СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс 13.11.20 Теория. Наглядная геометрия. Четырехугольники. Ссылка на видео https://youtu.be/eimLPvMDmUI

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 4. Теория. Наглядная геометрия. Четырехугольники. Ссылка на видео https://youtu.be/eimLPvMDmUI

Просмотр содержимого документа
«5 класс 13.11.20 Теория. Наглядная геометрия. Четырехугольники. Ссылка на видео https://youtu.be/eimLPvMDmUI»

16.11.2020г.

Математика

5 а/б класс. Ссылка на видеоурок  https://youtu.be/eimLPvMDmUI

Тема урока: Наглядная геометрия. Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат. Формулы. Периметр и площадь многоугольника. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.



Открой тетрадь и запиши число на полях и «Классная работа» .

Ниже запиши тему урока.

Сегодня ты вспомнишь и обобщишь знания о четырехугольниках, а в частности о прямоугольнике и квадрате. Вспомнишь и узнаешь, в чем их общие свойства, а в чем различия. Научишься считать периметр и площадь по формулам. Посмотришь как приближенно измерять площадь фигур на клетчатой бумаге. Увидишь как определять равны ли фигуры по рисунку.

А для начала устная разминка.


Второй столбик закрой рукой или тетрадным листком, он нужен тебе для самопроверки. Все примеры решай устно!



Устный счет

1)

а)48+33

б) 68-39

в )81-43

г) 68-37

д) 41+54

е) 22+87

81

29

38

31

95

109

2)

а) 19+69=?

б) ?/11=7

в) ?*12= (96)

88

77

8

3) Выразить в сантиметрах:

а)1дм3см,

б)2м1дм,

в)140мм

13

210

14



Ты молодец, если справился со всеми заданиями!

Теперь посмотри на эти геометрические фигуры.

По каким признакам их можно распределить по группам? Правильно, по количеству сторон, по количеству углов. То есть на треугольники и четырехугольники. Раздели их на эти группы.



Убери группу треугольников и посмотри теперь на четырехугольники,а на какие группы и по какому признаку можно разделить эти оставшиеся фигуры? Правильно по углам, то есть на прямоугольники и непрямоугольники.



В окружающей тебя обстановке найди предметы квадратной, прямоугольной формы. Запиши по три примера в тетрадь, например: «прямоугольник:тетрадь,телевизор, стол; квадрат:ластик».



А теперь, думаю, ты без труда ответишь на следующие вопросы:

Как построить любой четырехугольник?

Какие элементы четырехугольника можешь назвать?

Как вычислить периметр четырехугольника?

Какой четырехугольник называют прямоугольником?

Какой прямоугольник называют квадратом?

Теперь проверь свои ответы:
Чтобы постороить четырехугольник надо нарисовть 4 точки и последовательно соединить их отрезками, при этом отрезки не пересекать между собой.
Элементы четырехугольника: стороны и вершины.
Периметр четырехугольника = сумма длин четырех его сторон.
Прямоугольник- это четырехугольник, у которого все углы прямые, то есть по 90 градусов.
Квадрат-это прямоугольник , у которого все стороны равны.



Запиши в тетрадь определение и запомни его:

Четырехугольник-фигура, состоящая из четырёх точек, каждые три из которых не лежат на одной прямой и четырёх отрезков, последовательно соединяющих эти точки.

Прямоугольник- это четырехугольник, у которого все углы прямые, то есть по 90 градусов.
Квадрат-это прямоугольник , у которого все стороны равны.


Посмотри на рисунок и скажи, какая из данных фигур не является четырехугольником?

Фигура 2 не четырехугольник, потому что ее стороны пересекаются между собой.


Теперь перейдем к построению.

Перерису точки АBСD в свою тетрадь и по заданным точкам построй четырёхугольник. Измерь с помощью транспортира углы данного четырёхугольника и результаты измерений запиши в своих тетрадях.


. А . В


. C . D



А = В = С = D =



Какой четырёхугольник у тебя получился? Это прямоугольник, потому что все 4 угла по 90 градусов.


