Просмотр содержимого документа
«31.01.2022. Дистанционное обучение. Биология 221 группа. Тема Антропогенез»
Дистанционное обучение. Биология. 221 группа. 31.01.2022.
Тема: Антропогенез.
Цель: дать представление о месте и особенностях человека в системе органического мира
Познакомить с доказательствами эволюционного происхождения человека.
Развивать умение выделять главное и делать выводы.
.
1. Проверка домашнего задания. Задание: на примере комнатных растений и домашних животных рассмотрите черты приспособленности к условиям среды их обитания. Покажите относительность приспособленности у растений и животных.
2. Объяснение нового материала.
Краткая лекция. План:
1. Место человека в системе органического мира
2. Доказательство эволюционного происхождения человека.
1. Человек стал разумным и создал общество благодаря своему труду. Это событие учитывая биологическую принадлежность человека к миру животных подчеркивает грациозность произошедших с ним изменений. Правильно понять происхождение человека можно лишь рассмотрев сначало эволюцию отряда приматов.
Основные этапы эволюции приматов и человека (посм в презентации по данной ссылке).
Систематическое положение человека
царство | животные |
тип | хордовые |
подтип | позвоночные |
класс | млекопитающие |
отряд | приматы |
семейство | Человекообразные обезьяны |
род | человек |
вид | Человек разумный |
2. Эволюция человека (антропогенез) - это исторический процесс биологического вида Человек разумный. В нем действовали не только биологические факторы (наследственная изменчивость, борьба за существования и естественный отбор), но и социальные (трудовая деятельность, обществ образ жизни, речь и мышление).
Движущей силой эволюции человека как биологического вида Дарвин считал естественный отбор. Специфика же антропогенеза заключается в действии социальных факторов: обществ образа жизни, трудовой деятельности, речи и мышления. Когда Дарвин писал труд о происхождении человека, наука располагала еще очень малым количеством фактов об ископаемых предках человека. Позднее были собраны многочисленные доказательства происхождения человека от животных. В скелете человека и животных имеются одни и те же кости, хотя они различаются по форме и развитию. Сходство наблюдаются во внутреннем строении, в развитии зародышей человека и животных. На ранних этапах развития зародыша человека трудно отличить от зародышей других позвоночных животных. На явную связь с животными указывают и рудименты, которых у человека более 90: копчик, червообразный отросток слепой кишки. Наружный волосяной покров и т д.. Атавизмы представляют собой признаки, отсутствующие у ближайщих, но свойственные очень далеким предкам человека. Например: густой волосяной покров тела, случаи рождения с хвостом и т д.. Важнейшие особенности организма человека обусловлены его прямохождением. Это отразилось в строении позвоночника, грудной клетки, таза, стопы, мускулатуры. расположение внутренних органов. Большие различия имеются в строении черепа и мозга. У человека большая мозговая коробка и сравнительно малая лицевая часть черепа. На нижней части челюсти имеется подбородочный выступ.
Специфической особенностью человека является его сознание, целенаправленное создание и применение орудий труда. С их помощью человек, изменяя условия существования, производит то, что ему необходимо для жизни. Решающим факторами в формировании и развитии человека стали труд и трудовые отношения между членами общества, а также речь, которая обеспечивала общение между ними.
3. Закрепление материала.
Беседа (ответить письменно в тетради):
-укажите родство человека с животными на уровне типа, класса, отряда и отдельных родов отряда приматов.
-в чем существенные отличия человека от всех животных?
4. Домашняя задание: учебник на стр.129, проч, составить кроссворд на тему Антропогенез человека.