СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

30 сентября 2024 г. Разговоры о важном. День учителя. Сценарий занятия. 3-4 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: https://razgovor.edsoo.ru/topic/107/

Просмотр содержимого документа
«30 сентября 2024 г. Разговоры о важном. День учителя. Сценарий занятия. 3-4 классы.»

Сценарий  занятия п а т р иот и зм День  учителя 3–4  классы гражданственность 30  сентября  2024

Сценарий занятия

п а т р иот и зм

День учителя

3–4 классы

гражданственность

30 сентября 2024

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3–4 классов по теме

«День учителя»

Цель занятия: формирование у обучающихся представлений о значимой роли учителя в становлении личности каждого человека, осознание тех качеств, которые необходимы в профессии педагога, наставника, воспитание уважительного отношения к людям, которые посвятили свой труд воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность.

Основные смыслы:

Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. В разные исторические времена труд учителя был и остаётся уважаемым, социально значимым, оказывает влияние на развитие образования членов общества.

Назначение учителя – образование и воспитание подрастающего поколения, социальное служение. Учитель – советчик, помощник, организатор познавательной деятельности младших школьников.

Планируемые результаты. Личностные:

  • понимать роль и значение учителя как человека, который вводит в мир знаний, развивает умения, помогает взрослеть;
  • проявлять уважение к труду учителя, его знаниям и опыту; учиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности;
  • проявлять инициативу, самостоятельность, добросовестность в

совместной деятельности и индивидуальной работе.

Метапредметные:

  • проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;
  • работать с информацией: сопоставлять текстовую и иллюстративную информацию, оперировать сведениями, определять тему и главную мысль сообщения;
  • активно участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать

с в оё м не н ие.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • видеоматериалы,
  • комплект интерактивных заданий,
  • презентация.

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия – создать условия для активного участия

обучающихся в обсуждении темы. Мотивация предстоящей деятельности младших школьников базируется на просмотре и обсуждении материала видео, отражающего тему занятия.

Часть 2. Основная

В основной части обучающиеся подводятся к пониманию и раскрытию основных смыслов занятия. С этой целью обучающимся предлагаются анализ

иллюстративного материала, выполнение интерактивного задания, просмотр видео, ситуации и вопросы познавательного характера, раскрывающие значимость профессии учителя.

Часть 3. Заключительная

Обобщение идей занятия о роли педагога в жизни каждого человека, его предназначении, подведение итогов занятия.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель . Дорогие ребята! До того, как мы начнём наш разговор, посвящённый Дню учителя, давайте вспомним, что ровно два года назад в

результате референдума произошло воссоединение Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей с Российской Федерацией.

Жители Донбасса, Запорожской и Херсонской областей практически единогласно проголосовали за вхождение в состав Российской Федерации.

Этот день для всей нашей страны – символ восстановления исторической

справедливости, возврата исконно русских земель, незыблемости суверенитета нашей страны.

Частью большой и дружной российской семьи стали миллионы людей,

горячо любящих Россию, прошедшие через тяжёлые испытания, но сохранившие свой родной язык, традиционные российские ценности.

Сейчас в Донецкой и Луганской Народных Республиках, Запорожской и Херсонской областях идёт активное восстановление и развитие инфраструктуры: отремонтировано более тысячи школ, идёт строительство новых школ, детских садов, спортивных площадок, строятся новые дома, восстанавливаются дороги, совершенствуется система здравоохранения.

Методический комментарий (для педагогов ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей). Говоря о результатах референдума, важно подчеркнуть, что осознанный выбор был сделан родителями, бабушками, дедушками обучающихся.

Важно отметить, что для ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской

областей 30 сентября день возращения на свою историческую Родину. Более 200 лет Херсон, Запорожье, Луганск и Донецк входили в состав Российского государства и только 30 лет существовали отдельно.

Учитель также может обратить внимание детей на конкретные изменения, произошедшие в их регионе, школе, за последние 2 года .

Учитель. Школа, ученики, класс, урок. В школе мы проводим большую часть нашего дня, учимся новому и открываем для себя много интересного. И сегодня, в преддверии Дня учителя, я предлагаю вам заглянуть в мир этой очень интересной, важной и ответственной профессии. В чём уникальность профессии учителя? Давайте представим, что все учителя исчезли… Посмотрим видео.

Демонстрация видеоролика «Мир без учителя».

