Просмотр содержимого документа
«5 кл Комплексный анализ текста»
5 класс Комплексный анализ текста
Текст 1.
Лес уже сбросил листву. Дни наступают пасмурные, но тихие. Редко выглянет солнечный луч. В такую погоду хорошо бы надеть теплую куртку, взять ружье и отправиться на охоту.
Идешь по узкой лесной тропинке и любуешься молодыми березками, дубками, осинками. Как тихо кругом!
Только иногда нарушается тишина в лесу. Вдруг видишь, как белка перепрыгнет с елки на ель, упадет шишка. Легко дышать осенней свежестью.
Определите тему текста.
Выпишите предложение, в котором заключается основная мысль текста.
Определите тип речи данного текста.
Выпишите из текста 2 существительных 2-го склонения.
Найдите и выпишите два глагола настоящего времени.
Найдите в тексте наречие, выпишите его.
Выпишите два слова с орфограммой «Правописание гласных в корне слова, проверяемых ударением», обозначьте орфограмму.
Выпишите слова, в которых происходит оглушение согласного в корне слова, обозначьте орфограмму.
Выпишите из последнего предложения прилагательное, разберите его по составу.
Прочитайте текст выразительно.
Текст 2.
Пёс Рябка
Я жил на берегу моря. У меня была лодка, сетки и удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи сидел огромный пёс Рябка. Он был мохнатый, весь в темных пятнах. Пёс стерёг дом. Кормили мы его рыбой.
Рябка привык, что мы с ним разговаривали. Я спрашивал его: «Рябка, где Володя?» Рябка хвостом завиляет и повернет морду в ту сторону, куда ушел Володя. Иногда придёшь с моря без рыбы, а Рябка ждёт её. «Плохи наша дела, Рябка!» - скажешь сердито. Он вздохнёт, ляжет, положит лапы на голову. Вот такой умный пёс!
(По Б. Житкову)
Что обозначено в заглавии: тема или основная мысль?
Определите тип речи данного текста.
К какому стилю речи относится текст?
Определите, каким по интонации является последнее предложение.
Выпишите грамматическую основу первого предложения.
Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения.
Выпишите из текста предложение с прямой речью, начертите его схему.
Выпишите из текста обращение.
Выпишите из текста глаголы 2-го лица единственного числа, выделите в них окончания.
Прочитайте текст выразительно.
Текст 3
(1)Идут геологи по тайге, и молотки их по скалам стучат.
(2)Все лесные малыши разбегаются. (3)Серые зайчата прячутся под кусты, рыжие бельчата залезают в дупла, бурундучки забиваются в норы. (4)А два желтеньких лисенка высунули из норы свои мордочки и подумали: «Кто это так интересно стучит, дробь выбивает?». (5)Растерялись лисята. (6)Разные звери им известны, а вот зверей на двух лапах не видели. (7)Замахали они хвостиками и побежали к людям. (8)Вот чудеса!
(9)Хотели геологи принести их в лагерь, но пожалели и отпустили. (10)Пусть живут на свободе!
Какова основная мысль данного текста?
К какому типу речи относится этот текст?
Каков стиль речи данного текста?
Выпишите предложение №9, подчеркните в нем главные и второстепенные члены предложения.
Выпишите из текста по одному существительному 1, 2, 3 склонения.
Определите количество букв и звуков в слове «дробь» (предложение 4).
Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание приставок на з- и с-», обозначьте орфограмму.
Выпишите из текста слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите в них эти суффиксы.
Выпишите из текста метафоры (слова в переносном значении).
Прочитайте текст выразительно.