Сценарий занятия
п а т р иот и зм
День учителя
3–4 классы
гражданственность
30 сентября 2024
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3–4 классов по теме
«День учителя»
Цель занятия: формирование у обучающихся представлений о значимой роли учителя в становлении личности каждого человека, осознание тех качеств, которые необходимы в профессии педагога, наставника, воспитание уважительного отношения к людям, которые посвятили свой труд воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность.
Основные смыслы:
Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. В разные исторические времена труд учителя был и остаётся уважаемым, социально значимым, оказывает влияние на развитие образования членов общества.
Назначение учителя – образование и воспитание подрастающего поколения, социальное служение. Учитель – советчик, помощник, организатор познавательной деятельности младших школьников.
Планируемые результаты. Личностные:
- понимать роль и значение учителя как человека, который вводит в мир знаний, развивает умения, помогает взрослеть;
- проявлять уважение к труду учителя, его знаниям и опыту; учиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности;
- проявлять инициативу, самостоятельность, добросовестность в
совместной деятельности и индивидуальной работе.
Метапредметные:
- проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;
- работать с информацией: сопоставлять текстовую и иллюстративную информацию, оперировать сведениями, определять тему и главную мысль сообщения;
- активно участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать
с в оё м не н ие.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеоматериалы,
- комплект интерактивных заданий,
- презентация.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия – создать условия для активного участия
обучающихся в обсуждении темы. Мотивация предстоящей деятельности младших школьников базируется на просмотре и обсуждении материала видео, отражающего тему занятия.
Часть 2. Основная
В основной части обучающиеся подводятся к пониманию и раскрытию основных смыслов занятия. С этой целью обучающимся предлагаются анализ
иллюстративного материала, выполнение интерактивного задания, просмотр видео, ситуации и вопросы познавательного характера, раскрывающие значимость профессии учителя.
Часть 3. Заключительная
Обобщение идей занятия о роли педагога в жизни каждого человека, его предназначении, подведение итогов занятия.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель . Дорогие ребята! До того, как мы начнём наш разговор, посвящённый Дню учителя, давайте вспомним, что ровно два года назад в
результате референдума произошло воссоединение Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей с Российской Федерацией.
Жители Донбасса, Запорожской и Херсонской областей практически единогласно проголосовали за вхождение в состав Российской Федерации.
Этот день для всей нашей страны – символ восстановления исторической
справедливости, возврата исконно русских земель, незыблемости суверенитета нашей страны.
Частью большой и дружной российской семьи стали миллионы людей,
горячо любящих Россию, прошедшие через тяжёлые испытания, но сохранившие свой родной язык, традиционные российские ценности.
Сейчас в Донецкой и Луганской Народных Республиках, Запорожской и Херсонской областях идёт активное восстановление и развитие инфраструктуры: отремонтировано более тысячи школ, идёт строительство новых школ, детских садов, спортивных площадок, строятся новые дома, восстанавливаются дороги, совершенствуется система здравоохранения.
Методический комментарий (для педагогов ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей). Говоря о результатах референдума, важно подчеркнуть, что осознанный выбор был сделан родителями, бабушками, дедушками обучающихся.
Важно отметить, что для ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской
областей 30 сентября – день возращения на свою историческую Родину. Более 200 лет Херсон, Запорожье, Луганск и Донецк входили в состав Российского государства и только 30 лет существовали отдельно.
Учитель также может обратить внимание детей на конкретные изменения, произошедшие в их регионе, школе, за последние 2 года .
Учитель. Школа, ученики, класс, урок. В школе мы проводим большую часть нашего дня, учимся новому и открываем для себя много интересного. И сегодня, в преддверии Дня учителя, я предлагаю вам заглянуть в мир этой очень интересной, важной и ответственной профессии. В чём уникальность профессии учителя? Давайте представим, что все учителя исчезли… Посмотрим видео.
Демонстрация видеоролика «Мир без учителя».
Учитель. Ребята, почему исчезли водители, продавцы, врачи? Как их исчезновение связано с профессией учителя?
