СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматы. 4 класс. Урок 5. Перевес в пространстве

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Шахматы. 4 класс. Урок 5. Перевес в пространстве»

Урок № 5. Перевес в пространстве

Урок № 5.

Перевес в пространстве

1. Какая из двух фигур будет активнее: Та, что стоит на краю доски или в центре? В центре доски любая фигура, кроме ладьи, контролирует большее количество полей. Находясь в центре доски, фигура может быстрее переместиться на нужный фланг.

1. Какая из двух фигур будет активнее:

Та, что стоит на краю доски или в центре?

В центре доски любая фигура, кроме ладьи, контролирует большее количество полей.

Находясь в центре доски, фигура может

быстрее переместиться на нужный фланг.

Та, что владеет диагоналями или горизонталями и вертикалями?  Активнее фигура, владеющая горизонталями и вертикалями (нежели та, что владеет только диагоналями).  Чем меньше фигур на доске, тем более силён ферзь в центре доски.

Та, что владеет диагоналями

или горизонталями и вертикалями?

Активнее фигура, владеющая горизонталями и вертикалями (нежели та, что владеет только диагоналями).

Чем меньше фигур на доске, тем

более силён ферзь в центре доски.

2. Что значит «владеть линиями» (вертикалями, горизонталями, диагоналями)? Владеть линией  - означает контролировать поля на данной линии, не давать возможности свободно занять данные поля фигурам партнёра.

2. Что значит «владеть линиями» (вертикалями,

горизонталями, диагоналями)?

Владеть линией - означает контролировать поля на данной линии,

не давать возможности свободно занять данные поля фигурам партнёра.

Кто контролирует фигурами большую часть доски и владеет центральными полями, тот владеет пространством. Перевес в пространстве позволяет: • расположить свои фигуры на лучших позициях; • усилить манёвренность фигур; • усилить взаимосвязь фигур, расположенных на флангах и в центре.

Кто контролирует фигурами большую часть доски и владеет центральными полями,

тот владеет пространством.

Перевес в пространстве позволяет:

расположить свои фигуры на лучших позициях;

усилить манёвренность фигур;

усилить взаимосвязь фигур, расположенных на флангах и в центре.

Имея перевес в пространстве, можно быстро перебрасывать фигуры с одного фланга на другой, создавая угрозы по всей доске.

Имея перевес в пространстве,

можно быстро перебрасывать фигуры с одного фланга на другой,

создавая угрозы по всей доске.

 Испытывая дефицит в пространстве, фигуры теряют в своей активности и мобильности.  Имея меньше пространства, нужно стремиться к упрощению позиции.  При полной доске фигур трудно поместиться на ограниченном участке доски.

Испытывая дефицит в пространстве, фигуры теряют в своей активности и мобильности.

Имея меньше пространства, нужно стремиться к упрощению позиции.

При полной доске фигур трудно поместиться на ограниченном участке доски.

Рассмотрите диаграмму. Определите, на чьей стороне пространственный перевес. Объясните почему. Пространственный перевес на стороне белых.  Их фигуры расположены активно, пешка е5 зажимает позицию чёрных, чёрные же, в свою очередь, не успели до конца развить ферзевый фланг.

Рассмотрите диаграмму. Определите, на чьей стороне пространственный перевес.

Объясните почему.

Пространственный перевес на стороне белых.

Их фигуры расположены активно, пешка е5 зажимает позицию чёрных, чёрные же, в свою очередь, не успели до конца развить ферзевый фланг.

Рассмотрите диаграмму. Определите, на чьей стороне пространственный перевес. Объясните почему. Пространственный перевес на стороне белых.  Они владеют пешечным центром, их фигуры расположены активнее.

Рассмотрите диаграмму. Определите, на чьей стороне пространственный перевес.

Объясните почему.

Пространственный перевес на стороне белых.

Они владеют пешечным центром, их фигуры расположены активнее.

Рассмотрите диаграмму. Определите, на чьей стороне пространственный перевес. Объясните почему. Пространственный перевес на стороне белых.  Их фигуры расположены крайне активно, а пешка d5 сковывает позицию чёрных, которые не успели развить свои фигуры.

Рассмотрите диаграмму. Определите, на чьей стороне пространственный перевес.

Объясните почему.

Пространственный перевес на стороне белых.

Их фигуры расположены крайне активно, а пешка d5 сковывает позицию чёрных, которые не успели развить свои фигуры.

Рассмотрите диаграмму. Определите, на чьей стороне пространственный перевес. Объясните почему. Пространственный перевес на стороне белых.  Позиция чёрных зажата пешечной цепью. Белым необходимо включить в игру фигуры ферзевого фланга.

Рассмотрите диаграмму. Определите, на чьей стороне пространственный перевес.

