Создание эмоционального настроя - Импрессионизм (от французского слова impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 века. Возникло во Франции, когда группа художников – К. Моне, К. Писсарро, Э. Дега, О. Ренуар и другие – выступила со своими оригинальными картинами на парижских выставках 70-х годов. Художники, работая на открытом воздухе, старались отразить в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира, добиваясь ощущения растворенности предметов в сверкающем солнечном свете, вибрации воздуха. Все это порождало светлую, трепетную живопись (показ картин). - Позднее, в 80-90-х годах идеи импрессионизма и отчасти его творческие приемы нашли свое выражение и во французской музыке. Два композитора – Клод Дебюсси и Морис Равель – наиболее ярко представляют течение импрессионизма в музыке. С произведением М. Равеля вы познакомились на прошлом уроке («Хабанера»). - А сегодня мы познакомимся с произведением Клода Дебюсси (показать портрет). - Как вы уже поняли, К. Дебюсси (1862 – 1918), выдающейся французский композитор, основоположник импрессионизма в музыке. Уже в консерватории Дебюсси вызывал удивление, а порой и замешательство своих наставников поисками необычных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов. Париж давал композитору множество импульсов для творческих исканий. Но настоящим открытием для него было знакомство с музыкой народов Востока – индийской, арабской, китайской. Необычные для европейского слуха лады, тембры словно раздвинули перед музыкантом «звуковые горизонты». Огромное влияние оказала на Дебюсси русская музыка. Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к Дебюсси во многом от Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина и особенно М.П. Мусоргского. Музыка этого француза часто основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. Влияние живописи на композитора было настолько велико, что многим своим сочинениям он дал названия, связанные с изобразительным искусством: «Эскизы», «Эстампы» и др. - И сейчас прозвучит одно из произведений Дебюсси – симфоническая картина «Празднества». -Ребята, как вы понимаете значение слова «празднества»? (варианты ответов). Обобщение: Празднества – торжественное празднование чего либо. - О чем расскажет нам музыка? (о празднике). - Слушаем произведение и определяем, сколько частей в нем (слушание «Празднества» К. Дебюсси). Беседа в форме диалога (вопросы) - Сколько частей вы услышали? (три части). - Давайте подумаем, какие картины рождались в наше воображение при слушании крайних частей, помня, что музыка называется «Празднества»? (мерцание праздничных огней, веселая суета ночного карнавала). - А какая картина возникла при прослушивании средней части? (праздничное шествие). - Ребята, а шествие появляется сразу перед нами или приближается издалека? (шествие приближается к нам издалека). - А какой инструмент солирует во второй части? (труба). - Труба звучит здесь как, призывно, героически или мы опять слышим ее необычное звучание? (слышим необычное звучание). - Как звучит труба? (таинственно, завораживающе). - Кто вспомнит, как называется устройство, которое приглушает призывный звук трубы? (сурдина). - Ребята, музыка Клода Дебюсси «Празднества» очень «живописна», т.е. вызвала в нашем воображении яркие зрительные образы – картины праздничного шествия, разноцветные огни гулянья. И сейчас мы с вами рассмотрим некоторые картины живописи, которые изображают празднества (серия картин). - А теперь мы еще раз прослушаем произведение и подумаем, живописные картины, которые мы сейчас рассмотрели, созвучны музыке Дебюсси (повторное слушание). - Так созвучны произведения живописи музыкальному произведению К. Дебюсси? (созвучны). - Так, ребята, если вы увидите живописные картины, которые изображают гулянья, праздники, то, какое произведение зазвучит в вашем воображении? («Празднества» К. Дебюссии). - А теперь откроем тетради и запишем название произведения и композитора, а также определение импрессионизма (работа с тетрадями). -А сейчас прозвучит музыкальное произведение, вы его внимательно слушаете и думаете о чем оно? (слушание песни «Спокойной ночи» Кабалевского). Вопросы - О чем эта песня? (песня написана для артековцев). - Ребята, Артек – международный лагерь для детей, который находится в Крыму. - Скажите, а какие картины рисуются, слушая эту песню? (связанные с природой, всплески моря, шепот кипарисов, душистый воздух, засыпающая природа и лагерь). Обобщение: Действительно, композитор хотел выразить в этой песне покой и красоту вечерней крымской природы. - А сейчас мы начнем работать над этой песней. Распевание и разучивание РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ КАТЮША (ДЛЯ УРОКА, ПОСВЯЩЕННОМУ 9 МАЯ) |