16.11.2020г.
Математика
5 а/б класс. Ссылка на видеоурок https://youtu.be/eimLPvMDmUI
Тема урока: Наглядная геометрия. Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат. Формулы. Периметр и площадь многоугольника. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.
Открой тетрадь и запиши число на полях и «Классная работа» .
Ниже запиши тему урока.
Сегодня ты вспомнишь и обобщишь знания о четырехугольниках, а в частности о прямоугольнике и квадрате. Вспомнишь и узнаешь, в чем их общие свойства, а в чем различия. Научишься считать периметр и площадь по формулам. Посмотришь как приближенно измерять площадь фигур на клетчатой бумаге. Увидишь как определять равны ли фигуры по рисунку.
А для начала устная разминка.
Второй столбик закрой рукой или тетрадным листком, он нужен тебе для самопроверки. Все примеры решай устно!
Устный счет
1)
а)48+33 б) 68-39 в )81-43 г) 68-37 д) 41+54 е) 22+87 | 81 29 38 31 95 109 |
2)
а) 19+69=? б) ?/11=7 в) ?*12= (96) | 88 77 8 |
3) Выразить в сантиметрах:
а)1дм3см, б)2м1дм, в)140мм | 13 210 14 |
Ты молодец, если справился со всеми заданиями!
Теперь посмотри на эти геометрические фигуры.
По каким признакам их можно распределить по группам? Правильно, по количеству сторон, по количеству углов. То есть на треугольники и четырехугольники. Раздели их на эти группы.
Убери группу треугольников и посмотри теперь на четырехугольники,а на какие группы и по какому признаку можно разделить эти оставшиеся фигуры? Правильно по углам, то есть на прямоугольники и непрямоугольники.
В окружающей тебя обстановке найди предметы квадратной, прямоугольной формы. Запиши по три примера в тетрадь, например: «прямоугольник:тетрадь,телевизор, стол; квадрат:ластик».
А теперь, думаю, ты без труда ответишь на следующие вопросы:
Как построить любой четырехугольник?
Какие элементы четырехугольника можешь назвать?
Как вычислить периметр четырехугольника?
Какой четырехугольник называют прямоугольником?
Какой прямоугольник называют квадратом?
Теперь проверь свои ответы:
Чтобы постороить четырехугольник надо нарисовть 4 точки и последовательно соединить их отрезками, при этом отрезки не пересекать между собой.
Элементы четырехугольника: стороны и вершины.
Периметр четырехугольника = сумма длин четырех его сторон.
Прямоугольник- это четырехугольник, у которого все углы прямые, то есть по 90 градусов.
Квадрат-это прямоугольник , у которого все стороны равны.
Запиши в тетрадь определение и запомни его:
Четырехугольник-фигура, состоящая из четырёх точек, каждые три из которых не лежат на одной прямой и четырёх отрезков, последовательно соединяющих эти точки.
Прямоугольник- это четырехугольник, у которого все углы прямые, то есть по 90 градусов.
Квадрат-это прямоугольник , у которого все стороны равны.
Посмотри на рисунок и скажи, какая из данных фигур не является четырехугольником?
Фигура 2 не четырехугольник, потому что ее стороны пересекаются между собой.
Теперь перейдем к построению.
Перерису точки АBСD в свою тетрадь и по заданным точкам построй четырёхугольник. Измерь с помощью транспортира углы данного четырёхугольника и результаты измерений запиши в своих тетрадях.
. А . В
. C . D
⦟ А = ⦟ В = ⦟ С = ⦟D =
Какой четырёхугольник у тебя получился? Это прямоугольник, потому что все 4 угла по 90 градусов.
Такая фигура как прямоугольник очень широко встречается в современной жизни. В квартирах стены, потолок и пол также имеют форму прямоугольника. Чтобы постелить линолеум, обклеить стены обоями, положить плитку вам, конечно, пригодятся знания и умения, которые вы получите сегодня. Это и земельные участки, периметр и площадь которых необходимо уметь находить.
А теперь измерь стороны прямоугольника, который ты нарисовал.
Что заметил?(стороны попарно равны)
А как называются стороны прямоугольника? (ширина, длина)
Молодец! А как мы находим периметр? Площадь?
Запиши формулу Р=a+b+a+b. А сколько здесь а? , b? Тогда запишем формулу P=2·a+2·b. Теперь примени распределительное свойство относительно сложения и получи P=2· (a+b). Запиши в тетрадях.
А что можешь сказать о площади этой фигуры, если известно, что площадь одной клетки = 1кв. см.
Значит, чтобы измерить площадь, надо выбрать единицу (меру) площади. И площадь фигуры – это число, которое показывает, сколько мер площади можно уложить внутри этой фигуры. Отсюда мы получим, S=длина(3квадрата) умножить на ширину(пять квадратов) = 15 кв.см.
Запиши формулу нахождения площади прямоугольника:
S=a·b
А теперь выведем формулу вычисления периметра квадрата. P=a+a+a+a , т.е. P=4·a. А для площади квадрата S=a·a=a2.
Потренируся находить периметр и площадь, для этого реши и проверь себя.
Найди периметр прямоугольника и квадрата, если a=13, b=5
Решение
Р = 2 · ( а + b ) P = 4 · a
P= 2 · (13 + 5)= 36 (см) P = 4 · 8= 32 (см)
S=13·5=65 (cм2) S = a·a=a2=13·13=132=169(см2)
Физ.минутка. А теперь мы немножко отвлекись и отдохни.
Изобрази дерево
Ветер тихо клен качает
Ветер тихо клен качает
Вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два – наклон
Зашумел листвой клен.
Давай представим грибной дождик
Дождик начинает – потираем ладоши
Дождь идет сильнее - хлопаем в ладоши
Дождь идет еще сильнее – хлопки по передней части ног
Начался ливень – топаем ногами
Дождь постепенно утихает – повторяется все в обратном порядке.
А теперь мы отправимся в гости к Дяде Федору и решим задачку. Ему нужна наша помощь, так давай те же не оставим его в беде и поможем ему.
Дядя Федор решил свой земельный участок прямоугольной формы обнести забором. Периметр его участка получился 136 м,его ширина в 3 раза меньше его длины. Вычислите длину участка?
Решение
Пусть x- ширина участка, тогда длина будет 3х
Р = 2 · ( а + b )
Тогда Р = 2 · ( 3x + x ) = 136
8x=136
x = 17 м – ширина
3 · 17 = 51 м длина
Ответ: 51 м
Теперь реши самостоятельно и проверь себя.
Найдите сторону квадрата, если периметр его равен 96 см. Затем найди его площадь.
Решение:
Р = 4 · a = 96
a= 96 : 4= 24 см.
S=24·24=576 (см2)
Ответ: 24 см, 576 см2.
А теперь постарайся объяснить, какие фигуры считаются равными. В случае затруднений, вспомни как мы сравнивали отрезки и в каких случаях отрезки считаются равными.
Проверь себя, верно ли твое утверждение.
Фигуры равны, если при наложении их можно полностью совместить.
То есть у равных фигур площадь и периметр равны.
Самостоятельно зарисуй себе два произвольных прямоугольника, и сравни их, линейка тебе в этом поможет. Сделай вывод.
Сегодня ты выспомнил, то что уже знал, а также узнал и открыл для себя что то новое.
Запомни основные правила и формулы
По этой теме тебе необходимо выполнить тренировочные задания, это задания по карточкам на сайте Учи.ру по теме Геометрия.
Затем выполнить задания для контроля. На моей странице в папке «5 класс» «Урок 6. Финальный контроль. Наглядная геометрия.»