Ответы обучающихся.
Учитель. Учитель – это тот, кто сопровождает нас в мире знаний, учит учиться, искать и открывать новое, воспитывает, помогает раскрыть свои возможности.
У каждого взрослого есть учитель, наставник, имя которого ему особенно дорого. Помню такого человека и я.
Методический комментарий. Учитель рассказывает о своём учителе, наставнике, который сыграл важную роль в его собственной жизни.
Личный и искренний рассказ учителя позволит ученикам увидеть реальную значимость учителя в жизни каждого человека. Это создаст
эмоциональный отклик у детей и повысит вовлечённость в дальнейшее обсуждение.
Учитель. А сейчас поделится своими мыслями о профессии учителя Ника Жукова.
Демонстрация видеосюжета от Ники Жуковой.
Часть 2. Основная
Учитель. Ребята, в своём выступлении Ника Жукова вспомнила известных людей и их наставников.
А вы знаете, что многие писатели и поэты работали учителями, преподавателями, наставниками. Вы читали произведения этих писателей на
уроках литературного чтения, но, оказывается, они стояли и у классной доски с мелом!
Методический комментарий. Работа с интерактивным заданием может быть организована как фронтально, так и в малых группах. Например, обучающиеся объединяются в пары и небольшие группы (по четыре человека), отвечают на все вопросы, а потом подводятся итоги и обсуждаются верные ответы.
Количество вопросов, предлагаемых обучающимся для анализа, учитель определяет самостоятельно, исходя из уровня подготовленности своего
класса.
Интерактивное задание «Писатели-педагоги».
Содержание задания: обучающимся демонстрируется текст, а ученики должны вспомнить его заголовок и автора. После полученного ответа демонстрируется портрет писателя и видео с ответом.
1.
На солнце тёмный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел
Ответ:
2.
Жуковский Василий Андреевич был наставником наследника престола, будущего императора Александра II.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась,
В лазури жаворонок звонкий…
Да призадумалась, а сыр во рту держала…
Ответ:
Своим учителем считал Жуковского и Пушкин. После
3.
создания «Руслана и Людмилы» Александр Сергеевич получил от поэта портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя».
Что ж он видит? — Прекрасивых Двух коней золотогривых
Иван Андреевич Крылов служил секретарём и учил детей князя Голицына. Своим ученикам писатель преподавал русскую словесность, иностранные языки и давал уроки музыки.
Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами…
Ответ:
4.
Ершов Пётр Павлович после окончания университета работал учителем Тобольской гимназии, а затем стал её директором.
Одним из его учеников был Дмитрий Иванович
Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь — вас всякий легко погубит».
Ответ:
5.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
Менделеев.
Л ев Н и к о л а е ви ч Т ол с т ой с а м о б у ч ал г ра м о те крестьянских детей, для которых написал «Азбуку» и
Константин Дмитриевич Ушинский – автор многих рассказов для детей, а ещё он разработал для ребят учебники «Родное слово» и «Детский мир».
— Осень лучше всех времён года!
«Книги для чтения». А ещё Лев Николаевич в
Яснополянской школе преподавал старшим ученикам математику, физику и историю.
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Великого педагога часто называли «учитель
учителей», потому что по его пособиям учителя занимаются и преподают до сих пор.
Учитель. Почему Ушинского называли «учителем учителей»?
Ответы обучающихся.
Учитель. Книги Константина Дмитриевича рассказывают, как успешно учить учеников. Ведь учителя продолжают учиться, даже когда уже работают
в школе. Да-да, не удивляйтесь! Учителя учат и учатся сами, ведь наша жизнь стремительно меняется, появляются и используются новые цифровые технологии. Может быть, тогда со временем они смогут заменить учителя?
Своим мнением об этом с нами поделится Владимир Ростиславович
Мединский, помощник Президента Российской Федерации, Председатель Российского военно-исторического общества, автор книг и учебников по истории России.
Демонстрация видеообращения федерального спикера.
