СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматы. 4 класс. Урок 6. Оценка позиции

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Шахматы. 4 класс. Урок 6. Оценка позиции»

Урок № 6. Оценка позиции

Урок № 6.

Оценка позиции

Оценка позиции — всестороннее изучение возможностей позиции с целью построения дальнейшего плана игры. Правильная оценка  - правильный план игры.

Оценка позиции

всестороннее изучение возможностей позиции с целью построения дальнейшего плана игры.

Правильная оценка

- правильный план игры.

 Одним из элементов оценки позиции является положение короля.  Поэтому перед тем как начать оценивать позицию, необходимо понимать, в какой стадии находится партия.

Одним из элементов оценки позиции является положение короля.

Поэтому перед тем как начать оценивать позицию, необходимо понимать, в какой стадии находится партия.

 В начале партии важным является обеспечение безопасности короля: король делает рокировку и становится пассивным участником борьбы.  С наступлением заключительной части шахматной партии ситуация меняется: в эндшпиле король становится главной фигурой.

В начале партии важным является обеспечение безопасности короля: король делает рокировку и становится пассивным участником борьбы.

С наступлением заключительной части шахматной партии ситуация меняется: в эндшпиле король становится главной фигурой.

Чтобы оценить позицию, необходимо: 1. Посчитать материальное соотношение фигур на доске. 2. Определить, в какой стадии на данный момент находится партия, и оценить положение и безопасность своего короля и короля партнёра. 3. Оценить, на чьей стороне перевес в развитии, выявить соотношение активных и пассивных фигур. 4. Оценить, на чьей стороне перевес в пространстве. 5. Оценить особенности расположения пешек:  наличие в своей позиции или позиции партнёра проходных, отсталых, сдвоенных пешек.

Чтобы оценить позицию, необходимо:

1. Посчитать материальное соотношение фигур на доске.

2. Определить, в какой стадии на данный момент находится партия, и оценить положение и безопасность своего короля и короля партнёра.

3. Оценить, на чьей стороне перевес в развитии, выявить соотношение активных и пассивных фигур.

4. Оценить, на чьей стороне перевес в пространстве.

5. Оценить особенности расположения пешек:

наличие в своей позиции или позиции партнёра проходных, отсталых, сдвоенных пешек.

Расположение пешек на шахматной доске во многом влияет на выбор плана игры, расстановку фигур обеих сторон.

Расположение пешек на шахматной доске

во многом влияет на выбор плана игры,

расстановку фигур обеих сторон.

Оценка позиции позволяет находить правильный план игры. позиция оценивается по каждому элементу даётся общая оценка позиции на основе всех элементов становится ясно, на чьей стороне перевес и кто владеет инициативой становятся очевидны слабости в твоей позиции и уязвимые места в позиции партнёра строится план игры по улучшению положения своих фигур и ослаблению позиции партнёра

Оценка позиции позволяет находить

правильный план игры.

позиция оценивается по каждому элементу

даётся общая оценка позиции на основе всех элементов

становится ясно, на чьей стороне перевес и кто владеет инициативой

становятся очевидны слабости в твоей позиции и уязвимые места в позиции партнёра

строится план игры по улучшению положения своих фигур и ослаблению позиции партнёра

Рассмотрим диаграмму и оценим показанные на них позиции по элементам. 1. На доске материальное равенство. 2. Несмотря на то что партия находится в стадии эндшпиля, чёрному королю неуютно. 3. Перевес в развитии на стороне белых, все их фигуры активны; чёрные могут лишь активизировать своего коня, поставив его на с4. 4. Перевес в пространстве на стороне белых. 5. У белых много отсталых пешек, но напасть на них не представляется возможным; у чёрных же пешки d6 и f6 являются слабые.

Рассмотрим диаграмму и оценим показанные на них позиции по элементам.

1. На доске материальное равенство.

2. Несмотря на то что партия находится в стадии эндшпиля, чёрному королю неуютно.

3. Перевес в развитии на стороне белых, все их фигуры активны; чёрные могут лишь активизировать своего коня, поставив его на с4.

4. Перевес в пространстве на стороне белых.

5. У белых много отсталых пешек, но напасть на них не представляется возможным; у чёрных же пешки d6 и f6 являются слабые.

Вывод: при материальном равенстве все позиционные факторы в пользу белых, значит, у них подавляющая позиция.

Вывод:

при материальном равенстве

все позиционные факторы в пользу белых,

значит, у них подавляющая позиция.

Рассмотрим диаграмму и оценим показанные на них позиции по элементам. 1. На доске материальное равенство. 2. Партия в стадии эндшпиля; король белых вступил в бой и дошёл до центра, король чёрных пассивен после рокировки. 3. Перевес в развитии у белых, их конь на хорошей позиции среди чёрных, король активен. Конь чёрных в углу доски. 4. Расположение пешечных цепей и активный король дают перевес в пространстве за белыми. 5. Особенности расположения пешек: у белых и у чёрных две пешечные цепи. Цепь белых а4-b5 ближе к полям превращения в отличие от чёрной а5-b6.

