СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

4-"Г" синф Х.Таширов №72

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«4-"Г" синф Х.Таширов №72»

Лабораторная работа№3

Арифметические и логические операции в Си-шарп 

В этом уроке мы поговорим об арифметических и логических операциях, без которых сложно представить любую программу.

Все операции делятся на два типа: унарные и бинарные. К унарным относятся операции, в которых участвует один операнд. В бинарных операциях – два операнда. Операнд – это данные, которые принимают участие в операции. Например, оператор сложения «+» – бинарный 2+3, здесь операндами являются числа 2 и 3. Список бинарных арифметических операций приведен в таблице:

Операция

Запись

Сложение

a + b

Вычитание

a - b

Деление

a / b

Умножение

a * b

Нахождение остатка от деления

a % b


При делении двух целых чисел результатом также будет целое число. Например при делении 9/5 результатом будет число 1. Чтобы получить точный результат с десятичной точкой, нужно чтобы делимое и/или делитель были типа float или double. Например, при делении 9 / 5f (суффикс f указывает, что данная константа типа float) результатом будет 1.8.

Оператор «%» возвращает остаток от деления. Результатом операции 9 % 5 будет 4. Примером применения оператора «%» может быть процесс проверки числа на четность. Для этого мы ищем остаток от деления числа на 2. Если число четное, результатом будет 0, если нечетное – 1.

Чтобы повысить приоритет операции, используются скобки, как и в обычной арифметике.

2+2*2=6
(2+2)*2=8

При использовании оператора «+» для строк, он выполняет операцию конкатенации. Конкатенация – объединение нескольких объектов (например строк) в один.


static void Main(string[] args)
{
   string str1 = "Hello", str2 = "World";
   Console.WriteLine(str1 + ", " + str2); //выводит на экран "Hello, World"
}


Унарные операторы в Си-шарп

Унарных арифметических операторов в Си-шарп есть всего два: инкрементация «++» и декрементация «--»;

Инкрементация увеличивает операнд на единицу, а декрементация - уменьшает на единицу.


static void Main(string[] args)
{
   int a = 0, b = 5;
   a++; // a=1;
   b--; // b=4
}


Инкрементация и декрементация может быть префиксной и постфиксной. При Префиксной форме оператор стоит перед операндом, а при постфиксной-после.
Префиксная форма сначала увеличивает(уменьшает) значение, и после этого выполняются остальные действия, а при постфиксной форме наоборот - сначала выполнятся все действия, а после увеличится(уменьшится) значение:


static void Main(string[] args)
{
   int a = 2, b = 3, c, d = 3;
   c = a + ++b; // c = 6, сначала инкремент, потом сложение
   с = a + d++; // c = 5, сначала сложение, потом инкремент
}


Везде где можно использовать инкрементацию/декрементацию стоит это делать, так как она работает быстрее оператора сложения/вычитания.

В Си-шарп также есть возможность использования краткой формы выражения:


static void Main(string[] args)
{
   int a = 2, b = 3;
a += b; // равноценно выражению a = a + b;
   a -= b; // равноценно выражению a = a - b;
   a *= b; // равноценно выражению a = a * b;
   a /= b; // равноценно выражению a = a / b;
   a %= b; // равноценно выражению a = a % b;
}


Класс Math

В классе Math собраны все основные тригонометрические функции, функция возведение числа в степень, нахождение квадратного корня и другие.

Для возведения числа в степень, используется функция Pow([число], [степень]);


static void Main(string[] args)
{
   float a, b = 9;
   a = (float) Math.Pow(b, 2); // возводим переменную b в степень 2. Pow() возвращает результат в типе данных double, поэтому мы тут применили явное преобразование. Конечно, можно было обойтись без преобразования, объявив переменную a типа double
   Console.WriteLine(a); // выводит на экран число 81
   Console.ReadKey();
}

Логические операторы в Си-шарп

Логические операторы в Си-шарп служат для работы с логическим типом данных (bool), который может принимать только два значения – true или false. Их можно разделить на две категории: простые логические операторы и операторы сравнения.

В Си-шарп есть следующие логические операторы:

! – оператор «НЕ» является унарным и возвращает противоположное значение операнда.


static void Main(string[] args)
{
   bool a, b = true, c = false;
   a = !b; // a = false
   a = !c; // a = true
}


|| - оператор «ИЛИ» является бинарным и возвращает false только тогда, когда оба операнда равны false, в остальных случаях результат будет true;


static void Main(string[] args)
{
   bool a, bTrue = true, bFalse = false;
   a = bFalse || bFalse; // a = false
   a = bFalse || bTrue; // a = true
   a = bTrue || bFalse; // a = true
   a = bTrue || bTrue; // a = true
}


