СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс тема урока Буквы З и С на конце приставок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Русский язык.

Класс: 5  Тема урока: Буквы з и с на конце приставок. слайд\1.ppt

Место урока в системе уроков по данной теме: Раздел «Слово, его образование и строение».

Цель деятельности учителя:

Создание условий для  формирования  умений учащихся  распознавать приставки с буквами  -з –с и правильно их писать.

Задачи:

 -Находить слова с  приставками на  -з -с в тексте.

 -Использовать слова с приставками на  -з –с при составлении текста.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Модель урока по теме Буквы з и с на конце приставок»





Предмет: Русский язык.

Класс: 5

Тема урока: Буквы з и с на конце приставок. 1.ppt

Место урока в системе уроков по данной теме: Раздел «Слово, его образование и строение».


Цель деятельности учителя:

Создание условий для формирования умений учащихся распознавать приставки с буквами -з –с и правильно их писать.

Задачи:

-Находить слова с приставками на -з -с в тексте.

-Использовать слова с приставками на -з –с при составлении текста.


Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.


Планируемые результаты:

Предметные:

  • Правильно осуществляют выбор буквы -з и -с на конце приставки.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • формулируют учебную задачу;

  • осознанно и произвольно строят речевое высказывание в письменной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию;

  • делают обобщения и выводы.

Регулятивные УУД:

  • принимают и сохраняют учебную задачу;

  • планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

  • умеют договариваться, распределять обязанности в группе;

  • осуществляют взаимопроверку.

Личностные:

  • дают самооценку учебной деятельности;

  • осознают границы собственного знания и «незнания».


Приёмы обучения:

Формы работы на уроке: групповая и индивидуальная.

Образовательные ресурсы:



  1. http://festival.1september.ru/articles/592128/

  2. http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2013/03/31/pravopisanie-pristavok-na-zs

  3. http://www.openclass.ru/dig-resource/71176

  4. pristavki_na_z_s группа 4.ppt

Оборудование, наглядность: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска. 



Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку

Включение в деловой ритм, подготовка к работе.


2. Мотивация.




























3. Осмысление















































Физкультминутка


Лингвистическая сказка.

В некотором королевстве жила королева Грамматика. Были у неё дочери – Орфография и Орфоэпия. Орфография – серьёзная, а Орфоэпия - озорная. Однажды она взяла себе приставки, которые оканчивались на –з и –с. А они стали озорничать, никак её не слушают! Присоединилась приставка раз- к глаголу «править» и стала приставкой рас-. Только Орфоэпия её нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой раз-. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии. Пожалела та её, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.

Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок.2.ppt

О чём говорилось в сказке?

Как вы думаете, эта сказка связана с темой нашего урока?

Чем мы будем заниматься на уроке?

Что нам нужно для реализации поставленной цели?

  1. Понаблюдайте и найдите закономерность в написании приставок на -з-с

Бессердечный

Бесчувственный

Беспричинный

Бестолковый

Воссоздание

Встрепенулся

Растянул


Бездумный

Беззаботный

Безвозвратный

Безраздельный

Вознаграждение

Взрыхлить

Развести


3.ppt

2.Сформулируйте правило и запишите его.

3.Сравните сформулированное правило с правилом в учебнике.

4.ppt

Научились распознавать приставки с буквами -з –с?

Зачем нам это нужно? ( правильно писать слова на данное правило).

Посмотрим, как вы этому научились.


4. Подберите к каждому слову подходящую

для него приставку на –З или – С.

цветающий, …мерить, …дельник, …ведчик, …лететь, …бежать,

ложение, …править, …порядок, …пытывать, …бираться, …дуть,

трепенуться, …шумный, …следовать.

5.ppt

















Мы хорошо поработали, а теперь поднимите руки высоко-высоко вверх. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы делать один хлопок, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.

Листья, листья листопад,

Не расчистить школьный сад.

У солнышка есть правило:

Оно лучи расправило,

Раскинуло с утра. И на земле жара.

Рассердилась бабушка: «Взрослых не учи.

Разбираюсь правильно, как пинать мячи».

Я Володины отметки узнаю без дневника.

Если брат приходит с тройкой,

Раздаются три звонка.

Нет, в жизни мне не повезло:

Однажды я разбил стекло.

Отдохнули, продолжаем работать.

