СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

4 класс Окружающий мир. Технологическая карта открытого урока «Отечественная война 1812 года»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке чётко прослеживались межпредметные связи: литературный материал («Бородино» М. Ю. Лермонтова), зрительный ряд (Панорама Бородинского сражения). Учащиеся много работали с картой-схемой Бородинского сражения.

Просмотр содержимого документа
«4 класс Окружающий мир. Технологическая карта открытого урока «Отечественная война 1812 года»»

Конспект открытого урока по окружающему миру

Урок 28

Дата 07.04

Учитель: Евсеева Елена Анатольевна

Школа: МБОУ СОШ № 13

УМК «Школа России»

Предмет: окружающий мир

Базовый учебник: Плешаков А.А «Окружающий мир», 4 класс, М.: Просвещение, 2012 (с.112-117)

Возраст учащихся: 4 класс

Тема урока: «Отечественная война 1812 года»

Цель урока: создание благоприятных условий для формирования у учащихся представлений о войне 1812 года и Бородинском сражении; показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны); способствовать развитию умения наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать грамотную речь, воспитывать патриотизм и чувства национальной гордости.

Место и роль урока в изучаемой теме: открытие нового знания.

Формировать УУД:

Личностные УУД: осознание чувства национальной гордости за славные дела предков; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных; умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: синквейны учащихся, карта-схема Бородинского сражения, карточки с текстами, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.



Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).


Цель:

включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Продолжите фразу: «Я бы хотел, чтобы урок окружающего мира сегодня был …»

- А какими должны быть на таком уроке ученики?

- Какое время года наступило в нашей стране? Чем пахнет весна? Давайте представим, что вдыхаем аромат трав и цветов. (Презентация, слайд №1)

Учащиеся высказывают свое мнение, получают эмоциональный настрой на урок.

Дыхательная гимнастика (4 с – вдох, 4 с – выдох, 2 с – пауза)

II. Обобщение изученного материала и актуализация знаний.

Цель: получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания; систематизировать знания и умения


Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы:

Словесный, частично-поисковый, методы стимулирования и мотивации учения


- Сегодня 7 апреля. Давайте вспомним, какие исторические события произошли в эти дни.

(Презентация, слайд № 2 )







- А кто продолжил великие дела Петра I? 

Екатерина Великая (Презентация, Слайд №3- 4) (синквейн 1 команды)

- Назовите самый большой город Российской империи в XVIII


Санкт-Петербург (Презентация, слайд №5-6) (синквейн 2 команды)

Во время войны России с Турцией отличились: 

А.В. Суворов
Ф.Ф.Ушаков (Презентация, слайд №7-8)
(синквейны 3 и 4 команд)

Учащиеся высказывают свои предположения.

5апреля1242года произошло сражение на льду Чудского озера, у Вороньего камня и вошло в историю как Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены войсками Александра Невского. 5 апреля 1684 года родилась Марта Скавронская, будущая российская императрица Екатерина Алексеевна, вторая жена Петра I.


Учащиеся высказывают предположения. Представляют синквейны, составленный командами к этому уроку.







Подведение итогов, оценивание работ команд.

III. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания.

Цель: с помощью подводящего диалога «открыть новое знание», сформулировать тему урока, определить цель.




- Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. (Презентация, слайд №9)

О таком событии мы сегодня услышим. Тема урока – Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. (Презентация, слайд №10)

- Попробуйте поставить вопросы по этой теме, на которые мы постараемся ответить.

- Давайте проверим свои предположения. (Презентация, слайд №11)





-



В 1812 году над Россией нависла новая беда – война с Францией. Французской армией командовал император Наполеон Бонапарт. (Презентация, слайд №12)

- Давайте попробуем проследить за началом и ходом Отечественной войны. Познакомьтесь с текстом. (Приложение №2) (Презентация, слайд №13)

- Кто был назначен главнокомандующим русской армией в самый ответственный момент? (Презентация, слайд №14)

- Сегодня мы попробуем воссоздать картину самого крупного сражения Отечественной войны 1812 года. - О каком сражении идет речь? Бородинское сражение. (Презентация, слайд №15)

Перед вами панорама Бородинского сражения.