Учитель. Ребята, почему исчезли водители, продавцы, врачи? Как их исчезновение связано с профессией учителя?

Ответы обучающихся.

Учитель. Учитель – это тот, кто сопровождает нас в мире знаний, учит учиться, искать и открывать новое, воспитывает, помогает раскрыть свои возможности.

У каждого взрослого есть учитель, наставник, имя которого ему особенно дорого. Помню такого человека и я.

Методический комментарий. Учитель рассказывает о своём учителе, наставнике, который сыграл важную роль в его собственной жизни.

Личный и искренний рассказ учителя позволит ученикам увидеть реальную значимость учителя в жизни каждого человека. Это создаст

эмоциональный отклик у детей и повысит вовлечённость в дальнейшее обсуждение.

Учитель. А сейчас поделится своими мыслями о профессии учителя Ника Жукова.

Демонстрация видеосюжета от Ники Жуковой.

Часть 2. Основная

Учитель. Ребята, в своём выступлении Ника Жукова вспомнила известных людей и их наставников.

А вы знаете, что многие писатели и поэты работали учителями, преподавателями, наставниками. Вы читали произведения этих писателей на

уроках литературного чтения, но, оказывается, они стояли и у классной доски с мелом!

Методический комментарий. Работа с интерактивным заданием может быть организована как фронтально, так и в малых группах. Например, обучающиеся объединяются в пары и небольшие группы (по четыре человека), отвечают на все вопросы, а потом подводятся итоги и обсуждаются верные ответы.

Количество вопросов, предлагаемых обучающимся для анализа, учитель определяет самостоятельно, исходя из уровня подготовленности своего

класса.

Интерактивное задание «Писатели-педагоги».

Содержание задания: обучающимся демонстрируется текст, а ученики должны вспомнить его заголовок и автора. После полученного ответа демонстрируется портрет писателя и видео с ответом.

1.

На солнце тёмный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел

Ответ:

2.

Жуковский Василий Андреевич был наставником наследника престола, будущего императора Александра II.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась,

В лазури жаворонок звонкий…

Да призадумалась, а сыр во рту держала…

Ответ:

Своим учителем считал Жуковского и Пушкин. После

3.

создания «Руслана и Людмилы» Александр Сергеевич получил от поэта портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя».

Что ж он видит? Прекрасивых Двух коней золотогривых

Иван Андреевич Крылов служил секретарём и учил детей князя Голицына. Своим ученикам писатель преподавал русскую словесность, иностранные языки и давал уроки музыки.

Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами…

Ответ:

4.

Ершов Пётр Павлович после окончания университета работал учителем Тобольской гимназии, а затем стал её директором.

Одним из его учеников был Дмитрий Иванович

Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь вас всякий легко погубит».

Ответ:

5.

Наступила осень. В саду собирали плоды румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

Менделеев.

Л ев Н и к о л а е ви ч Т ол с т ой с а м о б у ч ал г ра м о те крестьянских детей, для которых написал «Азбуку» и

Константин Дмитриевич Ушинский автор многих рассказов для детей, а ещё он разработал для ребят учебники «Родное слово» и «Детский мир».

Осень лучше всех времён года!

«Книги для чтения». А ещё Лев Николаевич в

Яснополянской школе преподавал старшим ученикам математику, физику и историю.

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Великого педагога часто называли «учитель

учителей», потому что по его пособиям учителя занимаются и преподают до сих пор.

Учитель. Почему Ушинского называли «учителем учителей»?

Ответы обучающихся.

Учитель. Книги Константина Дмитриевича рассказывают, как успешно учить учеников. Ведь учителя продолжают учиться, даже когда уже работают

в школе. Да-да, не удивляйтесь! Учителя учат и учатся сами, ведь наша жизнь стремительно меняется, появляются и используются новые цифровые технологии. Может быть, тогда со временем они смогут заменить учителя?

Своим мнением об этом с нами поделится Владимир Ростиславович

Мединский, помощник Президента Российской Федерации, Председатель Российского военно-исторического общества, автор книг и учебников по истории России.

Демонстрация видеообращения федерального спикера.

Учитель. Я соглашусь с Владимиром Ростиславовичем, что искусственный интеллект не заменит учителя. Рассмотрите фотографии. Ребята, чему не сможет научить искусственный интеллект человека?