5. Игра «Баскетбол» (разд. Материал)

Распределить слова в два столбика: с буквой З на конце приставки и с буквой С на конце приставки.

Графически обозначьте условия выбора буквы –з или –с при написании приставки.

Бе•делье, бе•лесье, бе•правие, бе•дорожье, бе•молвие, бе•сильный, бе•законный, бе•думный, бе•крайний, бе•жалостный, бе•злобный, бе•совестный.


Проверим

игра Баскетбол.ppt


Мы научились писать слова с приставками на -з –с, а теперь научимся находить их в тексте и использовать при составлении текста.


6. Работа с текстом в группе.

  1. Прочитайте текст 6.ppt и озаглавьте его.

  2. Найдите и выпишите слова с приставками на -з (-с).

  3. Используя выписанные слова, составьте свой текст на тему «В саду».

На розовом кусте расцвела роза. Куст рос в цветнике перед приземистым домом. Цветник был очень запущен. Сорные травы густо разрослись.

Дорожки уже давно не расчищались и не посыпались песком. Ограда совсем облезла, рассохлась и развалилась.

Крапива занимала целый угол цветника и служила фоном для нежного и роскошного цветка розы.

Роза распустилась в майское утро на рассвете. Она развернула свои лепестки, и утренняя роса оставила на них прозрачные слезинки. Роза точно плакала. Но вокруг неё было так хорошо в это прекрасное утро. (по В.М. Гаршину).


Культурный образец (эталон) 7.ppt

На рассвете я вышел в сад. Прошелся по расчищенным дорожкам. Свернул к старому, развалившемуся цветнику, возле которого стояла рассохшаяся бочка. По всему было видно, что сад заброшен. И вдруг удивительно тонкий аромат привлек моё внимание. Я подошел поближе и увидел прекрасный цветок, который распустился в старом цветнике. Цветник продолжал жить!


Презентация своих текстов.



Обучающиеся слушают текст сказки и формулируют тему урока.

Формулируют цель урока.




























Находят закономерность в написании приставок на -з-с.










Формулируют правило и записывают.



Сравнивают и делают вывод о правописании приставок –з-с






Подбирают нужную приставку на -з-с

























Поднимают вверх руки и делают один хлопок, если слышат слово с приставкой, оканчивающейся на -з или -с

















Распределяют слова в два столбика.

Графически обозначают условия выбора буквы –з или –с при написании приставки.
























Читают текст и озаглавливают его.

Находят и выписывают слова с приставками на -з (-с).

Используя выписанные слова, составляют свой текст на тему «В саду».











Познавательные УУД: формулируют учебную задачу.

Личностные УУД: осознают границы собственного знания и «незнания»



















Регулятивные УУД: выполняют учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные УУД: находят

закономерность в написании приставок на -з-с



Коммуникативные УУД: умеют грамотно выстраивать речевое высказывание.








Коммуникативные УУД:

Принимают различные точки зрения, формулируют собственное мнение;

договариваются при работе в группе, приходят к единому решению.

Познавательные УУД: делают выводы о написании приставки на –з-с


Познавательные УУД: используют знания о звонких и глухих согласных при написании приставок на -з-с





















Познавательные УУД: Демонстрируют сформированные знания, группируют слова.

Коммуникативные УУД:

Принимают различные точки зрения, формулируют собственное мнение;

договариваются при работе в группе, приходят к единому решению.











Познавательные УУД: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в письменной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные УУД: договариваются при работе в группе, приходят к единому решению.



4. Рефлексия

«Телеграмма»

Кратко напишите самое важное, что уяснили с урока с пожеланиями другой группе:

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените работу группы на уроке.

– По каким критериям будете оценивать?


Рефлексия с помощью вопросов учителя, самоопределение, постановка личных и познавательных задач


Регулятивные УУД

1. Соотносят цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности работы.

5. Домашнее задание по выбору.

1.Упражнение №176 Замените данные слова синонимами с приставками на -з-с.

2.Придумайте лингвистическую сказку о приставках на -з-с.

3. Составьте блиц – опрос «Правописание приставок».

конец урока.ppt

1. Записывают и выполняют домашнее задание.



Просмотр содержимого документа
«РМ 1»

Подберите к каждому слову подходящую для него приставку на –З или – С.