Рассказ учителя о ходе сражения (Приложение № 5) (Презентация, слайд №16)

-Вот как пишет об этом М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино» (Прослушать аудиозапись)

- Давайте познакомимся с именами военачальников, которые командовали русской армией в этом сражении? (Приложение №9) (Презентация, слайды №17-20)



– Одним из самых тяжёлых моментов боя была оборона Курганной высоты.

Её защитников возглавлял генерал Николай Николаевич Раевский. (Презентация, слайд №21)

- Под каким названием вошла в историю Курганная высота, оборону которой возглавлял Николай Николаевич Раевский?

- Чем закончилось Бородинское сражение? Приложение№8 (Презентация, слайды №22-23)





Узнайте о каком обычае упоминает А. С. Пушкин? Где будете искать? (Презентация, слайд №24)



- Итак, русские оставили Москву, но такое решение тяжело далось. Лермонтов даже начинает свое стихотворение с этого вопроса.



- Наполеон вошёл в Москву. Улицы были пусты. 2 сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней. (Презентация, слайд №25)

-Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Кто его возглавил? Ответ найдите на с. 116 в учебнике. (Презентация, слайд №26)











Работав в паре, учащиеся высказывают свое мнение.

Сегодня на уроке мы узнаем:

Почему война 1812 года называется Отечественной?Имена героев Отечественной войны 1812 года, которые внесли огромный вклад в судьбу России.Как воссоздать картину Бородинского сражения.Историческое значение Бородинского сражении




Рассказ ученика о Наполеоне Бонапарте. (Приложение №1)





Учащиеся читают текст, работают с картой.



Рассказ ученика о Михаиле Илларионовиче Кутузове. (Приложение №3)




Учащиеся рассматривают панораму Бородинского сражения в учебнике и на слайде.

Выразительное чтение стихотворения учащимися.









Учащиеся читают эпизод о защите Курганной высоты в учебнике на с.113



Учащиеся слушают учителя.



Учащиеся читают стихотворение, высказывают предположения о том, каких ключей ждал Наполеон.



Инсценировка учащимися отрывка из стихотворения М. Ю Лермонтова «Скажи - ка, дядя…»( Приложение №9)





Учащиеся читают текст в учебнике на с. 116 отвечают на вопросы.



IV. Здоровьесберегающий

момент (физминутка)

Цель: для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления учащихся.


(Презентация, слайд №27)



Учащиеся проводят упражнения на разные группы мышц, упражнения для глаз.





V.Включение новых знаний в систему знаний.

Цель: первичное закрепление нового материала, осознание героической роли русского народа в освободительной войне 1812 года.



-Действительно, именно Россия смогла дать жесткий отпор Наполеону. Прочитайте его слова на слайде. (Презентация, слайд №28)


- Почему война 1812 получила название Отечественной?



  • Давайте попробуем назвать причины победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Обсудите это в группах.

Учащиеся читают: «"Самое страшное из моих сражений то, которое я дал под Москвой" (Наполеон)


Учащиеся высказывают предположения, обосновывают свое мнение.

Работа в группах.


Подведение итогов обсуждения. (Презентация, слайд №29)



Какие культурные памятники напоминают нам о Бородинском сражении, об этой великой исторической битве? (Презентация, слайды № 30-33) Приложение №10






Храм Христа Спасителя в Москве, Бородинская панорама, Казанский собор в Санкт - Петербурге, памятник М. И.Кутузову.


VI. Рефлексия

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов

Формы работы:

индивидуальная и фронтальная


Методы:

Словесный



  • Какую задачу ставили на урок?

  • Удалось ли решить её?

  • Насколько довольны результатом?

  • Какие чувства вы испытывали во время урока?


Учащиеся делают выводы. Оценивают свою работу на уроке. Делятся своими впечатлениями.





VII.Домашнее задание


Цель: проверить усвоение материала

1) Учебник с.112-117
2) Составить план своего рассказа «Отечественная война 1812 года»
3) «?» (по стихотворению А.С Пушкина)

Учащиеся записывают домашнее задание.



-