Рассмотрим диаграмму и оценим показанные на них

позиции по элементам.

1. На доске материальное равенство.

2. Партия в стадии эндшпиля; король белых вступил в бой и дошёл до центра, король чёрных пассивен после рокировки.

3. Перевес в развитии у белых, их конь на хорошей позиции среди чёрных, король активен. Конь чёрных в углу доски.

4. Расположение пешечных цепей и активный король дают перевес в пространстве за белыми.

5. Особенности расположения пешек: у белых и у чёрных две пешечные цепи. Цепь белых а4-b5 ближе к полям превращения в отличие от чёрной а5-b6.

Вывод: при материальном равенстве все позиционные факторы в пользу белых, значит, у них подавляющая позиция.

Вывод:

при материальном равенстве

все позиционные факторы

в пользу белых,

значит, у них подавляющая позиция.

Рассмотрим диаграмму и оценим показанные на них позиции по элементам. 1. На доске материальное равенство. 2. Стадия пешечного эндшпиля, оба короля активны, чёрный расположен чуть ближе к центру. 3. Ни у одной из сторон нет перевеса в развитии. 4. Ни у одной из сторон нет перевеса в пространстве. 5. Особенности расположения пешек: у чёрных пешечное большинство на ферзевом фланге. В случае если ход чёрных, то после 1. ...с4 с последующей реализацией b5, b4, с3 и а3 у чёрных выигранный пешечный эндшпиль.

Рассмотрим диаграмму и оценим показанные на них

позиции по элементам.

1. На доске материальное равенство.

2. Стадия пешечного эндшпиля, оба короля активны, чёрный расположен чуть ближе к центру.

3. Ни у одной из сторон нет перевеса в развитии.

4. Ни у одной из сторон нет перевеса в пространстве.

5. Особенности расположения пешек: у чёрных пешечное большинство на ферзевом фланге. В случае если ход чёрных, то после 1. ...с4 с последующей реализацией b5, b4, с3 и а3 у чёрных выигранный пешечный эндшпиль.

Вывод: благодаря пешечной структуре в данной позиции перевес на стороне чёрных, значит, у них подавляющая позиция.

Вывод:

благодаря пешечной структуре

в данной позиции перевес

на стороне чёрных,

значит, у них подавляющая позиция.

Рассмотрим диаграмму и оценим показанные на них позиции по элементам. 1. На доске материальное равенство. 2. Партия на стадии миттельшпиля; белый король в безопасности, чего о чёрном короле сказать нельзя. 3. Перевес в развитии явно на стороне белых фигур, которые на 7-ой горизонтали. 4. Благодаря активности перевес в пространстве у белых. 5. Особенности расположения пешек: позиция отличается взаимными пешечными цепями, но на пешечные цепи белых не напасть в отличие от пешечных слабостей чёрных.

Рассмотрим диаграмму и оценим показанные на них

позиции по элементам.

1. На доске материальное равенство.

2. Партия на стадии миттельшпиля; белый король в безопасности, чего о чёрном короле сказать нельзя.

3. Перевес в развитии явно на стороне белых фигур, которые на 7-ой горизонтали.

4. Благодаря активности перевес в пространстве у белых.

5. Особенности расположения пешек: позиция отличается взаимными пешечными цепями, но на пешечные цепи белых не напасть в отличие от пешечных слабостей чёрных.

Вывод: у белых подавляющая позиция.

Вывод:

у белых подавляющая позиция.

Оценка позиции позволяет находить правильный план игры. Происходит это следующим образом: - позиция оценивается по каждому элементу  - даётся общая оценка позиции на основе всех элементов  - становится ясно, на чьей стороне перевес и кто владеет инициативой  - становятся очевидны слабости в твоей позиции и уязвимые места в позиции партнёра  - строится план игры по улучшению положения своих фигур и ослаблению позиции партнёра

Оценка позиции позволяет находить

правильный план игры.

Происходит это следующим образом:

- позиция оценивается по каждому элементу

- даётся общая оценка позиции на основе всех элементов

- становится ясно, на чьей стороне перевес и кто владеет инициативой

- становятся очевидны слабости в твоей позиции и уязвимые места в позиции партнёра

- строится план игры по улучшению положения своих фигур и ослаблению позиции партнёра

Выполним задание из урока  в рабочей тетради, стр. 22. 8

Выполним задание

из урока

в рабочей тетради, стр. 22.

