Особенности ведения земляных работ в зимних условиях
Плотные вечномерзлые грунты в зимнее время не поддаются разработке механическими средствами рыхления, поэтому их взрывают и разрабатывают ЭО с ковшами объемом ≥ 1,25…2,5 м³ с погрузкой в автосамосвалы q = 12,5…14 т. При этом во избежание повторного смерзания взорванного вечномерзлого грунта объем его должен быть ≤ Пэ.см грунтоуборочной техники в 3…4 раза летом и в 5…6 раз зимой. Подготовка мерзлых грунтов к разработке = 8…9% общих затрат труда на земляных работах.
- Основные св-ва мерзл грунтов: ↑ м еханич прочн и абразивность, пластические деформации, пучинистость, ↑ э лектросопротивл и ↑ теплопроводность. Мерзлый грунт хорошо сопротивляется кратковр нагрузкам.
- Абразивность в 70…200 раз выше, чем немерзлых, и возрастает с ↓t° , сопрот разл видам деформации неодинаково. Так, например, сопрот сдвигу в 1,5 раза, сжатию в 3, а резанию в 7…11 раз больше, чем сопрот растяж; ↑ прочность мерзл грунтов затрудн их разраб и не дает с достаточной эффективн использ обычн землеройные машины.
- Для раб в северн услов следует подбирать машины с ↑ мощностью, т.к. только в этом случае при работе на вечномерзл грунтах ↓ трудоемкость работ.
- Разработку мерзл грунтов осуществл небольш участками, чтобы избежать ↑ глубины промерз грунта.
- Перевозка грунта зимой - грунт, разраб в карьере, должен быть доставлен к месту выгрузки, разгружен и уплотнен раньше, чем произойдет его смерзание.
- При возведении насыпей мерзл комья грунта размером ≥ 15 см без предварительного измельчения укладывать не разрешается. Не разрешается укладка мерзл грунта в пределах 1 м от поверхности откосов насыпей.
- В период установившихся температур ≤ —10°С допускается разраб в неустойч грунтах котлованы глубиной до 4 м способом естественного промораживания откосов.
Уменьшение налипания грунта к рабочим органам
Интенсивное налипание грунта к стенкам ковша:
1)при разработке влажных связных грунтов,
2)при t=+3...—10°С, объем ковша ↓ 25...30%. Толщина ≤18см. В закрытых ковшах (обратная лопата, драглайн), на переднюю и боковые стенки ковша, в местах перехода.
3)Летом через 45мин работы, объем ковша ↓ на 10…11% .
В результате → ↓ наполнения, ↑ сопротивления, ↑в реме-ни разгрузки, ↓объема,→ ↓↓↓ производительности.
В кузовах автосамосвалов- налипание еще интенсивнее.
Защитные мероприятия от налипания:
1)Различные материалы покрытия.
-Эпоксидные смолы на ковше- ↑ производительности на 10...15%.
2)Газовая смазка.
- Передняя стенка ковша обдувается сжатым воздухом 0,05…0,2МПа (0,5…2кгс/см ²)→ ↓сопротивление грунта и налипание=0 .
Изменение усилия копания:
5-стружка1,5см; 6- стружка 2 см;
7- стружка 2,5 см; 8- стружка 3 см
3)Жидкостная смазка:
-При водяной смазке - ↓ тягового усилия на 11%, а при эмульсионной — на 21%.
-Специальные жидкости на нефтяной основе.
-Обрызгивание кузова раствором NaCl, CaCl.
3)Тепловое воздействие → ↓ тягового усилия ковша. Обогрев кузова выхлопными газами.
4)Механичесакая очистка ковша- cамый распространенный.
1) Ножевое устройство
Приспособление для очистки ковша обратной лопаты ЭО Состав: рама, закрепленная с помощью проушин на стреле, нож. Для очистки пере-дней стенки ковша рама освобожда-ется от фиксато-ров и поворачива-ется. Подтягивая ковш тяговым ка-натом, ножом сни-мают налипший грунт. Из холосто-го положения в рабочее перево-дится системой управления.
1- проушины на стреле для фиксации рамы очистителя;
2- рама; 3- сменный нож
2) Плиты на цепях в ковше
На обратных ло-патах. В ковше вырезают зад-нюю стенку, а образовавшееся отверстие зак-рывают пласти-нами, подвеше-нными на цепях. При разгрузке ковша пласти-ны, отклоняясь на цепях, сдви-гаются, грунт стряхивается.
3) Цепи внутри ковша
И спользуют перемещение цепей, зак-репленных внутри ков-ша, для очи-стки от на-липшего гру-нта.
3) Поворотные заслонки в ковше
а) б)
а —заслонка задвинута;
б — заслонка выдвинута
Ковши с поворачивающейся заслонкой, очищающей его стенки при разгрузке в заднем положении. Во время поворота ковша при его разгрузке заслонка, оставаясь неподвижной относительно рукояти, выталкивает грунт и одновременно счищает грунт, налипший на стенке.
Конец