&& - оператор «И» является бинарным и возвращает true только тогда, когда оба операнда равны true, в остальных случаях результат будет false;


static void Main(string[] args)
{
   bool a, bTrue = true, bFalse = false;
   a = bFalse && bFalse; // a = false
   a = bFalse && bTrue; // a = false
   a = bTrue && bFalse; // a = false
   a = bTrue && bTrue; // a = true
}

К операторам сравнения относятся:

Оператор

Название

больше

меньше

=

больше или равно

меньше или равно

==

равно

!=

неравно



static void Main(string[] args)
{
   bool a;
   int b = 2, c = 3, d = 2;
   a = b c; // a = false
   a = b    a = b = c; // a = false
   a = b = d; // a = true
   a = b == c; // a = false
   a = b == d; // a = true
   a = b != c; // a = true
}

Варианты:

  1. Пользователь вводит два числа. Найдите сумму и произведение данных чисел.

  2. Пользователь вводит число. Выведите на экран квадрат этого числа, куб этого числа.

  3. Пользователь вводит три числа. Увеличьте первое число в два раза, второе числа уменьшите на 3, третье число возведите в квадрат и затем найдите сумму новых трех чисел.

  4. Пользователь вводит три числа. Найдите среднее арифметическое этих чисел, а также разность удвоенной суммы первого и третьего чисел и утроенного второго числа.

  5. Пользователь вводит сторону квадрата. Найдите периметр и площадь квадрата.

  6. Пользователь вводит цены 1 кг конфет и 1 кг печенья. Найдите стоимость: а) одной покупки из 300 г конфет и 400 г печенья; б) трех покупок, каждая из 2 кг печенья и 1 кг 800 г конфет.

  7. Пользователь вводит время в минутах и расстояние в километрах. Найдите скорость в м/c.

  8. Даны катеты прямоугольного треугольника. Найдите площадь, периметр и гипотенузу треугольника.

  9. Дано значение температуры в градусах Цельсия. Вывести температуру  в градусах Фаренгейта.

  10. Известно, что x кг конфет стоит a рублей. Определите, сколько стоит y кг этих конфет, а также сколько кг конфет можно купить на k рублей. Все значения вводит пользователь.

  11. Пользователь вводит количество дней, указывает процент скидки и вводит сумму. Рассчитать прибыль, если за каждый день сумма увеличивается на 3 $  и затем применяется скидка, то есть итоговая сумма еще увеличивается на данное число процентов.

  12. Пользователь вводит количество недель, месяцев, лет и получает количество дней за это время. Считать, что в месяце 30 дней.

  13. Даны две переменных с некоторыми значениями. Поменять местами значения этих переменных

  14. Даны три переменные a, b и c. Изменить значения этих переменных так, чтобы в a хранилось значение a+b, в b хранилась разность старых значений c−a, а в c хранилось сумма старых значений a+b+c. Например, a=0, b=2, c=5, тогда новые значения a=2, b=3 и c=7.

  15. Пользователь вводит сумму вклада в банк и годовой процент. Найдите сумму вклада через 5 лет (рассмотреть два способа начисления процентов)

  16. Поменяйте местами значения двух переменных, не используя дополнительных переменных.

  17. Дано число a. Не пользуясь никакими арифметическими операциями кроме умножения, получите а)a4 за две операции; б) a6 за три операции; в) a15 за пять операций.

  18. Дан прямоугольник размером 647 x 170. Сколько квадратов со стороной 30 можно вырезать из него?

  19. Из трехзначного числа x вычли его последнюю цифру. Когда результат разделили на 10, а к частному слева приписали последнюю цифру числа x, то получилось число 237. Найти число x.

  

  1. Берилген бүтүн санынан мурда келүүчү бүтүн санды экранга чыгаруунун программасын түзгүлө.

  2. функциясынын чекитиндеги маанисин эсептөөнүн программасын түзгүлө.

  3. Берилген а чыныгы санынын бүтүн бөлүгүн экранга чыгаруунун программасын түзгүлө.

  4. Берилген жана чыныгы сандарынын бөлчөк бөлүктөрүнүн суммасын табуунун программасын түзгүлө.[*]

  5. Эки орундуу натуралдык санынын цифраларынын суммасын эсептөөнүн программасын түзгүлө.[*]

  6. жана бүтүн сандары берилген. ны га бөлүүдөгү калдыкты эсептөөнүн программасын түзгүлө.

  7. , , шарттарын канааттандырган , , бүтүн сандары берилген. Ушул үч сандан түзүлгөн мүмкүн болгон бардык үч орундуу сандарды печатка чыгаруунун программасын түзгүлө.

  8. Жер тилкеси 1-сүрөт көрүнүшүндө.
    Жер тилкесинин аянтын эсептөөнүн программасын түзгүлө
    1-сүрөт

  9. Тик бурчтуктун периметри 28 , ал эми диогналы 10 . Тик бурчтуктун жактарын тапкыла.

