4 класс Русский язык Виды предложений по цели высказывания и по интонации
Тема. Виды предложений по цели высказывания и по интонации
Цель: повторить и закрепить понятие о предложениях, различных по теме высказывания и по интонации, формировать умение использовать нужные знаки препинания в конце предложений; развивать умение различать на слух, интонационно правильно читать и строить предложения; воспитывать внимание к языковым явлениям, к произнесённому слову.
Планируемые результаты: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала; установление связи между учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, карточка со словарным словом, таблица «Предложение», м/д, сигнальные карточки «Светофорчики».
Ход урока
Организационный момент
Уже звонок сигнал нам дал,
Работать всех он нас позвал
И времени мы не теряем,
Писать и думать начинаем.
Актуализация опорных знаний
Минутка чистописания: оо сс
Словарный диктант: сентябрь, октябрь, берёза, осина, растение, погода, ягода, жёлтый, яблоко. (Взаимопроверка, взаимооценка)
Работа с карточками (разноуровневые задания, отдельные ученики)
Самоопределение к деятельности
- Послушайте стихотворение.
Рано-рано выпал снег.
Удивился человек:
- Это снег? Не может быть!
На дворе? Не может быть!
На траве? Не может быть!
В октябре? Не может быть!
Неужели это снег? -
Не поверил человек.
( Г.Сапгир)
- Назовите повествовательные предложения.
- Назовите вопросительные предложения.
- Какие ещё бывают предложения по цели высказывания.
- Измените вопросительное предложение в стихотворении так, чтобы оно стало побудительным.
- Назовите в стихотворении восклицательные и невосклицательные предложения.
- Сформулируйте задачи урока. (Повторим всё, что уже знаем о предложениях, различных по цели высказывания и по интонации; будем учиться составлять их, грамотно писать и правильно произносить. Благодаря этому наша речь станет более выразительной, интересной и яркой.)
Работа по теме урока
Наблюдение за языковым материалом. (Задание на м/д)
Красиво в осеннем парке. Красиво в осеннем парке!
Ты не выучил правило? Ты не выучил правило?!
Люби свой край. Люби свой край!
Чтение левого столбика.
- Что выражает каждое предложение?
- С какой целью они сказаны? Как нужно читать предложения? Какие знаки препинания стоят в конце предложений? Как называются такие предложения?
- Чтение правого столбика. Сравнение с правым.
- Что вы заметили? Почему в конце предложений правого столбика стоят другие знаки? (Коллективная работа)
2. Работа по таблице «Предложение» Беседа по таблице.
По цели высказывания: По интонации:
повествовательное (.) восклицательное (!)
вопросительное (?) невосклицательное (.)
3.Работа над словарным словом овёс.
(Подготовленные ученики загадывают загадки, рассказывают об этом растении)
Загадки: В поле серёжки на маленьких ножках.
Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами.
- Что такое овёс?
ОВЁС – это яровой злак, зёрна которого идут на корм лошадям, а также перерабатываются в крупу.
(Картинка овёс на м/д)
Создание ассоциативного куста.
поле каша злак
лошадь овёс растение
еда зерно крупа
(Работа в парах. Проверка.)
Фонетический разбор слова. (1 ученик у доски)
Подобрать однокоренные слова (овёс, овсинка, овсянка, овсяной, овсюг)
Придумать, записать предложение, разобрать по членам предложения. (Самостоятельное выполнение. Самооценка)
4.Тренировка в интонировании и оформлении на письме предложений, различных по цели высказывания и по интонации.
Чтение предложений, с передачей голоса их интонаций.
Указать вид предложений по цели высказывания и их эмоциональную окраску.
Вы любите гулять в осеннем лесу?
Нам нравится рисовать на асфальте.
Пусть всегда будет солнце! (Коллективная работа)
- Выпишите предложения в таком порядке:
А) в котором содержится сообщение о чём-либо
Б) содержащее вопрос
В) содержащее пожелание
- Дайте характеристику предложениям. (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка. Самооценка.)
5. Занимательная минутка (заранее подготовленные учащиеся выступают с сообщениями о знаках препинания)
6. Преобразование предложений.
-Поставьте знак препинания в конце предложений.
Работа по вариантам на карточках.
1в. Школьники помогают зимой птицам.
Кто … … … Школьники, … … …
2в. Люди берегут нашу планету.
Кто … … … Люди, … … …
(Взаимопроверка, взаимооценка)
Рефлексия
- Определите виды предложений по цели высказывания и по интонации.
Весной птицы вьют гнёзда.
Когда птицы вьют гнёзда?
Ребята, не разоряйте птичьих гнёзд!
Птицы – наши друзья!
(Взаимопроверка)
- Оцените свою работу на уроке. (Сигнальные карточки)
Итог урока
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- В каких случаях в этих предложениях ставится восклицательный знак?
Домашнее задание
Повторить правило. Упр. 19 с. 16