8

Оцените позиции на диаграммах по схеме, приведённой в учебнике, и запишите свой ответ. В этом помогут вопросы: 1. На чьей стороне материальное преимущество? 2. В какой стадии находится партия?  В безопасности ли твой король?  В безопасности ли король партнёра? 3. На чьей стороне перевес в развитии? Сколько у тебя активных фигур, а сколько активных фигур у партнёра? 4. На чьей стороне перевес в пространстве? 5. Есть ли у тебя проходные, отсталые, сдвоенные пешки? Есть ли у партнера проходные, отсталые, сдвоенные пешки?

Оцените позиции на диаграммах по схеме, приведённой

в учебнике, и запишите свой ответ.

В этом помогут вопросы:

1. На чьей стороне материальное преимущество?

2. В какой стадии находится партия?

В безопасности ли твой король?

В безопасности ли король партнёра?

3. На чьей стороне перевес в развитии? Сколько у тебя активных фигур, а сколько активных фигур у партнёра?

4. На чьей стороне перевес в пространстве?

5. Есть ли у тебя проходные, отсталые, сдвоенные пешки? Есть ли у партнера проходные, отсталые, сдвоенные пешки?

Диаграмма 1. Рабочая тетрадь, стр. 23. 1. Материальное соотношение в пользу белых: два слона и пешка за ладью дают белым материальное преимущество. 1. На чьей стороне материальное преимущество? 2. Партия находится на стадии миттельшпиля, оба короля в безопасности. 2. В какой стадии находится партия?  В безопасности ли твой король?  В безопасности ли король партнёра? 3. На чьей стороне перевес в развитии? Сколько у тебя активных фигур, а сколько активных фигур у партнёра? 3. Перевес в развитии на стороне белых, их фигуры расположены активнее. 4. Перевес в пространстве также на стороне белых благодаря наличию двух активных слонов. 4. На чьей стороне перевес в пространстве? 5. Пешечная структура не имеет каких-либо особенностей ни у одной из сторон, кроме наличия у белых лишней пешки и вместе с ним пешечного большинства на ферзевом фланге. 5. Есть ли у тебя проходные, отсталые, сдвоенные пешки? Есть ли у партнера проходные, отсталые, сдвоенные пешки?

Диаграмма 1.

Рабочая тетрадь, стр. 23.

1. Материальное соотношение в пользу белых: два слона и пешка за ладью дают белым материальное преимущество.

1. На чьей стороне материальное преимущество?

2. Партия находится на стадии миттельшпиля, оба короля в безопасности.

2. В какой стадии находится партия?

В безопасности ли твой король?

В безопасности ли король партнёра?

3. На чьей стороне перевес в развитии? Сколько у тебя активных фигур, а сколько активных фигур у партнёра?

3. Перевес в развитии на стороне белых, их фигуры расположены активнее.

4. Перевес в пространстве также на стороне белых благодаря наличию двух активных слонов.

4. На чьей стороне перевес в пространстве?

5. Пешечная структура не имеет каких-либо особенностей ни у одной из сторон, кроме наличия у белых лишней пешки и вместе с ним пешечного большинства на ферзевом фланге.

5. Есть ли у тебя проходные, отсталые, сдвоенные пешки? Есть ли у партнера проходные, отсталые, сдвоенные пешки?

Вывод: у белых материальное преимущество и подавляющая позиция.

Вывод:

у белых

материальное преимущество

и подавляющая позиция.

Диаграмма 2. Рабочая тетрадь, стр. 23. 1. На доске материальное равенство. 1. На чьей стороне материальное преимущество? 2. Партия находится в стадии дебюта, оба короля рокированы и находятся в безопасности. 2. В какой стадии находится партия?  В безопасности ли твой король?  В безопасности ли король партнёра? 3. Перевес в развитии у белых. 3. На чьей стороне перевес в развитии? Сколько у тебя активных фигур, а сколько активных фигур у партнёра? 4. У белых за счёт пешечного центра перевес в пространстве. 4. На чьей стороне перевес в пространстве? 5. Особенности расположения пешек: каких-либо значимых особенностей ни у одной из сторон нет. Белые имеют пешечный центр, что уже было отмечено в предыдущем пункте. 5. Есть ли у тебя проходные, отсталые, сдвоенные пешки? Есть ли у партнера проходные, отсталые, сдвоенные пешки?

Диаграмма 2.

Рабочая тетрадь, стр. 23.

1. На доске материальное равенство.

1. На чьей стороне материальное преимущество?

2. Партия находится в стадии дебюта, оба короля рокированы и находятся в безопасности.

2. В какой стадии находится партия?

В безопасности ли твой король?

В безопасности ли король партнёра?

3. Перевес в развитии у белых.

3. На чьей стороне перевес в развитии? Сколько у тебя активных фигур, а сколько активных фигур у партнёра?

4. У белых за счёт пешечного центра перевес в пространстве.

4. На чьей стороне перевес в пространстве?