Ответы обучающихся: эмоциям, дружбе, заботе и т. д.

Учитель. А ещё искусственный интеллект никогда не сможет поддержать словом или помочь в трудную минуту, разделить радость в счастливые моменты.

Время меняет школу, но признание и уважение к профессии учителя остаётся в жизни и памяти людей. Посмотрите, как много в России установлено памятников и скульптурных композиций, посвящённых Учителю. Как вы думаете, почему?

Ответы обучающихся.

Работа с интерактивной картой «Учителями славится Россия…».

М е то д и ч ес ки й  ко мме н т а ри й.  В  пр одо л же н ие  р а з г ов о р а  у чит е ль организует  работу   с интерактивной  картой  «Учителями  славится Россия…». Учитель обращает внимание обучающихся на символы и образы, которые  представлены в  памятниках и  скульптурных композициях,  посвящённых  учителям.  Более  подробно  см.  методические  рекомендации.

М е то д и ч ес ки й ко мме н т а ри й. В пр одо л же н ие р а з г ов о р а у чит е ль организует работу с

интерактивной картой «Учителями славится

Россия…». Учитель обращает внимание обучающихся на символы и образы, которые представлены в памятниках и скульптурных композициях, посвящённых учителям. Более подробно см. методические рекомендации.

Часть 3. Заключительная

Учитель. Ребята! Быть учителем в современном мире — это большая ответственность. Это и огромная честь — воспитывать и обучать вас, тех, кто будет строить будущее нашей страны.

Учителями славится Россия, Ученики приносят славу ей…

Мне бы хотелось, чтобы вы знали, что для учителя главное в его профессии – это его ученики! И я для вас приготовила сюрприз!

В этой красивой коробке находится фотография моего любимого ученика.

Я хочу, чтобы каждый из вас по очереди заглянул внутрь и увидел, кто это. Но

друг другу ни в коем случае не говорите! Кто первый?

Методический комментарий. Учитель достаёт коробку и предлагает по очереди ученикам заглянуть в неё, сообщая, что в коробке лежит фотография его любимого ученика. Ученики по очереди заглядывают в коробку, а там лежит зеркало, в котором каждый видит себя.

Игровое задание «Любимый ученик».

Учитель. Ребята, я вас всех очень люблю, спасибо вам за то, что вы у меня есть! Каждый раз, видя ваши любознательные и искренние взгляды, я понимаю, что профессия учителя лучшая на земле!

Но думаю, что наш разговор о Дне учителя, не будет полным, если мы не

вспомним о наших родителях. Ведь именно от них мы получаем самые первые знания об этом мире, и их советы и наставления сопровождают нас всю жизнь. Давайте не забудем в День учителя и им сказать большое спасибо!

Ребята, а ещё, вернувшись домой, расспросите своих родителей об их учителях и наставниках, имена которых они хранят в своей памяти. Уверена, что рассказ будет интересным.

ПОСТРАЗГОВОР

  • Написание мини-сочинения «Если бы я был учителем…».
  • Посещение школьных, педагогических музеев.
  • Вст р е чи с в ы д ающими с я п е д а г о г а м и , н аста в н и к а ми, воспитателями.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык : работа со словарём, определение значения пословиц об учении.

Литературное чтение: чтение произведений об учителях Я. Л. Аким

«Твой друг», А. А. Блок «Учитель».

Окружающий мир: знакомство со страницами истории создания первых школ на Руси.

Изобразительное искусство : картины художников В. Е. Маковского «В сельской школе», Н. П. Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», «Деревенская школа», «У дверей школы», «Дети на уроке»,

«Новички».

Музыка : подготовка сценария праздника, посвящённого Дню учителя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Материалы ко Дню учителя, https://www.culture.ru/s/den-uchitelya/ . Российское общество «Знание» https://znanierussia.ru/projects .

Общероссийское движение «Движение Первых», направление «Учись и познавай!» (образование и знание), https://будьвдвижении.рф/projects/18.

Короткометражный фильм РДДМ «Зарница», https://disk.yandex.ru/d/aps- HoOSguDkyQ/PERVYE_ZARNICA_20240819_WEB.mp4 .

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность учителям, педагогам, наставникам, советникам по воспитанию, родителям за их вклад в формирование личности каждого человека и в будущее страны.

Благодарность государства – награды лучшим учителям, воспитателям, наставникам.