5 класс. Урок 1.
6, 7 апреля.
Фридерик Шопен (1810-1849). Жизненный и творческий путь.
Ф.Шопен – великий польский композитор, пианист, большая часть его произведений написана для фортепиано. Он открыл неизведанные ранее выразительные возможности фортепиано, целый мир ярких романтических образов – от нежнейших лирических, до захватывающих лирико-драматических. Шопен стал выдающимся новатором в области мелодии, гармонии, музыкальной формы, фортепианной фактуры. Его игре свойственно свободное ритмическое исполнение, отклоняющееся от равномерного темпа, по названием «рубато». Почти всю свою жизнь он прожил вдали от Родины, но мысли о ней определили главное содержание его творчества.
Семья. Детство. Первые успехи. Ф.Шопен родился в 1810 году в местечке Желязова Воля, неподалеку от Варшавы, столицы Польши. Его отец, француз Никола Шопен, в 16 лет поселился в Польше, и обрел здесь вторую Родину. Он был преподавателем французского и немецкого языков, неплохо играл на флейте и скрипке, его мать была полькой, хорошо играла на фортепиано и пела. Родители заметили, что маленький Фридерик, услышав звуки фортепиано, начинал плакать. Настолько сильное впечатление оказывала на него музыка. Его первым учителем по фортепиано стал Войтех Живный. Он привил мальчику любовь к клавирным прелюдиям и фугам И.С.Баха, к произведениям венских классиков. В восемь лет он впервые выступил перед публикой. В двенадцать лет он уже считался одним из лучших пианистов Варшавы. Ф.Шопен рано начал сочинять. Первые его пьесы – полонез, военный марш – записывали отец и В.Живный.
Годы учения. Образование Ф.Шопен получил в лицее, который закончил за три года. Там он изучал иностранные языки, особенно увлекался историей Польши и польской литературы. Еще до занятий в лицее Фридерик начал брать уроки теории композиции у композитора, дирижера, опытного педагога Юзефа Эльснера, а с 1826 по 1829 год учился в его классе в Варшавской Высшей школе музыки. Шопен любил посещать оперный театр, концерты, огромное впечатление на него произвели в 1829 году выступления великого итальянского скрипача, виртуоза и композитора Николо Паганини. В 15 лет, будучи учеником лицея, он стал лучшим пианистом Варшавы. Вскоре после окончания Высшей школы музыки он создал два концерта для фортепиано с оркестром. С детства он мог часами, как поют и играют крестьяне. В своих ранних сочинениях он часто использовал их напевы и наигрыши.
Отъезд за рубеж. В августе 1829 года он дважды с успехом выступал в Вене. Видя в нем гордость польского искусства, Ю.Эльснер рекомендовал ему совершить большую концертную поездку за границу. Отъезд состоялся в ноябре 1830 года. Вскоре после прибытия в Вену, в Варшаве вспыхнуло восстание. Шопен хотел вернуться на Родину, но не мог подвергать себя опасности. В Вене он пробыл восемь месяцев, но устроить собственный концерт здесь не удалось, а издатели предлагали публиковать его сочинения лишь бесплатно. Шопен решил направиться в Париж. В это время польское восстание было жестоко подавлено. Свой страстный протест он излил в Этюде до минор, под названием «Революционный».
Первые парижские годы. Осенью 1831 года Шопен приехал в Париж. Впервые он выступил в феврале 1932 года, его концерт имел успех у парижской публики, привел в восторг венгерского композитора и пианиста Ференца Листа, с которым завязалось личное знакомство. В круг дружеского общения Шопена вошли композиторы итальянец Винченцо Беллини, француз Гектор Берлиоз, немецкий поэт Генрих Гейне. Другом Шопен стал французкий художник Эжен Делакруа. В концертах Шопен много импровизировал и исполнял в основном свои сочинения. Это были мазурки, полонезы, выльсы, этюды, ноктюрны, Первая баллада соль минор. Главным источником средств существования для Шопена стали частные уроки фортепианной игры, которые он давал в течение многих лет по 5-6 часов в день. Шопен имел слабое здоровье, у него не было достаточно физических сил для выступления перед большой аудиторией. Поэтому он давал концерты в небольших помещениях, в дружеской домашней обстановке, в салонах частных домов.
Последний период жизни и творчества. Приехав во Францию, Шопен думал, что лишь временно поселится в Париже. Но судьба распорядилась иначе. После разгрома восстания в Польше начались жестокие репрессии. Многих отправили на каторгу в Сибирь. В Польше были закрыты высшие учебные заведения, установлена строгая цензура. Шопен единственный раз смог повидать родителей в 1835 году в Карловых Варах (Чехия). Со многими польскими эмигрантами в Париже Шопен поддерживал тесные связи. Крупнейший польский поэт Адам Мицкевич стал его близким другом.