5. Особенности расположения пешек: каких-либо значимых особенностей ни у одной из сторон нет. Белые имеют пешечный центр, что уже было отмечено в предыдущем пункте.

5. Есть ли у тебя проходные, отсталые, сдвоенные пешки? Есть ли у партнера проходные, отсталые, сдвоенные пешки?

Вывод: положение белых несколько лучше благодаря перевесу в пространстве.

Вывод:

положение белых

несколько лучше

благодаря перевесу

в пространстве.

Диаграмма 3. Рабочая тетрадь, стр. 24. На данный момент материальное равенство, но т.к. ход чёрных, из-за слабости последней горизонтали  возможно 1. ...C:f4; у чёрных лишняя пешка, белые не смогут защитить е5. 1. На чьей стороне материальное преимущество? 2. Партия находится на стадии эндшпиля, оба короля пока пассивны, у обеих сторон при наличии ладей слабая последняя горизонталь. 2. В какой стадии находится партия?  В безопасности ли твой король?  В безопасности ли король партнёра? 3. Перевес в развитии фигур у чёрных, их ладья крайне активна. 3. На чьей стороне перевес в развитии? Сколько у тебя активных фигур, а сколько активных фигур у партнёра? 4. За счёт активной ладьи у чёрных перевес в пространстве. 4. На чьей стороне перевес в пространстве? 5. Особенности расположения пешек: у чёрных есть проходная d. 5. Есть ли у тебя проходные, отсталые, сдвоенные пешки? Есть ли у партнера проходные, отсталые, сдвоенные пешки?

Диаграмма 3.

Рабочая тетрадь, стр. 24.

  • На данный момент материальное равенство, но т.к. ход чёрных, из-за слабости последней горизонтали

возможно 1. ...C:f4; у чёрных лишняя пешка, белые не смогут защитить е5.

1. На чьей стороне материальное преимущество?

2. Партия находится на стадии эндшпиля, оба короля пока пассивны, у обеих сторон при наличии ладей слабая последняя горизонталь.

2. В какой стадии находится партия?

В безопасности ли твой король?

В безопасности ли король партнёра?

3. Перевес в развитии фигур у чёрных, их ладья крайне активна.

3. На чьей стороне перевес в развитии? Сколько у тебя активных фигур, а сколько активных фигур у партнёра?

4. За счёт активной ладьи у чёрных перевес в пространстве.

4. На чьей стороне перевес в пространстве?

5. Особенности расположения пешек: у чёрных есть проходная d.

5. Есть ли у тебя проходные, отсталые, сдвоенные пешки? Есть ли у партнера проходные, отсталые, сдвоенные пешки?

Вывод: благодаря пешечной структуре  в данной позиции перевес на стороне чёрных; их позиция выиграшна.

Вывод:

благодаря пешечной структуре

в данной позиции перевес

на стороне чёрных;

их позиция выиграшна.

Диаграмма 4. Рабочая тетрадь, стр. 24. 1. На доске материальное равенство. 1. На чьей стороне материальное преимущество? 2. Партия находится в стадии миттельшпиля, оба короля рокированы, находятся в безопасности. 2. В какой стадии находится партия?  В безопасности ли твой король?  В безопасности ли король партнёра? 3. На чьей стороне перевес в развитии? Сколько у тебя активных фигур, а сколько активных фигур у партнёра? 3. Перевеса в развитии фигур ни у одной из сторон нет. 4. На чьей стороне перевес в пространстве? 4. У белых за счёт пешечного центра перевес в пространстве. 5. Особенности расположения пешек: каких-либо значимых особенностей ни у одной из сторон нет.  Белые имеют пешечный центр. 5. Есть ли у тебя проходные, отсталые, сдвоенные пешки? Есть ли у партнера проходные, отсталые, сдвоенные пешки?

Диаграмма 4.

Рабочая тетрадь, стр. 24.

1. На доске материальное равенство.

1. На чьей стороне материальное преимущество?

2. Партия находится в стадии миттельшпиля, оба короля рокированы, находятся в безопасности.

2. В какой стадии находится партия?

В безопасности ли твой король?

В безопасности ли король партнёра?

3. На чьей стороне перевес в развитии? Сколько у тебя активных фигур, а сколько активных фигур у партнёра?

3. Перевеса в развитии фигур ни у одной из сторон нет.

4. На чьей стороне перевес в пространстве?

4. У белых за счёт пешечного центра перевес в пространстве.

5. Особенности расположения пешек: каких-либо значимых особенностей ни у одной из сторон нет.

Белые имеют пешечный центр.

5. Есть ли у тебя проходные, отсталые, сдвоенные пешки? Есть ли у партнера проходные, отсталые, сдвоенные пешки?

Вывод: положение белых несколько лучше благодаря перевесу в пространстве.

Вывод:

положение белых несколько лучше

благодаря перевесу в пространстве.

Молодцы! 8

Молодцы!

8