нас магией своей волшебной музы…
Из книги «Мастера и Шедевры», автор которой
Игорь Викторович Долгополов(1917-1991) — талантливый художник-плакатист, одаренный живописец, ученик Александра Дейнеки — внезапно понял, что главное дело его жизни — рассказы о художниках.
План сочинения:
1. Картина «Царевна-Лебедь» и ее автор.
2. Героиня картины:
а) Лицо Царевны
б) Поза Царевны
в) Одежда Царевны
3. Фон картины.
4. Настроение картины.
5. Мое отношение к картине.
Слова-помощники:
- О Врубеле : художник, живописец, творец, создатель картины .
- О картине : полотно, холст, произведение живописи, произведение искусства, художественное произведение , художественное творение, гармония высокой поэзии, сказочная атмосфера.
- О процессе создания картины : написать, создать, изобразить (на), выразить (в), отразить (в).
- О впечатлении от картины : пленять, восхищать, привлекать, вдохновлять, волшебное очарование.
Слова-помощники:
- О Царевне-Лебеди :
- красавица-царевна, сказочный образ, пленительный образ, чудесный образ, волшебная муза;
- белоснежные воздушные крылья, полувоздушное оперение, жемчужное ожерелье, узорчатый кокошник, серебряное кружево фаты, мерцание драгоценных камней;
- величавая красота, широко открытые чарующие очи, удивленные и печальные собольи брови, тонкие черты бледного лица, печальные добрые очи, прекрасное и загадочное лицо.
Работа над планом
Мое отношение к картине:
«Когда я рассматриваю картину Врубеля, то чувствую…»
«Глядя на эту замечательную картину, я понимаю, что…»
«Картина талантливого русского художника М. А. Врубеля вызывает у меня чувство…