  10. Тегеректин айланасынын бөлүгүнүн узундугу ге барабар болсо, анда тегеректин аянтын тапкыла ( ).

  11. Долларды сомго айландыруунун программасын түзгүлө.

  12. Килограмм менен берилген массаны тоннага айландыруунун программасын түзгүлө.

  13. 1 дюйм=2,54 см экендигин эске алып дюймду сантиметрге айландыруунун программасын түзгүлө.

  14. Бир нан 360 грамм камырдан жасалат. Цех бир күндө килограмм камыр аралашмасын даярдайт. Бир күндө цех канча нан жасайт.

  15. Желим идиш төрт түрдүү заттардын аралашмасынан жасалат: Ax1%, B x2%, Dx3%, Cx4%. Желим идиштерди даярдоо үчүн жасалган 1 тонна массада жогорку компоненттер канча килограммды түзөөрүн эсептөөчү программа түзгүлө.

  16. Бир кутуча чай 250 грамм. Кичине өлчөмдөгү ящикке 50 кутуча, чоң өлчөмдөгү ящикке 80 кутуча чай батат. 11 чоң, 18 кичине ящиктеги жүк канча килограммды түзөөрүн эсептөөнүн программасын түзгүлө.

  17. Тажырыйбалуу жумушчуга берилген тапшырманы аткаруу үчүн 14 күн керектелет. Ал эми окуучусу менен бул жумушту чогуу 10 күндө аткарат. Окуучусу өзү жалгыз бул жумушту канча күн аткараарын эсептөөчү программа түзгүлө.

  18. Продукцияны реализациялоодо кирешени эсептөөчү программаны төмөнкү берилгендерди колдонуп түзгүлө:
    , мында – продукциянын өздүк баасы,
    - пландаштырылган пайдалуулук.

  19. Футболист буту менен 1 м бийиктиктен баштап топту 20 м/c баштапкы ылдамдык менен жогору көздөй тепти. секундадан кийин топ кандай бийиктикте болорун эсептөөчү программа түзгүлө. Бийиктик , формуласы боюнча эсептелинет.

  20. 100 кг сырьену иштетүүдө 3 кг чыгынды жана 0,5 кг жоготуу болот. f тонна сырьену иштетүүдө канча килограмм чыгынды жана жоготуу болорун аныктап берүүчү программа түзгүлө.

  21. 1 м2 кездемени даярдоодо жүн – 75%, пахта – 12%, калганы синтетика иштетилет. m кг кездемени даярдоо үчүн канча жүн, пахта жана синтетика керектелерин эсептөөчү программа түзгүлө.

  22. Катер суунун агымы боюнча 3 саат, агымга каршы 2 саат жүрдү. Катердин өздүк ылдамдыгы , суунун ылдамдыгы болсо, катер басып өткөн аралыкты эсептөөчү программа түзгүлө.

  23. Буюмду жасоо үчүн t минута талап кылынат. Мында убакыттын 12% бөлүгү даярдоо этабына кетет. Жыйынтыктоо этабына даярдоо этабына кеткен убакыттын бөлүгү талап кылынат. Калган бөлүгү негизги ишти аткарууга кетет. Негизги ишти аткарууга канча минута талап кылынаарын эсептөөчү программа түзгүлө.

  24. Бир сан экинчи сандан 6 га кичине, ал эми алардын арифметикалык орточосу 24 кө барабар. Ал сандарды тапкыла.

  25. Эки бүтүн удаалаш сандын көбөйтүндүсү алардын суммасынан 29 га чоң. Бул сандарды табуунун программасын түзгүлө.

  26. Эки орундуу сандын цифраларынын суммасы 6 га барабар. Эгерде цифралардын ордун алмаштырсак, ал сан баштапкы сандын бөлүгүн түзөт. Баштапкы санды табуунун программасын түзгүлө.

  27. Аянты 3250 болгон тик бурчтуу жер аянты узундугу
    230 болгон короочо менен бекитилген. Жер чарчысынын узунун жана туурасын тапкыла.

  28. күнгө имаратты жылытуу үчүн көмүр даярдалган. Көмүрдүн нормасы ар күнгө 0,6 . Эгерде ар күнгө 0,5 көмүр кетсе, анда бул запас канча күнгө жетээрин аныктап берүүчү программа түзгүлө.

  29. Жолдун бетон плитасынын узундугу 6 . Эски плитаны узундугу 8 болгон жаңы плита менен алмаштырышты. эски плитаны алмаштыруу үчүн канча жаңы плита керектелерин аныктап берүүчү программа түзгүлө.

  30. Тонелдин узундугу 300 . Узундугу 5,7 , ылдамдыгы
    болгон автобус тонелден канча минутада толугу менен чыгып кетерин аныктап берүүчү программа түзгүлө.