…цветающий, …мерить, …дельник, …ведчик, …лететь, …бежать, …ложение, …править, …порядок, …пытывать, …бираться, …дуть, …трепенуться, …шумный, …следовать.







Игра «Баскетбол»

Распределить слова в два столбика: с буквой З на конце приставки и с буквой С на конце приставки.

Графически обозначьте условия выбора буквы –з или –с при написании приставки.

бе•делье, бе•лесье, бе•правие, бе•дорожье, бе•молвие, бе•сильный, бе•законный, бе•думный, бе•крайний, бе•жалостный, бе•злобный, бе•совестный.


з ­­

с


















Просмотр содержимого презентации
«2»

Лингвистическая сказка

Лингвистическая сказка

  • В некотором королевстве жила королева Грамматика. Были у неё дочери – Орфография и Орфоэпия. Орфография – серьёзная, а Орфоэпия - озорная. Однажды она взяла себе приставки, которые оканчивались на –з и –с. А они стали озорничать, никак её не слушают! Присоединилась приставка раз - к глаголу «править» и стала приставкой рас- . Только Орфоэпия её нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой раз -. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии. Пожалела та её, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.
  • Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок.

Просмотр содержимого презентации
«3»

Найдите закономерность в правописании слов: Бессердечный Бесчувственный Беспричинный Бестолковый Воссоздание Встрепенулся Растянул  Бездумный Беззаботный Безвозвратный Безраздельный Вознаграждение Взрыхлить Развести

Найдите закономерность в правописании слов:

Бессердечный

Бесчувственный

Беспричинный

Бестолковый

Воссоздание

Встрепенулся

Растянул

Бездумный

Беззаботный

Безвозвратный

Безраздельный

Вознаграждение

Взрыхлить

Развести

Просмотр содержимого презентации
«5»

Проверь себя рас цветающий, из мерить, без дельник, раз ведчик, вз лететь, из бежать,  раз ложение, ис править, рас порядок, ис пытывать, раз бираться, раз дуть,  вс трепенуться, бес шумный, ис следовать.

Проверь себя

рас цветающий, из мерить, без дельник, раз ведчик, вз лететь, из бежать,

раз ложение, ис править, рас порядок, ис пытывать, раз бираться, раз дуть,

вс трепенуться, бес шумный, ис следовать.

Просмотр содержимого презентации
«6»

На розовом кусте расцвела роза. Куст рос в цветнике перед приземистым домом. Цветник был очень запущен. Сорные травы густо разрослись. Дорожки уже давно не расчищались и не посыпались песком. Ограда совсем облезла, рассохлась и развалилась. Крапива занимала целый угол цветника и служила фоном для нежного и роскошного цветка розы. Роза распустилась в майское утро на рассвете. Она развернула свои лепестки, и утренняя роса оставила на них прозрачные слезинки. Роза точно плакала. Но вокруг неё было так хорошо в это прекрасное утро. (по В.М. Гаршину).

На розовом кусте расцвела роза. Куст рос в цветнике перед приземистым домом. Цветник был очень запущен. Сорные травы густо разрослись. Дорожки уже давно не расчищались и не посыпались песком. Ограда совсем облезла, рассохлась и развалилась. Крапива занимала целый угол цветника и служила фоном для нежного и роскошного цветка розы. Роза распустилась в майское утро на рассвете. Она развернула свои лепестки, и утренняя роса оставила на них прозрачные слезинки. Роза точно плакала. Но вокруг неё было так хорошо в это прекрасное утро. (по В.М. Гаршину).

Просмотр содержимого презентации
«7»

На рассвете я вышел в сад. Прошелся по расчищенным дорожкам. Свернул к старому, развалившемуся цветнику, возле которого стояла рассохшаяся бочка. По всему было видно, что сад заброшен. И вдруг удивительно тонкий аромат привлек внимание. Я подошел поближе и увидел прекрасный цветок, который распустился в старом цветнике. Цветник продолжал жить!

На рассвете я вышел в сад. Прошелся по

расчищенным дорожкам. Свернул к старому,

развалившемуся цветнику, возле которого

стояла рассохшаяся бочка. По всему было

видно, что сад заброшен. И вдруг

удивительно тонкий аромат привлек

внимание. Я подошел поближе и увидел

прекрасный цветок, который распустился в

старом цветнике. Цветник продолжал жить!