Такая фигура как прямоугольник очень широко встречается в современной жизни. В квартирах стены, потолок и пол также имеют форму прямоугольника. Чтобы постелить линолеум, обклеить стены обоями, положить плитку вам, конечно, пригодятся знания и умения, которые вы получите сегодня. Это и земельные участки, периметр и площадь которых необходимо уметь находить.


А теперь измерь стороны прямоугольника, который ты нарисовал.

Что заметил?(стороны попарно равны)

А как называются стороны прямоугольника? (ширина, длина)

Молодец! А как мы находим периметр? Площадь?

Запиши формулу Р=a+b+a+b. А сколько здесь а? , b? Тогда запишем формулу P=2·a+2·b. Теперь примени распределительное свойство относительно сложения и получи P=2· (a+b). Запиши в тетрадях.

А что можешь сказать о площади этой фигуры, если известно, что площадь одной клетки = 1кв. см.

Значит, чтобы измерить площадь, надо выбрать единицу (меру) площади. И площадь фигуры – это число, которое показывает, сколько мер площади можно уложить внутри этой фигуры. Отсюда мы получим, S=длина(3квадрата) умножить на ширину(пять квадратов) = 15 кв.см.

Запиши формулу нахождения площади прямоугольника:
S=a·b

А теперь выведем формулу вычисления периметра квадрата. P=a+a+a+a , т.е. P=4·a. А для площади квадрата S=a·a=a2.


Потренируся находить периметр и площадь, для этого реши и проверь себя.

Найди периметр прямоугольника и квадрата, если a=13, b=5

Решение

Р = 2 · ( а + b ) P = 4 · a

P= 2 · (13 + 5)= 36 (см) P = 4 · 8= 32 (см)

S=13·5=65 (cм2) S = a·a=a2=13·13=132=169(см2)


Физ.минутка. А теперь мы немножко отвлекись и отдохни.

Изобрази дерево

Ветер тихо клен качает

Ветер тихо клен качает

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два – наклон

Зашумел листвой клен.

Давай представим грибной дождик

Дождик начинает – потираем ладоши

Дождь идет сильнее - хлопаем в ладоши

Дождь идет еще сильнее – хлопки по передней части ног

Начался ливень – топаем ногами

Дождь постепенно утихает – повторяется все в обратном порядке.


А теперь мы отправимся в гости к Дяде Федору и решим задачку. Ему нужна наша помощь, так давай те же не оставим его в беде и поможем ему.

Дядя Федор решил свой земельный участок прямоугольной формы обнести забором. Периметр его участка получился 136 м,его ширина в 3 раза меньше его длины. Вычислите длину участка?


Решение

Пусть x- ширина участка, тогда длина будет 3х

Р = 2 · ( а + b )

Тогда Р = 2 · ( 3x + x ) = 136

8x=136

x = 17 м – ширина

3 · 17 = 51 м длина

Ответ: 51 м



Теперь реши самостоятельно и проверь себя.
Найдите сторону квадрата, если периметр его равен 96 см. Затем найди его площадь.


Решение:

Р = 4 · a = 96

a= 96 : 4= 24 см.

S=24·24=576 (см2)

Ответ: 24 см, 576 см2.


А теперь постарайся объяснить, какие фигуры считаются равными. В случае затруднений, вспомни как мы сравнивали отрезки и в каких случаях отрезки считаются равными.

Проверь себя, верно ли твое утверждение.

Фигуры равны, если при наложении их можно полностью совместить.

То есть у равных фигур площадь и периметр равны.


Самостоятельно зарисуй себе два произвольных прямоугольника, и сравни их, линейка тебе в этом поможет. Сделай вывод.


Сегодня ты выспомнил, то что уже знал, а также узнал и открыл для себя что то новое.

Запомни основные правила и формулы

По этой теме тебе необходимо выполнить тренировочные задания, это задания по карточкам на сайте Учи.ру по теме Геометрия.

Затем выполнить задания для контроля. На моей странице в папке «5 класс» «Урок 6. Финальный контроль. Наглядная геометрия.»