Способы пополнения словарного запаса обучающихся на уроках литературного чтения
Автор: Гоф Я. В. – студент
Руководитель: Загородникова Т. В.
Красноярское государственное бюджетное профессиональное образовательно учреждение «Красноярский педагогический колледж №1 им. Максима Горького»
Аннотация: В данной статье рассматриваются способы, которые помогут ученикам начальной школы пополнить свой словарный запас, а также проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся при изучении текстов на уроке литературного чтения. Данные способы будут применяться на обучающихся с целью пополнения словарного запаса на уроках литературного чтения.
Ключевые слова: словарный запас, способы пополнения словарного запаса, урок литературного чтения.
В настоящее время возникает вопрос словарного запаса обучающихся. Словарный запас – «совокупность слов, которые подразумевают обозначение предметов, явлений и понятий, которыми владеет человечество, являющийся основополагающей составной частью лексики» [5]. Способы пополнения словарного запаса – приёмы и методы, которые помогут пополнить словарный запас.
Объект: процесс пополнения словарного запаса с помощью подобранных способов.
Предмет: способы пополнения словарного запаса на уроках литературного чтения.
Целью исследования будет: с помощью изучения способов пополнения словарного запаса активизировать и применить данные способы.
Задачи:
- изучить методическую литературу по данной теме;
- выявить способы пополнения словарного запаса обучающихся;
- применить данные способы на обучающихся с целью пополнения словарного запаса.
В ходе проведённых мной наблюдений было выяснено, что большинство обучающихся 3 класса начальной школы не владеют полным и богатым словарным запасом. (68% учеников). Потому что обучающиеся больше времени проводят в гаджетах и совсем не читают книги. Им не всегда интересно то, что происходит на уроках. При изучении литературных текстов они не спрашивают значение того или иного слова, а просто стараются не обращать на него внимание, даже если слово не знакомое. Поэтому можно сделать вывод о том, что на уроках литературного чтения нужно применять на обучающихся различные и интересные способы, которые помогут активизировать и пополнить словарный запас любого ученика, а также заинтересовать его в изучении незнакомых ему слов.
Существуют проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся при изучении текстов на уроках литературного чтения, и вот некоторые из них:
- обучающиеся не могут выделить главную мысль текста, потому что не знают значений многих слов;
- не могут правильно прочитать слово и поставить ударение в нужном месте;
- неправильно понимают значение прочитанного слова;
- не могут подобрать синонимы и антонимы к словам;
- не хотят обращать внимания на сложные слова, из-за которых может поменяться смысл текста;
- при чтении пропускают слова, которые кажутся им сложными [1].
Все эти проблемы можно решить с помощью некоторых способов, которые помогут пополнить словарный запас на уроках литературного чтения.
Проанализировав методическую литературу, я выделила следующие способы пополнения словарного запаса, которые были мной предложены обучающимся:
1. Выяснение нового значения знакомого слова. Учащиеся пользуются словом с определённым значением в устной речи и в процессе чтения, но узнают новое значение слова с помощью учителя. Например, учащийся знал слово «предмет» как определение вещи, используемой в быту, но узнаёт, что «предметом» также называется, например, область изучения в школе: математика, русский язык и др. [2].
2. Дидактическая игра. Через дидактическую игру у обучающихся появится интерес к увеличению своего словарного запаса, а также легкость усвоения материала, ведь игра в начальной школе имеет важную роль. Значительно повышается работоспособность, изучаемый материал становится более доступным. Могут быть использованы такие игровые приемы, как: найди «лишнее слово», замени словосочетания одним словом, составь продолжение сказки по опорным словам, и т.д.
3. Словарная работа. Она должна быть целесообразной и интересной. Учитель должен организовывать ее так, чтобы не было однотипных упражнений. Например, поиск в тексте заданных слов, подбор синонимов и антонимов к слову, составление из двух слов одного, чтобы лучше понять литературное произведение, и так далее.