Учитель. Я соглашусь с Владимиром Ростиславовичем, что искусственный интеллект не заменит учителя. Рассмотрите фотографии. Ребята, чему не сможет научить искусственный интеллект человека?
Ответы обучающихся: эмоциям, дружбе, заботе и т. д.
Учитель. А ещё искусственный интеллект никогда не сможет поддержать словом или помочь в трудную минуту, разделить радость в счастливые моменты.
Время меняет школу, но признание и уважение к профессии учителя остаётся в жизни и памяти людей. Посмотрите, как много в России установлено памятников и скульптурных композиций, посвящённых Учителю. Как вы думаете, почему?
Ответы обучающихся.
Работа с интерактивной картой «Учителями славится Россия…».
М е то д и ч ес ки й ко мме н т а ри й. В пр одо л же н ие р а з г ов о р а у чит е ль организует работу с
интерактивной картой «Учителями славится
Россия…». Учитель обращает внимание обучающихся на символы и образы, которые представлены в памятниках и скульптурных композициях, посвящённых учителям. Более подробно см. методические рекомендации.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Ребята! Быть учителем в современном мире — это большая ответственность. Это и огромная честь — воспитывать и обучать вас, тех, кто будет строить будущее нашей страны.
Учителями славится Россия, Ученики приносят славу ей…
Мне бы хотелось, чтобы вы знали, что для учителя главное в его профессии – это его ученики! И я для вас приготовила сюрприз!
В этой красивой коробке находится фотография моего любимого ученика.
Я хочу, чтобы каждый из вас по очереди заглянул внутрь и увидел, кто это. Но
друг другу ни в коем случае не говорите! Кто первый?
Методический комментарий. Учитель достаёт коробку и предлагает по очереди ученикам заглянуть в неё, сообщая, что в коробке лежит фотография его любимого ученика. Ученики по очереди заглядывают в коробку, а там лежит зеркало, в котором каждый видит себя.
Игровое задание «Любимый ученик».
Учитель. Ребята, я вас всех очень люблю, спасибо вам за то, что вы у меня есть! Каждый раз, видя ваши любознательные и искренние взгляды, я понимаю, что профессия учителя лучшая на земле!
Но думаю, что наш разговор о Дне учителя, не будет полным, если мы не
вспомним о наших родителях. Ведь именно от них мы получаем самые первые знания об этом мире, и их советы и наставления сопровождают нас всю жизнь. Давайте не забудем в День учителя и им сказать большое спасибо!
Ребята, а ещё, вернувшись домой, расспросите своих родителей об их учителях и наставниках, имена которых они хранят в своей памяти. Уверена, что рассказ будет интересным.
ПОСТРАЗГОВОР
- Написание мини-сочинения «Если бы я был учителем…».
- Посещение школьных, педагогических музеев.
- Вст р е чи с в ы д ающими с я п е д а г о г а м и , н аста в н и к а ми, воспитателями.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык : работа со словарём, определение значения пословиц об учении.
Литературное чтение: чтение произведений об учителях Я. Л. Аким
«Твой друг», А. А. Блок «Учитель».
Окружающий мир: знакомство со страницами истории создания первых школ на Руси.
Изобразительное искусство : картины художников В. Е. Маковского «В сельской школе», Н. П. Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», «Деревенская школа», «У дверей школы», «Дети на уроке»,
«Новички».
Музыка : подготовка сценария праздника, посвящённого Дню учителя.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Материалы ко Дню учителя, https://www.culture.ru/s/den-uchitelya/ . Российское общество «Знание» https://znanierussia.ru/projects .
Общероссийское движение «Движение Первых», направление «Учись и познавай!» (образование и знание), https://будьвдвижении.рф/projects/18.
Короткометражный фильм РДДМ «Зарница», https://disk.yandex.ru/d/aps- HoOSguDkyQ/PERVYE_ZARNICA_20240819_WEB.mp4 .
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность учителям, педагогам, наставникам, советникам по воспитанию, родителям за их вклад в формирование личности каждого человека и в будущее страны.
Благодарность государства – награды лучшим учителям, воспитателям, наставникам.