В юности Шопен был влюблен в дочь польского аристократа Марию Водзиньскую, но ее родители были против их брака. В 1938 году спутницей жизни Шопена стала французская писательница Аврора Дюдеван (псевдоним Жорж Санд). Проводя летние месяцы в ее имении, Шопен усиленно занимался композицией. В эти годы создал три баллады и три скерцо, две сонаты (№2 и №3), Фантазию фа минор, Полонез-фантазию, Сонату для виолончели и фортепиано.
У Шопена рано начал развиваться туберкулез. Тяжелые события подорвали его силы: смерть близких друзей, отца, разрыв с Жорж Санд. Он почти перестал сочинять. В 1848 году бывал в Англии, Шотландии, его концерты проходили с большим успехом. 16 ноября 1848 года состоялось последнее выступление Шопена, концерт был дан в пользу польских эмигрантов. Материальную помощь ему оказали его ученики, за ним ухаживала старшая сестра. Во время похорон был исполнен Реквием Моцарта и «Похоронный марш» из Сонаты №2 Шопена. Сосуд с его сердцем перевезли в Варшаву, где он хранится до сих пор в костеле Святого Креста.
Домашнее задание:
1. Сделать краткий план-конспект биографии Шопена. Выписать основные даты, имена, названия произведений.
2. Найти портреты следующих знаменитых композиторов, писателей, художников, имена которых встречаются в биографии: Фридерик Шопен, Войтех Живный, Юзеф Эльснер, Ференц Лист, Винченцо Беллини, Гектор Берлиоз, Генрих Гейне, Эжен Делакруа, Адам Мицкевич, Аврора Дюдеван (Жорж Санд).
Урок №2.
13, 14 апреля.
Фортепианное творчество Шопена. Мазурки, полонезы, вальсы.
Мазурка – польский народный танец. Его отличительные черты: быстрое движение, прихотливый ритм, резкие акценты, смещение акцента на вторую или на третью долю такта. Существует три разновидности мазурки: мазур, куявяк и оберек. Слово “мазур” происходит от названия жителей Мазовии (мазуры), у которых впервые появился этот танец. Куявяк зародился в области Куявия, тамже появился оберек. Шопен создал около шестидесяти мазурок, их можно разделить на три группы: задорные народно-плясовые, блестящие бальные и поэтичные лирические.
Послушайте следующие мазурки и сделайте записи в тетради:
Мазурка До мажор (ор.56, №2) – яркая зарисовка народно-бытовой плясовой сценки. Аккомпанемент в басу – “гудящая” тоническая квинта. Мелодия бойкая, с отсрым ритмом и хроматизмами. Звучание напоминает наигрыш скрипки с аккомпанементом волынки и контрабаса, именно такой состав имел в польской музыке деревенский оркестр.
Мазурка Си-бемоль мажор (ор.7, №1) – относится к числу блестящих, бальных. Написана в форме рондо. Горделивые взлеты в мелодии чередуются со смелыми скачками с форшлагами. Два эпизода контрастно оттеняют рефрен.
Мазурка ля-минор (ор.68, №2) в медленном темпе Lento. Написана в трехчастной форме. Грациозное изящество сочетается грустной задумчивостью. Средняя часть – просветленная в Ля мажоре.
Полонез – неторопливый польский народный танец-шествие. Слово “полонез” в переводе с французского означает “польский”. Из народного полонез стал бальным танцем, в размере три четверти с типичной ритмической фигурой:
Сначала полонезы танцевали только мужчины, придавая им воинственный рыцарский характер. Потом к танцорам стали присоединяться женщины и этот танец стал парным. Было принято решение, что полонез открывал бал. В конце XVIII – начале XIX века полонез сочиняли Михаил Огиньский, Ю.Эльснер и В.Живный (учителя Шопена). У Ф.Шопена всего 16 полонезов.
Послушайте полонез Ля мажор (ор.40 №1) Ф.Шопена. По характеру он пышный, торжественный, воинственный, героический, маршеобразный. Аккордовая фактура обладает оркестровой мощью. Полонез написан в трехчастной форме. Тема среднего раздела – фанфарная, как призывный военный сигнал.
Вальсы Шопена (их всего 17) по характеру делятся на две группы:
Виртуозные, полные огня, блеска, передающие атмосферу праздничного бала.
Поэтичные, лирические.
Вальс до-диез минор (ор.64, №2) принадлежит ко второй группе. Написана в трехчастной форме. Основная тема – элегическая, проникновенная, напевная, имеет прихотливый ритмический рисунок при мерном вальсовом аккомпанементе. Вторая тема более подвижная, похожа на легкое, завораживающее кружение.
Домашнее задание:
Послушать мазурки До мажор (ор.56, №2), Си-бемоль мажор (ор.7, №1), ля-минор (ор.68, №2), полонез Ля мажор (ор.40 №1), вальс до-диез минор (ор.64, №2).
Ссылка для скачивания музыки:
https://cloud.mail.ru/public/5ofD/55Xn5Pifs
Ответить на вопросы:
А. Каковы отличительные черты польского народного танца мазурки?
Б. Сколько мазурок сочинил Шопен и какие основные группы можно выделить среди них?
В. Что означает слово полонез? Простучите типичную ритмическую формулу этого танца.