Объясните почему.

Пространственный перевес на стороне белых.

Позиция чёрных зажата пешечной цепью. Белым необходимо включить в игру фигуры ферзевого фланга.

Рассмотрите диаграмму. Определите, на чьей стороне пространственный перевес. Объясните почему. Пространственный перевес на стороне белых.  Позиция чёрных зажата, а все их фигуры расположены на первых двух рядах.

Рассмотрите диаграмму. Определите, на чьей стороне пространственный перевес.

Объясните почему.

Пространственный перевес на стороне белых.

Позиция чёрных зажата, а все их фигуры расположены на первых двух рядах.

Рассмотрите диаграмму. Определите, на чьей стороне пространственный перевес. Объясните почему. Пространственный перевес на стороне белых.  Они владеют центром, их фигуры активны. Чёрным необходимо срочно начать упрощать позицию, например 1. ...Ке8.

Рассмотрите диаграмму. Определите, на чьей стороне пространственный перевес.

Объясните почему.

Пространственный перевес на стороне белых.

Они владеют центром, их фигуры активны. Чёрным необходимо срочно начать упрощать позицию, например 1. ...Ке8.

Выполним задание из урока  в рабочей тетради, стр. 18.

Выполним задание

из урока

в рабочей тетради, стр. 18.

ЗАДАНИЕ 1 Твой друг, играя белыми фигурами, сделал первый ход Kh3. Напиши ему письмо с объяснением, почему так ходить плохо.

ЗАДАНИЕ 1

Твой друг,

играя белыми фигурами,

сделал первый ход Kh3.

Напиши ему письмо

с объяснением,

почему так ходить плохо.

Диаграмма 1. Рабочая тетрадь, стр. 19. Рассмотрите диаграмму и определите, на чьей стороне пространственный перевес. Объясните свой ответ и запишите его. Перевес у белых, так как их пешечная цепь в центре сковывает позицию чёрных. У белых больше пространства для расположения своих фигур.

Диаграмма 1.

Рабочая тетрадь, стр. 19.

Рассмотрите диаграмму и определите, на чьей

стороне пространственный перевес.

Объясните свой ответ

и запишите его.

Перевес у белых, так как их пешечная цепь в центре сковывает позицию чёрных.

У белых больше пространства для расположения своих фигур.

Диаграмма 2. Рабочая тетрадь, стр. 19. Рассмотрите диаграмму и определите, на чьей стороне пространственный перевес. Объясните свой ответ и запишите его. Перевес у белых, так как они владеют пешечным центром. У белых больше пространства для расположения своих фигур.

Диаграмма 2.

Рабочая тетрадь, стр. 19.

Рассмотрите диаграмму и определите, на чьей

стороне пространственный перевес.

Объясните свой ответ

и запишите его.

Перевес у белых, так как они владеют пешечным центром.

У белых больше пространства для расположения своих фигур.

Диаграмма 3. Рабочая тетрадь, стр. 20. Рассмотрите диаграмму и определите, на чьей стороне пространственный перевес. Объясните свой ответ и запишите его. Перевес у чёрных из-за возможности пешечного наступления на короля белых, но данная позиция обоюдоострая.

Диаграмма 3.

Рабочая тетрадь, стр. 20.

Рассмотрите диаграмму и определите, на чьей

стороне пространственный перевес.

Объясните свой ответ

и запишите его.

Перевес у чёрных из-за возможности пешечного наступления на короля белых, но данная позиция обоюдоострая.

Диаграмма 4. Рабочая тетрадь, стр. 20. Рассмотрите диаграмму и определите, на чьей стороне пространственный перевес. Объясните свой ответ и запишите его. Перевес у чёрных. Несмотря на наличие пешечного центра у белых, фигуры чёрных расположены гораздо активнее и контролируют большее число полей на шахматной доске.

Диаграмма 4.

Рабочая тетрадь, стр. 20.

Рассмотрите диаграмму и определите, на чьей

стороне пространственный перевес.

Объясните свой ответ

и запишите его.

Перевес у чёрных.

Несмотря на наличие пешечного центра у белых, фигуры чёрных расположены гораздо активнее и контролируют большее число полей на шахматной доске.

ЗАДАНИЕ 3 Диаграмма 5. В позиции белые достигли большого пространственного перевеса. Придумайте план игры за белых. Белым необходимо продолжить пешечное наступление на королевском фланге. Запишите первый ход. 1. f5!

ЗАДАНИЕ 3

Диаграмма 5.

В позиции белые достигли большого

пространственного перевеса.

Придумайте план игры за белых.

Белым необходимо продолжить пешечное наступление на королевском фланге.

Запишите первый ход.

1. f5!

Молодцы!

Молодцы!