4. Упражнения лексического характера. Может использоваться работа с загадками, показ предмета или его изображения с целью объяснения значения слова, работа со словарем. Знакомить учеников с орфографическим словарем нужно как можно раньше. Те слова, которые не понятны обучающимся, нужно смотреть в словаре и работать с этими словами.
5. Работа с карточками. На одной стороне карточки пишется слово, на другой — его значение. Сначала нужно попытаться самостоятельно вспомнить ответ, а потом перевернуть элемент и проверить себя. Этот способ очень прост и эффективен: процесс запоминания начинается уже с подготовки. Поэтому лучше создавать карточки учителю или даже учителю совместно с детьми.
6. Составление своих словарей. Обучающиеся при помощи учителя могут составлять различные словари, включать туда слова, которые им были не понятны в литературных произведениях и объяснять их.
7. Написание сочинений по картине. Сочинение – это попытка ребёнка выразить окружающий мир, высказать свою точку зрения. Этот вид работы побуждает ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями, обогащает язык и учит грамотности. Во время проведения лучше всего использовать карточки со словами из словаря настроений и чувств, который составляют сами ученики [4].
8. Замена объясняемого слова его синонимом – один из наиболее часто применяемых приемов. Его можно использовать на уроке литературного чтения перед изучением самого текста. Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы. Понятия о предметах, действиях, признаках имеют множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре синонимов, их обозначающих, тем богаче, выразительнее возможности как языка в целом, так и каждого его носителя.
9. Использование упражнений по группированию слов по схожему лексическому значению. Такой подход позволяет углублять понимание текста, расширять понимание взаимосвязи слов с одинаковым значением, различать оттенки смысла и использовать воображение [3].
10. Работа с иллюстративным материалом. Обучающимся в начальной школе необходимо работать не только с текстовым материалом, но и с иллюстративным, так называемые «книги-картинки».
11. Объяснение лексического значения слова в виде логического толкования, приведенного в тексте учебника, словаре или устном объяснении учителя, или синонимического ряда [3].
12. Составление полных ответов на поставленные вопросы.
13. Работа с толковыми словарями, которые обучающиеся должны использовать при затруднении в использовании новых слов в своей речи.
14. Редактирование текстов. Дается готовый текст, который нужно правильно отредактировать по смыслу.
15. Работа с деформированными текстами. Дается фрагмент литературного произведения, в котором неправильно употреблены значения слов. Задача обучающихся, поставить слова в правильном порядке по смыслу.
16. Ассоциативный ряд. Дается слово, и к нему ряд других слов. Задача обучающегося – выделить слова, которые у него ассоциируются с заданным словом.
Все эти способы были предложены обучающимся на уроках литературного чтения, чтобы пополнить словарный запас. По результатам исследования было выявлено, что с помощью данных способов словарный запас обучающихся 3 класса улучшился (84% учеников правильно выполнили упражнения)
Таким образом, данные способы являются эффективными для обогащения словарного запаса обучающихся, так как в начальной школе преобладает наглядно-образное мышление, соответственно обучающиеся лучше воспринимают материал, когда он более доступный и иллюстративный.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Родионова, Е. В. Работа по расширению словарного запаса младших
школьников/ Е. В. Родионова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. —No 35 (273). -C. 149-150.
2. Толстова, В. Г. Обогащение словарного запаса младших школьников / В. Г. Толстова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 565-567. (дата обращения: 18.11.2022).
3. Зикеев А.Д. Словарный запас [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.kg/media/files/6f488272-81cd-4728-af4f-a777cd8dde3f.pdf
4. Протасова Т.П. Работа с учебным словарем синонимов как средство обогащения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-uchebnym-slovarem-sinonimov-kak-sredstvo-obogascheniya-slovarnogo-zapasa-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka
5. Ястребова А.В. Особенности лексики младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ped.bobrodobro.ru/58586\